Тесты на развитие специфических координационных способностей у детей младшего школьного возраста


Уважаемые педагоги, разрешите представить вашему вниманию работу на тему «Развитие специфических координационных способностей у детей младшего школьного возраста».
Двигательно-координационные способности человека - это его возможности преобразовывать определённые двигательные движения в единое целое в зависимости от преследуемой цели.
Школьный возраст является сенситивным для развития прыгучести, потому для более эффективной подготовке детей к сдаче нормативов Гто , опробовалась методика специального комплекса.
Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития координационных способностей. В этот период ребёнок овладевает основными двигательными действиями, готовится к овладению нормативными упражнениями, в беге, прыжках, метаниях. Подготовка детей к выполнению нормативных упражнений, в особенности прыжковых является педагогической задачей.
Специфически проявляемые координационные способности разнообразны. Из них можно выделить: способность к дифференцированию, ориентированию, реакции, равновесию и ритму.
Специфические координационные способности:
Способность к ориентированию – это способность человека точно определять и своевременно менять расположение тела и совершать движения в заданном направлении.
Способность к реагированию – позволяет оперативно и точно совершать целое, кратковременное действие на известный или ранее неизвестный сигнал телом или его частью.
Способность к изменению двигательных действий – это быстрота изменения выработанных форм движений или переход от одного двигательного действия к другому в зависимости от изменяющихся условий.
Способность к согласованию – это соединение, соподчинение разных отдельных движений и действий в одну целостную двигательную комбинацию.
Способность к равновесию – это умение сохранять устойчивость позы в статическом положении тела в процессе выполнения движения.
Способность к ритму – это способность максимально точно повторять заданный ритм определенного двигательного действия или адекватно изменять его в зависимости от изменяющихся действий.
Они считаются наиболее значимыми, потому что проявляются в процессе трудовой или спортивной деятельности и в быту. Поэтому развитию этих способностей нужно уделять большое внимание в рамках физического развития школьников. Этим и обусловлена актуальность выбранной нами темы.
Цель работы: определить эффективность специального комплекса упражнений применительно для развития прыгучести у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1.Выявить особенности развития специфических координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
2.Определить начальные показатели развития прыгучести у детей младшего школьного возраста.
3.Исследовать эффективность специального комплекса упражнений применительно для развития прыгучести у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза работы: выдвигается предположение, что применение специально разработанного комплекса упражнений для развития прыгучести способствует улучшению специфических координационных способностей и темпов развития прыгучести.
При изучении проблемы тестирования специалисты до сих пор сталкиваются с потребностью поиска ответов на три важных вопроса:
1. Какими критериями оценивать координационные способности?
2. При помощи, каких методов можно максимально полно измерить уровень развития координационных способностей?
3. Как провести тестирование?
Критерии – это общие признаки, на основании них оцениваются способности человека. Критериями координационных способностей считаются четыре признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые обладают качественными и количественными характеристиками.
При оценке координационных способностей применяют такие методы:
• наблюдение;
• экспертная оценка;
• аппаратурный метод;
• тесты.
Основными тестами являются: Для оценки КС, относящихся к целостным двигательным действиям используют тесты:
1) челночные бег 3 х 10 м;
2) три кувырка вперед;
3) метание теннисного мяча на дальность.
Для оценки способности к дифференцированию:
1) бросок мяча в цель, стоя спиной к цели;
2) прыжки вниз на разметку;
Для оценки способности к ориентированию в пространстве:
1) маятник – бросок – цель;
Для определения комплексной реакции:
1) упражнение – реакция – мяч;
Для определения способности к равновесию:
1) повороты на гимнастической скамейке
1) стойка на одной ноге.
Исследования проводились на базе ГБОУ СОШ №217 г. Сакт-Петербурга, Красносельского района в 2016-2017 (сентябрь-январь) учебном году в первых классах (1а, 1б). В эксперименте принимали участие ученики первых классов в возрасте 7-8 лет; один класс контрольный (1б - 15 человек), второй класс экспериментальный (1а - 15 человек). Обучающиеся контрольной группы занимались по программе физического воспитания, которую разработал коллектив преподавателей физической культуры на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1 классов (авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич). Экспериментальная группа занималась по той же программе, но с включением в занятия специально разработанного комплекса упражнений для развития специфических координационных способностей в прыжках в течение 78 занятий (3 раза в неделю). До начала и после педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью определения уровня развития специфических координационных способностей в прыжках, результаты которого должны показать эффективность выбранной методики.
Был составлен комплекс специальных упражнений, направленных на развитие специфических координационных способностей в прыжках в подготовке учащихся. Для применения этого комплекса упражнений был использован метод интервального прерывного упражнения (повторного).
