Доклад Преемственность между начальной и средней школой
Преемственность
при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Власова Наталья Анатольевна,
заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов,
МБОУ «Кировская школа-гимназия №2»
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.
Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности пятиклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность – это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля – вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
Кроме того пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее.
Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:
рассогласованные требования учителей;
педагоги предъявляют одинаковые требования как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам;
ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя;
отсутствие индивидуального подхода к учащимся.
Итак, мы видим, что переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца.
В связи с чем возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
работа с учащимися;
работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
образовательные программы;
организация учебного процесса;
единые требования к учащимся;
структура уроков.
Предлагаю план работы по преемственности между начальным и основным общим образованием, который успешно используется в нашей школе уже на протяжении нескольких лет. План работы дополняют приложения.
План работы по преемственности между начальным и основным общим образованием, 2014/2015 учебный год
Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах начального и среднего школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
№
Мероприятия
Цель проводимого мероприятия
Сроки проведения
Ответствен-ные за проведение мероприятия
Выход
1
Собеседование заместителя директора по УВР с педагогами и классными руководителями 5-х классов
Ознакомление классных руководителей с окончательным списочным составом, особенностями адаптационного периода учащихся 5-х классов и планом работы по преемственности на период адаптации
Август
Зам. директора по УВР
Коррекция плана работы по преемственности на период адаптации 5-х классов
2
Родительские собрания 5-х классов при участии учителей-предметников
Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода учащихся 5 классов, с содержанием и методами обучения, с системой требований к учащимся 5-х классов, с целями и задачами работы по преемственности между начальным и основным общим образованием
2-я неделя сентября
Классные руководите-ли
Организация работы с родителями по вопросам адаптации учащихся, предупреждение взаимных претензий
3
Входные диагностические работы
Определить степень сохранности (устойчивости) ЗУН учащихся за курс начальной школы
2-я неделя сентября
Председате-ли МО
Разработка системы повторения учебного материала за курс начальной школы
4
Классно-обобщающий контроль 5-х классов
Выявление организационно-психологических проблем классных коллективов, изучение индивидуальных особенностей учащихся, оценка их уровня обученности, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 классов в среднем звене обучения
Сентябрь – 1-я неделя октября
Администрация, психолог
Разработка системы мер по дальнейшему развитию классных коллективов
а) посещение уроков
Ознакомление с особенностями коллективов, организацией учебной деятельности учащихся. Контроль соответствия уровня требований учителей возрастным особенностям учащихся и единства требований, предъявляемых учителями к учащимся 5 классов
Сентябрь – 1-я неделя октября
Администрация, председате-ли МО, психолог, учителя начальной школы
Анализ уроков, изучение педагогических подходов, разработка методических рекомендаций коррекционных мер, индивидуальная психологическая и методическая помощь
б) анкетирование учащихся
Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе
4-я неделя сентября
Классные руководите-ли, психолог
Определение форм индивидуальной работы с учащимися и классом в целом
в) анкетирование родителей
Определение круга претензий
2-я неделя октября на родительс-ком собрании
Классные руководите-ли, психолог
Индивидуальная работа с родителями и учителями-предметниками
г) изучение организации домашней работы
Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием. Хронометраж домашних заданий (по рабочим тетрадям, журналам, дневникам, анкетам). Контроль наличия инструктажа домашнего задания учителям, наличия индивидуальных домашних заданий (при посещении уроков)
Определении степени помощи родителей при выполнении домашней работы учащимися (по анкетам, результатам собеседования)
4-я неделя сентября – 1-я неделя октября
Зам. директора по УВР, психолог
Индивидуальная работа с учителями, с родителями
д) проверка школьной документации
Проверка ведения контроля за дисциплиной учащихся. Проверка регулярности выставления оценок в классный журнал, дневники учащихся, ознакомление с культурой ведения учащимися тетрадей и дневников
3-я неделя сентября
Зам. директора по УВР
Собеседование с учителями и классными руководителями
е) посещение внеклассных мероприятий
Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период
Сентябрь – 1-я неделя октября
Зам. директора по воспитательной работе
Помощь классному руководителю в коррекции плана воспитательной работы, организации ученического актива, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и сплочению классного коллектива
5
Родительские собрания 5-х классов при участии учителей-предметников и психолога
Ознакомление родителей с итогами проверочных контрольных работ, с психо-эмоциональным состоянием в классном коллективе на первом этапе адаптационного периода учащихся в среднем звене школы
2-я неделя октября
Классные руководите-ли 5-х классов
Рекомендации родителям по ликвидации обнаруженных проблем. Индивидуальная работа с родителями
6
Педагогический консилиум по 5-м классам
Подведение итогов успеваемости учащихся 5 классов в 1-й четверти. Оценка степени адаптации каждого ученика к условиям и требованиям средней школы. Определение перспектив дальнейшего развития учащихся и классных коллективов
2-я неделя ноября
Зам. директора по УВР
Завершение работы по вопросам адаптации учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы
7
Родительские собрания 5 классов с участием учителей-предметников
Подведение итогов успеваемости учащихся 5 классов в 1-й четверти. Ознакомление родителей с перспективами дальнейшего развития учащихся и классных коллективов
3-я неделя ноября
Классные руководите-ли 5-х классов
Совместная деятельность классных руководителей и родителей по дальнейшему формированию и развитию классных коллективов
8
Предварительная расстановка кадров для работы в 5-х классах на следующий учебный год
Определение педагогического состава среднего звена школы для осуществления дельнейшего плана работы по преемственности
март
Администр-ция
Собеседование с учителями-предметниками и классными руководителями будущих 5-х классов о целях и задачах предстоящей работы по преемственности
9
Совместное заседание учителей выпускных 4-х классов и педколлектива учителей и классных руководителей будущих 5-х классов
Определение целей и задач мероприятий по подготовке учащихся выпускных классов начальной школы к успешной адаптации к обучению в среднем звене
март
Зам. директора по УВР
Корректировка плана совместной деятельности, согласование расписания взаимопосещения уроков, контрольных срезов знаний
10
Контрольные работы за курс начальной школы по русскому языку, математике, замер техники чтения
Проверить сформированность знаний за курс начальной школы, изучить готовность – выпускников 4-х классов к дальнейшему обучению в средней школе
3-я и 4-я недели апреля
Заместитель директора по УВР начальной школы
Анализ работ на заседаниях МО. Коррекция знаний учащихся. Подготовка к педконсилиуму по 4-м классам
11
Педконсилиум по 4-м классам
Анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся 4-х классов, соответствие уровня обученности каждого ученика требованиям к подготовке выпускников
4-я неделя декабря
Заместитель директора по УВР начальной школы
Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися и их родителями
12
Знакомство с классными коллективами выпускных 4-х классов. Посещение уроков администрацией, учителями средней школы, классными руководителями будущих 5-х классов, психологом, председателями МО средней школы
Изучение программ начальных классов, ознакомление с особенностями выпускников начальной школы. Изучение уровня работоспособности учащихся, их познавательной активности.
