Проблемы взаимоотношений в семье по рассказу В.Осеевой Бабка. 5-й класс Цели: 1. Учить анализировать текст и оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы по рассказу В. Осеевой “Бабка” 2. Развивать умение выражать свои мысли точно и грамотно


Проблемы взаимоотношений в семье по рассказу В.Осеевой "Бабка". 5-й класс
Цели:
Учить анализировать текст и оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы по рассказу В. Осеевой “Бабка”;
Развивать умение выражать свои мысли точно и грамотно;
Воспитывать уважительное отношение к своей семье, воспитывать чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким.
Ход урока
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем , запоминаем
Ни минутки не теряем.
-Давайте начнем наш урок с улыбки друг другу. Поделимся со всеми хорошим настроением, пожелаем мысленно добра друг другу.
-Сейчас помашут рукой те , кому нравится сегодняшний день .
-Только мальчики.
- Только девочки.
-А сейчас помашут те дети, которые пришли получать сегодня пятерки.
2.Речевая разминка.( чтение скороговорки). Астра, азбука ,айва ….
(дети вспоминают, что 1раз надо проговаривать медленно, четко проговаривая звуки; 2 раз- с обычной скоростью; 3 раз быстро).
3. Вступительное слово учителя.
Ребята, назовите тему над которой мы работаем на уроке чтения.( «Спешите делать добро»).
Слайд1.
Эпиграф.
«Доброта- солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели».
И.Грин.
«В жизни есть только одно несомненное счастье- жить для других»
Л.Н.Толстой
«Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,- это мать»
Н.А.Островский.
-Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, что такое доброта, кого называют добрым человеком.
2. Стадия вызова. Сказка-притча (рассказать.); звучит музыка «Одинокий пастух».
В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Ему было много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали, он больше не слышал окружающего мира. Жил он вместе с сыном и его женой да маленьким сыном. Вот и осталось ему, что поговорить с сыном да невесткой.
– Сынок расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят. – Некогда мне, отец, с тобой говорить, – отвечает сын. – Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.– Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить, пироги печь. Вот с внуком своим поговори. Ему делать нечего.
Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.
Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.
– Послушай, муж, – говорит невестка. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть, пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.
С тех пор старик всё время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски и деревянной ложки. И суп его был соленым-соленым, потому что состоял наполовину из его горьких слез.
Однажды мать увидела, что её маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из неё вырезать. Целый день сидел.
Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.
– Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь? – Ложки деревянные да миски, – отвечает сын. – Когда вы старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьёте и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.
Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселями угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.
Ребята, о чем шла речь в этой сказке? (Об отношениях между стариками и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.) Правильно. Очень отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку. Но встречаются в жизни и такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это горько и страшно. К сожалению, герои рассказа Валентины Осеевой “Бабка”, о которых мы будем говорить сегодня, спохватились слишком поздно. Мы с вами проанализируем этот рассказ, сделаем выводы, как необходимо относиться к старшим.
Слайд с портретом В.Осеевой.(краткая биография).
-Ребята, что означает слово бабушка
1.Бабушка –мать отца или мамы.
2.Бабушка- старая женщина.
3.Бабушка-это самое теплое воспоминание детства.
Да ребята, бабушка – это человек с уже сложившейся судьбой. У них за плечами другая эпоха.
Итак, ребята, давайте вспомним содержание рассказа “Бабка” (краткий пересказ).
Обсуждение содержания:
Ребята, о ком этот рассказ? Кто главный герой?
Только лишь о бабке (Борьке) идет речь в рассказе?
Итак, бабка. Сколько лет было бабке? (Не сказано.)
А что сказано? Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе? (Тяжёлая жизнь и судьба. Работа по тексту , подтвердите словами из текста.)
Почему вы так решили? (Много морщин.)
О чём свидетельствуют морщины? (О нужде, о трагедиях, которые выпали на её долю.)
Вспомните, как называли её в семье?(Бабка, мамаша, старушенция.)
Такое слово по отношению к старому человеку неуважительное и оскорбительное, обидное.
Подберите родственные слова к слову бабка- бабушка, бабуля ,бабуленька.
А теперь вспомните имя бабки. (Нет имени.)
Как выдумаете, почему?
Отношение к бабке её домашних.
