«Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии»

3«Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии»
 «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Приходится переучиваться, овладевать новыми знаниями, умениями, технологиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие  сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Поэтому первоочередная задача школы научить учащихся правильно ориентироваться  в информационном пространстве  находить  нужное  и уметь правильно использовать материал для решения различных задач.
Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Ключевая компетенция образования - «научить учиться», Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках 
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, в более узком - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении действий, возрастает уровень их сложности, но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в их освоении.
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные
- личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;
- регулятивные – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности;
- коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность.
- познавательные: общеучебные и логические действия, обеспечивающие процесс познания и усвоения нового;
Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.











Познавательные УУД. Как сделать учебу интересней?
Познавательные универсальные учебные действия носят поисковый характер. Под их влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат.
К тому же познавательные универсальные учебные действия положительно влияют не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов  мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательных универсальных учебных действий приобретают особую активность и направленность. Познавательные универсальные учебные действия  это один из важнейших мотивов учения школьников. Под их влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно
Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся.
Вот некоторые приемы, которые активизируют познавательную деятельность учащихся.
Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся
Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова (семантика – наука, изучающая смысловое значение слов и выражений).
Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.
Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации.
Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной или эстетической ценностью.
В блоке познавательных ууд выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. В процессе обучения и при использовании данных действий важно сформировать у учащихся комплекс познавательных умений, включающих:
Умение находить требующуюся информацию в различных источниках;
критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
систематизировать информацию по заданным признакам;
переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
– «Найди отличия» (можно задать их количество); – Поиск лишнего – Упорядочивание – «Цепочки» – Составление схем-опор – Работа с разного вида таблицами – Составление и распознавание диаграмм
Наиболее частые приемы формирования познавательных общеучебных УУД
В предметах естественного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность, поэтому организация образовательного процесса на уроках биологии, прежде всего, направлена на развитие познавательных учебных действий, первое из которых –формулирование цели.
Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.
Например
Мне в детстве говорила мама: Нельзя пить воду из-под крана, Согласно множеству поверий, В ней масса водится бактерий, Они – тебе это не шутки –  В твоем поселятся желудке И не заметишь ты ни разу Их невооруженным глазом.
-Как вы думаете, кого сегодня на уроке мы будем изучать?
-Какую цель мы с вами поставим?
-Какие задачи мы с вами наметим?
Не менее важным учебным действием является поиск информации:
1 Группа УУД №1 Извлечение (включая поиск и отбор) и понимание информации (Познавательные: умение извлекать информацию из разных источников, в том числе таблиц, диаграмм, рисунков)
Группа № 2 Извлечение и понимание информации данной в неявном виде, дифференциация явной и неявной информации (Познавательные: владение основами ознакомительного, усваивающего, изучающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенно)
5 кл – 6кл Из предложенных вариантов выбрать ответ на вопрос по тексту
Прочитай текст
Мхи распространены преимущественно в хорошо увлажнённых местах. В отличии от низших растений - водорослей, мхи имеют стебли и листья. Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду. Размножаются мхи с помощью спор, которые образуются в спорангиях – коробочках со спорами.
Отметь правильный ответ из предложенных. Почему мхи относят к высшим споровым растениям?
Группа УУД № 3 Кодирование и перекодирование информации любых видов
Задания Перевести данные из текста в схему или таблицу- 5-7 кл
(Познавательные: умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач)
Задания: Внимательно прочитай текст и по тексту заполни таблицу «Признаки растений класса однодольные и двудольные» Отдел Покрытосеменных растений разделяют на два класса – Однодольные и Двудольные. Растения, принадлежащие к тому или иному классу, отличаются по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы, по строению стеблей и цветков. Если растение имеет зародыш с двумя семядолями, сетчатое жилкование листьев, стержневую корневую систему, проводящие пучки в стебле расположены в центре или по кругу, а число частей цветка кратно четырём или пяти, его относят к классу двудольных. К этому классу относятся почти все деревья, кустарники и большинство трав. Если зародыш растения имеет одну семядолю, листья с параллельным ил дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему, проводящие пучки в стебле расположены беспорядочно, а число частей цветка кратно трём, его относят к классу однодольных. К однодольным растениям относят все злаки, осоки, орхидеи, пальмы и лилейные.
Признаки
Однодольные
Двудольные

1. Число семядолей зародыша



2. Жилкование листьев



3. Тип корневой системы



Примеры растений




Группа УУД № 4Анализ текстов
Познавательные: структурировать тексты, включая умение выделять: главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых действий
5 кл Определить тему текста (озаглавить), и выделить основную мысль
Прочитай текст. Озаглавь его и запиши основную мысль текста. ________________________ Разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя почвы. Из некоторых грибов получают ценное лекарство. Съедобные грибы употребляют в пищу. Грибы необходимы при изготовлении хлеба и сыров. Но грибы могут наносить и большой вред. Некоторые из них вызывают болезни у растений, животных и человека. Грибы портят продукты питания, разрушают постройки. Ядовитыми грибами можно отравиться.
Ответ: _____________

Группа № 5 Логическая переработка полученной информации
(Познавательные: обобщать понятия; осуществлять операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации)
№1Назови данные растения одним словом. Хламидомонада, хлорелла, спирогира, улотрикс, ламинария – это
№2 Какой рисунок соответствует признакам растений семейства Крестоцветные? 1 2 3

