Урок на тему: Реакции ионного обмена в растворах электролитов. Условия их протекания до конца.

Реакции ионного обмена в растворах электролитов.
Условия их прохождения.
Ионные уравнения.
Цель:
выяснить, в чем сущность реакций ионного обмена; условия необратимости реакций ионного обмена;
сформировать умение предсказывать обратимость химических реакций;
научиться составлять полные и сокращенные ионные уравнения;
формировать у учащихся умения адекватно анализировать свою деятельность в соответствии с достижениями цели урока составлять алгоритм своих действий и использовать его для решения проблемы,
формировать умения общаться высказывать свою точку зрения, кратко излагать ее, учиться слушать товарищей, выражать свое мнение.
Оборудование:
Структура урока:
30 минут.
1.Постановка проблемы перед учащимися.
2. Краткое решение проблемного вопроса, установка темы и целей урока.
3. Актуализация опорных знаний. Работа с терминами.
4. Самостоятельная работа по карточкам, проверка знаний учащихся.
5. Сообщение учащихся по теме: «Новости в сфере электролитов».
30 минут.
6. Изучение нового материала, решение ионных уравнений на доске, демонстрация обратимых реакций.
7. Тренажер.
30 минут.
8.Закрепление материала, выполнение лабораторной работы по дифференцированным заданиям.
9. Обобщение и систематизация материала.
10.Рефлексия.
11. Домашнее задание.
12.Подведение итогов урока.
Ход урока:
30 минут.
1.Наш сегодняшний урок мы начнем не совсем обычно. Я не буду говорить тему и цели урока, а просто столкну вас с небольшой проблемой, решить которую нам с вами предстоит. А вы уже сами постараетесь определить тему, цели и задачи нашего урока.
Напомню только, что мы с вами изучаем электролитическую диссоциацию и электролиты. Как же реагируют электролиты между собой, вступают ли они в химические реакции?
Демонстрация: осуществим три реакции:
Опыт 1. Смешивание растворов CuSO4 и NaOH.
Опыт 2. Смешивание растворов Na2CO3 и HCl.
Опыт 3. К раствору NaOH добавляют фенолфталеин и приливают раствор HCl.
2.
- что мы наблюдаем в результате каждой из реакций? Осадок, газ, реакция нейтрализации, в результате которой получается вода ( слабодиссоциирующее вещество)
- Есть ли признаки реакции?
- К какому типу реакций относятся реакции, проведенные в опыте?
- Какие частицы находятся в растворах электролитов?
-Что же является предметом разговора сегодня на уроке? Как же мы сформулируем тему урока?
- Какие цели ставит перед собой наш урок?
Формулируем тему и цель урока, пишем тему в тетради.
3. Актуализация опорных знаний, работа по терминам.
Термины: электролиты, неэлектролиты, ЭЛД, кислоты, основания, соли с точки зрения ЭЛД, сильные и слабые электролиты, степень диссоциации, ионы, катионы, анионы.
4. Самостоятельная работа по карточкам, задания дифференцированы по вариантам.
Вариант 1. 4-6 баллов.
Составьте уравнения электролитической диссоциации предложенных веществ:
HNO3= H3PO4=
NaOH= KOH=
CaCl2= K2SO4=
Вариант 2. 7 – 9 баллов.
Составьте формулы солей, образованных следующими металлами и кислотами, и напишите уравнения их диссоциации:
А. Алюминий и сульфатная кислота.
Б. Барий и нитратная кислота.
В. Магний и хлоридная кислота.
Г.Натрий и сульфитная кислота.
Д. Ферум (2) и нитратная кислота.
Е. Литий и фосфатная кислота.
Вариант 3. 10- 12 баллов.
В растворе обнаружены ионы Na+, Ca2+, H+, CL-, SO4 2-, OH-. При растворении каких веществ могли образоваться такие ионы. Напишите формулы этих веществ, укажите класс, к которому они относятся, и составьте уравнения их ЭЛД.
Краткий анализ самостоятельной работы, самоанализ учащихся их самостоятельное оценивание своей работы.
5. Сообщение учащихся по теме: «Новости в сфере электролитов».
30 минут.
6. Изучение нового материала.
Итак, тема и цель урока нам известны. Попытаемся же выяснить, что такое реакции ионного обмена.
Реакции ионного обмена – это реакции между ионами в растворах электролитов.
Мы уже выяснили, что эти реакции проходят при условии выпадения осадка, выделения газа или образования малодиссоциирующего вещества – воды. В таком случае они проходят только в одном направлении и являются необратимыми.
