РП по курсу Занимательный русский язык в 6 классе
Планируемые результаты
Личностные:
-развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;
-понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.Метапредметные:
-развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
-владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные:
- знать/ понимать/ уметь · владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
- работать над расширением словарного запаса;
- применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
2. Содержание курса
Из истории русского языка. (5часов) Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Первоучители словенские. Славянская азбука. Азбучный имяслов. История буквы ЯТЬ.
Падение редуцированных и последствия этого процесса. «Вначале было слово…» (13 часов) О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? Прозвища как объект научного изучения.
Происхождение прозвищ. «Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов) К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр.
Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу. Качества хорошей речи (7часов) Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. История современных знаков препинания. Трудно ли говорить по – русски? «Наш дар бессмертный - речь» Итоговое занятие.
Тематическое планирование курса «Занимательный русский язык»
№ Тема Основные виды деятельности Кол-во часов Дата Дата
1 Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Лекционное занятие. 1 07.09 02.09
2 Первоучители словенские. Славянская азбука. Подготовка сообщений, практические задания 1 14.09 09.09
3 Азбучный имяслов. Индивидуальная и групповая работа: чтение названий букв кириллицы, отличие ее от глаголицы. 1 21.09
16.09
4 История буквы ЯТЬ. Сбор материала и анализ. 1 28.09 23.09
5 Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка. Сбор материала и анализ. 1 05.10 30.09
6 О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк- горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Просмотр сказки. Индивидуальная и групповая поисковая работа 1 12.10 07.10
7 Историзмы, архаизмы, неологизмы. Сбор материала и анализ. 1 19.10 14.10
8 Литературный язык и местные говоры. Заочное путешествие. 1 26.10 21.10
9 Лексические диалектные различия и их типы. Сбор материала по тематическим группам лексики 1 09.11 28.10
10 Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Работа с тестом. 1 16.11 11.11
11 Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие 1 23.11 18.11
12 Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие. 1 30.11 25.11
13 Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Создание самодельных книжек сказок или выпуск сборника сказок. 1 07.12 02.12
14 Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Индивидуальная и групповая поисковая работа. 1 14.12 09.12
15 Молодёжный сленг и отношение к нему. Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения, 1 анализ собранного материала. 1 21.12 16.12
16 Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. Сбор материала по истории личных имен, отчеств. 1 23.12
17 История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? Сбор материала по истории личных фамилий. 1 18 Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ. Сбор материала и обработка. 1 19 К истокам слова. Почему мы так говорим? Составление «биографии» слова. 1 20 Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Элементы игровых технологий. 1 21 Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. Составление «паспорта» слова 1 22 «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Наблюдение за языком 1 23 Как правильно употреблять слова. Сбор материала и анализ 1 24 Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Анализ произведений УНТ, создание своих загадок. 1 25 Богатство русского языка (синонимы, антонимы) Работа со словарями 1 26 Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Работа с текстами. 1 27 Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Составление памятки «Как написать письмо». 1 28 Напиши письмо Другу. Создание творческих работ. 1 29 Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Лекционное занятие. 1 30 Ударение в словах Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций. 1 31 Орфоэпические нормы русского языка Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие 1 32 История современных знаков препинания. Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие. 1 33 Трудно ли говорить по-русски? Практическое занятие. 1 34 «Наш дар бессмертный - речь» Защита проекта. 1 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №40» города Смоленска
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол №
от «___»_________2016 СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
________Т.С. МаксименковаУТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СШ №40»
__________И.В. Новикова
Приказ №_____от_________
Рабочая программа покурсу «Занимательный русский язык»
Составитель: Никитина Юлия Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
5214620105410002016