Ы по русскому языку Тема разработки: «Продолжаем разговор об именах существительных и прилагательных»Методическая разработка раздела образовательной программ


Нижегородский институт развития образованияКафедра начального образованияАттестационная работа на высшую категориюВыполнила: учитель начальных классов МОУ Пильнинская СОШ №2 им. А. С. ПушкинаБолтаевская Ирина ВладимировнаОбразование: высшее Квалификационная категория: высшая Педагогический стаж/Стаж работы учителем начальных классов: 25 летКонтактные телефоны:Н.Новгород2013Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку Тема разработки: «Продолжаем разговор об именах существительных и прилагательных» Русский языкК тайнам нашего языкаАвторы: Соловейчик Марина Сергеевна, к.п.н., профессор кафедры теории и методики начального обучения МГГУ им. М.А. Шолохова. Кузьменко Надежда Сергеевна, к.п.н., доцент кафедры теории и методики начального обучения МГГУ им. М.А. Шолохова. Учебники «К тайнам нашего языка» для 1-4 классов рекомендованы к использованию Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень учебников. Пояснительная запискаМорфология является центральным языковым разделом курса «Русский язык» . Изучение морфологии в данном курсе обеспечивает интеллектуальное развитие школьников, формирование их абстрактного мышления и всего комплекса УУД.Структура и содержание раздела имеют следующие особенности:последовательность рассмотрения морфологических тем подчинена принципу: от общего знакомства со всеми частями речи и их грамматическими категориями – к последующему детальному изучению каждой.единая логика представления основных частей речи позволяет сравнивать их и даже рассматривать, например, имена существительные и имена прилагательные в рамках одного раздела.изучение склонения имён существительных и прилагательных, сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи , что способствует формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Актуальность изучения темы: «Морфология» - один из важных разделов школьного курса, от успешного усвоения которого во многом зависит достижение ведущих целей обучения русскому языку в школе. Без полноценного усвоения знаний по морфологии невозможно успешное овладение частью орфограмм, предусмотренных школьной программой, усвоение ряда правил словоупотребления.Новизна: разработана система уроков с использованием разнообразных технологий, форм, методов и приёмов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся и успешному овладению навыка грамотного письма. Цель:организация деятельности учащихся для развития навыка склонения имен существительных и прилагательных и распознавания падежей.Задачиобразовательная: научить распознавать признаки и падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения через открытие детьми новых способов деятельности; формировать готовность к самоконтролю и самоанализу через осознание детьми своих действий, результатов и способов своего анализа условий задач;развивающая: развивать орфографическую зоркость, произвольное внимание,творческое мышление, устную и письменную речь через предметные знания и упражнения;воспитательная: вызвать интерес к урокам русского языка, совершенствовать этику речевого поведения; воспитывать навыки самостоятельной деятельности и коллективного труда через развитие индивидуальных способностей и коллективное сотрудничество. Цели и задачи раздела Ведущий вид деятельности: в четвертом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. Мыслительные способностиумение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.Мотивацияокончательно закрепляется мотивация к обучениюСамооценкаформируется способность к адекватной самооценке. Психологические особенности учащихся 4 класса Ожидаемые результатыУченик должен знатьУченик должен уметьназначение каждой из частей речи. понятия им.сущ., им.прил. понятие «склонение». применять свои знания на практикебезударные падежные оконч. им. прил. и им. сущсклонять им. сущ. и им. прил.обнаруживать и решать орфографические задачи. создавать словесные этюды.составлять повествовательный тест с элементами сказки. правильно передавать содержание текста; дополнять текст своими словесными картинами. Образовательные технологии, используемые в образовательном процессе по разделу программыЗдоровьесберегающие технологии; ИКТ-технологии; Технология проблемного обученияТехнологии критического мышления через чтение и письмо Технологии развивающего обучения. Технологии критического мышления через чтение и письмо. Побуждение к работе с новой информацией. Вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме. Бесконфликтный обмен мнениями. Получение информации по теме. Классификация полученной информации по категориям знания. Ведущие методы обученияКонтроль и самоконтроль Проблемного изложенияЧастично-поисковыйКоллективный способ обученияИсследовательскийДидактические игрыМозговой штурмВедущие методы обучения:Ведущие методы обучения Формы организации деятельности:индивудуальныегрупповыефронтальныеРабота в парахСамостоятельная работа Система знаний и система деятельностиПредметные знания.Понятия:- «грамматическое значение», «морфологические и синтаксические признаки»;- род существительных, имена существительные общего рода;- число и падеж существительных.Формирование и усвоение знаний:- три склонения имен существительных (учитывая его род и окончание);- склонение существительных на -ия, -ий, -ие; на -мя;- несклоняемые (неизменяемые) существительные;- словообразование существительных;- безударные падежные окончания.Компоненты учебной деятельности.1. Мотивы учения (мотивация):- учебно-познавательные (интерес к знаниям, любознательность)- непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность)2. Учебная задача (система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий)3. Учебные операции (входят в состав способа действий)4. Контроль (первоначально работу контролирует учитель, но постепенно начинают контролировать ее сами дети, развивается внимание)5. Содержательная оценка (критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми) Система знаний и система деятельностиСистема деятельности.1. Познавательная деятельность:- сравнение выделенных существительных, их сходство и различие- выделение существенных признаков- классификация-анализ- синтез- обобщение.2. Преобразующая деятельность:- постановка задач- методы решения этих задач- способы действия3. Общеучебная деятельность:- саморазвитие- способы поиска новой информации- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.4. Самоорганизующая деятельность:- целеполагание как самостоятельная постановка учебной задачи- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата- прогнозирование - оценка планируемого результата и уровня усвоения содержания- самооценка и самоконтроль.  