Каково отношение к бабке её домашних? И есть ли взаимность в отношениях между ними? (Работа по тексту.)
Да, бабка всех раздражала своим присутствием, она была старая.
-Где спала бабка.Прочитайте.
-Почему она ворочалась всю ночь.
-Удобно ли ей было спать на сундуке.
-Какой наказ дает бабка своему внуку(не бросать свою мать)
-_Можно ли назвать ее слова мудростью
Выберите из текста мудрые слова.
Слайд
1. И плохое и хорошее- хорошо. От плохого человек крепче делается , а от хорошего душа у него зацветает.
2.Обидеть-что ударить, приласкать надо слова искать.
3.Трудней всего три вещи в жизни- богу молиться, дань платить, да родителей кормить.
4.Что убьете ,того не вернете.
Слайд . Работа с пословицами.
– Отношение к бабке Борьки
Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке (груб, неласков, нетерпелив, подтвердите).
А кому еще не понравилось отношении Борьки к бабке? (Товарища.) Почему?
Когда Борька стал задумываться над словами товарища? Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем? С каким вопросом он обращался к бабке (мы тебя обижаем?)
Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями. И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова (“Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”)
Поняли ли его родители? (Нет.) К сожалению, не поняли, а жаль (зачитать бабкины слова из рассказа)-Не я учу –жизнь учит. А вам бы глупые радоваться надо….
-чтение по ролям 3части.
Физминутка(работа с цветочками. Какими качествами должен обладать добрый человек.Запишите эти качества на ваших цветочках и приклейте на доску. У нас получилась «Цветочная поляна».
(милосердие ,нежность, доброта, отзывчивость, сочувствие, уважение, любовь, благодарность ,внимание).
Анализ заключительной части рассказа.
Чем заканчивается рассказ? (Смертью бабки) Найдите в тексте стр. 4
Что осталось? (Шкатулка.)
Найдите в тексте и прочитайте эпизод со шкатулкой. Почему мать низко наклонилась над сундуком (заплакала), а почему отец отвернулся? (Ему стыдно, он не хочет показывать, может быть, скупую мужскую слезу.)
Ребята, а вам не кажется, что родители чувствуют вину перед бабкой? Почему? (Потому что они ее обижали.)
Ребята, а когда человеку плохо на душе куда он идет? (К близким людям.)
А куда идет Борька к дому или от дома? (От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.)
Почему (потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку). Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет связи, которая бы основывалась на семейных ценностях.
Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его прочитаю.
“Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”.
Что автор хотел сказать нам этой строкой? Когда человек встаёт на колени со слезами в глазах? (Когда просит прощения.)
У кого просит прощение Борька? (У бабки.)
Почему же всё равно так горько и больно Борьке? (Его прощение запоздалое; не получает прощения от бабки.)
А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?
(Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение).
Ребята, у вас у всех есть бабушки и мне радостно от того, что вы относитесь к ним не так как Борька.
Cлово учителя:
Ребята, сегодня мы с вами говорили о любви, доброте, уважении, о том, как важно успеть при жизни попросить прощения за все обиды, о том, как не хватает иногда теплоты, внимания, понимания. Наши герои, к сожалению, поняли это поздно. Я хочу, чтобы вы помнили, что наши родные близкие люди не вечны, я хочу, чтобы вы не опоздали сказать прости.
Последний слайд стихотворение, читает Денис наизусть, а дети зажигают свечи.
Частичкой солнца на столе свеча пылает,Неся в мир этот свет и теплоту;Своим сияньем словно призываетХранить навеки в сердце доброту.
Чтоб всем родным, кто рядом с нами,Тепло души своей смогли мы донести,Дарить любовь, заботу и вниманьеИ вовремя успеть сказать “Прости!”
Итог урока.
1.О чем шла речь на уроке?
2.Что вы взяли лично для себя из этого урока?
3. Что понравилось, и что не понравилось на уроке?
Добрым быть совсем, совсем не просто
Не зависит доброта от роста
НЕ влияют на нее года
Добрым надо быть всегда.
-Самооценка работы на уроке. Ученики подходят к столу учителя и выбирают квадрат того цвета ,который символизирует оценку (оранжевый-5; зеленый – 4; желтый-3.
-Соберите из букв расположенных на доске слово О Л М Д Ц Ы О
-Домашнее задание. Напишите письмо Боре и его родителям.