Разработка эффективных моделей выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в образовательном процессе

Проект кафедры СГЦ МОУ « СОШ « Лесколовский Центр Образования»
Всеволожсого района Ленинградской области
«Разработка эффективных моделей выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в образовательном процессе.»
Автор- составитель:
И.М.Варава – руководитель кафедры социально-гуманитарного цикла ,учитель истории
Цель проекта:
Создание системы деятельности кафедры СГЦ по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности, подготовке к олимпиадам различного уровня, повышению учебно- познавательной мотивации, профилизации.
Основные задачи:
*      реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
*      создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития детей с высоким уровнем обученности.
*     изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;
*      совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, исследовательскую деятельность, самообразование;
*      внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся; педагогов, работающих со способными детьми, индивидуальных образовательных программ, научно-педагогической литературы;
* установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными лицами.


Ожидаемые результаты
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Творческая самореализация учащихся и выпускников школы.
Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
Повышение квалификации педагогов.

Этапы реализации:
1 этап: диагностико- прогностический (2012-13годы)
Мониторинг
Создание:
*       банка данных по детям с высоким уровнем обученности;
*      банка творческих работ учащихся;
*       банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов (9-11 кл)по истории, обществознанию, рус.яз, английскому языку;
*     рекомендаций по работе с детьми с высоким уровнем обученности.
Организация:
*       системы дополнительных занятий;
*        внеклассной работы по предмету;
*       деятельности Ученического Научного Общества.
2 этап: деятельностный (2013-14годы)
*        Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
*       Создание банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов (5-8 кл) по истории, обществознанию, рус.яз, английскому языку;
*        Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
*        Внедрение метода проектов.
*       Учет индивидуальных достижений через систему «портфолио»
*     Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
* Внедрение новых интерактивных технологий в учебную и внеклассную деятельность.
3 этап: констатирующий (2014-15 годы)
*       Создание банка педагогического опыта в работе с детьми высокого уровня обученности.
*      Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.
* Повышение педагогического мастерства преподавательского состава  
1. Актуальность разработки Проекта:
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
В основе программы Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой. Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы, но каждый по особенному.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Деятельность учителя  по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости  соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.
 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
            В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад, участников УНО, конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений. За последний учебный год увеличилось число призеров муниципального этапа предметных олимпиад по социальным предметам и появилось школьное УНО.
Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.
Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.


3. Концепция Проекта 
В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренностью, а также  обучаемостью. И, хотя одарённых детей классах единицы, будем исходить в определении способный -одарённый
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Обучаемость это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.
Обучаемость, как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом обучения и интеллектуальными возможностями.
 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
    1.   Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
    3.  Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
    4. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
    5. Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
 
Условия успешной работы с одаренными учащимися
1.Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи
с этим
внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2. Создание необходимых материально- технических условий.
3.Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с
одаренными детьми.
4.Мотивация педагогов, участвующих в реализации проекта:
5.Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей,
обладающих
определенными качествами:
*       учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
*      учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
*        учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
*      учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
*        профессионально грамотным;
*        увлечен своим делом;
*        способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
*        интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
*        проводником передовых педагогических технологий;
*        психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
*        знатоком во всех областях человеческой жизни.
 
Формы работы ЛЦО с одаренными учащимися
*        участие в олимпиадах;
*        творческие мастерские;
*        групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
*        факультативы;
*        кружки по интересам;
*        занятия исследовательской деятельностью;
*        УНО
*        научно-практические конференции;
*        работа по индивидуальным планам;
* проектная деятельность.

