Дипломная работа. «Современные проблемы ОБЖ и их место в школьном курсе»


Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Кафедра физической культуры и безопасности жизнедеятельности
Выпускная работа
по теме: «Современные проблемы ОБЖ и их место в школьном курсе»
Работу выполнил:
слушатель группы БЖ-3
преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ СОШ № 70
г. Ульяновск
Афанасьев Станислав Павлович
Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры ФК и БЖ УИПК ПРОНекрасов Вячеслав Никифорович
Ульяновск
2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1: Взгляды российских и зарубежных специалистов на проблемы ОБЖ…………….....5
ГЛАВА 2: Роль и место курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях…………………….. 9
ГЛАВА 3: Методические рекомендации по организации и методике проведения занятия с учащимися 10-х классов по теме: 1 занятие 1 «Организация Российской системы предупреждения и действий в ЧС»……………………………………………………………..….16
Заключение………………………………………………………………………………………..…27
Литература…………………………………………………………………………………….……..29
Введение
Десятки тысяч лет длился процесс эволюции человечества. XX век вошел в историю человечества как динамическая эра, для которой характерны: а) усложнение социальной реальности, что находит свое выражение в неуклонном восхождении человечества от низших форм социальной организации к высшим; б) возрастание темпов развития. Иными словами, ускорение ритма истории, обусловленное информационным бумом; в) самопознание и самосовершенствование человека, что находит свое выражение в успехах теории и практики института мозга, биотехнологии и генной инженерии; г) информационная и биологическая революция.
И при всем этом сохраняется загадка человеческого "Я" и его сознания. Он продолжает вопрошать: что принесет нам день грядущий? Будет ли это звездный час или его последний миг?
В постановке этих вопросов виноваты не обстоятельства, а сам человек. Кардинально изменилось положение человека на Земле. Пройдя длительный путь эволюции, современный человек превратил планету в свою безраздельную империю. Судьба всех имеющихся форм жизни находится в прямой зависимости от того, что делает или чего не делает человек. Он стал челом века.
Основной вопрос XXI в. - это вопрос о выживаемости. Сможет ли homo sapiens разместить на Земле дополнительные миллиарды себе подобных, обеспечив их потребности и желания? Какие еще формы жизни окажутся жертвами человека? Чем завершится его историческое восхождение? Вопросы остаются открытыми, если учесть уникальную способность человека "думать лучшее, а следовать худшему".
В человеке заложены две программы - инстинктуальная и социокультурная, что определяет его пограничность. По своей телесности и физиологическим функциям человек принадлежит природе. Но социальность диктует ему иные правила поведения. Эти две программы, как остроумно подметил П. С. Гуревич: "...точно демоны, растаскивают человека в разные стороны". (О человеческом в человеке. М., 1991. С. 268). Человек стремится к благу, но его деяния сплошь и рядом оборачиваются злом. Он стремится к господству над обстоятельствами, не замечая, что становится рабом своего желания.
Страх потерять то, что уже у него есть, действует на человека и на его отношения с другими людьми не менее разрушающе, чем жажда обладать тем, чего еще нет.
Столкновения людей из-за желания лучше устроиться в этом мире очень похожи на естественную борьбу за существование в мире животных. Но попытка разрешать конфликты по закону Природы оборачивается трагедией потери человеческого в человеке. Утратив первоначальную родину-природу, человек обречен на вечный поиск самого себя, на вечное становление и преодоление самого себя. Сохраняя неопределенность своего "Я", человек хранит и свою непредсказуемость. Но ясно одно, за все свои деяния и кардинальные изменения на Земле несет ответственность только человек.
Осваивая природу и преобразуя себя, человек создал искусственную природу, среду своего обитания. Созданная человеком техника стала главным фактором изменений на Земле. Она властно вошла в систему отношений "природа-человек-общество", заявив о себе не только в качестве относительно самостоятельной, но подчас и неуправляемой силы. Достаточно вспомнить феномен Чернобыля.
Глава 1: Взгляды российских и зарубежных специалистов на проблемы обж.
БЖ как область научных знаний. Как научная дисциплина безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, его сообществам (государству, общественным и иным организациям) и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека. БЖ - комплексная научная дисциплина, так как изучает все опасности, угрожающие социуму (человеку, обществу, государству) - природные, антропогенные, биологические, техногенные, экологические и социальные. Поскольку она самым непосредственным образом связана с человеком и его деятельностью, имеет ярко выраженный социальный (общественный) характер. О социальных аспектах безопасности жизнедеятельности можно говорить в широком и узком смысле. В широком значении - это все направления обеспечения безопасности, связанные с природой, техникой, экологией и человеком. С этой точки зрения безопасность жизнедеятельности можно назвать социальной (общественной) безопасностью. Вместе с тем особо выделяются социальные аспекты БЖ в узком значении, т. е. речь идет о защите личности, семьи, общества и государства.
Виды безопасности: политическая, экономическая, социальная, демографическая, продовольственная, культурологическая, военная, информационная, биоэнергоинформационная, научно-экологическая, экологическая. Жизнь и деятельность народа, государства развертываются в различных сферах, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства. В содержательном плане выделяются следующие виды (сферы) его деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, технологическая, культурная, интеллектуальная, информационная, демографическая, психологическая и многие другие. Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз. Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости Ярочкин В.И. Секьюритология - Наука о безопасности жизнедеятельности. М.: 1999. С. 9.. Существуют следующие виды государственной безопасности Исмаилов Р. Экономическая безопасность России: теория и практика. Санкт-Петербург, 1999. С. 103.: · геополитическая безопасность; Геополитическая безопасность - это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность государственных интересов. · политическая безопасность; Каждое государство заинтересовано в наличии стабильной внутренней политической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Политическая безопасность - это состояние защищенности геополитической жизни страны. Цель политической безопасности определяется типом государства. Сущность политической безопасности определяется возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства.· военная безопасность; Военная безопасность - это способность защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внутренних и внешних угроз. Военная безопасность включает в себя следующие сферы: государственные границы, вооруженные силы, сдерживание, военное образование, военная наука и военная промышленность. · экономическая безопасность. Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. Ученые предлагают собственные дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями и явлениями. Однако в рассматриваемой сфере еще много «темных пятен». До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.
