Интерактивные методы обучения на уроках информатики как средство творческого саморазвития обучающихся

Интерактивные методы обучения на уроках информатики как средство творческого саморазвития обучающихся

Изменения, происходящие сегодня в России, активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров. Основной задачей образования становится создание условий для развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе.
Сегодня многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.
Прежде чем рассказывать о данном методе, давайте вспомним о пассивном и активном методах.
Пассивный метод  – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Интерактивный метод  Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Интерактивные методы обучения предполагают сообучение, причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, помощника, создателя условий для инициативы учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей.
Однако не следует считать, что интерактивные методы обучения – это нечто принципиально новое. По существу, это обращение к богатейшему опыту отечественной педагогики, его модернизация. Так разработку интерактивных методов можно найти в трудах В.А. Сухомлинского, в творчестве учителей - представителей «педагогики сотрудничества» - Ш.А. Амонашвили, В.Ф.Шаталова и других.
Надо отметить, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, при которой создаются комфортные условия обучения, такие, что ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, а это делает продуктивным сам процесс обучения.
Классификация интерактивных методов обучения
По Ю.С.Арутюнову – в основе наличие заданных моделей деятельности и наличие ролей [3].
Таблица 1. Классификация интерактивных методов обучения
Неимитационные
Имитационные


неигровые
игровые

Проблемное обучение
Анализ конкретных ситуаций
Деловая игра

Практическое занятие
Имитационные упражнения
Игровое проектирование

Семинар
Действие по инструкции
Разыгрывание ролей

Дискуссия
 
 

Проблемная лекция
 
 

Конференция
 
 

По О.С.Анисимову – в основе – обеспечиваемый результат:
-традиционные – лекции, семинары, практические занятия, тренинги (обеспечивают функцию трансляции);
-новые (имитационные) - (обеспечивают усиление роли мышления и развитие мотивации обучаемых);
новейшие – инновационные игры, организационно-деятельностные игры, организационно-мыслительные игры (обеспечивают формирование интеллектуальной культуры и культуры саморазвития) [4].
По С.С.Кашлеву – в основе – ведущая функция в педагогическом взаимодействии:
методы создания благоприятной атмосферы, организации  коммуникации;
методы организации обмена деятельностями;
методы организации мыследеятельности;
методы организации смыслотворчества;
методы организации рефлексивной деятельности;
интегративные методы (интерактивные игры) [5].
По Д.В. Чернилевскому и Н.В. Борисовой – в основе: наличие модели и наличие ролей
- иммитационные – иммитационное или иммитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе (игровые и неигровые формы и методы);
- неиммитационные – построение моделей изучаемого явления (дискуссии, «мозговые атаки» и т.д.).
Интерактивные методы позволяют учащимся:
учиться формулировать собственное мнение, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию;
моделировать различные социальные ситуации и разрешать их совместными усилиями;
развивать навыки проектной деятельности, самостоятельной работы
и многое другое .
Отмечу, что использование тех или иных методов зависит от цели занятия, опытности участников и их вкуса. Многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов.
К основным интерактивным методам относятся:
Творческие задания. Примерами таких заданий могут служить: подготовка доклада, реферата, эссе, выступления, исполнение роли в имитационных методиках. Часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения. На уроках информатике обучающиеся, нередко выступают с мини-докладами.
Творческим можно считать и метод «ученик в роли учителя», где учащийся является и «сценаристом», и «режиссером», и «исполнителем роли». Традиционно такая замена происходит в день самоуправления.
Также полезно практиковать выставки творческих работ обучающихся: сказок, буклетов, ребусов, рисунков, плакатов.
Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Также на уроках учащиеся защищают групповые проекты, результатом выполнения которых являются презентации, буклеты, видеоролики.
Обучающие игры относятся к основным приемам на интерактивных занятиях. В эту категорию входят ролевые игры и имитации.
В ролевой игре участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблему или ситуацию.
Имитацией называются ролевые игры с использованием (имитацией) известных, устоявшихся процедур, например таких, как судебный процесс. На уроках информатики можно проводить «Суд над Интернетом», «Суд над компьютерным вирусом», «Суд над компьютерными играми».
Образовательные игры строятся не на жизненных ситуациях и проблемах, а на некоторых абстрактных правилах. Примерами могут служить игра по типу брейн-ринга, игры с понятиями, словами, кроссворды.
В современном мире при стремительном развитии и совершенствовании информационно-коммуникационных технологий, в качестве интерактивных методов обучения можно рассматривать компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, блоги педагогов.
На уроках информатики можно использовать обучающие программы: «Мир информатики», «Клавиатурный тренажер».
Использование «интерактива» в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Таким образом, интерактивные методы обучения позволяют развивать у обучающихся критическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения и навыки, устанавливать эмоциональные контакты между учащимися, обеспечивать воспитательные задачи, в результате чего и происходит творческое саморазвитие обучающихся.

«Мир информатики.» поможет школьникам изучить современную науку ИНФОРМАТИКА, понять устройство и принципы работы компьютеров. В наглядной и доступной форме школьники получат знания об истории появления компьютеров, способах хранения информации, правилах работы с компьютерами. Курс введет их в мир логики, научит информационному моделированию и составлению алгоритмов, обучит основам работы с файлами и папками, различными компьютерными программами и приложениями, электронной почтой и всемирной сетью интернет.
Особенности игры:
Дружелюбный, интуитивно-понятный интерфейс. Интерактивные анимации. Разнообразные текстовые задания, выполненные в игровой понятной детям форме, позволяет школьникам эффективно усвоить начала одной из сложнейших наук.
Все больше компьютерных пользователей всерьез желает научиться с большой скоростью печатать текст на клавиатуре. Бесспорно, это даст ощутимые преимущества в учебе или офисной работе. Интерес пользователей к "слепому" набору вызвал появление большого количества специальных обучающих программ - клавиатурных тренажеров. С их помощью, вы сможете довольно быстро научиться набирать текст не глядя на клавиатуру, а при необходимости, и на экран!








13PAGE 15


13PAGE 14415




15