Новая парадигма образования предполагает "ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей", для чего необходима целенаправленная работа. Одним из путей реализации поставленной цели является работа с одаренными детьми.
К числу наиболее популярных в мировой педагогике современных теоретических моделей одаренности можно отнести концепцию, разработанную американским исследователем Дж. Рензулли. Выделим из основных составляющих модели Дж. Рензулли
критерии одаренности:
Мотивация
Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), доминируют мотивы (влечение, желание, склонности, интересы, потребности) непосредственно связанные с содержанием.
Креативность
Креативность – процесс проявления чувствительности к проблемам; фиксации и определения этих проблем: поиска их решений путем выдвижения и проверок разнообразных гипотез ; формулирования и сообщения результатов решения.  Основными показателями креативности служат:
1. Беглость – количество порожденных идей.
2. Гибкость- их разнообразие.
3. Оригинальность – редкость.
4. Разработанность – детализация.
Способности выше среднего уровня
Рассмотренные критерии одаренности дают ответ, по каким параметрам выявляется одаренность.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Невозможно одномоментно отобрать одаренных детей. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования  просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но и в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.  Нельзя ставить знак равенства между данными тестирования и решением о судьбе ребенка.  Так как данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка на тот момент и не являются неизменными величинами. Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.
Поэтому целесообразно создать школьный «банк» одаренных учащихся 2-11кл.
На первом этапе
выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов.
Второй этап
диагностический.  На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей  статуса ребенка.
В психологии принято различать общую и специальную одаренность.
Общая (интеллектуальная) – умственная, интеллектуальная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении.
Специальная (академическая, художественная, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности, например, к языкам, математике.
«Общая» и «специальная одаренность» имеет возрастной аспект. На ранних возрастных этапах она рассматривается как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
Следующее направление работы с одаренными учащимися – это работа с учащимися занимающимися :
1)научно-исследовательской деятельностью. Такой путь предназначен для удовлетворения  индивидуальных  потребностей учащихся с высоким интеллектуальным уровнем.
Целью организации научно-исследовательской деятельности учащихся является воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности, выявление и поддержка одаренных учащихся.
Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста.
Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.
Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.
Эти принципы призваны помочь специалистам, занятым в области обучения одаренных и талантливых детей.
1. Познавательные способности и навыки
Владение большим объемом информации.
Богатый словарный запас.
Перенос усвоенного на новый материал.
Установление причинно- следственных связей.
Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
Умение делать выводы.
Умение интегрировать и синтезировать информацию.
Участие в решении сложных проблем.
Организация информации.
Умение улавливать сложные идеи.
Умение замечать тонкие различия.
Чувствительность к противоречиям.
Использование альтернативных путей поиска информации.
Анализ ситуаций.
Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
Умение предвидеть последствия.
Умение рассуждать.
Построение гипотез.
Применение идей на практике.
Способность к преобразованиям.
Критичность в мышлении.
Высокая любознательность.
2.Творческие способности
Способность рисковать.
Дивергентное мышление.
Гибкость в мышлении и действиях.
Быстрота мышления.
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
Богатое воображение.
Восприятие неоднозначных вещей.
Высокие эстетические ценности.
Развитая интуиция.
3. Особенности эмоциональной сферы
Реалистическая Я-концепция.
Уважение к другим.
Эмпатическое отношение к людям.
Терпимость к особенностям других людей.
Склонность к самоанализу.
Терпимое отношение к критике.
Настойчивость в выполнении задания.
Независимость в мышлении и поведении.
Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
Соревновательность.
Чувство юмора.
Чуткость к анализу нравственных проблем.
Уверенность в своих силах и способностях.
Внутренняя мотивация

Принципы работы учителей кафедры СГЦ
МОУ «СОШ «ЛЦО» с одаренными детьми.
Деятельность педагогов кафедры СГЦ предусматривает:
а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
 б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных  дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Структурная целостность образовательного процесса  основана на взаимозависимости компонентов структурирования:   идеи -  содержание  -  обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ -  определение индивидуальных      образовательных траекторий - технологии  - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность  - помощь семьи в образовании и воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.
Педагогическая система кафедры СГЦ строится на четырех базовых идеях:
1) на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
2) на возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
3)на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для
творческого саморазвития;
4) на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «индивидуальности», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе ( поэтому мы предполагаем перенести нашу модель программы на 1 ступень обучения)на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1.      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2.      Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3.      Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Можно выделить разновидности исследовательской деятельности учащихся:
*Учебную исследовательскую деятельность, организуемую и проводимую под руководством учителя, организуемую для формирования и развития навыков исследования и научно-исследовательскую деятельность.
* Научная исследовательская деятельность учащихся – это в значительной мере их самостоятельная деятельность. Она предполагает в первую очередь умение работать с различными источниками информации. Научную исследовательскую деятельность способен выполнять учащийся, у которого уже полностью сформированы навыки проведения учебного исследования.
Цели исследовательской работы учащихся:
Создание условий для развития творчества учащихся, самоопределения и самореализации, приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо так организовывать работу, чтобы дети ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:
- мотивация исследовательской деятельности;
- постановка проблемы;
- сбор фактического материала;
- систематизация и анализ полученного материала;
- выдвижение гипотез;
- проверка гипотез;
- доказательство или опровержение гипотез.
Научный (исследовательский) подход к изучению того или иного явления является одним из способов познания человеком окружающего мира (наряду с религиозным способом, познанием через искусство и др.). Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют ту или иную работу отнести к области исследовательских.
Что же должно присутствовать в исследовательской работе?
Во-первых, необходимо сформулировать цель исследования. Композиция и структура исследовательской работы стандартны, от этих стандартов (или правил) нельзя отступать
Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений
В некоторых исследованиях полезно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.
Во вторых : необходимо поставить задачи исследования. Задачи и цели  не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать
В работе должен присутствовать литературный обзор , т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов
В третьих: представляются собственные результаты . Обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее выигрышной формой представления является графическая.
Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
В четвертых: завершается работа выводами , в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.
Критерии оценки проведённого исследования.
- актуальность темы исследования;
- качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы;
- умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы;
- владение автором специальным и научным аппаратом;
- собственные выводы автора и их обоснованность;
- практическая значимость исследования;
- чёткость выводов, обобщающих исследование;
- грамотность оформления результатов исследования;
- ответы на вопросы в результате защиты результатов исследования.
Кроме этого, развитие исследовательских умений даёт:
- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
- возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
- развитие творческих способностей учащихся.
При работе с учащимися, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность не только получить определённые знания по истории или др. гуманитарным предметам , но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности :
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
С данной моделью весьма успешно стыкуется система ДО ЛЦО через работу предметных и внепредметных кружков. Например:
Предмет
Класс
Кол-во часов
в неделю
( по базовой ОП)
Кол-во часов
в год