Разделы БЖ и основные критерии. С образом жизни связывают и такие понятия как уклад жизни, уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Эти термины получили самое широкое распространение, некоторые из них могут применяться при условии их правильного , научно обоснованного толкования. Образ жизни включает 4 категории: экономическую - уровень жизни социологическую - качество жизни социально-психологическую - стиль жизни социально-экономическую - уклад жизни Уровень жизни характеризует размер национального дохода , приходящийся на душу населения, общий объем благ и услуг, потребляемых населением за год, долю питания в структуре потребления (чем ниже доля питания, тем выше уровень жизни, так как тем более значимыми и разнообразными становятся другие потребности). Надо иметь ввиду, что уровень жизни характеризует жизнедеятельность людей лишь в сфере потребления. Однако, уровень жизни нельзя оценивать или рассматривать лишь на основе средних показателей.
Личная безопасность. Нельзя упускать из виду ничего, что может представлять для них опасность: от статуэток до электрических розеток и кастрюль на газовой плите. Все, что может причинить вред, должно быть убрано в надежное место. Ребенка нужно научить распознавать опасности и избегать их. Здесь важным элементом является здравый смысл и нет необходимости быть не слишком снисходительным, ни слишком требовательным. Более того, нужно доверять ребенку, контролируя его и обучая пользованию любым предметом, который находится в доме. Если слишком много запрещать, не объясняя причин, ребенок будет делать обратное, демонстрируя тем самым свою смелость и самостоятельность. Опасности, которые связаны с насилием, можно рассматривать под разным углом зрения: парень на мотоцикле вырывает сумочку из рук женщины или срывает цепочку с ее шеи; вооруженный преступник проникает в квартиру или грабит на улице; маньяк насилует женщин; мошенник обволакивает вас своей болтовней; распространитель наркотиков без зазрения совести приучает молодежь к употреблению этой отравы; проститутки хвастают своей якобы обеспеченной красивой жизнью... Опасностей такого рода очень много и поэтому первое правило: старайтесь избегать их. Двери квартиры должны быть укреплены и оборудованы соответствующими замками. Когда вам необходимо в одиночку выйти из дома вечером, избегайте малолюдных мест. Если человек умеет распознавать источники опасности и быть всегда начеку, ему легче защитить себя, или, по крайней мере, он не будет застигнут врасплох. Очень часто потенциальная жертва - рассеянный и неуверенный в себе человек. Никогда не нужно исключать возможность того, что вы попадете в одну из вышеперечисленных ситуаций. Поэтому хорошо научиться технике самообороны, что особенно полезно для женщин, которые в качестве объекта агрессии более привлекательны, чем мужчины. Необходимо научиться защищать себя решительными действиями: если преступник застигнут врасплох, он дезориентируется и жертва имеет время для того, чтобы убежать. Поэтому, если уж вы решили нанести удар, вкладывайте в него всего себя.
По данным МЧС России, в 76 регионах страны из 89 курс ОБЖ преподается в школе с 1 по 11 классы и считается обязательным на региональном уровне. Появилась и утверждается в образовательной среде новая специальность 033300 – «Безопасность жизнедеятельности». Квалификация – учитель безопасности жизнедеятельности. Сегодня уже 25 тысяч учителей, целая интеллектуальная армия безопасности, занимается обучением и воспитанием учащихся по вопросам, связанным с обеспечением защищенности личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз в различных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
В связи с преподаванием ОБЖ и БЖД в образовательных учреждениях России расширились возможности науки по разработке теории безопасности. Более того, появились предпосылки для выделения ее нового направления – педагогики безопасности. Подготовлены новые ученые в этой области – доктора наук, кандидаты наук. Тем самым закладывается фундаментальность содержания и психолого-педагогических технологий ОБЖ и БЖД, формирующих личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности и безопасности других. Более качественными становятся учебники и учебные пособия по ОБЖ и БЖД, хотя на наш взгляд, они все еще неудовлетворительные и далеко не отвечают своему предназначению – воспитанию у учащихся и студентов культуры безопасности.
Настоящим прорывом в закреплении статуса ОБЖ и БЖД в школе и вузе стало принятие Государственной Думой в первом чтении проекта Федерального закона «О стандартах образования» (2002 г.), в котором курс ОБЖ был отнесен к категории «образовательная область» наряду с другими традиционными учебными дисциплинами. После этого, казалось, что уже ничто не помешает поступательному продвижению ОБЖ и БЖД в системе образования России. Но не тут-то было.
В том же 2002 году, уже после первичного решения Думы по поводу образовательных стандартов, бывший министр образования Филиппов совершенно неожиданно для педагогический общественности распустил подготовившую этот документ группу Фирсова В.В. и передоверил заниматься «реформой» российского образования таким одиозным деятелям, как Кузьминов (ректор Высшей школы экономики), Днепров (бывший Министр образования), Шадриков (бывший зам. Министра образования). Эти люди известны своими либеральными взглядами и приверженностью западным ценностям. Получив на определенных условиях деньги, и немалые, от Всемирного банка, а возможно, и из других зарубежных источников на «реформу» образования в России, эта группа, сумевшая привлечь на свою сторону Филиппова, попыталась навязать российскому обществу чуждые и крайне опасные по своим последствиям представления о том, чему и как следует учить наших детей. При этом главной мишенью своих нападок они избрали ОБЖ – единственный предмет в школе о безопасности. Под видом необходимости освободить учеников от чрезмерной нагрузки они предложили изъять его из школьной программы. Кузьминов в своей статье «Образование и реформа», опубликованной в журнале «Наука и жизнь», заявил, что «все предметы имеют право на существование, кроме ОБЖ».
