Эффективные формы и методы работы со слабоуспевающими детьми в начальной школе.
Эффективные формы и методы работы
со слабоуспевающими детьми
в начальной школе.
Б.Я.Туретаева
учитель начальных классов ГУ «Карасуская средняя школа»
отдела образования акимата Карасуского района
специалист высшего уровня квалификации
второй категории.
Актуальность данной работы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. О степени цивилизованности общества можно судить по тому, какую оно берет на себя ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости- важнейшая задача теоретической и практической педагогики.
Число неуспевающих детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Начальное образование является первичной ступенью обучения ребёнка. Оно даёт ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих всестороннему развитию учащихся.
Обязательным элементом педагогической деятельности является анализ. Он не только отражает результаты совместной работы учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего её совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. В результате учитель получает материал, отражающий уровень обученности класса в целом, и продвижение в развитии каждого из учеников.
Для эффективной работы с неуспевающими детьми, каждый учитель должен :
- знать психическое развитие ребёнка:
- стремиться понять и принять каждого ребёнка
-создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
Анализируя свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что нужно больше внимание уделить профилактике неуспеваемости.
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Особенности неуспевающих учащихся:
- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
-отсутствие познавательного интереса
-не сформированы элементарные организационные навыки
-учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
-нет опоры на родителей как союзников учителя
-дети, в основном, из асоциальных семей
-частые пропуски уроков, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Таким образом, работу вести со слабоуспевающими учащимися с 1 класса. Я хочу обратить ваше внимание на ключевые темы в 1 классе по основным предметам, которые влияют на дальнейшую учебу ребенка.
По математике :Овладение навыками вычислений в пределах 20– один из главных итогов изучения программы 1 класса. Эти навыки составляют основу умения выполнять письменные вычисления. Формирование навыков устного счета ведется из урока в урок с помощью определенных упражнений. Знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10 и в пределах 20 поможет при изучении сложение и вычитание многозначных чисел в 3 и 4 классах. Не секрет что у слабоуспевающих детей вызывает затруднения вычисления над многозначными числами. Уделить особое внимание взаимосвязи сложения и вычитания. Дети должны запомнить что сложение проверяется вычитанием и наоборот. В этом помогает работа по схеме. Если ученик запомнил взаимосвязь сложения и вычитания, то не составит труда запомнить взаимосвязь умножения и деления. Эти знания помогут и при решении обратных задач.
Таким образом, ключевыми моментами в 1 классе является знание таблицы в пределах 10, в пределах 20. Обратные задачи.
По русскому языку:
В 1 классе обратить на каллиграфию письма. Ключевым моментом является формирование пространственной ориентировки на странице тетради (верхняя и нижняя строчка, справа ,слева). Главным является понятие рабочей (узкой) и нерабочей (широкой) строки. Если ученик будет соблюдать рабочую строку при выполнении письменных заданий, то каллиграфия будет соответствовать норме письма. Если ученик видит и знает, что буквы должны соответствовать высоте строки, то в дальнейшем при переходе на широкую линию у него не будут проблем при письме. Высота букв будет автоматически правильной и письмо будем ровным и красивым. Для сильных учеников это элементарно, но слабоуспевающие не видят рабочую строку и не могут определиться с высотой букв, поэтому они пишут то крупно, то мелко и не понимают на что ориентироваться, когда пишут в широкой линии. В 1 классе формируется почерк ученика поэтому нужно уделить особое внимание. Особое внимание уделить гласным и согласным звукам.
В этом мне помогают родители. В своей работе я использую встречи и беседы с родителями неуспевающих детей. Считаю это - неотъемлемой частью работы по ликвидации проблем в учении. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бывает пробел в знаниях, может быть внимание, психологическое настроение, тревожность, семейные неурядицы и т.д. В ходе индивидуальной беседы мы вместе вырабатываем план помощи ученику по ликвидации причин пробелов в знаниях, внимании, труде.
В 3 классе большое внимание уделяю творческим заданием. В этом нам помощник компьютер и интернет. В нашем классе 16 учеников, компьютер есть у 15 и все подключены к сети интернет. Освоение компьютера открыли широкие возможности для повышения качества знаний и эффективности выполнения домашних заданий. Если для сильных учеников написать сочинение и изложение не составляет труда, то для слабоуспевающих это была целая проблема. Я бы хотела поделиться своим опытом. Используя возможности интернет слабоуспевающие учащиеся научились писать сочинения. Я предлагаю детям найти сочинение в интернете. Затем дети читают текст и удаляют непонятные слова. Оставляют слова, которые могут объяснить значение слов. Соблюдают норму слов сочинения. Последовательность предложений. Проверяют соответствие нашему плану. Выделяют абзацем: вступление, основную часть, заключение. Добавляют свое отношение к теме. Выражают свои мысли по поводу темы. Таким образом они могут написать хорошее сочинение. Такая работа учит работать детей с информацией, фильтровать, выбирать необходимый материал и это поможет им в работе в старших классах.
Правила слабоуспевающие хорошо запоминают при помощи кластера. Они самостоятельно составляют кластер и затем рассказывают правило.
