Реакции ионного обмена в растворах

Тема урока: «Реакции ионного обмена»

Цели урока:
*Закрепить понятия ионных реакций, умение составлять общие и ионные уравнения, познакомить с применением ионных реакций в аналитических целях.

*Развить навыки наблюдения, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, делать выводы.

*Способствовать дальнейшему научному развитию научного мировоззрения на основе взаимосвязи свойств и строения.

Оборудование:
Таблицы: «Растворимость в воде кислот, солей, оснований», «Качественные реакции на ионы».
растворы солей CuSO4., Na2SO4, NaCL, BaCL2, Ba(NO3)2., растворы соляной и серной кислот, щелочей , пробирки.

Опыт 1.
На столах: Растворы хлорида бария, сульфата натрия, штатив с пробирками -1шт.

Опыт 2.
На столах: раствор серной кислоты (1:5), раствор нитрата бария, штатив с пробирками 1шт.
Опыт 3.
На столах: растворы карбоната натрия, соляной кислоты (1:2),штатив с пробирками -1шт.
Опыт 4.
На столах: растворы фенолфталеина, гидроксида натрия, серной кислоты (1:5), штатив с пробирками -1шт.



ХОД УРОКА
Организационный момент
Проверка домашнего задания: 18 упр5,6 стр.74

















2. Новый материал

Тема урока : «РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА»

Реакции, протекающие между ионами, называются реакциями ионного обмена.
Реакции ионного обмена в водных растворах могут протекать обратимо и необратимо.
.?.Приведите пример обратимой реакции.
-Учащиеся приводят пример обратимой реакции- гидролиза.
Необратимо или до конца, реакции протекают в том случае, если в результате образуются нерастворимые, газообразные или малодиссоциирующие вещества.
Рассмотрим протекание необратимых реакций ионного обмена с точки зрения теории электролитической диссоциации.
1 случай - реакцию идущую с образованием нерастворимого вещества.
Рассмотрим реакцию, протекающую при сливании раствора хлорида бария и сульфата натрия.
Опыт 1.
В пробирку налейте 5мл раствора хлорида бария и добавьте 2-3 капли сульфата натрия.
Что наблюдаете?
Запишите уравнения химической реакции.
Учащиеся отмечают выпадение белого осадка

BaCI2 + Na2 SO 4 = Ba SО4 + 2NaCI (молекулярное уравнение)

Ba 2- + 2CI- + 2Na+ + SO24- = BaSO4 + 2Na+ + 2CI - (полное ионное
уравнение)

Ba2+ + SO4 2- = BaSO4 (сокращенное ионное уравнение)

Сокращенное ионное уравнение выражает сущность химической реакции .
Сокращенное ионное уравнение показывает, что в результате этой реакции из ионов, входящих в состав сильных электролитов, образовались молекулы неэлектролита.
Это реакция необратимая, т.к. выделившийся осадок покинул сферу реакции.
А теперь рассмотрим реакцию протекающую при сливании растворов нитрата бария и серной кислоты.
Опыт 2.
В пробирку налейте 5мл раствора нитрата бария и добавьте 2-3 капли серной кислоты (1:5)
Что наблюдаете?
Запишите уравнение химической реакции,
Учащиеся отмечают выпадение белого осадка.
Ученик у доски записывает уравнение химической реакции.


Ba(NO3 )2 + H2 SO4 = BaSO 4 + 2HNO3

Ba2+ + 2NO- + 2H+ + SO42- = BaSO4 + 2H+ +2NO3-

Ba 2+ + SO42- = BaSO4

Реакция свелась к взаимодействию ионов бария и сульфат ионов, в результате которого образовалось вещество BaSO4 - неэлектролит.
При этом неважно, в состав каких веществ входили эти ионы до их взаимодействия.
Можно взять любые растворимые соли бария и любой раствор содержащий сульфат ион - SO42- .
2- случай, когда в результате реакции обмена образуется газообразное вещество.
Проведем реакцию между растворами карбоната натрия и соляной кислотой.

Учащиеся отмечают бурное выделение газообразного вещества, газа без цвета, запаха.
CO2

Na2 CO3 +2HCI = 2NaCI + H2 CO3
H 2O

2Na+ + CO 32- + 2H+ + 2CI- = 2Na+ + 2CI- + CO 2 + H 2O

CO32- + 2H+ = CO2 + H 2O

Сокращенное ионное уравнение показывает, что в результате этой реакции из ионов, входящих в состав сильных электролитов, образовались молекулы неэлектролита.
И в данном случае при взаимодействии любой растворимой карбонатной соли и раствора любой кислоты будет образовываться газообразное вещество -углекислый газ.
Реакция необратимая т.к. продукт реакции углекислый газ уходит из сферы реакции.
Рассмотрим последний 3 случай, когда образуется в результате ионного обмена малодиссоциирующее вещество.
Проведем реакцию между раствором гидроксида натрия и серной кислотой.
Опыт 4.
В пробирку налейте 5мл раствора гидроксида натрия и добавьте каплю фенолфталеина.
Нейтрализуйте щелочь приливанием раствора серной кислоты (1:5).
Что наблюдаете?
Запишите уравнения химической реакции.
Учащиеся отмечают окрашивание раствора щелочи в малиновый цвет при добавлении фенолфталеина, после нейтрализации раствором кислоты - обесцвечивание.

Ученик у доски записывает уравнение химической реакции.