Ознакомление с системой педагогических подходов учителей начальной школы, выявление психолого-педагогических проблем. Знакомство детей с их будущими учителями
Март – май
Зам. директора по УВР
Проведение в 4-х классах пробных уроков учителями средней школы, разработка и проведение коррекционных мероприятий
13
Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы
Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускных классов начальной школы, с требованиями, предъявляемыми учителями средней школы. Изучение методов организации учебной деятельности учащихся с целью повышения их познавательной активности, своевременная коррекция деятельности учителей. Предупреждение у учащихся появления тревожности при переходе в среднюю школу
В течение года
Председатели МО математики, русского языка и литературы
Проведение председателями МО средней школы консультаций для учителей начальной школы, для учителей математики, русского языка и литературы будущих 5-х классов. Обмен опытом посредством открытых уроков. Совместные заседания МО учителей начальных классов и МО учителей средней школы. Проведение праздников в начальной школе совместно с учителями будущих 5-х классов
14
Индивидуальные беседы
родителями учащихся 4-х классов
Ознакомление родителей с перспективами обучения детей в 5-м классе
3-я четверть
Зам. директора по УВР
Предварительное комплектование 5-х классов
15
Психологическое тестирование учащихся 4-х классов
Изучение личности выпускника начальной школы
2-я неделя апреля
Классные руководители 4-х классов, психолог
Составление психологической характеристики классных коллективов. Подготовка материалов к педконсилиуму
16
Педагогический консилиум по 4-м классам
Анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся 4-х классов. Определение соответствия уровня подготовленности каждого ученика 4-го класса требованиям средней школы
1-я неделя мая
Зам. директора по УВР
Составление психологического и педагогического портрета каждого ученика и классных коллективов. Проект комплектования 5-х классов
17
Совещание при директоре
Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за истекший год. Определить КПД проделанной работы
2-я неделя мая
Директор
Разработка плана преемственности на следующий год с учетом опыта и пожеланий педколлектива
18
Экскурсии выпускных классов начальной школы по территории средней школы
Знакомство учащихся с кабинетной системой средней школы
2-я неделя мая
Классные руководители будущих 5-х классов
19
Классные собрания учащихся выпускных 4-х классов с участием педагогов и классных руководителей будущих 5-х классов
Торжественный перевод выпускников начальной школы в среднюю школу
Последняя неделя обучения
Зам. директора по УВР
20
Совещание при директоре
Комплектование 5-х классов
4-я неделя мая
Директор
Составление списочного состава 5-классов, утверждение педагогического состава и классных руководителей будущих 5-х классов
21
Родительские собрания 4-х классов с участием учителей средней школы
Подведение итогов учебного года. Знакомство родителей с будущими учителями их детей, снятие психологического барьера настороженного ожидания трудностей при обучения в 5-м классе
4-я неделя мая
Директор
Определение перспектив дальнейшего обучения детей, согласование с родителями возможного уровня обучения в 5-м классе
Приложение 1
к Плану работы по преемственности
между начальным и основным общим образованием,
2014/2015 учебный год
ПОЛОЖЕНИЕ
об образовательном пространстве
периода перехода в школу второй ступени
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Образовательное пространство периода перехода в школу второй ступени создано для решения проблемы преемственности, особенно в период адаптации младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе.
1.2. В этом пространстве учитываются психологические особенности 10-12 летних детей, вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс.
1.3. Образовательное пространство выделено в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов: возрастной кризис (специфика переходного периода) и условно-педагогический кризис (разные организации обучения в школах I и II ступени).
2. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
2.1. Обеспечить благополучную адаптацию школьника в 5-6 классах.
2.2. Создать условия для реального выбора индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) самим учащимся.
3. ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
3.1. Организация постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования.
3.2. Оказание помощи младшему подростку (10-12 лет) состояться как личности в этот переходный период.
3.2. Осуществление преемственных связей в содержании и методах обучения, системе оценивания последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-6 классы).
3.4. Предоставление учащимся культурных форм общения в стремлении экспериментировать и использовать свои возможности.
3.5. Создание таких ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы.
4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В организации учебного процесса урок остается основной формой, но не единственной. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности.
