Рабочая программа по военно-патриотическому кружку Патриот


Пояснительная записка
Популярность военно-патриотических объединений ни у кого не вызывает сомнения. Военно-патриотическое объединение развивает ловкость, быстроту, гибкость, выносливость и силу. В основе программы «Патриот» лежит основа программы военно-патриотического клуба «Витязь» (г. Октябрьский 2005 г.)
Направленность программы
Образовательная программа военно-патриотического объединения «Патриот» даёт возможность приобщится к интересному и популярному виду спорта, реализовать свои потребности, общаясь в коллективе проявить свои способности. В процессе учебно-тренировачных занятий и спортивных соревнований воспитывается у занимающих чувство ответственности перед командой, коллективом, вырабатывается добросовестное отношение к своим обязанностям, уважение к старшим, организованность и дисциплина. Программа имеет социально- педагогическую направленность.
Новизна программы
Поэтому для формирования у граждан у подрастающего поколения чувства патриотизма, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите, организуется военно-патриотическое объединение "ПАТРИОТ". В основе программы «ПАТРИОТ» лежит основа программы военно-патриотического клуба «Витязь» (г. Октябрьский 2005 г.) Программный материал адаптирован с учётом современных требований, предусмотрено деление программы на 3 года обучения.
Актуальность программы
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилось положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций. Ведь подростковый возраст - это важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы. Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что предлагает подростку выбор здорового образа жизни, развитие его индивидуальных качеств. Объединение "Патриот" развивает быстроту, ловкость, координацию движений, выносливость, волю, настойчивость. Очень важно преимущество военно-патриотического объединения перед другими видами – его общедоступность.
Цель программы
Формирование у подростков и молодежи чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите.
Задачи программы
- развитие у подростков патриотизма, нравственных, морально-психологических и этнических качеств;
- обучение подростков основам исторических, правовых, медицинских и психологических знаний;
- обучение основам рукопашного боя, стрелковой подготовки, строевой подготовки;
- пропаганда здорового образа жизни в подростково-молодежной среде.
Отличительные особенности программы:
Учебный материал для занимающих в объединении "Патриот" рассчитан на последовательное и постепенное усвоение теоретических знаний и практических умений и навыков.
Практика показывает, что в социуме (школа, двор, секция) недостаточно уделяется внимания таким важным качествам, как самодисциплина, чувство ответственности за себя и коллектив, развитию координации, укреплению зрения, скорости реакции. Программа выполняет компенсирующую функцию: дисциплинирует, развивает реакцию.
Программа будет реализовываться по 4 направлениям:
1. Военно-патриотическое:
- развитие духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, национального самосознания;
- воспитание преданности своему Отечеству;
- готовность к достойному самоотверженному служению обществу и государству;
- верность гражданскому и воинскому долгу.
2. Учебно-воспитательное:
- развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
- реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности подростка;
- проведение учебно-тренировочных занятий по боевой, строевой, стрелковой, технической подготовке.
3. Спортивно-оздоровительное:
- предоставление возможности для успешных занятий физической культурой и спортом;
- создание необходимых условий для совместного труда и отдыха подростков, укрепления их здоровья;
- организация зрелищно-массовых мероприятий (спортивных праздников, соревнований, туристических походов);
- пропаганда здорового образа жизни.
4. Художественно-творческое:
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга;
- проведение праздничных мероприятий.
Подросткам для изучения предлагаются следующие предметы:
- истории великих полководцев;
- основы военного права;
- рукопашный бой;
- военная подготовка;
- стрелковая подготовка;
- строевая подготовка;
- этика и психология;
- медицина;
- топографическая подготовка;
- основы безопасности жизнедеятельности;
- искусство общения;
- просмотр военных фильмов и документальных фильмов о войне на разных этапах исторического развития.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Приём обучающих осуществляется без предварительного отбора. Занятия проводятся по группам. В реализации образовательной программы участвуют учащиеся старшего школьного возраста:
1 год обучения – 12-15 лет
2 год обучения – 13-16 лет
3 год обучения – 14-17 лет
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа в форме практических тренировок, турниров, товарищеских встреч, просмотр теле и видеозаписей с соревнований.