Занятия по комплексу состоят из 9 упражнений, продолжительностью от 2 до 4 минут. Комплекс применяется с сентября по январь 2016-2017 учебного года 3 раза в неделю.
1. упражнение: на занятиях после кросса и гимнастики совершали прыжки на прямых ногах с поднятыми вверх руками 3 - 4 раза по 1 мин (интервал 5 - 7 мин). Интервалы нужны для развития других игровых качеств - быстроты, силы, ловкости, координации движений или совершенствование техники игры. Прыжки выполняются толчками 2 ног, приземление на заряженную стопу. Время на отталкивание от пола - минимальное.
2. Упражнение: то же, но толчок и приземление совершаются с левой ноги на правую, и наоборот - поочередно (ноги чуть шире плеч). То же вперед - назад на расстояние нормального шага - «маятник».
3. Упражнение: прыжки с поворотом на 180, 360 градусов с поднятыми вверх руками.
4. Упражнение: прыжки в приседе (укрепляют не только мышцы голени, но и бедра, спины). Можно делать их в парах - спиной друг к другу, руки сцеплены в локтях. Продвижение в стороны, вперед - назад.
5. Упражнение: прыжки с уступающе-преодолевающим воздействием: запрыгивание на гимнастическую скамейку и спрыгивание на пол (высота скамейки 30 сантиметров).
6. Упражнение: прыжки через гимнастическую скамейку на одной или двух ногах.
7. Упражнение: прыжки через обычную скакалку на 1 или 2 ногах до 5 мин с интервалом отдыха 30 секунд.
8. Упражнение: многоскоки на одной ноге. Задача - сделать прыжок как можно дальше. Упражнение можно проводить в виде соревнования: кто из учеников потратит меньшее количество прыжков, чтобы пересечь длину площадки (длина площадки 20 метров).
9. Упражнение: серийные прыжки с подтягиванием коленей к туловищу. Сериями по 30 - 35 с.
Итоговый контроль. Итоги тестирования являются показателем качества деятельности учащихся и преподавателя. Для выполнения результативности нашего комплекса мы использовали следующие тесты:
Основными методами исследования в данной работе стали:
-анализ литературных источников;
-педагогический эксперимент;
-тестирование (тест по Абалакову- прыжок с пояском; прыжок в длину с места; бег 30 метров; челночный бег 3x10).
-метод математической статистики
Для исследования эффективности комплекса упражнений на развитие специальных координационных способностей в прыжках мы использовали модифицированную формулу показателей темпов прироста физического качества (С.Броуди)
На основании протоколов исследований по каждой методике составлялись таблицы с последующей статистической обработкой на IBM – Pentium c использованием электронных таблиц Microsoft Excel 2013, statistika for Windows 7.0. При этом вычислялись: среднее арифметическое по каждой группе исследуемых величин М, средняя арифметическая ошибка m.
Результаты подсчетов исходных и конечных данных уровня развития специфических координационных способностей в прыжках в контрольном (1б) и экспериментальном (1а) классе приведены в таблице
Примечание: р-достоверность
* p <0.05 при t- критерии Стьюдента 2,05
** p <0.01 при t- критерии Стьюдента 2,76
*** p >0.001 при t- критерии Стьюдента 3,67
Результаты наших исследований показывают, что составленный специальный комплекс упражнений повышает эффективность в развитии специфических координационных способностей и прыгучести на 26,77% относительно основной программы физического воспитания ГЬОУ СОШ №217. Тем самым подтверждается предположение о том, что применение специального комплекса упражнений способствует развитию горизонтальной, вертикальной прыгучести и относительному развитию координационных способностей
Выводы:
1. В физической подготовке детей 7-8 лет имеет большое значение развития прыгучести, что способствует специфическому развитию координационных способностей.
2.Проведение итогового тестирования в экспериментальном классе с применением специально подобранного комплекса упражнений показало, что показатели прироста составили: в тесте специальной прыжковой подготовки (тест Абалакова) -13,42%, в тесте горизонтальной прыгучести -5,6%, в тесте максимальной скорости (бег 30 метров) -4,12%, в тесте специальных скоростных способностях (челночный бег 3х10 метров) -3,97%.
3.Исследования показали, что экспериментальная методика развития прыгучести и у учащихся 7-8 лет имеет не достоверные различия между показателями тестирования, однако тенденция темпов прироста наблюдается. Таким образом, подобранный комплекс упражнений способствует повышению уровня развития специфических координационных способностей и прыгучести. Так же, данный комплекс упражнений, может быть использован на уроках физической культуры в школе и в детских юношеских школах для любой специализации.
Список использованных источников:
1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. – М.: Наука, 1982. – С. 43.
2. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры: Учеб. пособие. - СПб.: ЛГОУ, 1999. - 352 с.
3. Байдалова Н.Ф. Методические указания по оценке физического развития детей и подростков / Н.Ф. Байдалова. - Архангельск, 1977. – С. 25.
4. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. – 2002 - №3. – С. 3-5.
5. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика / Под общ. Ред. Н.Н. Маликова. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 528 с.
6. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.
7. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания / Я.С. Вайнбаум. – М.: Просвещение, 1986. – 173 с.
 8. Волкова Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников. - М.: АСТ, 2003. - 220 с.
9. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. – М., 2007. – 112 с.
 10. Григорян Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом. - Киев, 2006. - 134 с.
11. Дик Н.Ф. Увлекательные физкультурные занятия для дошкольников. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2007. – 144 с.
12. Кабанов Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста. - Минск, 2002. - 68 с.
13. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – М., 2003.
14. Лях В.И. Специальные координационные способности, как прогнозирование. Мурманск - Теория и практика. 2002.
15. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников - М: Просвещение, 1998.-125с.
16. Лях В.И. Координационные способности школьников – М., 2001.-152с.
17. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры:
Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. - 319 с.
18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основытеории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991.-137с.
20. Майский А.Б., Лебедева М.А., Стук Н.С. Развитие, здоровье, гармоничность. – Архангельск, 1997.
21. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. -303 с..
22. Мотылянская Р.Е. Двигательная активность – важное условие здорового образа жизни / Р.Е. Мотылянская, Э.Я. Каплан, В.К. Велитченко // Теория и практика физ. культуры. – 1998. - № 7. – С. 14.
23. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. -М.: Физкультура и спорт. 2004. - 144 с.
24. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб.1993.
25. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М: Просвещение, 1973.-125с.
26. Приймаков А.А., Козетов И.И. Закономерности развития и совершенствования координации движений у детей 7-9 лет. // Наука в олимпийском спорте. - 2000. - №1.- С.53-59.
27. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина и В.И. Попова; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999.-324 с.
28. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Под ред.Б.М. Шияна. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
29. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов по специальности 0303 «Физическая культура»/ Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 360 с.
30. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Изд. центр «Академия», 2000.-480 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1. Результаты тестирования контрольного класса (1б).
№ Тест Абалакова (в сантиметрах)
Прыжок в длину с места ( в сантиметрах)
Бег 30 метров (в секундах)
Челночный бег 3х10 ( в секундах)
Н.р. К.р. Н.р. К.р. Н.р. К.р. Н.р. К.р.
1 22 23 119 123 6.2 6.2 9.9. 10.1
2 21 21 116 116 8.1 7.9 10.3 10.2
3 19 19 112 115 7.4 7.0 11.4 11.0
4 19 19 123 128 8.1 8.5 10.5 11.1
5 16 17 132 132 6.3 6.3 10.7 10.7
6 14 15 107 112 7.0 7.1 12.1 11.1
7 11 11 97 102 7.7 7.6 13.1 12.3
8 22 23 112 118 6.5 6.4 10.0 10.1
9 18 22 113 117 8.2 8.0 13.5 12.4
10 15 18 132 135 7.7 7.4 14.1 13.5
11 18 19 145 146 6.9 6.6 12.1 10.9
12 21 19 123 133 8.0 9.0 11.8 10.7
13 16 17 115 122 8.9 6.4 11.3 11.1
14 19 15 110 114 9.3 7.1 12.7 12.0
15 17 18 102 114 8.0 8.0 10.1 10.3
Примечание: Н.р. – начальный результат, К.р. – конечный результат.

ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица 2. Результаты тестирования экспериментального класса (1а).
№ Тест Абалакова (в сантиметрах)
Прыжок в длину с места (в сантиметрах)
Бег 30 метров (в секундах)
Челночный бег 3х10 (в секундах)
Н.р. К.р. Н.р. К.р. Н.р. К.р. Н.р. К.р.
1 23 24 120 125 6.3 6.0 9.9 9.9
2 20 22 115 118 8.0 7.8 10.2 10.0
3 18 20 112 115 7.1 6.9 11.2 10.9
4 20 22 125 130 8.5 8.3 11.7 10.9
5 15 18 130 134 6.1 6.1 10.9 10.3
6 13 15 102 112 7.0 9.6 12.0 11.0
7 10 13 98 105 7.7 7.4 13.0 12.0
8 21 25 110 120 6.5 6.1 10.0 9.9
9 19 23 111 119 8.3 7.9 13.2 12.0
10 17 19 135 139 7.0 7.1 14.1 13.1
11 18 19 142 148 6.8 6.3 11.1 10.7
12 20 22 128 135 9.1 8.7 11.7 10.3
13 15 17 118 126 6.3 6.1 11.2 10.6
14 12 15 109 119 7.2 6.9 12.0 11.7
15 16 18 103 115 8.1 7.8 10.0 10.1
Примечание: Н.р. – начальный результат, К.р. – конечный результат