По литературе:
Для профилактики неуспеваемости, начиная с 1 класса очень хорошо помогает хоровое чтение. Мы хором читаем почти на всех уроках (небольшое стихотворение или текст или правило- это дает возможность отдохнуть при смене деятельности и разнообразный текст улучшает технику чтение). Сильные читают по слогам, показывают как делить слог, ударение, выдерживают ровный темп, слабые повторяя за ними не желают отставать, тем самым ускоряя чтение и возникает желание быть с классом в одном ритме, это стимулирует их не отставать. В основном темп чтения заданный в первом классе остается постоянным. В большинстве случаев, если ребенок читал бегло в 1 классе, также бегло читает и в 4 классе и наоборот.
Учиться пересказывать прочитанное лучше всего на русских народных сказках. Сюжет их состоит из аналогичных эпизодов. В них много повторяющихся диалогов, что облегчит чтение и запоминание
Изучая на уроках литературы произведения разных писателей, по возможности, я использую аудиозапись чтения данных произведений мастерами художественного слова, что позволяет детям более ярко воспринять произведение и самим попробовать свои возможности в выразительном чтении. Ребят разделила на 3 группы.: 1-возможный уровень.
2- обязательный уровень, 3- не выполняют норму чтения 4 класса.
В классе из 16 человек: 1-группу-5 (150-230 слов в минуту) из первой группы слабоуспевающих 2, 2-группа-7 учеников (80-90) из второй группы слабоуспевающих-2, 3 –группа - 4 (60-75). Провожу конкурс выразительного чтения по группам.
В учебниках литературы не всегда есть темы, которые мы изучаем, поэтому даю задание найти в интернете сведения о биографии писателя. Сделать конспект биографии в рабочей тетради: день рождение, место рождения, детские годы, сведения о семье, учеба, творчество (в каком году начал творить), работа, годы смерти, о чем писал. Найти ответы на эти вопросы в интернете. Слабоуспевающие дети справляются с этой работой хорошо. Во-первых, чтобы найти информацию, нужно прочитать текст, что способствует повышению техники чтения. Заслушав работы слабых детей, их ответы дополняют сильные ученики. Получается полная биография писателя или поэта. Затем разрешаю пользоваться рабочими тетрадями при тестировании по разделу. Это их стимулирует на выполнение заданий в тетради. За ведение рабочих тетрадей ставлю оценку в конце четверти. Такие оценки помогают при выставлении оценок за четверть. Есть повод снизить или повысить оценку. Самые аккуратные тетради показываю на родительском собрании.
По познанию мира:
Слабоуспевающие ребята в группах работают наравне с сильными. Некоторые жизненные вопросы ребята решают даже лучше. Если проводим соревнования или конкурсы с другими классами сильные ребята берут в участники слабоуспевающих.
В своей практике часто использую тестирование. Оно позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ. К работе с тестами привлекаю родителей. Даю сложный тест на опережение, часто встречаются вопросы еще не изученные по программе. Выполняют тесты дома вместе с родителями, находят ответы в интернете. Затем через время даю тесты по программе и ребята отвечают удовлетворительно. Ребята любят работать по карте. Уже с 1 класса ребята работают по физической карте Казахстана. Могут свободно показать по карте место проживания, назвать территориальные границы всех областей, ближнее зарубежье. Показать месторождения полезных ископаемых в Казахстане, нумерацию регионов, реки и озёра республики. С помощью карты они легко запоминают географические названия. Например, при изучении полезных ископаемых слабоуспевающие дают полный ответ по теме «каменный уголь». Так как некоторые дети помогают топить печь дома, поэтому о качествах угля о месторождении и о цене такие дети больше знают чем сильные. Могут показать все месторождения угля на карте и охарактеризовать качества и свойства. Также дети готовят дополнительное сообщение или реферат по теме.
Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:
-чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
-нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. -нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
-нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию.
Таким образом, анализируя свою работу можно сделать сделать вывод, что слабоуспевающие ученики повысили норму чтения, улучшилась каллиграфия письма, научились выполнять творческие работы, работать в группах, находить нужную информацию в интернете, заниматься проектной деятельностью, приобрели вычислительные навыки. Также ученики участвуют с удовольствием во внеклассных мероприятиях. Делают интересные поделки на конкурсы, участвовали в конкурсах чтецов, где слабоуспевающий А занял 3 место. Так, например на внутри школьной олимпиаде из 8 участников нашего класса 6 заняли призовые места, один слабоуспевающий Б занял 3 место по казахскому языку.
Главный смысл деятельности учителя начальных классов состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении таких предметов, как русский язык, математика, литературное чтение, познание мира. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Поэтому, учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом. Я часто отмечаю хорошие работы детей на родительском собрании.
Учителю нужно выстроить учебно-воспитательный процесс, в рамках которого ребенок чувствовал бы себя свободным. Я думаю, чтобы получить новое качество начального образования, педагогу начальной школы сейчас необходимо проанализировать свой опыт работы с детьми.. Поэтому нам необходимо создать такую образовательную среду, которая побуждала бы ученика к самостоятельной деятельности.
Сегодня обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. И мы учителя начальных классов должны с азов к этому привести.
Список литературы:
«Создание развивающей образовательной среды для развития профессиональной компетентности педагога с помощью технологии активных методов обучения и модерации».
Гриценко Галина Васильевна.
Сухорукова Татьяна Викторовна «Коррекционная работа со слабоуспевающими учащимися в начальной школе.
«Влияние ИКТ на развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся» Клочко Светлана Зотиковна.
Богин В.Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и несколько размышлений о путях её решения / В.Г Богин // Вопросы методологии. – 1999
020383500Приложение 1
512445444500
Приложение 2
-19594312517900
Приложение 3
322481625767800-38044923725900