Ожидаемые результаты
1 год обучения
· Занимающиеся ориентируются в истории РФ;
· Проявляют навыки и умения по основам техники и тактики военных игр;
· Проявляют готовность к выступлению в соревнованиях;
· Проявляют интерес к систематическим занятиям в объединении «Факел»;
· Соблюдают правила и нормы поведения;
· Проявляют целеустремленность и характер при игре друг с другом.
2-3 годы обучения
· Успешное выступление на соревнованиях различных уровней;
· Владеют навыками более сложной тактики и техники для успешных выступлений на соревнованиях;
· Улучшение выносливости, целеустремленности;
· Проявляют уважение друг к другу, соблюдая культуру общения, чувство коллективизма;
· Оказывают помощь педагогу в работе с начинающими игроками.
Особенностями второго и третьего года обучения является возрастание степени сложности содержания программы, уровня соревнований.
Ожидаемый результат зависит от возраста занимающегося, его физической подготовленности его физические данные (подвижность, резкость, выносливость). Поэтому у младших групп это достижение III разряда, у средних III и II разрядов, у старших II и I разрядов.
Присвоение разрядов зависит от выполнения рейтинга каждым спортсменом, который присваивается по количеству очков, набранных в соревнованиях городского, краевого, зонального и даже российского уровней.
Итогом освоения программы является успешное выступление занимающихся на соревнованиях, турнирах, выполнение спортивных разрядов, выбор подростками здорового образа жизни.
Формы подведения итогов реализации программы:
Итогом освоения программы является успешное выступление занимающихся на соревнованиях, турнирах разного уровня, получение спортивных разрядов, выбор подростками здорового образа жизни.
Учебно–тематический план
№ п/п Содержание занятий Годы обучения
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
Всего Теория Практика Всего Теория Практика Всего Теория Практика
1 Истории великих полководцев 12 8 4 10 8 2 10 8 2
2 Основы военного права 8 5 3 8 5 3 8 5 3
3 Основы безопасности жизнедеятельности 8 3 5 8 3 5 8 3 5
4 Строевая подготовка 26 9 17 28 9 19 28 9 19
5 Стрелковая подготовка 76 25 51 70 20 50 76 25 51
6 Военная подготовка 32 16 16 32 16 16 32 16 16
7 Рукопашный бой 26 8 18 26 8 18 26 8 18
8 Медицина 18 6 12 18 6 12 18 6 12
9 Этика и психология 10 5 5 10 5 5 10 5 5
10 Искусство общения 11 Топографическая подготовка 6 3 3 5 2 3
12 Просмотр военных кинофильмов и документальных фильмов о войне 6 1 5 6 1 5 6 1 5
Итого: 222 86 136 222 87 141 222 83 139
Содержание программы
Содержание программы первого года обучения
1. Истории великих полководцев
Изучение истории России; изучение государственной и военной символики; изучение жизни и подвигов воинов, военачальников, великих полководцев, юных защитников Отечества; изучение боевого пути воинских частей и соединений; изучение военной формы и одежды.
2. Основы военного права
Изучение основных понятий российского права; Вооруженных Сил Российской Федерации, состава и боевых традиций Российской Армии; назначения и боевых возможностей видов и родов войск Вооруженных Сил; особенности формирования и сплочения воинских коллективов; правовые основы воинской службы, порядок прохождения воинской службы; основные требования военной присяги, дисциплины, значение общевоинских уставов в жизни и деятельности частей и подразделений, воинские звания и знаки различия; правила воинской вежливости, поведение и отдание воинского приветствия, обязанности перед построением и в строю.