Рассмотрим более подробно механизм прохождения таких реакций.
Работа у доски: составим уравнение между купрум сульфатом и натрий гидроксидом в молекулярном виде. А теперь распишем вещества в виде ионов, в котором они присутствуют в растворе. Это полное ионное уравнение. Внимание – купрум (2) гидроксид не растворим, выпадает в осадок и на ионы не диссоциирует. Обратите внимание, какие ионы остались без изменения в растворе? Их можно сократить. Перепишем то, что осталось. У нас получилось сокращенное ионное уравнение.
Сокращенное ионное уравнение показывает истинную суть химической реакции, то есть, какие именно ионы реально реагируют между собой.
Почему это реакция необратимая? Потому что, ряд ионов уходит из реакционной среды ( осадок ), и реакция проходит только в одном, прямом направлении.
Таким же образом учащиеся разбирают уравнения взаимодействия натрий карбоната и хлоридной кислоты и реакцию нейтрализации натрий гидроксида и хлоридной кислоты. Отмечают условия прохождения этих реакций, выделение газа и образование воды. Вода на ионы не диссоциирует, газ выводится из реакционной среды, реакция проходит в одном направлении. Составляются полные и сокращенные ионные уравнения. Разбирается суть этих химических реакций. Можно обратить внимание на то, что какая бы кислота и основание не брались для реакции нейтрализации, сокращенное ионное уравнение будет одно и тоже, а значит и суть реакции нейтрализации одинакова.
Демонстрация. Смешаем два раствора – калий нитрата и натрий сульфата. Наблюдаем ли мы признаки химической реакции? Можно ли утверждать, что проходит химическая реакция?
Составим молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнение этой реакции. Мы видим, что все ионы остаются в растворе без изменения. То есть фактически, мы получаем раствор, содержащий набор ионов, которые не реагируют друг с другом, и такая реакция может протекать, как в прямом, так и в обратном направлении, то есть является обратимой.
7. Тренажер.
Работа с учебником: № 94, ( а, б ), страница 61. Даны сокращенные ионные уравнения. По этим схемам подобрать необходимые вещества и составить молекулярные и полные ионные уравнения.
30 минут.
8. Закрепление и отработка материала, выполнение лабораторной работы по группам, с дифференцированными заданиями.
Лабораторный опыт № 2, 3, 4, : «Реакции ионного обмена, которые сопровождаются выпадением осадка, выделением газа и образованием воды».
Оформление Л.р. в тетради, указать тему и цель работы, оборудование.
Вариант 1. 4-7 баллов.
Осуществите практически такие реакции, укажите условия их прохождение, напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
FeCL2 + NaOH =
NaOH + HNO3 =
K2CO3 + HCL =
Вариант 2. 7 – 9 баллов.
Какие из предложенных реакций практически осуществимы? Проведите их на практике, укажите условия их прохождение, напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
Na2SO4 + CuCL2 =
CuSO4 + NaOH =
KOH + HCL =
Na2 CO3 + H2SO4 =
Ba(NO3)2 + KCL =
Вариант 3 . 10 – 12 баллов.
Осуществите практически реакции, которые отвечают данным сокращенным инонным уравнениям, укажите условия их прохождение, напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
Ba2+ + SO4 2- =
H+ + OH - =
CO3 2- + 2H + =
Самоанализ лабораторной работы, выборочно заслушать выводы по работе и уроку.
9. Обобщение и систематизация материала.
- Какова была тема и цель урока?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
- Что такое реакции ионного обмена?
- При каких условиях они протекают до конца?
-Что такое полные и сокращенные ионные уравнения?
-В чем суть сокращенного ионного уравнения?
-Что такое необратимые реакции?
- Что такое обратимые реакции?
– В чем суть обратимых реакций?
10.Рефлексия.
11. Домашнее задание. П.9, 10. 3№ 93(а, б) – 4-6 баллов, № 95 , - 7-9 балов, № 98 – 10 – 12 баллов.
12.Подведение итогов урока.












































Министерство образования Автономной Республики Крым.












Урок для 9 классов по теме:



Реакции ионного обмена в растворах электролитов.
Условия их прохождения.
Ионные уравнения.











Урок разработан
учителем химии
1 категории
ОШ № 33
Филиной Л.И.







Симферополь, 2012.


15