План-конспект урока по истории на тему Исторический процесс
План-конспект урока по всеобщей истории 10 класс по учебнику Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой
на тему: §14 Исторический процесс
Цели урока:
Образовательные:
усвоить значение понятий исторический процесс, типы социальной динамики, факторы социальных изменений, субъекты исторического процесса, философия истории, эволюция, революция, реформа, народные массы, историческая личность;
Развивающие:
способствовать формированию знаний про исторический процесс и факторы, которые влияли на ее развитие;
организовать самостоятельную работу учащихся для развития способностей отстаивать свою точку зрения, применять полученные теоретические знания на практике;
с целью развития навыков работы с наглядными материалами, организовать познавательную деятельность учащихся по разбору схем: (опираясь на материал учебника «Обществознание» Л.Н.Боголюбова 10 класс).
Воспитательные:
способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого и аналитического мышления учащихся;
Учебно-методический комплекс:
Оборудование: ноутбук, учебник.
Учебники:
а) Боголюбова Л.Н. Обществознание. 10 класс. – М.: Просвещение, 2010. – 349с.
2) Словари и энциклопедии:
а) Большая энциклопедия «Кирилл и Мефодий» (электронная версия).
б) Словарь по политологии под ред. Соловьева А.И. – М.: Просвещение, 2007. – 135с.
3) Медодические рекомендации по планированию урока:
А) Певцова Е.А. Обществознание: 10-11 кл. Книга для учителя с поурочным планированием – М.: Просвещение, 2009. – 58с.
4) Презентация: «Исторический процесс»
Основные понятия: исторический процесс, факторы социальных изменений, субъекты исторического процесса.
Термины: философия истории, эволюция, революция, реформа, народные массы, историческая личность.
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: информационная лекция
Ход урока
Изучение материала
Деятельность учителя
Познавательная деятельность учащихся
I
Организационная часть
II
Проверка домашнего задания:
«Сейчас мы вспомним пройденный материал».
1.Устный фронтальный опрос:
как решают философы вопрос о смысле и направленности общественного развития?
В чем состоят различия формационного и цивилизационного подходов к проблеме развития общества?
Что представляет из себя теория общественно-экономических формаций? Кто автор этой теории?
Что представляет собой теория постиндустриального общества?
Назовите авторов постиндустриального общества? Что общего в них наблюдается?
Какие общие черты можно выявить между общественно-экономической формацией и теорией постиндустриального общества?
Вывод: Таким образом, мы вспомнили с вами материал прошлого урока, выявили основные черты традиционного и индустриального общества.
Предполагаемые ответы учащихся
III
Типы социальной динамики
Факторы изменения социума
Роль народа в историческом процессе
Социальные группы и общественные объединения
Исторические личности
Изучение нового материала:
Сегодня на уроке мы продолжим рассмотрение темы: «Типология обществ», и рассмотрим основные характеристики постиндустриального общества.
этап целепологания и мотивации:
План изучения нового материала:
Типы социальной динамики
Факторы изменения социума
Роль народа в историческом процессе
Социальные группы и общественные объединения
Исторические личности
Исторический процесс это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
Исторический процесс это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества.
«Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестно действующим гражданином». (В. О. Ключевский).
Социальные изменения могут происходить в различных формах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл.
Эволюция это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.
Социальная революция это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества: глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу.
социальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя.
Слово «фактор» означает причину, движущую силу исторического процесса, определяющую его характер или отдельные черты. Существуют различные классификации факторов, воздействующих на развитие общества. В одной из них выделяются природные, технологические и духовные факторы. Французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье, считавший природные факторы определяющими, полагал, что климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности. Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором: «Идеи правят миром». Еще одна точка зрения состояла в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов.
Роль народа в историческом процессе трактуется учеными по-разному. В марксистской философии утверждается, что народные массы, к которым относятся в первую очередь трудящиеся, являются творцами истории, играют решающую роль в создании материальных и духовных ценностей, в различных сферах общественно-политической жизни, в защите родины. Русский историк В. О. Ключевский (18411911 гг.) не насыщал понятие «народ» социальным содержанием, а вкладывал в него этническое и этическое содержание. «Для народа, писал В. О. Ключевский, характерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов». Утверждениям, возвеличивающим народ, противостоят иные суждения мыслителей. А. И. Герцен (18121870 гг.) писал, что народ консерватор по инстинкту, «он держится за удручающий его быт, за тесные рамы, в которые он включен... Чем народ дальше от движения истории, тем он упорнее держится за усвоенное, за знакомое. Он даже новое понимает только в старых одеждах... Опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы». Русский философ Н. А. Бердяев (18741948 гг.) считал, что народ может не иметь демократических убеждений: «Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен... Если воля народа подчинена злым стихиям, то она порабощенная и порабощающая воля». Немецкий ученый К. Ясперс (18831969 гг.) отмечал, что массу следует отличать от народа. Народ структурирован, осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении, традициях. Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы она пуста.
