План — конспект урока по химии на тему Обобщение по теме Электролитическая диссоциация (8 класс)

52
Дата: 19.03.2014г.

Тема: Обобщение по теме «Растворы. Электролитическая диссоциация».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Растворы и электролитическая диссоциация».

Задачи урока:
Закрепить умения учащихся различать чистые вещества и смеси веществ, однородные и неоднородные смеси.
Закрепить умения учащихся различать сильные и слабые электролиты.
Закрепить умения учащихся различать нейтральную, кислую и щелочную среды.
Закрепить навыки учащихся в составлении уравнений диссоциации кислот, оснований, солей.
Закрепить навыки учащихся в решении расчётных задач с использованием физической величины «массовая доля растворённого вещества».

Тип урока: обобщение изученного материала.

Оборудование: ПСХЭ, таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», раздаточный материал, учебник И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская изд. «ОНИКС 21 век», «Мир и образование» 2010 г.

Ход урока: I. Организация класса.
II. Анализ практической работы по теме «Определение рН раствора»
Проверка домашнего задания:
Стр. 153 № 1
Стр. 153 № 2
Стр. 153 № 3
IV. Фронтальный опрос:
1) Что такое чистые вещества, что такое смеси? Привести примеры.
2) Какие бывают смеси? Что такое неоднородные смеси? Что такое однородные смеси?
Привести примеры.
3) Что такое неэлектролиты, электролиты? Примеры.
4) Какие бывают электролиты? Что такое сильные электролиты? Что такое слабые
электролиты? Привести примеры.
5) Что такое электролитическая диссоциация?
6) Что такое средние соли в свете электролитической диссоциации?
7) Что такое кислые соли в свете электролитической диссоциации?
8) Что такое кислоты в свете электролитической диссоциации?
9) Что такое основания в свете электролитической диссоциации?
10) Что такое нейтральная среда раствора?
11) Что такое кислотная среда раствора?
12) Что такое щелочная среда раствора?
13) Что такое индикаторы? Какие индикаторы используют на практике?

Индивидуальные задания:
Из предложенного списка веществ выбрать неэлектролиты:
H2O (морская ), Na2SO4, BaSO4, глюкоза, Al(OH)3, NaOH (кристаллический), LiCl, спирт, Ca(NO3)2, H3PO4, бензол.

Из предложенного списка веществ выбрать электролиты:
H2SO4, NaCl(кристалл.), Mg(OH)2, Ba(NO3)2, сахароза, AgCl, Al2(SO4)3, эфир, BaS, FeCl2, уксус, бензин.

Из предложенного списка веществ выбрать простые ионы:
Na+, SO42-, OH-, Ca2+, PO43-, K+, S2-, NO3-, Al3+, Cl-, NH4+

Из предложенного списка веществ выбрать сложные ионы: Li+, CO32-, Fe2+, SiO32-, SO32-, Ca2+, NH4+, Zn2+, Cu2+, OH-, I-, NO3-

Из предложенного списка веществ выбрать катионы:
Na+, SO42-, OH-, Ca2+, PO43-, K+, S2-, NO3-, Al3+, Cl-, NH4+

Из предложенного списка веществ выбрать анионы:
Li+, CO32-, Fe2+, SiO32-, SO32-, Ca2+, NH4+, Zn2+, Cu2+, OH-, I-, NO3-


Составить уравнения диссоциации электролитов:
1) HCl, NaOH, KNO3, Li2S; HNO3, KOH, NaCl, K2SO4 (2уч
·-ка )

2) H2SO4, Ba(OH)2, Ca(NO3)2; H3PO4, Ca(OH)2, Na3PO4 (2уч-ка )

3) H2SO4 (2 ступени), Al2(SO4)3; H2CO3 (2 ступени), Fe2(SO4)3 ; H3PO4 (3 ступени), CuSO4. (3уч-ся)

Выписать из предложенного списка формул отдельно формулы сильных и слабых электролитов:
H2SiO3, Mg(OH)2, H2SO4, MgSO4, CaCl2, NaOH, K3PO4, H2O, CH3COOH.

Домашнее задание: повт. пар. 36 – 42, задачи в тетради:
для школьной аптечки требуется 2%-ный раствор соды (NaHCO3). Вычислите массы соды и воды, необходимые для приготовления 250г такого раствора.
Из 700г раствора с массовой долей серной кислоты 50% выпариванием удалили 100г воды. Вычислите массовую долю (в процентах) серной кислоты в оставшемся растворе.



Раздаточный материал.

Обобщение по теме: «Растворы. Электролитическая диссоциация».


Из предложенного списка веществ выбрать неэлектролиты:
H2O (морская ), Na2SO4, BaSO4, глюкоза, Al(OH)3, NaOH (кристаллический), LiCl, спирт, Ca(NO3)2, H3PO4, бензол.

Из предложенного списка веществ выбрать электролиты:
H2SO4, NaCl(кристалл.), Mg(OH)2, Ba(NO3)2, сахароза, AgCl, Al2(SO4)3, эфир, BaS, FeCl2, уксус, бензин.

3.Из предложенного списка веществ выбрать простые ионы:
Na+, SO42-, OH-, Ca2+, PO43-, K+, S2-, NO3-, Al3+, Cl-, NH4+

4.Из предложенного списка веществ выбрать сложные ионы: Li+, CO32-, Fe2+, SiO32-, SO32-, Ca2+, NH4+, Zn2+, Cu2+, OH-, I-, NO3-

5.Из предложенного списка веществ выбрать катионы:
Na+, SO42-, OH-, Ca2+, PO43-, K+, S2-, NO3-, Al3+, Cl-, NH4+

6.Из предложенного списка веществ выбрать анионы:
Li+, CO32-, Fe2+, SiO32-, SO32-, Ca2+, NH4+, Zn2+, Cu2+, OH-, I-, NO3-

7.Составить уравнения диссоциации электролитов:
1) HCl, NaOH, KNO3, Li2S; HNO3, KOH, NaCl, K2SO4 (2уч-ка)

2) H2SO4, Ba(OH)2, Ca(NO3)2; H3PO4, Ca(OH)2, Na3PO4 (2уч-ка)

3) H2SO4 (2 ступени), Al2(SO4)3; H2CO3 (2 ступени), Fe2(SO4)3 ; H3PO4 (3 ступени), CuSO4 (3уч-ся )

8.Выписать из предложенного списка формул отдельно формулы сильных и слабых электролитов:
H2SiO3, Mg(OH)2, H2SO4, MgSO4, CaCl2, NaOH, K3PO4, H2O, CH3COOH.

Домашнее задание: повт. пар. 36 – 42, задачи в тетради:
1)Для школьной аптечки требуется 2%-ный раствор соды (NaHCO3). Вычислите массы соды и воды, необходимые для приготовления 250г такого раствора (кат. А,В).
2)Из 700г раствора с массовой долей серной кислоты 50% выпариванием удалили 100г воды. Вычислите массовую долю (в процентах) серной кислоты в оставшемся растворе. (кат. С)


15