Спрашивается, почему враги России и внутренние, и внешние вдруг так ополчились против ОБЖ? Ведь они молчали, когда преподавание этого предмета сводилось к чисто техническим занятиям, например, по пожарной безопасности, а кое-где и к урокам безопасного секса. Вышеупомянутый Днепров в своей концепции «реформы» образования, настаивал на том, что в системе образования должна рассматриваться только личная безопасность учащегося во время его нахождения в школе, а национальная безопасность – это, дескать, удел Совета Безопасности. Днепров раскрылся тем самым. Стоило лишь сделать первые попытки поднять планку ОБЖ на уровень национальной безопасности и включить это положение в концепцию и образовательный стандарт, как противник всполошился. В качественно новом подходе к ОБЖ он увидел угрозу своим планам закабаления России, использования нашей страны в качестве сырьевого придатка Запада, так называемого «золотого миллиарда». Ведь ученик, усвоивший, что такое национальная безопасность, осознавший свой патриотический долг и получивший навыки обеспечения безопасности страны, никогда не согласится с колонизацией своей Родины и будет самоотверженно защищать ее национальные интересы. Поэтому нападки на ОБЖ со стороны агентов влияния Запада должны укреплять нас в правоте нашего дела, когда мы отстаиваем образовательную область безопасность жизнедеятельности.
Глава 2: Роль и место курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях.
Многие проблемы поможет решить курс ОБЖ, главной целью которого, как подчеркнуто в письме Минобразования Российской Федерации «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России» (от 14.07.98 № 1133/14-12) является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях и привитие навыков по оказанию помощи пострадавшим.
Следует заметить, что данный курс, введенный в учреждениях общего и профессионального образования, представляет собой один из немногих интегрированных образовательных курсов. Его уникальная особенность обусловлена высокой социальной значимостью и общей воспитательной направленностью. Он включает в себя важнейшие компоненты, относящиеся к формированию культуры здорового образа жизни, бережному отношению к своему здоровью, умению сказать «нет» вредным привычкам.
Безусловно, в разных типах образовательных учреждений он имеет свои особенности преподавания.
В общеобразовательных школах образовательный процесс осуществляется в соответствии с примерными программами, разработанными на федеральном уровне и предложенными в качестве основы для разработки школьных рабочих программ.
Примерные программы курса ОБЖ предусматривают учебную нагрузку в объеме 430 часов, которые включают инвариантное и вариативное время. Это время распределяется следующим образом:
за счет  инвариантной части базисного учебного плана по одному часу в неделю
в 1–4 классах –128 часов;
в 10–11 классах – 68 часов;
за счет вариативной части базисного учебного плана по одному часу в неделю
в 5–9 классах – 160 часов;
в 10 классе 34 часа теоретических занятий и 40 часов практических занятий по разделу «Основы военной службы» во внеурочное время на учебных сборах.
В начальной школе основные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности предусматривается включать в содержание предмета «Окружающий мир». Анализ, проведенный нами, показал, что в большинстве школ области обеспечивается связь курса ОБЖ с предметом «Окружающий мир». У младших школьников формируется понятийная база об опасных и чрезвычайных ситуациях и вырабатываются навыки безопасного поведения дома, на улице, противопожарной безопасности, личной гигиены.
В педагогических училищах, занимающихся подготовкой учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, не преподаются правила дорожного движения в объеме знаний безопасного поведения пешеходов на улицах и дорогах и методика преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности» в начальных классах и безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Думается, что необходимо внести коррективы в образовательные программы педагогических училищ.
Особое беспокойство вызывает преподавание «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе, где должны системно закладываться основы культуры безопасности личности. Причины в том, что предмет ОБЖ самостоятельно на этой ступени преподается не во всех школах.
Из 796 образовательных учреждений, реализующих программу основной школы, время на самостоятельное изучение курса ОБЖ выделяется:
в 5-9 классах только в 240 школах 30%
в 8-9 классах только в 310 школах 38%
 в 9 классах только в  180 школах 23%
не выделяется время в  66 школах 9%
Обучающиеся не получают систематизированных знаний и не приобретают практических навыков безопасного поведения в быту, в образовательном процессе и в производственной деятельности, что естественно не отвечает потребностям общества в разрешении проблем обеспечения безопасности.
Причина такого положения кроется в отсутствии региональных требований по преподаванию «Основ безопасности жизнедеятельности» и в  недопонимании некоторых руководителей образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, что подготовка подрастающего поколения в области безопасного поведения и формирование у него основ здорового образа жизни способствуют повышению уровня безопасности личности, общества и государства в целом.
Цель преподавания курса ОБЖ в старшей школе и учреждениях начального и среднего профессионального образования носит несколько другой характер. Здесь основная цель – формирование гражданской позиции, патриотизма и ответственности за свою судьбу и судьбу государства.
В 10-11-х классах завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Как показывает анализ, преподавание курса ОБЖ на 3 ступени в общеобразовательных учреждениях области ведется в основном за счет инвариантной части учебного времени. Только в 293 образовательных учреждениях в 10-м классе выделяется по 68 часов, т.е. дополнительно к инвариантной части выделяется по 34 часа времени из вариативной части учебного плана, а в 47% средних общеобразовательных школ программа курса в10-11 классах полностью не выполняется из-за сокращения учебного времени.
Вместе с тем в организации и обеспечении образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях ряд проблем остается нерешенным. Прежде всего, это кадровое обеспечение преподавания ОБЖ.
На штатных должностях преподавателя-организатора ОБЖ по данным стат. отчетов на 1 октября 2004 года находилось только 255 человек, это при том, что в целом в области основных и средних общеобразовательных школ 796. В остальных школах занятия ведутся преподавателями ОБЖ, преподавателями–предметниками или преподавателями–совместителями на условиях почасовой оплаты.
По базовому образованию преподавателей, преподающих «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях, можно привести следующие данные:
·        военное или специальное педагогическое по преподаванию ОБЖ имеется у – 11,2%
·        высшее педагогическое у – 35,5%
·        среднее профессиональное педагогическое у – 25%
·        высшее не педагогическое у – 9,6%
·        среднее профессиональное не педагогическое у – 11,5%
·        общее среднее у – 7,2%
Эффективность усвоения учащимися курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Его основными компонентами являются:
1. Научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.
2. Оптимальная методика проведения занятий.
3. Соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ).
4. Необходимые передовые средства обучения..В изучении курса ОБЖ ведущую роль играет УМБ и передовые средства обучения. Это объясняется особенностями курса ОБЖ и прежде всего его многопрофильностью и практической направленностью. В настоящее время Минобразования совместно с Минобороны, МЧС и другими заинтересованными организациями России ведут работу по выработке концепции УМБ ОБЖ. Основные направления данной концепции и требования, предъявляемые к УМБ, могут быть следующими. Учебно-материальная база по "Основам безопасности жизнедеятельности" - это совокупность помещений, площадок и сооружений, оснащенных учебным имуществом и оборудованных тренажерами и различными материальными средствами обучения, используемыми для привития обучаемым твердых навыков и глубоких теоретических знаний по принятию правильных решений для выхода из экстремальных и чрезвычайных ситуаций и обучению учащихся школы практическим способам поведения в критических условиях.Учебно-материальная база создается с таким расчетом, чтобы в ходе изучения курса ОБЖ способствовать развитию у обучаемых мотивированного здорового образа жизни, чувства ответственности и сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Учебно-материальная база совершенствуется с развитием современной науки и педагогики применительно к потребностям сегодняшнего дня и в соответствии с требованиями руководящих документов Министерства образования РФ. В состав элементов учебно-материальной базы ОБЖ могут входить:
I уровень - Основные элементы УМБ, присущие всем школам: кабинет "Основ безопасности жизнедеятельности"; музей боевой и трудовой славы; стрелковый тир для пневматического оружия; спортивный зал; тренажерный зал; площадка для метания ядер, копий и ручных гранат.
II уровень -Дополнительные элементы УМБ, присущие базовым школам по ОБЖ: универсальная полоса препятствий; полигон с элементами полосы выживания; учебное противорадиационное укрытие (ПРУ); размеченные дистанции для развития общей выносливости; комната психологической разгрузки.
III уровень - Полигон с дополнительными элементами УМБ, присущими городским (районным) центрам ОБЖ:  площадка для отработки тушения очагов возгорания; площадка для отработки правил дорожного движения;  площадка для отработки приемов выживания при стихийных бедствиях и техногенных авариях;  строевой плац. Качество усвоения изучаемого материала по предмету ОБЖ существенно возрастает, если в учебном процессе в полном объеме использовать все многообразие элементов учебно-материальной базы ОБЖ и материальных средств обучения. Кабинет ОБЖ. Для кабинета подбирается удобное для занятий помещение. Оно должно удовлетворять санитарно-гигиеническим нормам и иметь примыкающие к нему помещения для хранения имущества. В дальнейшем требования по кабинету ОБЖ должны закладываться в проект при строительстве школы. В кабинете проводятся все теоретические и часть практических занятий, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки оказания первой помощи себе и пострадавшим, осуществляется военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. На базе кабинета ОБЖ строится также самостоятельная работа учащихся и внеклассная работа. При кабинетах ОБЖ в школах могут работать различные кружки, проводиться тематические вечера и лектории.
1. Кабинет ОБЖ - это оборудованный класс (с мебелью, стендами с экспозициями по разделам курса, техническими средствами обучения, набором натуральных и печатных пособий). Также к кабинету ОБЖ должна примыкать комната для хранения имущества и пневматического оружия (оборудованная стеллажами, шкафами и сейфом для оружия).
2. Музей боевой и трудовой славы. Музей является важным элементом УМБ в плане проведения патриотического воспитания в школе. Развернутые экспозиции, которые создаются в тесном взаимодействии с местными комитетом ветеранов войны и советом ветеранов Вооруженных Сил и правоохранительных органов, должны пропагандировать славные боевые и воинские традиции нашей армии, отражать героическую и трудовую историю нашей Родины.
3. Стрелковый тир для пневматического оружия. Планировка тира должна обеспечивать соблюдение полной безопасности для учащихся. Он должен включать зону для подготовки стрелков, зону ведения огня, состоящую из рубежа исходного положения и рубежа открытия огня. Кроме того, тир оборудуется местом для руководителя стрельб, пуле улавливателями и перехватами, упорами для стрельбы, защитными очками и другими приспособлениями.
4. Площадка для метания ядер, копий и ручных гранат. Должна располагаться вблизи школы или на ее территории.
5. Универсальная полоса препятствий (может создаваться только в базовой школе).
6. Полигон с элементами полосы выживания "Школы безопасности" (может создаваться только в базовой школе).
7. Учебное противорадиационное укрытие (ПРУ). Опыт проведения "Дня защиты детей" показывает, что для практической отработки вопросов гражданской обороны в школе, для проведения общешкольных тренировок в составе УМБ целесообразно иметь учебное ПРУ, оборудованное в подвальном помещении и оснащенное всеми необходимыми техническими средствами ведения наблюдения за обстановкой (связь, приборы радиационной и химической разведки, средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и т.д.).8. Размеченные дистанции для развития общей выносливости. Вблизи школы обычно размечаются и оборудуются такие элементы УМБ, как дистанции для развития общей выносливости протяженностью 100 м, 200 м, 800 м, 1 000 м и 3 000 м, а также дистанции на 5 и 10 км для организации лыжной подготовки. Занятия по прикладной физической подготовке проводятся в школьных спортивных залах и на площадках. Желательно в составе УМБ ОБЖ школы также иметь тренажерный зал для силовой подготовки допризывной молодежи и комнату психологической разгрузки. Учитывая определенные финансовые трудности, все элементы УМБ в полном объеме на первом этапе создаются в базовой школе по ОБЖ района (города) и на полигоне Центра для обеспечения возможности учащимся других школ отрабатывать навыки и нормативы на этих элементах. В дальнейшем постепенно должна наращиваться и укрепляться УМБ всех школ.
Изучение в школе столь необходимого для подрастающего поколения курса "Основы безопасности жизнедеятельности" является длительным и непростым процессом. С отдельными явлениями и понятиями курса ОБЖ учащиеся сталкиваются в своей повседневной жизни довольно часто, о многих - слышат впервые. Эффективность и качество усвоения изучаемого материала ОБЖ существенно возрастает, если в учебном процессе ОБЖ в полном объеме использовать все многообразие материальных средств обучения.