Каждый индивид принадлежит к какой-либо общности. Говоря об участниках исторического процесса, мы обращаемся к таким общностям, как социальные группы.
Исторически складываются устойчивые и длительно существующие группы людей. Вам знакомы классы (рабы рабовладельцы, феодалы крестьяне и др.); племена, народности, нации; сословия; группы, выделяемые по религиозному (протестанты, католики и др.), возрастному (молодежь, пожилые люди и др.), профессиональному (шахтеры, учителя и др.), территориальному (жители какой-либо области) признакам.
Под общественными объединениями понимаются формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов. (Вспомните средневековые гильдии, политические клубы в период Французской революции.)
19 мая 1995 года N 82-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»
Статья 5. Понятие общественного объединения
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Историки и философы используют различные слова, оценивающие роль той или иной личности в истории: историческая личность, великий человек, герой. Отражая заметный вклад определенного деятеля в историю, эти оценки вместе с тем зависят от мировоззрения, политических взглядов исследователя и в значительной мере носят субъективный характер.
«О великом человеке судят только по его главным деяниям, а не по его ошибкам». (Ф. Вольтер)
Работа с учебником:
Учащиеся выполняют задания Подумайте, обсудите, сделайте (5 заданий).
Работа с источником:
Прочитать документ русского историка и философа Л. П. Карсавина о философии истории и ответить на вопросы.
Вопросы и задания:
1) В чем, по мысли автора, состоят задачи философии истории? Как вы понимаете смысл каждой из задач?
2) Как соотносятся историческое бытие и историческое знание?
3) Какую задачу призвана решать философия истории в узком смысле?
4) Почему автор объединяет рассмотрение теоретических и философских проблем истории?
5) Какова связь изучения конкретного исторического процесса и философии истории?
6) К какой из задач философии истории можно отнести вопросы, рассмотренные в данном параграфе?
Задание 1:
Записать дату, тему урока в тетради
Задание 2:
Записать определение понятий: исторический процесс, философия истории, эволюция, революция, реформа
Исторический процесс это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей
Как вы считаете, почему Ключевский говорит, что каждый человек хоть немного должен быть историком?
Философия истории - раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории
Эволюция это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.
Революция коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.
Реформа (лат. reformo) преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы укрепление и обновление государственных основ
Задание 3:
Записать в тетради определение фактор, факторы социальных изменений
Фактор (нем. Faktor от лат. factor делающий, производящий)
Как вы считаете, какие факторы больше влияют на изменение социума?
Какие факторы движения истории можно выявить в контексте России?
Задание 4:
Опираясь на знания из курса истории, определить свою оценку этой формы социальных изменений.
Задание 5:
Записать в тетради определение понятий народ и народные массы
народ - это совокупность гражданского населения
Народные массы - это общественный коллектив, объединенный общностью самостоятельных требований и творческой деятельности
Задание 6:
Нарисовать в тетради схему «Концепции исторического процесса» и разобрать каждую позицию
Задание 7:
Записать в тетради определение социальные группы, общественные объединения
Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Под общественными объединениями понимаются формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов.
Задание 8:
Разобрать с учащимися понятие социальные группы с помощью схемы
Задание 9:
Записать определение: историческая личность.
Историческим личностям, по мнению В. О. Ключевского, свойственны стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни
Задание 10:
Ответить на вопрос:
Что хотел сказать Вольтер этими словами?
Учащиеся устно отвечают на вопросы опираясь на текст учебника
IV
Первичное повторение и закрепление знаний на воспроизводящем уровне.
Заключительная беседа:
«С целью закрепления полученных на сегодняшнем уроке знаний, сейчас мы с вами обобщим известные нам факты».
1) В чем заключается смысл понятия «исторический процесс»?
2) Чем различаются существующие в науке представления о типах социальной динамики?
3) Каковы возможные варианты коренного, качественного обновления общества?
V
Задания на дом:
Прочитать §14, ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа.
VI
Итоги урока.
1.Подведение итогов урока по содержанию: «Сегодня мы на уроке завершили рассмотрение темы исторический процесс, выяснили какие факторы влияют непосредственно на социум; узнали, что такое историческая личность и какую роль она играет.
2.Оценка учебной деятельности учащихся.
$ђЗаголовок 315