4.2. Осуществление следующих форм организации образовательного пространства:
экскурсии, цель которых – расширение чувственного опыта детей, формирование умения наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы;
установление ритуальной традиции посвящения в 5-классники;
первое полугодие обучения основной школы совпадает со спецификой работы в начальной школе;
постепенный переход от отдельных понятий к системному содержанию, работа с учащимися в зоне ближайшего развития;
игру (дидактическую и ролевую), необходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами;
диспуты (устные и письменные дискуссии) – с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы;
практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность;
мини-лекции с целью формирования умений концентрировать внимание;
разновозрастное сотрудничество;
специальные курсы и семинары повышения квалификации, на которых обучается вся группа педагогов, работающих в пятом классе;
проведение специальных деловых игр и тренингов по проблеме преемственности обучения;
организация разновозрастного сотрудничества детей 1 – 6-х классов с активным участием педагогов как начальной, так и основной школ;
система открытых уроков, на которых отслеживается самими педагогами динамика изменений методов (способов), форм и содержания образовательного процесса от 1-го к 6-му классу;
использование информационных ресурсов и технологий для организации разных форм взаимодействия взрослых и детей между собой для решения личностно-значимых задач младших подростков;
на период перехода целесообразно и необходимо сохранить систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы;
обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам;
предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации.
4.3. Использование
контрольно-оценочной самостоятельности школьников, предметом которой является:
собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов преодоления;
личные достижения в изучении учебного материала;
оценка своих возможностей;
самостоятельный выбор учебного материала.
«карты знаний» как средство построения образовательной траектории учащихся.
5. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
За время обучения в 5-6-м классах младшие подростки достигают следующих результатов:
выполняют требования, которые предъявляются к уровню их обученности предметными программами;
осознают необходимость обучения, понимают общественную значимость образования;
овладевают умениями учиться определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем, переносить способы действия из одной предметной области в другую, строить алгоритмы своих действий;
владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.), обладают возможностями решать достаточно большой круг предметных, социально-ориентированных и личностных задач;
обладают достаточно широким социальным опытом, позволяющим ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить своё место в нём.
Приложение 2
к Плану работы по преемственности
между начальным и основным общим образованием,
2009/2010 учебный год
ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ 5-го класса
Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно.
С первых дней обучения в 5-ом классе организуйте работу ученического актива.
Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах.
Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.
Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы.
Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.
Приложение 3
к Плану работы по преемственности
между начальным и основным общим образованием,
2009/2010 учебный год
ПАМЯТКА
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ
Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
Уделять особое внимание организации учебного процесса:
готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
правильность оформления тетради, различных видов работ;
требования к ведению дневника.
Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
начинать уроки со звонком;
готовиться к уроку на перемене;
прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;
отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.
Домашнее задание не оставляем на самый конец урока его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.
На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.
Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности.
Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». Учитесь учить не уча.
Приложение 4
к Плану работы по преемственности
между начальным и основным общим образованием,
2009/2010 учебный год
ВАШ РЕБЕНОК – ПЯТИКЛАССНИК
(рекомендации для родителей учащихся)
Уважаемые мамы и папы!
Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство в отношении своего пятиклассника, то мы рады предложить вам эти рекомендации, как средство, которое поможет решить некоторые проблемы.
Формирование учебной мотивации
Не мешайте подростку учиться самостоятельно. Только в процессе самостоятельных открытий, «озарений» у него появится желание учиться дальше. Радость от постижения нового – самый лучший мотивирующий фактор.
Учебный труд интересен только тогда, когда он разнообразен. Не повторяйте дома школьную систему. Пусть подросток сам организует свой учебный труд дома, как ему нравится, сам решит, как обставить свой рабочий уголок, как организовать свое рабочее время.
Любой человек выполняет деятельность с удовольствием только тогда, он когда понимает, для чего это нужно. Ребенок не знает, где ему могут пригодиться знания по природоведению? Покажите эту область. Причем, желательно, чтобы знания были востребованы именно сегодня, так понимание того, что эти знания будут нужны через несколько лет, не являются мотивирующим фактором.
Покупайте интересные книги («Занимательная физика», «Занимательная геометрия»), справочники то разным учебным дисциплинам. Может быть, через интерес к этим книгам сформируется и интерес к предмету в целом. Еще Л.Фейербах утверждал: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».