Самым важным и наиболее распространенным средством обучения в школе является учебник. Учебник играет главную роль в обучении ОБЖ, связан со всеми другими учебно-наглядными пособиями и оказывает большое влияние на содержание и построение всех средств обучения. Являясь центральным связующим звеном системы изучения ОБЖ, учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, в нем определены их глубина и объем, а также содержание умений и навыков.
В учебниках ОБЖ реализуется одно из важных методических положений, источником знаний является не только текстовой, но и иллюстративный, табличный и схематический материал. Значительная часть иллюстраций разъясняет многие вопросы, кратко сформулированные в тексте, но чаще всего иллюстрации являются самостоятельным источником знаний и несут информацию, которой в самом тексте нет. Поэтому очень важным является полная укомплектованность учебниками ОБЖ всех учебных заведений, а процесс совершенствования и переиздания учебников должен быть постоянным, с учетом требований времени.
В преподавании ОБЖ широко используются печатные наглядные пособия, различные рисунки, таблицы, схемы, иллюстративный раздаточный материал. Особенность содержания и оформления печатных наглядных пособий заключается в том, что учебная информация здесь дается в обобщенном виде. Однако преподавание ОБЖ не может быть обеспечено только за счет наглядных пособий, выпускаемых промышленностью, так как в этом случае учитель вынужден либо полностью соглашаться с редактором указанного пособия и ориентироваться на его восприятие материала, его оценку возможностей учащихся, либо демонстрировать пособие не полностью, а отдельными фрагментами. Поэтому разработанные самим учителем и изготовленные силами учащихся наглядные пособия дают больший развивающий эффект и более полно соответствуют теме и избранной методики изложения материала.
Наряду с печатными наглядными пособиями в процессе обучения ОБЖ необходимо использовать и натуральные наглядные пособия, это реально применяемые устройства и предметы военного снаряжения: средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы) и кожи (ОЗК, Л-1), погоны солдат и офицеров, а также различные комплекты: индивидуальная аптечка (АИ-2), унифицированная аптечка "ГАЛО", индивидуальный противохимический пакет (ППП-8) и др.Функциональное назначение натуральных средств обучения состоит в том, что они служат образованию непосредственных представлений о реальных вещах, их свойствах, связях и отношениях. В этом своем качестве они не находят полноценной замены ни в одном другом средстве обучения. Любые изображения или отображения натуральных предметов служат лишь моделью последних, передают их особенности с большей или меньшей степенью приближения к оригиналу, никогда не являясь тождественными ему. Только изучая натуральный предмет, школьник может получить через различные органы чувств достаточно полное представление о его особенностях: форме, массе, цвете, запахе, характере поверхности и т.д. Столь многообразная информация о предмете изучения, полученная прямым, доступным каждому путем, воспринимается учениками как убедительная и достоверная.
В системе обучения ОБЖ целесообразно использовать также объемные наглядные пособия в виде моделей, муляжей и макетов, отображающие особенности изучаемых объектов и образцов военной техники. Модели, муляжи и макеты представляют собой трехмерные изображения натуральных объектов, передающие их, как правило, в уменьшенном виде, например: модель танка или самолета, макет укрытия или убежища, муляж автомата АК и пистолета ПМ. В моделях, муляжах и макетах соблюдается внешнее сходство и пропорции частей объекта при некоторой схематизации и условности изображения. В процессе познания модели, муляжи и макеты занимают промежуточное положение: они более полно, чем плоскостные изображения (рисунки, иллюстрации и т.п.), воспроизводят особенности натурального объекта и в то же время по сравнению с ними имеют более обобщенный характер. Модели, муляжи и макеты могут применяться на разных этапах учебного процесса, играя роль источника знаний при объяснении нового материала, а также средств обобщения и контроля знаний.
Большую роль в системе средств обучения ОБЖ играют приборы. Они выполняют важные дидактические функции и способствуют формированию умений и навыков учащихся, а также создают материальные условия для выполнения практических и самостоятельных работ. Используемые в изучении ОБЖ приборы служат для радиационной и химической разведки обстановки в очагах заражения, подвергшихся воздействию оружия массового поражения или возникших в результате различных техногенных аварий и катастроф. Среди них выделяют:
1. Приборы радиационной разведки (ДП-5А, ДП-5Б, ДП-5В).
2. Приборы контроля радиоактивного облучения (ДП-70МП, ДП-22В, ДП-24) .
3. Приборы химической разведки (ВПХР, ППХР, ГСП-1).
В настоящее время процесс обучения в школах нельзя представить без использования большого разнообразия технических средств обучения (ТСО). Из широкого набора материальных средств наряду с апробированными ТСО (кино- диапроекторы, эпип-проекторы, аудиомагнитофоны, телевизоры, видеомагнитофоны и др.) широкое распространение получают мультимедийные и телекоммуникационные средства: видеопроекторы и телесканеры, оверхед-проекторы и слайд-проекторы, целые телевизионные комплексы, персональные компьютеры (ПК) и электронные копи-доски, позволяющие считывать написанную информацию с доски и даже выдавать копии.
Не за горами то время, когда в полном объеме будут использоваться огромные возможности целых учебных телекоммуникационных систем, включая и спутниковые каналы связи. Конечно, использование ТСО на уроках ОБЖ ни в коей мере не исключает присутствие на уроках учителя, даже наоборот, функциональное воздействие учителя на обучаемых посредством ТСО лишь возрастает. Рационализация этой области деятельности учителя предполагает не только применение ТСО, но и выбор оптимальной структуры проведения занятия, правильной постановки учебных вопросов с учетом знаний и творческих возможностей и способностей учащихся. Только комплексное использование ТСО наряду с другими материальными средствами, такими как учебники, макеты, наглядные пособия и т.д., может обеспечить полное всестороннее и глубокое раскрытие темы, повысить эффективность использования учебного времени, резко сократить затраты учителей и учеников на решение различных второстепенных вопросов.
