Методика организации и проведения уроков ОБЖ с учетом требований ФГОС
Методика организации и проведения урока ОБЖ с учетом требований ФГОС
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих «умение учиться в образовательном процессе.
В основе современных ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:
- придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Системно-деятельностный подход - методологическая основа ФГОС нового поколения. Этот подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Урок - основная форма организации учебных занятий. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин).
Урок - динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.
Основные положения (принципы) при проектировании и проведении современного урока:
- целостность урока;
- единство обучения, воспитания и развития, их взаимосвязь;
- личностный подход, деятельностный подход;
- внутриурочная дифференциация и индивидуализация обучения;
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса (мотивация и проблематизация), ситуация успеха, самостоятельная умственная активность учащегося;
- применение арсенала разнообразных методов, средств и методических приемов. Выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, обеспечение самостоятельности;
- формирование способов умственных действий учащихся;
- гибкая неформальная система контроля;
- целесообразное и оптимально экономное расходование времени урока.
- сочетание трудности и доступности в обучении.
В зависимости от ведущей дидактической цели выделяют следующие типы уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления и повторения знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок выработки и закрепления умений и навыков, урок проверки знаний, комбинированный урок.
Тип урокаПримерная схема построения урока
(Структурные элементы урока)
Урок изучения нового материалаОрганизационный этап (момент)
Повторение предшествующего материалаОбъяснение нового материалаПроверка понимания и закрепление знанийПодведение итоговЗадание на домУрок закрепления и повторения знаний Организационный этап (момент)
Проверка домашнего заданияВыполнение учебных заданийПроверка выполнения заданийПодведение итоговЗадание на домУрок обобщения и систематизации знаний Рассматриваются наиболее существенные вопросы из ранее изученного материала. Такие уроки строятся в форме рассказа, кратких сообщений, беседы преподавателя с учащимися
Уроки выработки и закрепления умений и навыков Организационный этап (момент)
Повторение теоретических знанийСамостоятельное выполнение учащимися упражнений и ситуационных задач под контролем преподавателя
Проверка выполнения самостоятельной работыПодведение итоговЗадание на домУрок проверки знанийВыполнение контрольной работы, тестаСобеседование, устный зачет
Урок смешанный (комбинированный) Организационный моментПроверка домашнего заданияОбъяснение нового материалаПроверка понимания и закрепление знанийПодведение итоговЗадание на домПо основным этапам учебного процесса выделяют:
- вводные;
- первичного закрепления знаний
- образования понятий, установления законов и правил;
- применение полученных правил на практике;
- повторения и обобщения;
- контрольные;
- смешанные или комбинированные.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
«Школа 2000…»
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
Требования к современному уроку:
- четкое формулирование целей в целом и их составных элементов;
- определение оптимального места урока в системе уроков и его содержания в соответствии с требованиями УП и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися ЗУН как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий для успешного учения учащихся
- связь теории с практикой
- системность уроков.
К современному уроку ОБЖ в образовательном учреждении предъявляются воспитательные, дидактические, психологические и гигиенические требования.
Воспитательные требования:
- формировать у учащихся в процессе обучения черты личности необходимые для безопасного поведения;
- формировать чувство ответственности за личную безопасность и ценностное отношение к здоровью и жизни;
- осуществлять патриотическое и нравственное воспитание.
Дидактические требования:
- содержание обучения должно быть научным, доступным, тесно связанным с социальной практикой, систематическим и последовательным;
- обеспечить активность и сознательное усвоение учебного материала;
- сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных, поисковых методов обучения;
- планомерность реализации цели, образовательных, воспитательных и развивающих задач, т.е. на каждом уроке решаются конкретные и заранее намеченные задачи, направленные на достижение конечной цели обучения в соответствии с программой;
- учебно-воспитательная работа должна быть дифференцирована с учетом коллективных и индивидуальных особенностей учащихся;
- результаты урока должны быть доведены до учащихся и осознаны ими;
- учебная деятельность должна быть разнообразной по содержанию и по форме проявления;
- использование разнообразных приемов организации и методов обучения и воспитания в рамках цели и задач каждого урока.