3. Основы безопасности жизнедеятельности
Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности включает в себя следующие знания: режим жизнедеятельности и его значение для здоровья человека, пути обеспечения высокого уровня трудоспособности; формирование качеств, знаний, навыков и умений по защите здоровья и жизни при воздействии опасных факторов окружающей среды; снижение травматизма; воспитание отрицательного отношения к вредным привычкам (алкоголизм, наркомания, табакокурение и др.); воспитание бережного отношения к себе, другим людям и к природе.
4. Строевая подготовка
Строевая подготовка включает в себя: одиночное строевое обучение, строевое слаживание подразделений (отделений отрядов) при их совместных действиях; строевую стойку, строевой шаг, повороты, прикладывание руки к головному убору.
5. Стрелковая подготовка
Изучение боевых свойств и устройства пневматического и огнестрельного оружия (МК-винтовки, автомата и пулемета Калашникова, пистолета Макарова, гранатомета РПГ-7 и др.) и ручных осколочных гранат (РГ-42, РГД-5, Ф-1 и др.), правил ведения огня по неподвижным и появляющимся целям, метания гранат, подготовки оружия к стрельбе, выполнения приемов и правил стрельбы, изучение разборки и сборки оружия, чистки и смазывания его. 6. Военная подготовка
Военная подготовка включает в себя изучение: истории создания Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ); организационной структуры ВС Российской Федерации; видов ВС; истории их создания и предназначения; функций и основных задач современных ВС, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны; реформ ВС Российской Федерации.
Дружба, воинское товарищество - основа боевой готовности частей подразделения. Боевое знамя воинской части - символ воинской части, доблести и славы. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и воинской службе.
7. Рукопашный бой
Занятия по рукопашному бою направлены на формирование навыков самозащиты от нападения противника и при необходимости - его пленения, а также на воспитание смелости, решительности и уверенности в собственных силах. Базовыми навыками являются: умение обезоруживать противника при ударе ножом сверху, снизу, прямо (в центр); умение освобождаться от захвата шеи и туловища спереди и сзади; комплексы приемов рукопашного боя без оружия и с оружием (автоматом Калашникова); правильное применение приемов страховки и самостраховки; строгое соблюдение правил применения имитационных средств.
8. Медицина
Данный раздел включает в себя: изучение оказания первой медицинской помощи при травмах, ранениях, ожогах, обморожениях, несчастных случаях, поражение отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, при радиационных поражениях; изучение выполнения мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, пищевых отравлений. Воспитание у подростков гуманного отношения к человеку.
9. Этика и психология
Изучение основных моральных понятий и истории этики; понятий морали; мораль и ненасилие, нравственность в истории культуры, принципы этики прав человека, особенностей делового служебного общения; требований к речевой коммуникации в деловой среде; деловой беседы; делового совещания, телефонного этикета; основ деонтологии. Основы психологии, познавательные процессы и их развитие, общение, темперамент и характер. Проведение деловых игр и обучающих тренингов, широкое тестирование учащихся, применение уроков-дискуссий по актуальным темам и проблемам сегодняшнего дня. Психологическая реабилитация лиц, переживших экстремальные ситуации.
10. Просмотр военных кинофильмов и документальных фильмов о войне
Данный раздел включает в себя просмотр военных фильмов, которые способствуют наглядному изучению исторически важных военных событий, действий, побед, а также изучению жизни и быта великих полководцев, разных исторических периодов.
Содержание программы второго года обучения
1. Основы военного права 8ч
Правовые основы воинской службы: Конституция РФ, Федеральные законы: "Об обороне", "О статусе военнослужащего", "О воинской обязанности и воинской службе", "О знамени победы". Общевоинские уставы ВС Российской Федерации - закон воинской жизни. Военная присяга - клятва воина на верность. Воинские звания. Права и ответственность военнослужащих. Тактическая подготовка.
2. Этика и психология 12ч
Данный раздел включает изучение правил руководства и лидерства, управления коллективом, собой; типов конфликтов, управления конфликтной ситуацией, управление эмоциональным состоянием; профессионального самоопределения.
3. Искусство общения 12ч
Изучение правил разговорного этикета, умение слушать, задавать вопросы, поддерживать разговор, конструктивно воспринимать критику. Язык тела: как прочесть отношения окружающих по их жестам.