Календарно-тематическое планирование по разделу ««Продолжаем разговор об именах существительных и прилагательных»составлено на основе Программы к курсу «Русский язык» для 1-4 классов С. Соловейчик,Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка», 2-е издание, Смоленск «Ассоциация 21 век», Учебник Русский язык . М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»4 кл. Смоленск «Ассоциация 21 век», 2010 год, Тетрадь -задачник «К тайнам нашего языка»,4 кл. 2-е издание, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2010 г. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ урока Тема урокаКол-во ч. Элементы содержанияПланируемый результат1- 2Что ты знаешь об именах существительных? 2склонение имён существительныхЗнать понятия им.сущ., им.прил. Уметь их сопоставлять друг с другом. Знать назначение каждой из частей речи. 3-5Открываем новый секрет имен существительных3три склонения имени существительного6-7Дополняем памятку. Самостоятельная работа.2письменный анализ имени существительного8-10Известное правило подсказывает новое.3правописание безударных окончаний имён существительных {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ урока Тема урокаКол-во ч. Элементы содержанияПланируемый результат11-14Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных.Словарный диктант.4правописание безударных окончаний имён существительныхУметь обнаруживать и решать орфографические задачи. Знать понятие»склонение»Уметь склонять им. сущ.Знать безударные падежные окончания им. прил. и им. сущУметь применять свои знания на практике.15-18Как не ошибаться в безударных окончаниях имен прилагательных?Словарный диктант.4правописание безударных окончаний имён прилагательных19Изложение 31«картинная речь»20Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег» 11осмысливание содержания картины- подбирать слова для описания {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ урока Тема урокаКол-во ч. Элементы содержанияПланируемый результат21-22Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?2правописание безударных окончаний имён существительных и прилагательных во множественном числе.23-24Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.Самостоятельная работа.2употребление в речи формы именительного и родительного падежа имён существительных множественного числа25-27Повторяем, тренируемся в правильном письме.Словарный диктант.3 склонение имён существительных и имён прилагательных28Диктант 41-применение полученных знаний в практической деятельности29-31Открываем еще несколько секретов правильной речи3история возникновения некоторых имён существительных в русском языкеУметь составлять повествовательный тест с элементами сказки. Уметь:правильно передавать содержание текста;дополнять текст своими словесными картинами.Уметь создавать словесные этюды.32-34 Размышляем, фантазируем, рисуем. Изложение 4.2правильно передавать содержание текста Урок Русского языкав 4 классе Конспект урокаПредмет: русский языкКласс: 4Образовательная система: УМК «Гармония»Тема: Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»Тип урока: развитие речиДата проведения: ноябрь 2012 ЗАДАЧИ:познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова; учить “читать” картину, осмысливать ее содержание; привлечь внимание детей к красоте зимней природы; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;учить решать орфографические задачивоспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.Оборудование:картина А.А.Пластова “Первый снег”, материал о жизни и творчестве Пластова, литературные произведения известных авторов.презентация к уроку Этапы урока1.Орг. момент.2.Подготовка к восприятию картины.3.Знакомство с художником.4.Беседа по содержанию картины.5. Работа со словарем настроений.6. Выявление изобразительных средств картины.7. Речевая подготовка к сочинению.8. Составление плана сочинения.9. Орфографическая подготовка.10. Составление синквейна «Снег».11. Написание учащимися сочинения .   Подготовка к восприятию картиныЗадача: организовать наблюдение как о первом снеге говорят поэты и писатели ( на примере произведений К.Г.Паустовского, И.А.Бунина) Знакомство с художником. Беседа по содержанию картины Работа со словарем настроений{BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}радостьвосторгволнениеудивлениевосхищениебеспокойствоиспуггрустьинтерес Выявление изобразительных средств картины Речевая подготовка к сочинениюСоставление кластера «снег» снегУкрыл землюЩекотал лицоТанцевалПорхалРобкий и тихийКружилсяКак стеклянный дождьПорошилМягкий и пушистыйОпускался большими хлопьями Составление плана сочинения1. Первый день зимы. 2. Радость детей. 3. Цвет и настроение картины. 4. Мое отношение к картине. Составление синквейна «Снег». Уровни сформированностиорфографического навыка ЛитератураПрограмма «Русский язык» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006г.С.М. Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Русский язык. К тайнам русского языка. Методические рекомендации. 4класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007г.С.М. Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Учебник. Русский язык. К тайнам русского языка.. 4класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007г.С.М. Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Русский язык. К тайнам русского языка. Тетрадь задачник.3 части.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010г.Т.В.Корешкова. Русский язык. Потренируйся. Тетрадь для самостоятельных работ. 2части. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009г.Н.Ю. Яшина, Формирование лингвистических понятий младших школьников.-Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,2006г.