Психологические требования:
- учитывать психологические особенности каждого ребенка: мышления, памяти, внимания, воли, эмоций;
- преподаватель должен отличаться самообладанием и самоконтролем.
Гигиенические требования:
- избегать однообразия в учебной работе, монотонного изложения материала, чередовать виды учебной деятельности;
- контролировать обеспечение оптимального температурного режима, влажности, качество освещения, своевременное и эффективное проведение физкультминуток, обеспечение правильной рабочей позы учащегося, соответствие мебели росту учащихся.
Планирование урока – наиболее сложный этап, так как от него зависит ход урока и его результаты.
Начинается планирование после уточнения объема, отбора и конкретизации содержания учебного материала с учетом учебной программы по ОБЖ.
На этапе планирования преподаватель обдумывает общую картину урока, формулирует цель, задачи урока, определяет структуру урока, выстраивает логическую последовательность основных видов деятельности преподавателя и учащихся на уроке. Преподаватель определяет узловые моменты урока: с чего начнет занятие; как проведет организационный этап, как будет проверять домашнее задание, какие методы и формы работы будет использовать при объяснении нового материала; будет ли использоваться самостоятельная работа и т.п.
При постановке цели урока педагогу важно понимать и представлять обобщенную цель (чему ученик должен научиться) и конкретная цель (что ученик будет знать, уметь делать, завершив этап работы и как узнать, что он умеет это делать).
Преподавателю важно четко сформулировать, задачи урока:
- обучающие (дидактические);
- воспитательные;
- развивающие.
Например – дидактическая цель - усвоить понятие, отработать умения и навыки его применения. Эта сложная цель, она достигается при решении трех основных дидактических задач: а) актуализации прежних знаний, умений и навыков; б) формирования нового понятия и способов действий с ним в) применения понятия к частным случаям (формирование умений). Каждая из этих задач в свою очередь состоит из ряда учебных (задач для учащихся), имеющих еще более конкретный характер. Цели и задачи урока должны соответствовать целям и задачам и результатам обучения курса ОБЖ определенным ФГОС.
Далее в зависимости от целей и задач преподаватель определяет тип и структуру урока ОБЖ.
Наиболее часто в преподавании ОБЖ используется традиционная обобщенная структура комбинированного (смешанного) урока.
Организация начала занятия.
Проверка выполнения домашнего занятия.
Подготовка к основному этапу занятия.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Первичная проверка понимания.
Закрепление знаний и способов действий.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль и самопроверка знаний.
Подведение итогов занятия.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Структура комбинированного урока определяется несколькими крупными функциональными аспектами:
- дидактический аспект: содержание учебного материала;
- воспитательный аспект: воспитывающие воздействия (на сознание, эмоционально - действенно-практическую сферу);
- развивающий аспект: самостоятельная мыслительная деятельность учащихся;
- методический аспект: реализация того или иного метода, той или иной технологии;
- психологический аспект: психологическое самочувствие детей, дисциплины в классе и т.д.
В каждый период (и в каждый данный момент) тот или иной аспект реализуются в разной степени и образуют временную последовательность (вертикальную структуру) урока.
Наряду с традиционной структурой урока ОБЖ, которая подвергается критике в настоящее время, преподаватель может выбрать структуру проведения урока на основании деятельностного подхода.
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Для построения урока в рамках ФГОС ООО важно понять и определить критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии и структуры мы придерживаемся.
После определения структуры урока преподаватель переходит к определению временных затрат и описанию хода урока. В результате этой работы должна появиться «технологическая карта» или план-конспект урока. Цель технологической карты урока – составление четкой последовательности работы преподавателя и учащихся на уроке.
Приведем несколько примеров составления технологических карт уроков на основе традиционного и системно-деятельностного подхода.