4. Строевая подготовка 18ч
Выполнение строевых приемов с оружием "на ремень", "на грудь", "на спину" и других. Строевая подготовка способствует успешному решению задач тактической подготовки подразделений, повышению их боевой готовности.
5. Стрелковая подготовка 26ч
Изучение техники безопасности при выполнении упражнений стрельб. Получение практики стрельбы из пневматического и мелкокалиберного оружия.
6. Военная подготовка 20ч
Данный раздел включает в себя изучение: международной (миротворческой) деятельности ВС Российской Федерации, основ подготовки к военной службе, начальной военной подготовки в войсках, размещения и быта военнослужащих; суточного парада, обязанностей лиц суточного парада; организации караульной службы; обязанностей часового.
7. Рукопашный бой 20ч
Изучение изготовок к бою, изготовок к бою без оружия, изготовок к бою с автоматом, изготовок к бою с ножом, изготовка к бою с пехотной лопатой; передвижение: шаг, шаг с переменной изготовки к бою, скачок, бег; приемов самостраховки: группировка, кувырки, падения; ударов рукой, ногой, приемов нападения с оружием, выполнения комплексов на 8 счетов; учебных схваток.
8. Топографическая подготовка 22ч
Главной задачей топографической подготовки является приобретение обучаемыми практических навыков и умений в ориентировании при различных ситуациях, умение определять стороны горизонта и свое местонахождение в пространстве и во времени, читать топографические и спортивные карты, решать по ним задачи, двигаться по азимуту, подача сигнала бедствия, правила поведения в лесу, установки палатки и разведения костра, вязание основных узлов, знакомство с дарами леса; грибы, ягоды, лекарственные растения и их применение. Изучение следов зверей и птиц.
9. Просмотр военных кинофильмов и документальных фильмов о войне. 10ч
Просмотр военных документальных фильмов позволит создать более четкое представление о боевых действиях, ведении тактического боя, а также о быте военнослужащих на разных исторических этапах.
Содержание программы третьего года обучения
1. Основы военного права 8ч
Правовые основы воинской службы: Конституция РФ, Федеральные законы: "Об обороне", "О статусе военнослужащего", "О воинской обязанности и воинской службе", "О знамени победы". Общевоинские уставы ВС Российской Федерации - закон воинской жизни. Военная присяга - клятва воина на верность. Воинские звания. Права и ответственность военнослужащих. Тактическая подготовка.
2. Этика и психология 10ч
Данный раздел включает изучение правил руководства и лидерства, управления коллективом, собой; типов конфликтов, управления конфликтной ситуацией, управление эмоциональным состоянием; профессионального самоопределения.
3. Искусство общения 8ч
Изучение правил разговорного этикета, умение слушать, задавать вопросы, поддерживать разговор, конструктивно воспринимать критику. Язык тела: как прочесть отношения окружающих по их жестам.
4. Строевая подготовка 28ч
Выполнение строевых приемов с оружием "на ремень", "на грудь", "на спину" и других. Строевая подготовка способствует успешному решению задач тактической подготовки подразделений, повышению их боевой готовности.
5. Стрелковая подготовка 71ч
Изучение техники безопасности при выполнении упражнений стрельб. Получение практики стрельбы из пневматического и мелкокалиберного оружия.
6. Военная подготовка 32ч
Данный раздел включает в себя изучение: международной (миротворческой) деятельности ВС Российской Федерации, основ подготовки к военной службе, начальной военной подготовки в войсках, размещения и быта военнослужащих; суточного парада, обязанностей лиц суточного парада; организации караульной службы; обязанностей часового.
7. Рукопашный бой 26ч
Изучение изготовок к бою, изготовок к бою без оружия, изготовок к бою с автоматом, изготовок к бою с ножом, изготовка к бою с пехотной лопатой; передвижение: шаг, шаг с переменной изготовки к бою, скачок, бег; приемов самостраховки: группировка, кувырки, падения; ударов рукой, ногой, приемов нападения с оружием, выполнения комплексов на 8 счетов; учебных схваток.