Глава 3: Методические рекомендации по организации и методике проведения занятия с учащимися 10-х классов по теме: 1 занятие 1 «Организация Российской системы предупреждения и действий в ЧС».
Тема «Организация Российской системы предупреждения и действий в ЧС» рассматривает следующие вопросы:
Безопасность в темное время суток
Система, созданная в России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее структура
Землетрясение
Извержение вулкана
Оползень
Ураган и буря
Смерч
Лесной пожар
Наводнение
Сель
Снежная лавина
Цунами
Тайфун
Безопасность в темное время суток.
Основные принципы снижения риска:
     Первый принцип самозащиты в городских джунглях - выбирайте маршрут не короткий, а безопасный. Отдавайте предпочтение освещённым людным улицам. Любым способом избегайте пустырей, длинных заборов промышленной зоны, проходов под мостами и эстакадами, темных дворов, парков, стадионов, аллей, обсаженных кустами, тропинок через детский сад, подворотен, арок и т.д.     Второй важный принцип - изучите дорогу домой. У вас всегда должно быть несколько вариантов движения. В случае, если навстречу идёт непредсказуемая группа или кто-то следует за вами по пятам, у вас должна быть возможность сразу и естественно (не показывая испуга) свернуть на запасной маршрут. Надо знать и "островки безопасности" на своем пути - ближайшее отделение милиции, ночной магазин, охраняемый объект или хотя бы витрину магазина, которую в крайнем случае можно разбить, чтобы сработала сигнализация. Стоит также знать и места ночных развлечений, чтобы не наткнуться на вышедшую на поиски приключений пьяную компанию.
     Если после работы вам нужно возвращаться домой темной дорогой, перед выходом с работы звоните, и ваши близкие будут вас встречать или хотя бы знать, когда начинать беспокоиться и просить соседа с собакой выйти вам навстречу.
     Используйте знание ритмов жизни своего микрорайона. Обычно есть некий график прогулок у владельцев собак: они выходят в промежутках между телесериалами или после информационной программы. Вы можете рассчитать свой путь и так, чтобы он совпадал с окончанием сеанса в кинотеатре или приездом электрички.
     Ещё один важнейший принцип поведения на темной улице - не бояться. Ваш шаг должен быть твердым и пружинистым, лицо - уверенным. Не вздрагивайте от чужих шагов, не втягивайте голову. Виктимология - наука о поведении жертвы - могла бы много рассказать, почему именно робкого человека грабитель выбирает из всех прошедших. Зато ваша готовность к борьбе способна остановить нападение. В городских джунглях почти безотказно действует природный принцип "кто кого сильней напугает".
     Разумеется, если есть возможность, идти лучше в группе - вышедшей из автобуса, метро, электрички. И если необходимо пройти темный подземный переход, то это надо сделать или в группе, или, в крайнем случае, идти сверху, по проезжей части. Во втором случае появляется риск ДТП, но здесь его легче контролировать.
     Если вы заранее знаете, что пойдете в темноте, оденьтесь неброско и удобно. Золотые украшения, откровенное платье, дорогие вещи могут привлечь внимание именно к вам ещё в метро или автобусе, а уж тем более - на пустынной улице. Не загружайте себя сумками, на шее не стоит оставлять ожерелье, шарф, лучше обойтись без высоких каблуков. Повторяю - о том, что вечерняя одежда не должна вас стеснять, надо подумать ещё засветло. 
     Так что собираясь на вечеринку, не стесняйтесь взять с собой спортивную сумку с неброской одеждой или страшноватым бесформенным плащом. Кстати, чтобы не смущать грабителя, изящную дамскую сумочку лучше повесить на плечо как раз под плащом. Или хотя бы нести её в мятом целлофановом пакете. 
     Западные инструкторы советуют всегда держать при себе небольшую сумму денег (лучше в кошельке), которые вы можете сразу отдать грабителям (чтобы отстали). А при этом - всегда носить в потайном кармане некоторую неразменную сумму на непредвиденный случай. Чтобы их не потратить на попутные покупки, скажите себе раз и навсегда, что это не деньги, а ваше экономическое оружие. В самом деле, иной раз возможность взять такси или откупиться можно сравнить только со "спецоружием" самообороны. 
     Некоторые школы выживания считают, что у горожанина должен быть с собой НАЗ (носимый аварийный запас). Разумеется, не такой как у военного летчика, но иголка, булавка, нитки, половинка бритвы, зажигалка, карточка на телефон и т.д. Должны быть всегда при себе, уложенные, скажем, в пластмассовую коробочку от мятных драже (пластмассу можно при необходимости поджечь для освещения). 
      Не лишайте себя информации - не грезьте наяву, не оглушайте себя наушниками плеера. Обычно безопаснее идти по краю тротуара, навстречу движению - это позволяет избежать внезапного нападения из подъездов или подворотен, а одновременно - видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, рациональнее перейти на другую сторону улицы.
      Верх непредусмотрительности - не взять с собой в вечернее время средство самозащиты, если вы одни пойдете на темную улицу. Будет это газовый баллончик или пистолет, электрошоковое устройство, карманная сирена, световая граната - решайте сами. Главное, что оружие - "великий уравнитель" - поможет вам чувствовать себя на самом деле уверенно, и при необходимости вы не будете ограничены своими физическими данными. Чтобы не потерять драгоценных секунд в случае опасности, доставайте своё оружие загодя, и, разумеется, заранее научитесь им пользоваться.
      Кстати, часто, взяв с собой оружие, люди слишком на него надеются и забывают о других "эшелонах защиты", в общем-то, самых главных - предварительных. Даже с пистолетом в кармане не стоит демонстративно врезаться в группу развязных подростков, выбирать глухие дворы. Иначе оружие станет лишним фактором риска. 