Пример 1.
№ Этап урокаНазвание используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученикаВремя(в мин.)
1 2 3 5 6 7
Пример 2.
Технологическая карта урока на основе деятельностного подхода
ТемаЦель темыОсновное содержание темы, термины и понятия Планируемый результат:
Предметные умения, УУД Личностные УУД:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Организация пространства:
Межпредметные связиФормы работыРесурсыI этап. Мотивация к деятельности
Цель – Проблемная ситуация.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Освоение содержания темы урока Диагностические задания на «знание»», понимание», «умение»
Цель –
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель – Практические задания (репродуктивное, импровизационное, эвристическое)
Самоорганизация в деятельности
VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия.
Формы контроля; контрольное задание. Оценка результатов деятельностиСамооценкаОценка присутствующегоТехнологическая карта включает в себя:
- название темы;
- число часов, отведенное на ее изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);
- основные понятия темы;
- межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- технологию изучения указанной темы;
- систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;
- контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов.
Раздел «Технология изучения» разбит на этапы обучения. На каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания по отработке материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения, в конце темы - контрольное задание, проверяющее достижение планируемых результатов. В описании каждого этапа указываются цель учебной деятельности и учебные задания.
На первом этапе обучения «Мотивация к деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания. Этап предполагает следующие шаги:
- мотивацию как стимулирование интереса;
- определение потребностей как личностно значимого компонента изучения данной темы;
- выявление того, что отсутствует в знании и умении для решения ситуативного задания и определение цели учебной деятельности на следующем этапе.
На этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержательных блоков темы. Для освоения учебного содержания предлагаются учебные задания на «знание», «понимание», «умение».
На этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» учащимся предлагается выполнить практические задания:
- информативное, где учащиеся работают, используя образец на доске;
- импровизационное, где учащиеся используют задание, которые отличаются от образца по содержанию или форме;
- эвристическое, где учащиеся выполняют свой вариант задания.
Выполнение задания предполагает самоорганизацию школьников, которая содержит: подготовку к выполнению (планирование) деятельности, выполнение и представление работы.
Результатом этого этапа является:
- ориентация школьника в разных видах задания (познавательное действие);
- самоорганизация учащегося при выполнении задания (регулятивное действие);
- использование учеником адекватных речевых высказываний для представления результата (познавательное, коммуникативное действие);
- проявление своего отношения (благодарности) к героям учебника и учителю (личностное действие);
- умение школьника решать поставленную задачу (познавательное, регулятивное действие), т.е. использовать приобретенные знания и умения в конкретной практической деятельности.
На этапе рефлексивной деятельности учащихся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ – регулятивное действие) и оценивают деятельность (самооценка – личностное действие) по освоению темы.
В отличие от других методических пособий, при использовании карты на каждом этапе обучения учитель может уверенно сказать, достиг он результата или нет. И если в соответствии с прогнозируемым учителем результатом диагностическую работу на конкретном этапе выполнили более 60% учащихся класса, то можно с уверенностью сказать, что материал понят, освоен, и можно переходить дальше.
Если задание правильно выполнено менее чем 60% учащихся, то учителю необходимо еще раз вернуться к пройденному материалу и завершить его полноценное освоение. Только после этого можно перейти к следующему этапу.
Правила работы с технологической картой
1. Используйте технологические карты для работы по теме или разделу курса.
2. Внимательно ознакомьтесь с темой, по которой будете работать.
3. Найдите ее в учебнике того предмета, который изучаете, и подготовьте учебники, которые отмечены в разделе «межпредметные связи».
4. Познакомьтесь с целями изучения темы, соотнесите с планируемыми результатами, определите задачи, которые помогут добиться поставленной цели, (Соотнесите цели с пройденным ранее материалом).
5. Прочитайте выделенные основные понятия изучаемой темы, посмотрите, в каких предметах они еще изучаются (межпредметные связи).
