План-конспект родительского собрания на тему Психологические особенности гиперактивных детей. Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Пути их преодоления (1 класс)
План – конспект родительского собрания в 1 классе
Тема: «Психологические особенности гиперактивных детей. Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Пути их преодоления».
Ход собрания
Вступительное слово.
Уважаемые родители!
Сегодняшняя наша встреча посвящена гиперактивности ( повышенной, чрезмерной активности) детей и связанным с ней нарушениям поведения. Гиперактивность чаще всего сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью. Это не редко становится причиной серьёзных школьных проблем, возникающих у этих детей с первых дней обучения.
Лекция учителя по теме собрания.
1) Гиперактивные дети. Какие они?
Непоседливые, невнимательные, непослушные, шумные, беспокойные, много говорящие, постоянно требующие внимания, нередко раздражающие взрослых и вызывающие беспокойство. Особенно сложно этим детям в коллективе, при чётко организованном режиме, в системе достаточно жёстких требований.
2) Что такое гиперактивность или СДВГ ?Комплекс поведенческих реакций, таких как невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность, выделяется специалистами как специфическое нарушение психического здоровья – «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Это значит, что ребёнок, даже если очень хочет, не может изменить своё поведение по желанию взрослых. Необходима специальная тактика работы с таким ребёнком в школе и дома, а иногда и лечение. СДВГ, пожалуй, самая распространённая форма нарушения поведения. Детей с СДВГ около 15-20% , причём этот диагноз в 3-5 раз чаще встречается у мальчиков. Пока нельзя считать ясными и хорошо изученными причины СДВГ. Исследователи рассматривают различные причины его возникновения, считая ,что ,скорее всего, это компенсированное сочетание разных неблагоприятных факторов( патологии беременности и родов, тяжёлых заболеваний и нарушений развития в первый год жизни, влияния экологии и т. п. ). Симптомы, которые должны привлечь внимание родителей:
Симптомы невнимательности:
- недостаточно внимателен к деталям;
- с трудом удерживает внимание;
- как бы не слушает говорящего;
- не может довести дело до конца;
- с трудом организует свою деятельность;
- избегает выполнения заданий;
- теряет предметы;
- отвлекается на внешние раздражители;
- всё забывает.
Симптомы гиперактивности:
- дрыгает руками или ногами, крутится;
- не может усидеть на месте, когда это требуется;
- чрезмерно разговорчив;
- носится и лезет куда- либо, когда это не разрешается;
- с трудом может тихо играть;
- всегда «заведён», « как будто внутри мотор».
Симптомы импульсивности:
- выпаливает ответы,
- чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди;
- прерывает других, вмешивается в чужой разговор.
Важно, что диагноз СДВГ ставится, если не менее восьми из перечисленных признаков проявляются в поведении ребёнка постоянно, по крайней мере, в течение полугода.
3) Трудности при обучении письму и чтению.
У детей с СДВГ нарушения внимания проявляются сразу же с началом занятий в школе. Нарушение концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения. особенно сложен для них начальный этап обучения, требующий повышенного внимания к технике письма, постоянного контроля правильности написания букв, внимания к звуко- буквенному анализу. Высокая отвлекаемость, трудности концентрации внимания нарушают этот процесс. Ребёнок « схватывает» и запоминает только часть инструкции ( задания) и при этом стремится всё выполнить быстро. Поэтому почерк гиперактивных детей неустойчив, они не могут написать «каллиграфически правильно» даже одну букву. Очень характерно для этих детей резкое ухудшение почерка в процессе выполнения заданий.
Не менее сложен для гиперактивных детей процесс обучения чтению. Им трудно сосредоточиться, поэтому они «теряют слова», «теряют строку», а быстрое истощение может настолько «разрушить» внимание, что чтение становится просто невозможным.
В том случае, когда гиперактивность сочетается с любой, даже незначительной несформированностью любой познавательной функции, формирование навыков письма и чтения затрудняется ещё больше. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносят удовлетворения и не подкрепляются поощрениями. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание.
Наряду с трудностями внимания детям с СДВГ свойственна отвлекаемость: они отвлекаются на любые, даже не имеющие прямого отношения раздражители. Звук телевизора, кошка, которая прыгнула на колени, пришедший с работы папа - и любые задания тут же забываются. То же самое происходит и на уроке. Именно поэтому гиперактивные дети плохо выполняют контрольные задания, диктанты.
Импульсивность наблюдается у таких детей как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении учебных заданий. На занятиях им трудно ждать внимания учителя, разрешения высказаться – они перебивают других, невпопад отвечают на вопросы, не выслушав их до конца.
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами также характерны для детей с СДВГ. Они часто неадекватны , не понимают ситуации, обижаются и злятся, считая, что с ними не хотят дружить, играть, водиться. Поведение таких детей непредсказуемо, и общение со сверстниками затруднено из-за конфликтности и неуравновешенности.
Навыки чтения и письма у этих детей уже к середине первого учебного года могут быть значительно ниже, чем у их сверстников, хотя читать и писать они чаще всего умеют ещё до школы.
