Методы научного познания природы
5 класс, § 2
Тема: Методы научного познания природы
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения природы через практическую деятельность.
Задачи урока:
образовательная – расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;
развивающая – формировать интерес к экспериментальной и исследовательской работе; развивать творческую активность, внимательность;
воспитательная – научить применять теоретические знания на практике; совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Оборудование и материалы: термометр, компас, барометр, измерительная лента, лупы, микроскопы, весы, колбы, мерный цилиндр, речной песок, сахарный песок, микропрепараты простейших, магнит, пипетка, раствор йода, клубень картофеля, химические стаканы, железный гвоздь, пробка, поваренная соль.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы: информационно-развивающие: рассказ с элементами беседы, работа учащихся с учебником; наглядные методы: использование приборов; практические: проведение наблюдений, опытов, измерений при помощи приборов; контроль.
Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.
Предварительная подготовка к уроку: класс делится на четыре группы.
Используемые технологии:
ИКТ – работа с интерактивным оборудованием; просмотр видеоролика по изучаемой теме.
Здоровьесберегающие технологии – перед рефлексией с учащимися проводится физкультминутка.
Технология критического мышления – согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление содержания и рефлексия. На стадии вызова необходимо вызвать «на поверхность» имеющиеся у учащихся знания. Если знаний у детей мало, учитель помогает сформулировать вопросы или предположения. На этом этапе важно не отвергать и не поправлять любые высказывания учеников, даже если они кажутся неправильными. Стадия вызова осуществляет важную функцию технологии: школьники с помощью вопросов и предположений сами ставят перед собой конкретные цели изучения нового материала. На стадии вызова использовалась беседа учителя с учащимися по теме урока с последующим заполнением схемы.
На стадии осмысления содержания дети читают текст, слушают учителя, смотрят фильм и стараются найти ответы на поставленные вопросы. На данном этапе урока была использована групповая работа. Учащиеся выполняли практические задания по группам.
На стадии рефлексии происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики задают новые вопросы, выдвигают новые предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях и формулируют новые цели познания. Учащимся было предложено задание выбрать и закончить фразы, характеризующие проведенный урок.
Технология групповой работы – данная технология дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Учащиеся распределены по 4 группам.
На уроке применяется технология дифференцированного обучения. Учащимся предлагается домашнее задание различного уровня сложности. Каждый ученик выбирает заданием сам в зависимости от степени своей подготовленности. Уровневая дифференциация способствует тому, что сильные ребята утверждаются в своих способностях, а менее подготовленные дети получают возможность испытать учебный успех и избавиться от комплекса неполноценности.
Ход урока:
Организационный момент.
В начале урока используется прием «Я желаю». Перед каждым учащимся лежит стикер. Ученики должны написать своему соседу по парте пожелание на сегодняшний урок.
Стадия вызова.
Беседа учителя с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих классах.
Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой?
Вопрос: Чему научился человек у природы? Какие способы изучения природы вам знакомы?
Ответы учащихся.
Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.
Составление схемы на тему «Методы изучения природы».
Схема «Основные методы изучения природы»
Наблюдение
Эксперимент, или опыт
Измерение
III. Стадия осмысления содержания.
Сообщение темы урока, постановка познавательной задачи: выяснить, как, какими методами можно изучать природу?
На данном этапе урока учащиеся работают с учебником (с. 6–7), слушают рассказ учителя, сопровождающийся показом презентации и видеороликов, выполняют практические задания в группах.
Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдении как одном из способов изучения природы, об использовании наблюдений в практической деятельности человека.
Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.
Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов. Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.
Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.
Вопрос: – Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.
– А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?
Ответы учащихся.
Вопрос: – Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?
Ответы учащихся.
Рассказ учителя с элементами беседы об эксперименте как способе изучения природы, при котором в лаборатории воспроизводятся природные явления, о значении эксперимента в практической деятельности человека.
Эксперимент – (лат. слово experimentum означает «проба, опыт, доказательство») – это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления.
На основе данных, полученных при наблюдениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте. С помощью экспериментов выясняются особенности процессов, протекающих в живых и неживых телах. В эксперименте то или иное явление можно повторить несколько раз, изучить при различных условиях. С помощью опытов изучают поведение животных. Перелетные птицы в своих длительных перелетах ориентируются по Солнцу, звездам. Изменяя направление солнечных лучей, с помощью зеркальца, ученые смогли изменить траекторию движения полета.
Вопрос: – Какие приборы необходимы для проведения эксперимента?
Ответы учащихся.
Измерения – как метод познания природы.
Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями. Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.
Вопрос:
– Какие измерения проводятся при изучении природы?
– Какие измерительные приборы вам известны?
Ответы учащихся.
Физкультминутка. Звучит танцевальная казахская мелодия «Jызыл ™рік». Учащимся предлагается встать и выполнить разминку.
IV. Стадия рефлексии.
Подведение итогов урока. Просмотр видеоролика о методах изучения природы.
Рефлексивный прием «Гномик». Перед учащимися лежат 2 картинки гномиков: веселый и грустный. Каждый ученик выбирает того гномика, который отражает их впечатление о проведенном уроке. Гномика прикрепляют к тетради.
V. Домашнее задание:
А. читать §2, выучить определения.
С. * Творческое задание. Проведите наблюдения за природным явлением (выберите любое на ваше усмотрение).
Рисунок 18Рисунок 1915