Ехнологическая карта урока Движение земной коры 6 класс, география, Домогацких


Технологическая карта урока по теме «Движение земной коры. Землетрясение»
Предмет География
Класс 6
Номер урока Тип урока Урок - практикум
Тема Движение земной коры. Землетрясение.
Цель Определить причины образования процессов, приводящих к образованию землетрясения, знать приборы, измеряющие его силу.
Задачи Образовательные:
- продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность);
Развивающие:
- формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.
- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. Воспитательные:
- способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;
- продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.
Планируемые результаты Предметные: (знания, умения, представления)
Знать значение и объяснять особенности образования понятий «Землетрясение», «Очаг землетрясения», «Эпицентр Землетрясения», «Сейсмический пояс», «Грабен», «Горст», «сейсмограф». Представлять и уметь себя вести во время опасных явлений.
Личностные: (личностные УУД)
Сформировать готовность и способность к образованию и самообразованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные:
(познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)
Уметь выделять главное, существенные признаки географических объектов и явлений, высказывать суждения, подтверждаемые фактами, работать с текстом и нетекстовыми материалами (схемам, рисунками, таблицами)
УМК Учебник. География. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. 5-6 класс. М. : Просвещение, 2015. – 191с. : ил., карт. – (Полярная звезда).
Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. (1 DVD)
Мой тренажёр. География. 5-6 классы. Николина В.В.
Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В.
«Конструктор» текущего контроля. География. 6 класс. Гусева Е.Е.
Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.
Ресурсы (оснащение) Атлас. География» 5-6 класс. М.: Дрофа 2014 г.
Настенная карта «Землетрясения и вулканы».
Мой тренажёр. География. 5-6 классы. Николина В.В.
Контурные карты. География» 5-6 класс. М.: Дрофа. 2014 г.
Сейсмограф ( или на экране, или рисунок).
Презентация.
Раздаточный материал.

п/п Этапы Деятельность учителя Деятельность учеников Универсальные учебные действия
1 Организационный этап.
1 мин. Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке
2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
5 мин. Предлагает учащимся прослушать аудиозапись шума землетрясения и ответить на вопрос:
Какие чувства вызвала у вас эта аудиозапись?
Предлагает выдвинуть гипотезу (предположение) о том, какое природное явление сопровождается таким шумом?
Предлагает самостоятельно сформулировать тему урока(Слайд 1).
Предлагает ответить на вопросы и сформулировать цель и задачи урока:
Что вам известно о землетрясении?  
Почему изучают землетрясения?
Что нужно о них знать людям, которые живут в районах, где происходят землетрясения?
(Слайд 3)
Слушают аудиозапись и рассказывают о своих чувствах.
Выдвигают гипотезы, обосновывают их.
Формулируют тему урока.
Отвечают на вопросы и формулируют:
цель урока: ознакомление с грозным природным явлением – землетрясением.
задачи урока:
- изучить причины возникновения землетрясений;
- узнать где и как часто происходят землетрясения;
- узнать какое влияние оказывают землетрясению на безопасность и жизнедеятельность людей;
- рассмотреть, как и зачем изучают землетрясения. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- целеполагание.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции.
ЛичностныеУУД:
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные УУД:
- актуализация знаний о движениях земной коры.
3 Актуализация знаний.
5 мин. Предлагает ответить на вопросы:
Какие движения земной коры вы знаете?
Какие движения земной коры называют горизонтальными, вертикальными?
Какая у них скорость?
В чём состоит роль горизонтальных и вертикальных движений для формирования рельефа Земли? Отвечают на вопросы. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- волеваясаморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- подведение под понятие.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
ЛичностныеУУД:
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные УУД:
- актуализация знаний о движениях земной коры.
Физкультминутка.
1 мин. Предлагает провести физкультминутку Проводят физкультминутку. 4 Первичное усвоение новых знаний.
20 мин. Предлагает ознакомиться с быстрыми движениями земной коры – землетрясениями с помощью видеофрагмента «Землетрясения» и ответить на вопросы:
Что такое землетрясение?
(Слайд 4)
Что такое очаг и эпицентр землетрясения? (Слайд 5)
Почему возникают землетрясения? (Слайд 6)
Предлагает заполнить маршрутный лист – задания 1, 2 (Приложение 4).
Предлагает ознакомиться с рисунком 77 в учебнике и Приложением 1об измерении силы землетрясения и ответить на вопрос:
«Как оценивают силу землетрясения?» (Слайд 7)
Предлагает работу в парах: определить силу землетрясения по отрывку из воспоминаний М. Горького, который  был свидетелем землетрясенияПриложение 2 и Приложение 1.
Предлагает заполнить маршрутный лист – задание 3 (Приложение 4).
Предлагает каждой группе сравнить рис. 69 и 78 в учебнике и сделать вывод о том, в каких районах следует ожидать землетрясения, и обосновать свой ответ(Слайд 8).
Предлагает заполнить маршрутный лист – задания 4,5 (Приложение 4)
Предлагает посмотреть слайд 9 о том, как часто на Земле происходят землетрясения.
Предлагает посмотреть презентацию учителяо последствияхземлетрясений (Слайды 10 -16).
