Методическая разработка мероприятия Соревнования в условиях спортивного зала

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»









Соревнования
с элементами туристского многоборья
и спортивного ориентирования,
в условиях спортивного зала
.







Ченцова Евгения Сергеевна
– педагог дополнительного образования,













Старый Оскол
2015
Значение туризма в современном обществе очень велико для формирования здорового образа жизни. Походы, путешествия, экскурсии, туристские лагеря являются одним из любимых видов отдыха школьников. Это объясняется тем, что туризм отличается многообразием средств для восстановления духовных и физических сил человека. Активные движения, физические нагрузки, положительные эмоции – все это благотворно влияет на здоровье, формирование всесторонне образованной и развитой личности, полноценное физическое развитие. Настоящая методическая разработка рассчитана на подготовку и всестороннее развитие учащихся посредством туризма.
Туристы - универсально подготовленные люди. Они должны владеть элементами многих видов спорта: ориентирования и тяжелой атлетики, легкой атлетики и скалолазания, плавания и гимнастики. Без сомнения, основой туризма является туристский поход. Безопасность и технико-тактический уровень их проведения в значительной мере зависят от предпоходной подготовки, в которой большую роль играют соревнования. Одним из видов соревнований являются эстафеты. Настоящая методическая разработка рассчитана на подготовку и всестороннее развитие учащихся посредством туризма.
Эстафеты рассчитаны для учащихся 6-8 классов (средний школьный возраст). Данные эстафеты предназначены для проведения в спортивном зале зимой, когда из-за погодных условий тренировки по технике пешеходного туризма не всегда удается провести на улице, но для их проведения необходимо использование специализированного спортзала.
К специализированному спортзалу в спортивном туризме можно отнести зал, обустроенный тренажерами как для общей и специальной физической подготовки, так и специальными тренажерами для отработки техники туризма (фанерные щиты с зацепами, жесткие точки крепления веревки и др.). Преимуществами такого зала являются:
- возможность отрабатывать технику и тактику туризма в любой сезон, в любую погоду, в любое время;
- в построении эталонных дистанций или эталонов отдельных локальных препятствий любой категории сложности;
- возможна работа со спортсменами различного возраста, различного уровня спортивной подготовки;
- здесь есть возможность менять, перестраивать, модифицировать различные препятствия (дистанции) согласно программам, возрасту, уровню подготовки, определенным целям и задачам тренировки или соревнований;
- есть возможность применять стандартные формы, методы обеспечения безопасности и различное стандартное (и нестандартное) оборудование;
- имеется возможность одновременной работы нескольких микрокоманд или всех тренирующихся сразу;
- более продуктивно используется время тренировки;
- можно создать большую наглядность и зрелищность как тренировочного, так и соревновательного процесса.
Эстафеты включают в себя технически простые этапы (жерди, траверс, узлы) и технически сложные (навесная переправа). Так же используются элементы спортивного ориентирования (ориентирование в условиях школы).
Этапы должны быть оборудованы так, чтобы команды могли работать параллельно, иначе данные эстафеты потеряют зрелищность.
Для успешного проведения эстафет, помимо туристского снаряжения и подготовки этапов, учащиеся должны владеть знаниями правил соревнования и быть практически подготовленными для прохождения этапов.
Данная методическая разработка рассчитана для применения педагогами, работающими в объединениях спортивно-туристского профиля. Так же может использоваться учителями физической культуры для проведения спортивных праздников.





Условия прохождения этапов эстафеты.

Движение по жердям.
Этап оборудован тремя опорами и двумя жердями для каждой команды (в качестве опор используются старые автомобильные покрышки). По команде «Марш» первый участник движется по жердям, укладывая их на опоры. Оба конца жерди, во время движения по ним, должны находится на опорах. Не допускается использовать жердь в качестве шеста, перепрыгивать с опоры на опору. Перед стартом жерди лежат рядом с первой опорой. После прохождения этапа участник возвращает жерди к первой опоре и передает эстафету следующему участнику команды. Все последующие участники проходят этап также как и первый участник (рис.1).

Рис.1. Движение по жердям.

Узлы.
Этап оборудован карточками с указанием названий узлов и репшнурами (6 мм или 8 мм длиной 1 м). По команде «Марш» первый участник команды берет первую карточку и вяжет указанные на ней узел. После этого передает эстафету следующему участнику. Все последующие участники проходят этап также, как и первый участник.
Узлы, рекомендуемые для применения на этапе: прямой, встречный, проводник, проводник «восьмерка», двойной проводник, австрийский проводник.

Навесная переправа.
Этап оборудован сдвоенными перилами, натянутыми по длине зала для каждой команды. На перилах обозначены опасные точки этапа. По команде «Марш» первый участник начинает движение по перилам. Переправа может быть нагружена только одним участником. Участники переправляются по навесной переправе.
Запрещается загрузка перил (оттягивание вниз) другими участниками. Разрешается взаимопомощь в процессе пристежки к перилам и отстежки. После отстежки первого участника, начинает работу на этапе второй участник и т.д. (рис. 2).

Рис.2. Движение по навесной переправе.

Траверс.
Этап оборудован перилами, закрепленными на гимнастической стенке, и имеет 5 промежуточных пунктов страховки для каждой команды. По команде «Марш» первый участник начинает работу на этапе.
Участник проходит этап без потери страховки (самостраховки). Для организации страховки при движении по перилам на траверсе участник использует «усы» самостраховки, идущие от грудного перекрестья страховочной системы.
После прохождения этапа первый участник передает эстафету следующему участнику команды. Все последующие участники проходят этап также, как и первый участник (рис.3).

Рис.3. Траверс.

Ориентирование.
Этап заключается в ориентировании в здании школы по схеме школы. Перед стартом каждая команда получает карту-образец и в течении одной минуты участники команды стараются запомнить расположение топографических объектов и знаков на ней. По истечении минуты, карту забирают. По команде «Марш» первый участник получает схему школы (приложение 1), на которой обозначены места расположения фрагментов карты (которую давали перед стартом для запоминания) и начинает ориентироваться по школе, используя схему школы, чтобы найти первый фрагмент карты. После нахождения фрагмента карты, участник возвращается и передает схему школы другому участнику и т.д.
Побеждает та команда, которая быстрее соберет все фрагменты карты и из этих фрагментов по памяти правильно сложит карту. Количество фрагментов карты зависит от количества участников.



Комбинированный этап.
Этап заключается в последовательном прохождении участниками этапов, рассмотренных выше. Каждый из участников проходит свой этап, выбранный заранее:
жерди;
узлы;
навесная переправа;
узлы;
траверс
узлы.
Второй участник начинает работу на своем этапе только после того, как первый участник передаст ему эстафету и т.д.

Подведение итогов.
За победу на каждом из этапов команда получает 2 очка, за проигрыш – 1 очко. По окончанию соревнований суммируются все очки, заработанные командами. Команда, набравшая большее количество очков, становится победителем. В случае равенства очков, победитель определяется по приоритетному этапу (комбинированному), то есть команда, победившая на этом этапе при равенстве очков, является победительницей (рис.4).











ЛИТЕРАТУРА
1. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
2. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000.
3. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
4. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм. – М.: ЦДЮТур РФ, 1997.
5. Уваров В.А., Козлов А.А. В поход пешком. – М.: Советский спорт, 1988.






















Приложение 1










13PAGE 15


13PAGE 14215




15