      До того как применить оружие, вы можете оказать психологическое давление. Поверит ли пр еступник, что вы ждете приятелей? Или ищете собаку (надо строгим голосом звать кого-нибудь пострашнее: "Рэкс! Барс! Ко мне!"). Вы можете и сами подойти к группе, которой не миновать, и спросить, не видели ли они двух подвыпивших ребят в десантной форме, а то их приходится искать, потому что начинают чудить… 
      Кстати, оружием дезинформации вы можете воспользоваться и входя в темный подъезд. Увидев незнакомцев, например, обернуться и крикнуть в дверной проем что-нибудь вроде: "Я пойду пешком! всё равно в одном лифте все не уместимся!" Но, разумеется, в психологической игре очень важно владеть собой и уметь импровизировать. 
      Часто рекомендуемая европейскими и американскими методиками линия поведения - спокойная лояльность. По первому требованию уличного грабителя отдать деньги (для этого небольшую сумму всегда носить в одном из карманов), не тянуть к себе сумку, если её вырывает мотоциклист. Не вступать в пререкания, не отвечать на вызывающее поведение. Разумеется, жизнь и здоровье дороже любой вещи. Но вести себя покорно или агрессивно - Вам придётся решать в одиночку на той самой темной улице, где так нерасчётливо Вы почему-то оказались.
Система, созданная в России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ее структура.
Назначение МЧС
     Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения, а также координации работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны.     МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законами и иными законодательными актами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ по вопросам ведения МЧС России, а также Положением о МЧС.
     МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.
Основные задачи МЧС России:
разработка предложений по государственной политике в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения, мобилизационной подготовки народного хозяйства;
руководство гражданской обороной РФ, поисково-спасательной службой МЧС России;
обеспечение функционирования и дальнейшего развития РСЧС;
организация и осуществление государственного контроля за готовностью к действиям при возникновении ЧС и выполнение мероприятий по их предупреждению;
руководство по поручению Правительства РФ работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других ЧС;
проведение подводных работ особого назначения, создание и обеспечение готовности сил и средств, необходимых для ликвидации ЧС;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, контроль за осуществлением мероприятий в этой области;
организация разработки и реализации федеральных целевых научно-технических программ, направленных на предотвращение и ликвидацию ЧС, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф, защиту населения, территории страны, а также на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении ЧС;
координацию работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны по созданию и использованию системы чрезвычайных резервных фондов, включая государственные резервы, для проведения первоочередных работ по ликвидации ЧС, контроль за целевым расходованием средств, выделяемых Правительством РФ на проведение мероприятий по ликвидации ЧС;
организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований ГО, подразделений РСЧС к действиям в ЧС;
организация международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию МЧС.
Структура МЧС
     МЧС возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ.
     Министр осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач, а также является первым заместителем Начальника гражданской обороны РФ по должности. Он руководит деятельностью Министерства, распределяет обязанности между заместителями Министра, утверждает в пределах установленных численности и фонда оплаты труда структуру и штатное расписание центрального аппарата, а также смету расходов на его содержание.
     Вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента РФ предложения о назначении на должности, замещаемые высшим офицерским составом и освобождение от должности военнослужащих, проходящих службу в центральном аппарате МЧС России, подведомственных ему организациях, войсках ГО РФ, о присвоении воинских званий высшего офицерского состава, об увольнении их с военной службы. Утверждает задания на проектирование новых видов вооружения, техники и технических средств для Войск ГО РФ, аварийно-спасательных формирований, для осуществления подводных работ особого назначения, а также тактико-технические задания на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
     В МЧС образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и заместителей Министра по должности, а также руководящих работников Министерства и подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра.
     Для рассмотрения и выработки рекомендаций по важным проблемам, отнесенным к компетенции МЧС России, создается научно-технический совет при МЧС России, в состав которого могут входить представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и общественных объединений. Состав НТС и положение о нем утверждает Министр.
     Финансирование расходов на содержание центрального аппарата МЧС России осуществляется за счет ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных органов исполнительной власти.
     МЧС является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, расчетный счет и иные счета в банках и других кредитных учреждениях.
Назначение РЦЧС
     Региональный центр по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (ЛПС) предназначен для координации деятельности территориальных органов государственного управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. РЦ является органом непосредственно подведомственным МЧС России и осуществляет свою деятельность под его руководством.
Основные задачи РЦ:
Обеспечение создания территориальных подсистем и звеньев Единой российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Координация и контроль реализации региональных и государственных целевых программ, направленных на предупреждение ЧС, защиту населения от них, повышение устойчивости функционирования народного хозяйства.
Организация и координация работ по ликвидации последствий крупных производственных аварий (КПА) и стихийных бедствий (СБ).
Осуществление в регионе государственного надзора за выполнением мероприятий по предупреждению ЧС и готовности к действиям при их возникновении.
Содействие созданию в регионе чрезвычайных резервных фондов финансовых и материальных ресурсов, выделяемых региону из государственных резервов.
Координация и контроль за подготовкой населения к действиям в ЧС и подготовкой, повышением квалификации специалистов органов государственного управления по вопросам управления в ЧС, подготовкой аварийно-спасательных формирований.
Координация информационного обмена в регионе по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.
Создание, организация подготовки и обеспечение готовности региональных формирований аварийно-спасательной службы.
Обеспечение боевой и мобилизационной готовности штабов по делам ГО, ЧС и ЛПСБ, войск ГО на территории региона.
Структура регионального центра (РЦ)
     Региональный центр возглавляется начальником РЦ, назначаемым и освобождаемым от должности Министром МЧС России.
     Начальник регионального центра (НРЦ) несет ответственность за выполнение возложенных на региональный центр задач.
При начальнике РЦ имеются:
заместитель начальника РЦ (ЗНРЦ);
помощники: по кадрам, по правовым вопросам, по режиму;
отдел боевой подготовки и службы войск;
организационно-технический отдел;
инспекция Государственного надзора;
административно-хозяйственное отделение.
     Региональный центр проводит свою работу в соответствии с годовым планом, утверждаемым Министром МЧС России. 
     Региональный центр является юридическим лицом, имеет расчетный счет в банках, печать с изображением Государственного герба и своего наименования, флаг и эмблему.
Назначение РСЧС
     В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.Основными задачами РСЧС являются:
Разработка и реализация правовых и экономических норм по защите населения и территорий от ЧС.
Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС.
Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС.
Подготовка населения к действиям в ЧС.
Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.
Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории от ЧС.
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.
Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвовавших в их ликвидации.
Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
     РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно территориальному делению этих территорий.     Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
     Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.
     Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварии с ядерным оружием в РФ утверждается Правительством РФ.
     Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее именуются - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Основными задачами объектовых комиссий по ЧС являются:
руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;
организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;
руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в ЧС.
Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
на федеральном уровне - МЧС России;
на региональном - региональные центры МЧС;
на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне - отделы (секторы) или специально назначенные лица по делам ГО и ЧС.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
     Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
В состав сил и средств РСЧС входят:
аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме не менее трех суток и находящиеся - в постоянной готовности (далее именуются - силы постоянной готовности). Силы постоянной готовности могут привлекаться МЧС и другими органами управления по делам ГО и ЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС;
специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, которые привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определенном Президентом РФ;
силы и средства органов внутренних дел, привлекаемые для ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными правовыми актами РФ и субъектов РФ;
нештатные аварийно-восстановительные формирования организаций и объектов, сформированные на базе строительных, медицинских, химических, ремонтных и других подразделений и служб, предназначенные для проведения спасательных и других неотложных работ при ЧС.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
центр управления в кризисных ситуациях МЧС;
информационные центры федеральных органов исполнительной власти;
региональные информационно-управляющие центры;
информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;
информационные центры организаций;
средства связи и передачи данных
     Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий и обмена этой информацией определяется Правительством Российской Федерации.
Режимы функционирования РСЧС
     В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрометеорологической обстановке при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий;режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической, сейсмической , гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
В режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также повышению устойчивости функционирования экономики и промышленных объектов в ЧС;
совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
осуществление целевых видов страхования.
В режиме повышенной готовности:
принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработке предложений по ее нормализации;
усиление дежурно-диспетчерской службы;
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования объектов;
приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий, выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайной ситуации:
организация защиты населения;
выдвижение оперативных групп в район ЧС;
организация ликвидации ЧС;
определение границ зоны ЧС;
организация работ по устойчивому функционированию экономики и объектов, первоочередному обеспечению пострадавшего населения;
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
Для ликвидации ЧС создаются:
резервный фонд Правительства РФ - за счет средств федерального бюджета;
ведомственный резерв материальных и финансовых ресурсов - за счет федерального органа исполнительной власти;
резерв финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ;
местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления - за счет средств местного бюджета;
объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организаций.
     Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
     Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующих бюджетов и средств организаций.
     При отсутствии или недостаточности средств выделяются средства из резервного фонда Правительства РФ.
     В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках РСЧС на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов РФ, планов действий федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования сил и средств.
     Организационно-методическое руководство планированием действий РСЧС осуществляется МЧС России.
Заключение
Структурная схема решения проблем безопасности дает возможности уяснить предпосылки для решения проблем безопасности и действий общества и личности. Образование и воспитание людей должно быть построено на началах культуры безопасности. Вообще-то, воспитание в области безопасности осуществлялось всегда - от момента рождения человека до конца его жизни - родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило это разрозненно, а, главное, стихийно. Новая эпоха требует формирования культуры безопасности на основе применения научных подходов и системного включения вопросов безопасности в образование молодежи.
Говоря о культуре безопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как «особой области, которая противопоставляется природе, передаѐтся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования». Культура представляется в единстве трех ее неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной (разумной) деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности и общества. Культура человека является сложной структурой, состоящей из многих элементов, каждый из которых относится к определѐнной сфере деятельности. Понятие безопасность относится ко всем сферам деятельности, еѐ обеспечение составляет специфическую область жизнедеятельности человека в целом.
Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.
Общие результаты жизнедеятельности привели человечество к глобальному кризису. Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области обеспечения безопасности, для чего дополнить используемые до настоящего времени способы жизнедеятельности в этой области (защита, преобразование окружающей среды) третьим способом - преобразованием собственного сознания.
Миропонимание, адекватное новой эпохе ноосферы, должно изменить систему ценностей и целей жизнедеятельности людей, переключить их с максимального удовлетворения постоянно и неограниченно растущих материальных потребностей на духовное развитие, на информационную сферу жизнедеятельности.
Становление новой культуры безопасности, опирающееся на повышение степени развитости личности и общества, возможно в результате преобразования сознания всех слоев общества. Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (профессиональному коллективу, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в 28сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.
Важнейшим компонентом образования, его системообразующим стержнем, должны стать общеобразовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) - в школе, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - в учреждениях профессионального образования.
Общеобразовательная область ОБЖ и дисциплина БЖД в целом составляет комплексную образовательную область «Безопасность жизнедеятельности». Все разделы области тесно связаны не только друг с другом, но и с другими образовательными компонентами межпредметными связями, образуя общее поле подготовки молодѐжи к жизни в новой эпохе.
Структура образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя разделы (модули):
«Безопасное» (рациональное) поведение, индивидуальная защита в опасных и чрезвычайных ситуациях (ОС и ЧС);
Защита населения государством (Минобороны, МЧС, МВД, Минздрав и т.п.);
Современный комплекс проблем безопасности (мировоззренческие модули разных уровней в школе и в профессиональных учебныхзаведениях);
Защита учреждений и предприятий в ЧС;
Обеспечение безопасности профессиональной жизнедеятельности для человека и среды его обитания (предотвращение ОС и ЧС).
Два последних раздела различаются в профессиональных учебных заведениях различных специализаций. Можно выделить четыре основных направления этих специализаций, принципиально разнящихся между собой: техническое, гуманитарное, педагогическое и специальное.
Литература
1. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание (в 30 томах). – М.: Советская
Энциклопедия, 1970-1978.
2. Борисенко Е. П., Посецкий В. М. Тысячелетняя летопись необычных явлений
природы. – М.: Мысль, 1988.
3. Гастюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. 3-е издание. – М.:
Открытый мир, 1995.
4. Безопасность человека. – М., 1994г.
5. Сапронов В. Некоторые аспекты глобальной безопасности – 1999.