6. Проанализируйте смысл планируемых результатов, особенно в части универсальных учебных действий
7. Подберите «свои» формы работы в соответствии с целями и условиями обучения: для подвижной работы или спокойных занятий, для поиска информации или демонстрации достижений и т.д. Это поможет расширить границы использования ресурсов, к которым относятся УМК «Перспектива», имеющиеся в школе наглядные пособия, интерактивные или просто дополнительные рабочие доски, выставки, стенды и так далее.
8. В разделе «Технология обучения» придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте. Это поможет не пропустить ни один элемент в достижении поставленной на этапе цели, а главное, добиться эффективного и качественного освоения темы
9. На первом этапе, мотивируя учащихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника, или предложить свое.
10. Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите и соотносите с дальнейшим алгоритмом прохождения темы.
11. Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, каким способом выполняет, т. е. выполните задание, предложенное в одноименной графе, и только после этого переходите к следующему этапу.
12. Постарайтесь выполнить все предложенные диагностические и контрольное задание. Тогда с уверенностью можете сказать: «Эта тема пройдена, планируемые результаты достигнуты. Двигаемся дальше».
Сопоставьте этапы, шаги технологической карты с поурочным планом, которым вы пользуетесь, и выберите для себя оптимальный способ организации работы.
При использовании технологической карты поурочное планирование может и не понадобиться.
Пример 3.
ПредметКлассТема урока№ урока по темеТип урокаЦель урокаПланируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные) Основные понятия темыИнтернет-ресурсы к урокуТехнология изученияЭтап учебного занятияВремяэтапаИспользуемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
I. Организационный этапДеятельность учителяДеятельность ученикаЭтап учебного занятияВремя этапаИспользуемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
II. Этап проверки выполнения домашнего задания Деятельность учителяДеятельность ученикаЭтап учебного занятияВремя этапаИспользуемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Деятельность учителяДеятельность ученикаЭтап учебного занятияВремя этапаИспользуемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
IV.Этап первичной проверки понимания изученного материала Деятельность учителяДеятельность ученикаЭтап учебного занятияВремя этапаИспользуемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
V. Этап закрепления новых знаний и способов действий Деятельность учителяДеятельность ученикаЭтап учебного занятияВремя этапаИспользуемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
VI. Этап применения знаний и способов действий Деятельность учителяДеятельность ученикаЭтап учебного занятияВремя этапаИспользуемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
VII. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий Деятельность учителяДеятельность ученикаЭтап учебного занятияВремя этапаИспользуемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
VIII. Этап информации о домашнем задании
Деятельность учителяДеятельность ученикаЭтап учебного занятияВремя этапаИспользуемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
IX. Этап подведения итогов занятия
Деятельность учителяДеятельность ученикаПример 4.
Предмет:
Класс:
Тема урока:
Цели урока:
деятельностная –
содержательная –
воспитательная –
Оборудование урока:
Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаУУД Условия реализацииличностныерегулятивныеПознавательныеКоммуникативные (отдельн столб.) Орг. момент Мотивация+ + Постановка проблемы определение целей+ + Актуализация знаний составление плана учебной деятельности + «Открытие» детьми нового знания Соотнесение результатов деятельности с поставленными целями – коррекция учебной деятельности Первичное закреплениеСамостоят. работа с самопроверкой в классе Контроль освоения учебного материала Повторение Самооценка, самоанализ деятельности- рефлексия учебной деятельности Итог занятияСледующим шагом подготовки урока является составление плана-конспекта урока. План составляется так, чтобы послужить основой для проведений занятий по данной теме. В настоящее время составление плана-конспекта урока конкретного занятия обязательно, но форма его составления может быть самой различной. Современные учебники обходят стороной вопросы подготовки педагога к занятиям.