Возможности
расширения УП



Обществознание
9
1
34
*Уголовное право-
1 час
*Административное право – 0
*Трудовое право-
1 час
*Избирательное право-
1 час


Кружок» Живое право»
9
1
34
*Уголовное право-15часов
*Административное право – 4 часа
*Трудовое право-
3 часа
*Избирательное право-8часов
*Проектная деятельность-
5 часов



Кроме того,появляется возможность расширения методов работы с учащимися и применения технологий, которые требуют значительных затрат времени:
-проектная
-дебаты
-критического мышления и др.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся в ЛЦО
Форма
Задачи

Предметные декады,
Олимпиады,
конкурсы
( 5-11кл)
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.
Подготовка олимпиадного банка заданий по предметам(в 2012-13 уч.г- по истории, обществознанию, русскому языку, английскому языку для 8-11кл)

УНО ( 6-11кл)
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Подготовка учащихся к олимпиадному движению

Кружки, объединения
( 5-11кл)
Развитие творческих способностей учащихся.
Развитие познавательного интереса учащихся
Самореализация учащихся во внеклассной работе.
Развитие метапредметных связей


Планирование организации исследовательской работы учащихся на кафедре СГЦ
5-6
классы
Подготовительный этап:

Формирование навыков научной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных учащихся
Формы:

Урок.
Участие в мероприятиях (творческие конкурсы во время предметных декад).
Кружки
« Говорим по-английски»
«Живое право»
« Тайны орфорграфии»
« Юный журналист»




7-8
классы
Творческий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со школьниками.
Формирование исследовательских навыков.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные декады.
Школьные, муниципальные, областные олимпиады.
Краеведческая научно-практическая конференция «Поиск».
Научно-практическая конференции
Конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку»
Кружок «Живое право».
«Азбука журналистики»
Игра «Что? Где? Когда?» (5-8кл)


9-11 классы
Развивающий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
Совершенствование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры учащихся.
Формы:

Урок.
Внеклассная работа.
Предметные декады.
Школьные, муниципальные, областные олимпиады.
Участие в УНО
Научно-практическая конференция
« Современные проблемы молодежи».
Конкурс исследовательских работ
Кружок «Живое право».
Игра «Дебаты» (9-11кл)

10-11 классы
Исследовательский этап:
Развитие исследовательских навыков.
Совершенствование информационной культуры учащихся.
Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.
Создание авторских научных работ.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные декады.
Школьные, муниципальные, региональные и межрегиональные олимпиады
Научно-практическая конференция
« Современные проблемы молодежи».

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Конкурс исследовательских работ
Кружки «Живое право».« Азбука журналистики»




Взаимодействие учитель- ученик
Ученик
Учитель

Индивидуальный запрос
Мотивирует исследовательскую деятельность учащихся

Выполняет исследование
Обучает способам исследовательской деятельности, консультирует школьников

Устраняет недостатки в исследовательском проекте, предоставляет работу
Анализирует проект, дает рекомендации

Исследование значимо уже потому, что позволяет ребёнку познакомиться с важнейшими событиями Российской и всемирной истории через историю своей малой Родины ( как способ реализации кафедра СГЦ внедряет совместный проект учителей и уч-ся «История Грузинки», историю своей семьи и земляков. Формированию устойчивого интереса к истории и гуманитарным предметам способствует деятельность дополнительного образования ,программа занятий которого включает не только изучение проблемных периодов в нашей истории, но и позволяет подняться до уровня метапредметных связей и конструктивизма.