Группа УУД №6 Составление алгоритмов действий
Определить последовательность указанных действий для решения какой – то учебной задачи
(Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Регулятивные: планировать пути достижения цели; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий)
Установите последовательность развития мха кукушкин лён, начиная с оплодотворения (запиши буквы в нужном порядке) а) оплодотворение б) появление зелёной нити – предростка в) попадание споры на землю г) развитие зелёного растения д) формирование коробочки со спорами е) высыпание спор
Ответ:__________

Группа № 7 Оценка имеющейся информации
Оценка достоверности (правильности) информации
(Познавательные: умение анализировать и оценивать информацию;)
Выбери из предложенного перечня только верные утверждения:
Ответ :_________________ 1. Стебель обеспечивает укрепление растения в почве, поглощение из почвы воды и минеральных солей 2. В листьях растений происходит фотосинтез 3. Корень растения укрепляет растение в почве, поглощает из почвы воду и минеральные соли 4. Цветок и плод с семенами – это вегетативные органы растения
Правильно ли заполнена таблица?
Задание 6 кл Решение учебной задачи другим способом
Задание: Раздели перечисленных животных на группы 1.лиса 2.медуза 3.морская звезда 4.ворона 5.акула 6.губка бодяга 7.дождевой червь 8.ящерица 9.лягушка 10.аскарида 11.бычий цепень 12.летучая мышь 13.улитка 14.бабочка 15.лось 16.ланцетник Перечисленных выше животных можно разделить на две группы:
Беспозвоночные (не имеют внутреннего скелета) 2,3,6,7,10,11,13,14
Позвоночные (имеют внутренний скелет в виде хорды или скелета) 1,4.5,8,9,12,15,16
На какие ещё группы можно разделить этих животных? (Предложи другие способы (критерии) для выполнения задания? )
Работа с текстом учебника надежным источником информации служит учебник, поэтому в ходе обучения биологии используются разные приемы работы с учебником.
А) выделение существенного, главного и второстепенного, выстраивать последовательность описываемых действий (например, значение бактерий) Извлечение информаци и (ответ на конкретный вопрос) из рисунка- 6 кл. , из диаграммы, из таблицы-7 кл
Б) смысловая группировка (например, сгруппировать кости скелета по отделам)
В) составление планов ( 10 класс «Характеристика ДНК»)
Тезисов ( 11 класс «Признаки человеческих расс»)
Конспекта ( 7 класс тема «Органы выделения»)
Г) Составление схем ( 8 класс «Схема рефлекторной дуги»)
Графиков ( 10 класс «Кривая модификационной изменчивости»)
Д) формулировка выводов ( при выполнении лабораторных работ)
Е) Чтение –поиск (ответить на вопросы в конце параграфа)
Ж) Составление вопросов (8 класс «Характеристика безусловных и условных рефлексов»)
З) Описание биологических объектов (амеба )
2. Работа с таблицами, графиками
Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления. 3. Работа с понятийным аппаратом
Понятие – это итог познания процессов или явлений, логически оформленная мысль.
Без целенаправленной работы над понятиями учащиеся не в состоянии механически их выучить и правильно использовать.
- Что изображено на картинках? (органы растения)
- Что их объединяет? (части одного растения)
- Чем они отличаются? (формой, окраской, размером- строением)
- Одинаковую работу они выполняют? (разную)
- Какой мы можем сделать вывод: Что же такое орган?
Орган – это часть организма, имеющая определенную форму, строение и выполняющая ряд функций.
Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных.
Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.
- Что является лишним среди изображенных организмов? Дайте обоснованный ответ. (растения, грибы, животные, бактерии)
Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями.
Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.
1) Растение – лист = клетка - ?
А – корень Б – стебель В – пестик Г – ядро
2) Сосуды – проводящая ткань = пробка - ?
А – основная Б – покровная ткань В – механическая ткань Г – образовательная ткань
Умение синтезировать – это умение применять метод научного исследования какого-нибудь предмета, явления, состоящий в познании его как единого целого в единстве и взаимосвязи его частей. Синтез –мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).
В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. выделения отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, гербарии и коллекции, выполняя лабораторные работы и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.
Рассмотрите строение растительной и бактериальной клетки. В чем их сходство и в чем различие?
При регулярном использовании тех или иных техник, и рассмотренных выше, и составленных самостоятельно, отмечается интенсивный профессиональный рост преподавателя. Такая педагогическая работа обеспечивает формирование у детей способности к самосовершенствованию и саморазвитию посредством получения нового опыта. Соответственно, налицо прогресс в учебных действиях самих обучающихся. Совершенствование умения получать знания, в свою очередь, выступает в качестве ключевой компетенции ученика в рамках реализации ФГОС.
Известный физик Лауэ в несколько афористической форме дал такое определение образованию: «Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное уже забыто». А что остаётся у человека после того, как всё выученное в школе забыто? У него остаются привычки, убеждения, умения и навыки, которые учителю и предстоит развивать.
















































Тема: «Формирование познавательных универсальных учебных действий
на уроках биологии»














Подготовила: Ждакаева Н. Б.,
учитель биологии и химии
МКОУ «Болотниковская ООШ»












2017 год

·15