В плане урока предлагается отражать:
- ФИО
- должность
- предмет
- класс
- тема урока и номер урока по теме
- базовый учебник
- цели и задачи урока (образовательные воспитательные развивающие) с конкретным указанием того, что должны запомнить, понять учащиеся, какие навыки отработать;
- формы работы с учащимися;
- тип урока;
- оборудование;
- структура и ход урока (составляется произвольно, по желанию учителя: в виде технологической карты, пунктов плана, тезисов, текста заданий и т.п.);
- вопросы для опроса (могут быть выполнены в форме карточек, задач или заданий);
- задание для самостоятельной работы и закрепления учебного материала (вопросы, параграфы учебника, упражнения, примеры);
- домашнее задание.
Форма документального отображения плана урока может быть любой, например, конспект, отдельные фрагменты текста, цитаты, термины, карточки с вопросами и заданиями. Важно, чтобы преподаватель имел гибкую и четкую структуру урока.
Затем необходимо изучить методическую литературу и продумать наглядные средства и оборудование, которое будет использоваться, чтобы конкретизировать методику проведения урока.
В завершение просмотреть соответствующие параграфы учебника, рабочие тетради, учебные пособия и другие дидактические материалы, которые будут рекомендованы учащимся к изучению.
Проведение и урока нового знания на основе деятельностного подхода осуществляется в следующем виде:
№ Этап урокаНазвание используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученикаВремя(в мин.)
1. Мотивирование к учебной деятельностиМотивирование учащихся к учебной деятельности (вступительное слово, беседа) Осознание учеником важности, необходимости учебной деятельности и выработка внутренней готовности к учебной деятельности 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (постановка проблемы, учебной задачи)
Педагог организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Осознание и выполнение учащимся пробных учебных действий 3. Выявление места и причины учебного затруднения Организует выявление учащимися места и причины затруднений Учащиеся вербально, либо знаково фиксируют место и причины затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения Руководит проектом решения возникших учебных затруднений (беседа, исследовательский метод) Учащиеся ставят цель, строят план, выбирают способы достижения учебной цели или возникшего затруднения 5. Реализация построенного проекта Руководит процессом решения учащимися учебных задач Реализация учащимися способов решения учебных задач (проблем), выбирают оптимальный вариант (способ) решения учебной задачи 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Предлагает учащимся различные типовые задания для закрепления полученных знаний, способа действий. Контролирует ход выполнения предложенных заданий. Учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Предлагает учащимся выполнить самостоятельно задания нового типа, контролирует и консультирует учащихся Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном 8. Включение в систему знаний и повторение Учитель определяет границу применения полученных знаний и подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала для введения в последующем новых способов действий Осознание учащимися границы и места применения полученных знаний и выполняют задания на повторение изученного материала. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке и подведение итогов Учитель фиксирует и соотносит цели и учебные задачи, стоявшие на уроке с их выполнением.
Оценивает работу учащихся. Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. 1. Мотивирование к учебной деятельности.
Этот этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- устанавливаются тематические рамки (“могу”).
На этом этапе происходит процесс адекватного самоопределения ученика в учебной деятельности, самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе педагог организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно этап предполагает:
- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
- актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
- мотивацию (побуждение) к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
- фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Как сделать урок ОБЖ интересным и эффективным.
Для того чтобы сделать урок ОБЖ эффективным и интересным преподавателю необходимо:
- обеспечить сочетание на уроке деятельностного, индивидуального, личностного подходов;
- обеспечить включение все учащихся в учебную деятельность (мотивацию);
- обеспечить понимание учащимися целей урока, отдельных его этапов и конечный результат собственных усилий;
- помочь учащимся изменять предмет своей активности, т. е. не просто «поглощать» информацию в готовом виде, а усваивать материал самостоятельно связывая рассказ учителя с собственным ответом и своими интересами, пересказывая (мысленно) своими словами; приучались делать записи основных мыслей; решали задачи, ставили вопросы, выполняли опыты, рисовали схемы и т. д.
- способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:
• не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;
• не противопоставлять сильных учеников слабым;
• не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;
• замечать даже незначительные успехи слабых, но не акцентировать на этом внимания;
• воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;
• формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.