О Т Ч Е Т
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ КАФ. СГЦ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
I. ЭТАП 2012-2013уч.г
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1.  Выбор темы исследования учащегося и учителя , актуальность темы, определение целей и задач исследования.
2. Определение методов исследования.
3.  Поиск, накопление и обработка информации по разным отраслям знаний
Организация работы с научной литературой.
4.  Применение информационных технологий в исследовании
5. Определение требований к оформлению результатов работы. Реферат .
Презентация .Схемы и иллюстрации
6.  Критерии оценки исследовательских работ.
7.  Подготовка публичного выступления. Критерии оценки устного выступления.
РАБОТА С ДО
Изучение гуманитарных предметов способствует пониманию общности мирового культурного процесса и осознания особой роли в нём культуры каждого народа.
Во внеурочной деятельности в зависимости от решаемой задачи педагоги используют следующие формы:
1. Социально-ориентированные формы: конференции, классные часы, встречи с представителями этнической диаспоры, стенная печать, празднование памятных дат.
2. Познавательные формы: краеведческие и этнографические экскурсии, Дни культуры и фестивали, викторины, тематические вечера, музейная деятельность, выставки.
3. Развлекательные формы: вечера, народные праздники, фольклорные концерты и театральные представления, конкурсы.
Эффективно влияет на формирование положительной мотивации учащихся деятельность кружков «Любители русского языка» (руководитель: Пивоварова В.П. ); «Живое право» и «Я- петербуржец»( руководитель: Варава И.М.); «Азбука журналистики» (Руководитель : Дудникова Л.С.); «Говорим по-английски» ( руководители: Петрова Л.В. Фильченкова Т.И) Дети подросткового возраста активно занимаются поисковой деятельностью, результатом которой является создание проектов и их защита. Учащиеся средних и старших классов включаются в исследовательскую деятельность. Свои работы ребята защищают на школьных, районных, областных научно-практических олимпиадах.
Принципами внеклассной работы с учащимися являются:
- признание ценности этнокультурного многообразия;
- развитие эмоциональной устойчивости и толерантных качеств личности;
- приобретение знаний об истории, литературе, культуре, образе жизни, ценностях разных народов;
- формирование осознания приоритета общечеловеческих ценностей.


УЧАСТИЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ И УНО


ФИО уч-ся
класс
ФИО учителя
Тема
М/М сопровождение

1
Чудакова Алина
11а
Варава И.М.
Ультраправые в молодежном движении
да

2
Харламова Анастасия
11а
Варава И.М.
Молодежная мода
да

3
Вагапов Тимур
11а
Варава И.М.
Молодежь и мировые избирательные системы
да

4
Вагапов Шамсудин
11а
Варава И.М.
Роль основного закона РФ для молодежи
да

5
Елистратова Ольга
11а
Варава И.М.
Молодежное движение «Дозор» в СПб
да

6
Митрюшкина Оксана
11а
Варава И.М.
Проблемы молодежной безработицы
да

7
Степанова Дарья

Кривенко А.В.

Идея монархизма в молодежной среде
да

8
Галузина Юлия

Варава И.М.
Роль СМИ и молодежи в избирательном процессе
да

9
Салахутдинова Елизавета

Варава И.М.
Проблема толерантности в молодежной среде
да

10
Харламова Анастасия
11а
Петрова Л.В.
Американский английский
да

11
Апанасенко Александр

Фильченкова Т.И.
Молодежные проблемы Великобритании
да

12
Вагапова Мадина

Музяева А.В.
Культура молодежного сленга
да

13
Перлинен Алена

Музяева А.В.
Культура молодежного сленга
-

14
Андрейчук Никита
Давыдов Тигран
Чижевский Виктор
Пискунова Екатерина
Буноян Нарине
Гаркалис Екатерина

Никулина С.С.
Роль имен у современной молодежи
да

15
Буноян Мерине

Пивоварова В.П.
«Наречие» в разговорной культуре молодежи
да

16
Почуева Юлия

Пивоварова В.П.
Фамилии моего класса
да

17
Степанов Евгений

Пивоварова В.П.
Современный толкинизм
да

18
Немеляйнен Анна
11а
Дудникова Л.С.
Жанр утопии и антиутопии в молодежной литературе
-

19
Попова Татьяна
Гусарова Полина
11а
Дудникова Л.С.
Речевой портрет современного выпускника
да


Педагоги-
ческое сопровождение одарённого ребёнка

Работа по индивидуаль-
ным планам


Участие в олимпиадах

Исследова
тельская деятельность

Научное общество, научно-практические конференции

Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися


Кружки по интересам


Одарённый
ребёнок



Заголовок 315