8. Топографическая подготовка 5ч
Главной задачей топографической подготовки является приобретение обучаемыми практических навыков и умений в ориентировании при различных ситуациях, умение определять стороны горизонта и свое местонахождение в пространстве и во времени, читать топографические и спортивные карты, решать по ним задачи, двигаться по азимуту, подача сигнала бедствия, правила поведения в лесу, установки палатки и разведения костра, вязание основных узлов, знакомство с дарами леса; грибы, ягоды, лекарственные растения и их применение. Изучение следов зверей и птиц.
9. Просмотр военных кинофильмов и документальных фильмов о войне 6ч
Просмотр военных документальных фильмов позволит создать более четкое представление о боевых действиях, ведении тактического боя, а также о быте военнослужащих на разных исторических этапах.
Методическое обеспечение программы

п/пРаздел Формы занятий Приемы и методы организации УВП Дидактический материал, техническое оснащение занятий Формы подведения итогов
I Истории великих полководцев Беседа, лекция Словесный, объяснение, рассказ, беседа Плакаты, литература, схемы,
справочные материалы Устный опрос
II Основы военного права Беседа, лекция Словесный, объяснение, рассказ, беседа Литература,
справочные материалы Устный опрос, зачет
III Основы безопасности жизнедеятельности Беседа, лекция, коллективная форма Словесный, объяснение, рассказ, беседа Литература,
справочные материалы Устный опрос, тестирование
IV Строевая подготовка Коллективно-групповая, в парах Словесный, объяснение, практические занятия, наглядный показ педагогом. Плакаты, литература Сдача норматива
V Стрелковая подготовка Индивидуальная форма Практические занятия, наглядный показ педагогом Плакаты, литература, схемы
Устный опрос, зачет
VI Военная подготовка Беседа, фронтальная, коллективно-групповая Практические занятия, наглядный показ педагогом Плакаты, литература Устный опрос, зачет
VII Рукопашный бой Групповая, с организацией индивидуальных форм Практические занятия, наглядный показ педагогом Литература, Зачет
VIII Медицина Групповая с организацией индивидуальных форм практические занятия, наглядный показ педагогом Плакаты, литература, Зачет
IX Этика и психология Беседа, лекция Рассказ, беседа Литература, Устный опрос
X Просмотр военных кинофильмов и документальных фильмов о войне Коллективно-групповая, Просмотр видеоматериала Видеофильмы Устный опрос
Литература для педагога:
1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, М.; Воениздат, 1994
2. Бурцев Г.А. Основы рукопашного боя.-М.; 1992
3. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.; Зеркало, 1990 г.
4. Гусейнов А.А. Этика, М.; 2001 г.
5. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. М.; 1086 г.
6. Зайцев А.П. Искусство выживания. М.; 1995 г.
7. Костров А.М. Гражданская оборона. М.; 1991 г.
8. Кулькова В.Ф. Военная психология и педагогика М.; Совершенство, 1998
9. Михайлов А.А., Турьянов М.Х., Исаева Л.А. Справочник фельдшера в 2 книгах, изд. "Новая волна", М.; 1997 г.
10. Настольная книга учителя Основ безопасности жизнедеятельности, М.; 2002 г.
11. Немов Р.С. Психология, М.; 1996 г.
12. Смирнов А.Г., Мишин Б.Н., Васнев В.А. "Основы военной подготовки", М.; 2000 г.
13. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование.-М.; 1990 г.
14. Формозов А.Н. Спутник следопыта-М. МГУ, 1989 г.
Литература для учащихся:
1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, М.; Воениздат, 1994
2. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. М.; 1086 г.
3. Зайцев А.П. Искусство выживания. М.; 1995 г.
4. Костров А.М. Гражданская оборона. М.; 1991 г.
5. Смирнов А.Г., Мишин Б.Н., Васнев В.А. "Основы военной подготовки", М.; 2000 г.
6. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование.-М.; 1990 г.