Не спешите облегчить труд подростка (сделать за него домашнее задание, потребовать от учителя отменить какой-либо вид работы). Но и не заставляйте ребенка переделывать задание, выполнять нудную монотонную работу, заучивать дополнительно трудный, непонятный материал. Помните, что ни слишком трудный, ни слишком легкий материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
Вселяйте в ребенка уверенность, что у него все непременно получится. Рассказывайте о том, какие проблемы в учебе возникали в детстве у вас. Если ребенок не верит в свои силы, то у него формируется обученная беспомощность, то есть он не в силах выполнять деятельность успешно.
Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неудачи в учебе. Это не способствует повышению мотивации.
В этом возрасте начинают проявляться интересы, учение ребенка становится избирательным: на любимые предметы он тратит больше времени, на нелюбимые меньше. Не мешайте ему самоопределяться. Если он успешен в чем-то одном, готов заниматься этим предметом часами, это уже хорошо. Усвоить все предметы одинаково хорошо очень сложно.
Ребенку нравится только то, что он знает хорошо, что ему удается. Иногда отсутствие интереса к какому-либо предмету связано с тем, что у ребенка очень много пробелов в знаниях. Это мешает ему усвоить дальнейший материал. Помогите ребенку восполнить эти пробелы.
Помните: если подросток проявляет нежелание учиться – это не каприз, а крик о помощи. Не ругайте, а выясните причины такого поведения.
Школьная тревожность и ее преодоление
Прежде всего успокойтесь сами. Ничего страшного не случилось, дети иногда получают двойки, падают, ссорятся с друзьями и т.д.
Попробуйте вместе с ребенком проанализировать ситуацию, которая им предстоит. Как известно, обычное, знакомое волнует меньше, чем незнакомое. Ребенку надо писать контрольную? Прекрасно! Вспомните вместе с ним, в какой классной комнате это будет происходить, какого цвета тетрадь для контрольных работ. Представьте, как он входит в класс, как начинает писать. Оказывается, совсем не страшно!
Проанализируйте с ребенком его положительный опыт. Вселите в него уверенность, что он сможет преодолеть и эту ситуацию.
Проанализируйте с ним и те ситуации, в которых он совершил ошибки. Подумайте, чем эти ошибки были порождены? Помогите разобраться в том, что ребенок не понимает.
Часто тревожного человека мучит мысль: «А вдруг что-то случится?» Обсудите эту тему с ребенком. Выясните, чего он боится. Ему страшно получить двойку? А что случится, если он получит двойку? Объясните ему, что не будете его ругать, поймете, что это произошло случайно. Выразите готовность помочь ребенку в этом случае. Он должен знать, что вы будете поддерживать его в любом случае.
С детьми, у которых сильная нервная система, можно применять положительные стимулы. Пообещайте ребенку что-то особенное, если он справится с заданием успешно. Не переусердствуйте, потому что слишком значимые стимулы могут ухудшить деятельность ребенка. Даже если он не выполнить все так хорошо, как задумал, все равно поощрите его.
Наш язык достаточно богат для выражения чувств. Поэтому свое мнение можно выразить честно. Можно сказать: «Молодец, ты сделал это хорошо!» Можно сказать по-другому: «Молодец, мы постарался хорошо! Пусть еще не все получилось, но я верю, что у тебя все получится!»
Если дети имеют мало настоящих товарищей или
с ними «не очень хотят дружить»
А) Учите играм, в которых надо участвовать вместе с друзьями.
Б) Дом оснастить предметами, привлекающими других детей. Должно быть место, где дети могут самостоятельно общаться, чувствовать себя как дома. Угостите чем нибудь гостей вашего ребенка.
В) Пригласите друзей вашего ребенка на совместную прогулку.
Г) Знакомьтесь с друзьями вашего ребенка. Относитесь с уважением к товарищам вашего ребенка. Интересуйтесь их жизнью.
Д) Принимайте гостей дома.
И еще несколько советов родителям пятиклассников:
Если ваш ребенок имеет какие-то особенности характера (медлителен, импульсивен, чувствителен) или здоровья, сообщите об этом классному руководителю, он обязательно учтет это.