Предполагается, что основой для развития этих трудностей при СДВГ являются нарушения организации деятельности, несформированность зрительно- пространственного восприятия, нарушения в развитии моторных функций.
Рекомендации родителям учащихся.
Как общаться с ребёнком-непоседой:
- Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость. Выражения типа «Терпеть ненавижу», «Ты меня извёл», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребёнок просто перестаёт их слышать.
- Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что ребёнок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, малыш, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всём поговорим»)
Учитывая высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей, во время занятий дома необходимо:
- Говорить с ребёнком спокойно, без раздражения. Речь должна быть чёткой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной: ребёнок не поймёт сложных заданий и длинных предложений. Кроме того, убедитесь, что в инструкции понятно каждое слово. И не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребёнок слушает вас.
- Обратить на себя внимание ребёнка, используя систему жестов, мимику, дополнительные средства( например, положите свою руку на руку ребёнка). Важно, чтобы это был один и тот же знак, чтобы он был приятен ему и не вызывал у него раздражения.
- Использовать работу «глаза в глаза». Зрительный контакт позволяет ребёнку сосредоточиться, не отвлекаться, особенно в тот момент, когда он получает задание.
- В ходе работы использовать систему чётких и коротких указаний: « Слушай, запомни, не торопись, подумай». Старайтесь избегать слов: « Неправильно»,
«Не так», «Не стараешься»; целесообразнее говорить: «Давай внимательно посмотрим», «Попробуем сделать ещё раз» и т. п.
- Не акцентировать внимание ребёнка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.
- Оценивая работу, обязательно отметить, что сделано правильно. Хорошо, обратить внимание на ошибки и объяснить, как их исправить.
- При выполнении ребёнком графических заданий ( копирование, списывание букв, цифр) следить за правильной посадкой, положением ручки и тетради.
- Если задание большое, разделить его на части и к каждой из них дать новую инструкцию.
- В ходе каждого занятия найти повод, чтобы похвалить ребёнка.
Правила, которые необходимо соблюдать во время индивидуальных занятий с гиперактивными детьми:
- Перед каждым занятием объясните ребёнку его цель: что будете делать, для чего и как. Объясняя, используйте только знакомые слова. Не только объясните, но и покажите. Убедитесь, что ребёнок понял инструкцию.
- Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через «ступеньки».
- Соблюдайте продолжительность непрерывного выполнения заданий - не больше 3-5 минут- и общую продолжительность занятия- 20 минут.
- Работайте спокойно, без нервотрёпки, упрёков, порицаний. Не торопите ребёнка: пусть работает медленно. Постарайтесь каждый раз найти, за что его похвалить. При неудаче повторяйте задания, давайте аналогичные.
- Никогда не начинайте занятие с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребёнка похвалой, так как уверенность в правильности выполнения помогает ему.
- Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
- Не спешите получить результат – успех придёт, если ребёнок будет доверять вам и будет уверен в себе.
- Если необходимо внести коррективы, по ходу работы, делайте это немедленно так как ребёнок может непроизвольно «заучить» ошибку. Но избегайте говорить: « Ты делаешь не так», « Это неправильно».
- Во время занятий с ребёнком не отвлекайтесь. Если не можете найти полчаса для такой работы, помощь не возможна.
- Для того чтобы ваша работа с ребёнком была более эффективной, она должна быть систематичной (лучше ежедневной), но непродолжительной. Кроме того, эта работа не должна быть нудной, тяжёлой нагрузкой. Цель корой ребёнок не знает или не понимает. Задачи, которые вы ставите перед ним, должны быть посильными, а на начальном этапе даже легко достижимыми. Сложность заданий лучше увеличивать постепенно.
Эффективный способ индивидуальной работы с гиперактивными детьми при обучении письму:
Взрослый объясняет задание. Инструкция должна быть чёткой, краткой, все слова должны быть понятны ребёнку.
Ребёнок повторяет задание. Важно, что бы он точно повторил все условия.
Взрослый объясняет, как нужно выполнять задание ( с чего начинать, что делать дальше, как закончить и т. п.), соблюдая условия понятности и доступности объяснения.
Взрослый ещё раз повторяет последовательность выполнения задания и показывает, как это делать.
Ребёнок повторяет последовательность выполнения задания ( если есть ошибки, повторить п. 4)
Ребёнок диктует взрослому последовательность выполнения задания, а взрослый выполняет задание. Ребёнок контролирует ход выполнения задания.
Ребёнок самостоятельно выполняет задание и оценивает его ( если и в этом случае есть ошибки, можно предложить аналогичное задание и выполнить его в той же последовательности)
4.Подведение итогов.
Необходимо разобраться, действительно ли ребёнок гиперактивный, по возможности обратиться к специалисту- педиатру, неврологу, психологу. Только врач может поставить диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Он же может выделить форму этого расстройства - сочетание гиперактивности и нарушения внимания, преобладание гиперактивности и импульсивности или преобладание нарушения внимания.
В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребёнку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволят понять, что он действует правильно, дадут уверенность в том, что трудности преодолимы и вы оцениваете его старание.
А чтобы ребёнок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить взрослые - учитель и родители.
Составила учитель начальных классов Королькова Л. Г.