2NaOH + H2 SO4 = Na2 SO 4 + 2H2 O

2Na+ +2OH- + 2H ++ SO42- = 2Na+ + SO42- + 2 H2 O

2OH- + 2H+ = 2H2 O | : 2

ОН - + Н + = Н2 О

Эта реакция также сводится к образованию из ионов сильных электролитов молекул слабого электролита – воды.
Реакция необратима, т.к. образуется малодиссоциирующее вещество –вода.
Таким образом, можно вывести общее правило.
Реакции в растворах электролитов протекают необратимо, если происходит взаимодействие ионов сильных электролитов с образованием слабого электролита (неэлектролита).


Реакции ионного обмена имеют большое практическое значение.
В качественном химическом анализе для обнаружения ионов
используются аналитические (качественные) реакции, сопровождающиеся видимым эффектом: выпадение или растворением осадка, образованием или изменением окраски, выделением газов, которые лежат в основе Аналитической химии.
Аналитическая химия – наука о методах определения состава вещества.
Аналитические реакции лежат в основе решения многих экологических проблем.
Решить одну из экологических проблем – очистки сточных вод – позволяют аналитические реакции.

.Закрепление знаний, умений, навыков

Давайте и мы попробуем решить одну из таких задач.

ЗАДАЧА
В сточных водах аккумуляторного цеха содержится губительное для живых организмов количество ионов свинца, меди, железа.
Предложите метод очистки этой воды от указанных ионов.

.Домашнее задание

17 , с 68
У.3 с 74



























Опыт 1.
В пробирку налейте 5мл раствора хлорида бария и добавьте 2-3 капли сульфата натрия.
Что наблюдаете?
Запишите уравнения химической реакции.
Опыт 2.
В пробирку налейте 5мл раствора нитрата бария и добавьте 2-3 капли серной кислоты (1:5)
Что наблюдаете?
Запишите уравнение химической реакции,
Опыт 3.
В пробирку налейте 5мл раствора карбоната натрия и добавьте 2-3 капли раствора соляной кислоты (1:2).
Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции.
Опыт 4.
В пробирку налейте 5мл раствора гидроксида натрия и добавьте каплю фенолфталеина.
Нейтрализуйте щелочь приливанием раствора серной кислоты (1:5).
Что наблюдаете?
Запишите уравнения химической реакции.
Опыт 1.
В пробирку налейте 5мл раствора хлорида бария и добавьте 2-3 капли сульфата натрия.
Что наблюдаете?
Запишите уравнения химической реакции.
Опыт 2.
В пробирку налейте 5мл раствора нитрата бария и добавьте 2-3 капли серной кислоты (1:5)
Что наблюдаете?
Запишите уравнение химической реакции,
Опыт 3.
В пробирку налейте 5мл раствора карбоната натрия и добавьте 2-3 капли раствора соляной кислоты (1:2).
Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции.
Опыт 4.
В пробирку налейте 5мл раствора гидроксида натрия и добавьте каплю фенолфталеина.
Нейтрализуйте щелочь приливанием раствора серной кислоты (1:5).
Что наблюдаете?
Запишите уравнения химической реакции.



Опыт 1.
В пробирку налейте 5мл раствора хлорида бария и добавьте 2-3 капли сульфата натрия.
Что наблюдаете?
Запишите уравнения химической реакции.
Опыт 2.
В пробирку налейте 5мл раствора нитрата бария и добавьте 2-3 капли серной кислоты (1:5)
Что наблюдаете?
Запишите уравнение химической реакции,
Опыт 3.
В пробирку налейте 5мл раствора карбоната натрия и добавьте 2-3 капли раствора соляной кислоты (1:2).
Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции.
Опыт 4.
В пробирку налейте 5мл раствора гидроксида натрия и добавьте каплю фенолфталеина.
Нейтрализуйте щелочь приливанием раствора серной кислоты (1:5).
Что наблюдаете?
Запишите уравнения химической реакции.
Опыт 1.
В пробирку налейте 5мл раствора хлорида бария и добавьте 2-3 капли сульфата натрия.
Что наблюдаете?
Запишите уравнения химической реакции.
Опыт 2.
В пробирку налейте 5мл раствора нитрата бария и добавьте 2-3 капли серной кислоты (1:5)
Что наблюдаете?
Запишите уравнение химической реакции,
Опыт 3.
В пробирку налейте 5мл раствора карбоната натрия и добавьте 2-3 капли раствора соляной кислоты (1:2).
Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции.
Опыт 4.
В пробирку налейте 5мл раствора гидроксида натрия и добавьте каплю фенолфталеина.
Нейтрализуйте щелочь приливанием раствора серной кислоты (1:5).
Что наблюдаете?
Запишите уравнения химической реакции.




NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2 SO4

SiO2
KOH
K2 SO4




NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4













NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4



NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4


NaCI
AI(OH)3
H2 S

CO2
KBr
H2SO4

SiO2
KOH
K2SO4




«великий русский химик»

К 175-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА


В простых и сложных веществах
Все элементы изучались.
Их сочетания в телах
Веками лишь распознавались.
В разнообразиях они
Черты подобий проявляли.
И люди не одной страны
Меж ними сходство всё искали.
Никто, однако, не открыл
Того, что обнаружил гений!
Провиден мир весь поразил.
Проникнув в сущность изменений.
Закон периодов нашёл
Наш русский химик Менделеев,
Чем, безусловно, превзошёл
Он всей науки корифеев.
Своей системой показал
В различье элементов сходства.
И этим миру доказал
Науки русской превосходство!

С Щипачёв. Менделееву посвящает

15