Если ваш ребенок чем-то обижен, не спешите идти в школу разбираться. Он, конечно, говорит вам правду, но это только его видение. Послушайте и других участников инцидента, составьте свое мнение. Помните: вы не сможете всю жизнь жить за ребенка, научите его выходить из конфликтных ситуаций самостоятельно.
У вашего ребенка будут разные учителя с разными требованиями. Важно, чтобы он научился эффективно работать на каждом уроке: это обогатит его жизненный опыт.
На первых порах, знакомясь с чем-то новым, подросток не принимает его, капризничает, говорит, что раньше было лучше. Не поддерживайте эти разговоры ребенка, помогите ему приспособиться к новым условиям.
Ваш ребенок входит в очень трудный этап жизни – отрочество. Наберитесь терпения, чтобы вместе с ним перерасти этот период!
Приложение 4
к Плану работы по преемственности
между начальным и основным общим образованием,
2009/2010 учебный год
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ
ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
1 критерий – Эффективность учебной деятельности.
1 шкала – Учебная активность.
5 б.
Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.
4 б.
На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередует.
3 б.
Редко поднимает руку, но отвечает правильно.
2 б.
Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса.
1 б.
Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто отвлекается, переписывает готовое с доски.
0 б.
Учебная активность отсутствует.
2 шкала – Усвоение знаний (успеваемость).
5 б.
Правильное безошибочное выполнение домашних заданий («5»).
4 б.
Небольшие помарки, единичные ошибки («4»).
3 б.
Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой («4 – »).
2 б.
Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок («3», «2»).
1 б.
Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий: много исправлений, зачеркиваний (непостоянство оценок, средний балл «3»).
0 б.
Плохое усвоение программного материала по всем предметам: грубые ошибки, большое их количество (низкая успеваемость по всем предметам).
2 критерий – Усвоение школьных норм поведения.
3 шкала – Поведение на уроке.
5 б.
Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.
4 б.
Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время отвлекается от урока.
3 б.
Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами.
2 б.
Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.
1 б.
Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.
0 б.
Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).
4 шкала – Поведение на перемене.
5 б.
Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх.
4 б.
Активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры.
3 б.
Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс).
2 б.
Не может найти себе занятие, переходит от одной группы к другой.
1 б.
Пассивный, движения скованные, избегает других.
0 б.
Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит на них, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой)
3 критерий – Успешность социальных контактов.
5 шкала – Взаимоотношения с одноклассниками.
5 б.
Общительный, легко контактирует с детьми.
4 б.
Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.
3 б.
Сфера общения ограничена: общается только с некоторыми ребятами.
2 б.
Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ним в контакт.
1 б.
Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему).
0 б.
Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает, и другие дети его не любят.
6 шкала – Отношение к учителю.
5 б.
Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит, общается с ним.
4 б.
Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью.
3 б.
Старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается к одноклассникам.
2 б.
Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним.
1 б.
Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, говорит тихо, запинается.
0 б.
Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям: обижается, плачет даже при малейшем замечании.
4 критерий – Эмоциональное благополучие.
7 шкала – Эмоциональное благополучие.
5 б.
Хорошее настроение, часто смеется, улыбается.
4 б.
Спокойное эмоциональное состояние.
3 б.
Эпизодически проявляет снижение настроения.
2 б.
Отрицательные эмоции:
а) тревожность, огорчение, иногда страх;
б) обидчивость, часто ссорится с детьми, повышает голос.
1 б.
Депрессивное настроение, плач без всяких причин.
0 б.
Агрессия (вспышки гнева, злости) проявляется в отношениях с детьми (может ударить, что-то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем.
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ _____ КЛАССА, 20__/20__ уч. год
№
Фамилия учащегося
Шкалы
Итого
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
Учитель _____________ /_____________/
График. Зона адаптации учащихся.
35
30
25
20
15
10
5
Зона адаптации
Зона неполной адаптации
Зона дезадаптации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Заголовок 115