- обеспечить активизацию познавательного интереса учащихся за счет привлечение дополнительного материала из СМИ, энциклопедических, литературных, интернет источников; применение интерактивных форм работы (дискуссии, проблемные задания, опросы), метод проектов и частично-поисковые методы и т.п.
Контроль и оценка знаний на уроке ОБЖ
В педагогике до сих пор нет четкого подхода к понятиям «контроль», «проверка», «оценка» и «учет» знаний учащихся. Нередко они смешиваются и употребляются в разных значениях. Общим родовым словом здесь выступает «контроль» - выявление, измерение, оценивание знаний учащихся. Выявление и измерение знаний учащихся называется проверкой.
Проверка знаний, умений позволяет обеспечить непрерывную обратную связь между педагогом и учеником, с тем, чтобы обеспечить постоянную коррекцию знаний и умений учащихся, а при необходимости и процесса обучения. В ходе контроля учащиеся систематизируют изученный материал, выявляют и устраняют пробелы в знаниях.
Контроль приучает учащихся к систематическому учебному труду, прививает им навыки самостоятельности, повышает чувство ответственности за выполненную работу, стимулирует формирование познавательного интереса.
Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, поэтапный; итоговый, заключительный.
Контроль по форме может быть устный, письменный, индивидуальный, групповой, проводиться с использованием дидактических материалов (тесты, билеты, компьютерные программы), ТСО или без них.
Контроль и оценка качества подготовки учащихся является важным элементом преподавания любого предмета в системе обучения.
Главными требованиями к контролю и оценке уровня подготовки учащихся являются:
- обстоятельность и глубина;
- систематичность и объективность;
- сочетание высокой требовательности с оказанием необходимой помощи обучаемым.
В педагогической деятельности применяется предварительная, текущая, контрольная и итоговая проверка, и оценка знаний.
Наиболее частыми формами проверки знаний являются: вопросы для текущего контроля; тесты; проверочные работы; контрольные работы; зачеты и экзамены.
Выставленная учащемуся оценка (отметка) должна быть справедливой и объективной. Завышенная оценка часто порождает чувство самоуверенности и снижает желание трудится. Заниженная оценка вызывает у ребенка чувство досады, обиды, конфликт с учителем и нежелание учиться.
При выставлении оценки преподаватель должен учитывать:
- объем знаний ученика по теме, разделу, предмету;
- правильность и прочность овладения навыками и умениями;
- количество и характер ошибок;
- последовательность в изложении материала, самостоятельность, уверенность при анализе и выводах.
Результаты контроля и оценки знаний и умений учащихся являются важной составляющей на основании этого анализа вносятся необходимые коррективы в систему обучения учащихся по ОБЖ.
Под оценкой знаний учащихся в дидактике понимается сравнение достигнутого учащимся уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе.
Условным выражением оценки знаний является отметка. Оценка и отметка понятия взаимосвязанные, так как у них общий объект – знания, умения, навыки учащихся. У отметок в настоящее время огромная масса недостатков главными, из которых является субъективизм учителя и отсутствие четких критериев оценки ответов учащихся.
В процессе контроля отметки показывают уровень знаний и умений учащихся в сравнении с нормативными требованиями; информируют об успехах неудачах учащихся; выражают общее мнение учителя об ученике; стимулируют ученика.
Существуют 3 способа оценивания:
Нормативный – исходя из требований стандарта образования;
Сопоставительный – путем сравнения с знаниями и умениями других учеников;
Личностный – путем сравнения знаний и умений этого ученика с теми, кто были ранее.
Недостатки современной системы оценки знаний:
- оценки часто несут травмирующий характер;
- оценка становится главным мерилом учебно-познавательной деятельности, как в школе, так и для родителей ученика;
- оценка учителя – главное, а самооценка и самоконтроль отсутствуют;
- оценка ученика автоматически становится оценкой учителя.