Предлагает заполнить маршрутный лист – задание 6. (Приложение 4).
Знакомит учащихся с изучением землетрясений.(Слайд 17).
Предлагает заполнить маршрутный лист – задание 7. (Приложение 4).
Предлагает ответить на вопрос: «Зачем изучают землетрясения?» (Слайды18,19)
Предлагает выполнить учебные модули ЭОР Действия населения при землетрясении. Практика
Организует взаимопроверку заданий на маршрутных листах. Просматривают видеофрагмент «Землетрясения» и отвечают на вопросы.
Заполняют маршрутный лист – задания 1,2 (Приложение 4).
Изучают (Приложение 1) и знакомятся со шкалой для измерения силы землетрясения и отвечают на вопрос.
В парах учащиесязнакомятся с Приложением 2 и по Приложению 1 определяют силу землетрясения в баллах и обсуждают результаты групп.
Заполняют маршрутный лист – задание 3 (Приложение 4).
На основе сравнения карт на рисунках 69 и 78 каждая группа составляет свойвывод о районах возможных землетрясений и его обоснование. Обсуждают результаты, полученные группами.
Заполняют маршрутный лист – задания 4,5 (Приложение 4).
Изучают слайд 9 о частоте землетрясений на Земле.
Знакомятся с презентацией учителя тетрадь о последствиях землетрясений (Слайды 10 -16).
Заполняют маршрутный лист – задания 6. (Приложение 4).
Знакомятся с изучением землетрясений.
Заполняют маршрутный лист – задания 7. (Приложение 4).
Отвечают на вопрос.
Выполняют учебные модули ЭОР Действия населения при землетрясении. Практика.
Проводят взаимопроверку заданий на маршрутных листах. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- выдвигать версии;
- выбирать средства достижения цели в группе, в паре и индивидуально;
- оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях;
- оценка;
- коррекция.
Познавательные УУД:
- находить достоверную информацию
- соотносить новую информацию с имеющимися представлениями;
- анализировать и обобщать;
- делать выводы;
- представлять информацию в виде текста.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать, слышать и понимать партнёра;
- различать в речи другого доказательства, факты;
- организовывать и согласовывать работу в паре, группе;
- уметь правильно выражать свои мысли в речи;
- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
ЛичностныеУУД::- осознавать свои интересы, цели;
- осознавать свои эмоции:
- осознавать новые социальные роли и правила.
Предметные результаты:
- углубить знания о движениях земной коры;;- объяснять значение понятий: «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмограф», «сейсмолог»;
- знать причины возникновения землетрясений, их последствия и районы распространения;
- описывать последствия землетрясений разной силы;
- сравнивать карты и выявлять причинно – следственные связи между строением земной коры и главными поясами землетрясений;
- получить представление о профессии сейсмолога;
- знать правила безопасного поведения при землетрясении.
Физкультминутка.
1 мин. Предлагает провести физкультминутку Проводят физкультминутку. 5 Первичная проверка понимания.
3 мин. Предлагает в группах обсудить проблемный вопрос: «Возможны ли землетрясения на территории Саратовской области? Объясните почему?» (Слайд 20) Отвечают на вопрос. Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- выдвигать предположения;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- анализировать, делать выводы
Регулятивные УУД:
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.
- выбирать средства достижения цели в группе;
- уметь применять полученные знания в новой учебной ситуации; - оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать, слышать и понимать партнёра;
- различать в речи другого доказательства;
- организовывать и согласовывать работу в паре, группе;
- уметь правильно выражать свои мысли в речи;
- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
ЛичностныеУУД::- осознавать свои интересы, цели;
- осознавать новые социальные роли и правила;
- адекватно выражать и контролировать свои эмоции.
6 Первичное закрепление.
5 мин. Предлагает учащимся выполнить электронный тест по теме «Землетрясения».
Помогает провести самоанализ теста. Выполняют тест, проводят самоанализ результатов. Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- подведение под понятие
Регулятивные УУД:
- волеваясаморегуляция в ситуации затруднения;
- оценка;
- коррекция.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать, слышать и понимать учителя;
ЛичностныеУУД::- осознавать свои интересы, цели;
- осознавать новые социальные роли и правила;
- адекватно выражать и контролировать свои эмоции.
Предметные результаты:
- закрепить знания о землетрясениях.
7 Рефлексия.
3 мин.
Предлагает ответить устно на вопросы:
Как изменилось ваше представление о землетрясениях по сравнению с началом урока?
Что на уроке показалось вам интересным?
Что вызвало затруднения? Отвечают на вопросы.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
- выстраивание логической цепочки рассуждения;
- рефлексия способов и условий действий;
Регулятивные УУД:
- оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.
Коммуникативные УУД:
- уметь устно выражать свои мысли, идеи;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные УУД:
- самооценка на основе критерия успешности;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты:
- обобщить знания о землетрясениях.
8 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1 мин. Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. (Слайд 21)
§22, ответить на вопросы 1-10 (с. 76).
Задания по выбору:
подготовить сообщение (презентацию) о сильном землетрясении;
составить в тетради синквейн о землетрясении.