Рабочая программа по модулю Основы православной культуры


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 4»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
На заседании ШМО заместитель директора Директор МБОУ
начальных классов по УВР МБОУ «ООШ № 4» «ООШ № 4»
Сорокина Л.Н. _____ Самонова Е.М.____
МБОУ «ООШ № 4» «__»__________ 2015 г. «__» ________ 2015 г.
Протокол № 1 от
«__» ________ 2015г.
Рабочая программа
начального общего образования
по учебному предмету
«Основы религиозных культур и светской этики.
Основы православной культуры»
для 4 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Программу разработал:
учитель русского языка и литературы
Голубович Неля Александровна
город Троицк
Челябинская область
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус программы: Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее Программа ОПК) является составной частью основной образовательной программы начального общего образования «МБОУ ООШ № 4» на 2015-2016 учебный год для 4-х классов.
Перечень нормативных документов, на основании которых разработана программа: основанием для разработки Программы учебного предмета ОРКСЭ являются следующие нормативные документы:
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2. Конституция Российской Федерации;
3. Примерная программа основного общего образования по истории.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию об-разовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. N 30067)».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987). 9. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в име-ющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739). 11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047». 12. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251). 13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников». Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности.
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).
15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915 (с 21.02.2015 года). 16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012 г. № 24480).
17. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. №1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 февраля 2015г. Регистрационный№35953 (с 23.02.2015 года).
18. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 г. № 35850).
19. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
20. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
21. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год»
22. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
23. Письмо от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
Цель изучения модуля ОПК учебного предмета ОРКСЭ:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи учебного предмета ОРКСЭ, реализуемые в процессе изучения модуля ОПК:
знакомство обучающихся с основами православной культуры;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
содействие более тесному взаимодействию обучающихся, их семей и школы в вопросах воспитания обучающихся, оказания им необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.
Обоснование выбора учебной программы:
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
-авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2011.
Считаю необходимым вести данный курс, основанный на вышеуказанной программе, но порядок уроков и их тематику ориентировать на рекомендации автора учебника Кураева А. В. «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы» учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2011, т.к. данный модуль имеет свою специфику изложения материала, поэтому авторские указания имеют большое значение для учителя ведущего данный модуль.
Обоснование выбора модуля ОПК учебного предмета ОРКСЭ:
во втором полугодии 3-его класса общеобразовательным учреждением самостоятельно проведено анкетирование обучающихся и сбор заявлений их родителей (законных представителей) с целью определения образовательных, культурных и религиозных потребностей и перечня модулей учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», предлагаемых для изучения в 2015-2016 учебном году. В результате определено количество групп и наименования модулей для изучения в 4-ом классе. При определении количества групп, количества учителей и составлении
расписания для изучения ОРКСЭ учреждению учтены образовательная концепция, цели, задачи, традиции наполнения содержания образования и возможности учреждения по организации образовательного процесса.
Обоснование выбора учебно-методического комплекса по модулю ОПК: программа ОПК составлена с учётом обязательного минимума содержания образования и требований к результатам освоения по Основам религиозных культур и светской этики, представленным в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по Основам религиозных культур и светской этики, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 года № 69 (далее ГОС НОО), и в соответствии с примерной программой общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», (4-5 классы / Данилюк А.Я. – М.: Просвещение) и авторской Программой курса ОРКСЭ: к учебнику Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. (4-5 класс. – М.: Просвещение).Учебно-методическое обеспечение по предмету ОРКСЭ включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы, взятой за основу при разработке рабочей программы по учебному предмету ОРКСЭ:
Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение
1. Учебник Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2011.
1. Примерная программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
2. Авторская Программа курса ОРКСЭ: к учебнику Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2011.
3. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.
4. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.
5. Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики»
Место учебного предмета ОРКСЭ в учебном плане учреждения
Областной базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области отводит на изучение ОРКСЭ (модуль ОМРК) 1 час в неделю в течение 4 класса, всего 34 часа в год.
ОРКСЭ является связующим звеном при переходе младших подростков из начальной в основную ступень общего образования. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». ОРКСЭ обеспечивает межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой, мировой художественной культурой. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Тематическое планирование модуля «Основы православной культуры»
№ Тема урока Всего уроков
4 класс
1 Россия – наша Родина 1
2 Культура и религия 1
3 Человек и Бог в православии 1
4 Православная молитва 1
5 Библия и Евангелие 1
6 Проповедь Христа 1
7 Христос и Его Крест 1
8 Пасха 1
9 Православное учение о человеке 1
10 Совесть и раскаяние 1
11Заповеди 1
12 Милосердие и сострадание 1
13 Золотое правило этики 1
14 храм 1
15 икона 1
16 Творческие работы учащихся 1
17 Подведение итогов 1
18 Как христианство пришло на Русь1
19 подвиг 1
20 Заповеди блаженств1
21 Зачем творить добро?1
22Чудо в жизни христианина1
23 Православие о Божием суде. 1
24 Таинство Причастия 1
25 Монастырь 1
26 Отношение христианина к природе 1
27 Христианская семья 1
28 Защита Отечества 1
29 Христианин в труде 1
30 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России 1
31-32 Подготовка творческих проектов 2
33 Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие» 1
34 Подведение итогов года 1
Всего 34
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик научится: основным понятиям религиозных культур; истории возникновения религиозных культур; истории развития различных религиозных культур в истории России; особенностям и традициям религий; описанию основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь; Получит возможность научится: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Тематическое планирование модуля «Основы православной культуры »
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

урока Тема урока Коли
чество часов Требования к уровню подготовки учащихся НРЭО Домашнее
задание Дата Примечания (ЦОРы, формы урока)
план факт 1 Россия – наша Родина 1 НРЭО
Наша Родина -Южный Урал Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? 02.09 2 Культура и религия 1 Знать историю возникновения и распространения православной культуры. Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют. Знать основные содержательные составляющие священных книг. Знать строение храма.
Что такое икона и чем она отличается от картины. Понятие православный календарь его символы, святых, праздники. Знать развитие православной культуры в истории России.
Уметь описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
Умение слушать собеседника, вести диалог. Уметь описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Уметь приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Уметь владеть логическими действиями анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.
Применять полученные знания в повседневной жизни, в социокультурном обществе. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Излагать мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. 09.09 www.kuraev.ru.
3 Человек и Бог в православии 1 Попроси родителей, других взрослых рассказать тебе о православии. Вместе подумайте над вопросом: Что значит быть православным человеком? 16.09 www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
4 Православная молитва 1 Есть выражение «знать как Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей, что, по их мнению, вы должны знать «как Отче наш».
Перевод «Отче наш» с церковнославянского языка
Я бы даже предложил написать этот текст церковнославянскими буквами, с титлами на доске. Это ещё более загадочно, ещё более интересно для детей. Рассмотрение этой молитвы предлагаю начать с грамматического разбора — к концу 4-го класса дети это умеют.
23.09 www.kuraev.ru.
5 Библия и Евангелие 1 30.09 www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
6 Проповедь Христа 1 07.10 www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
7 Христос и Его Крест 1 14.10 www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
8 Пасха 1 21.10 www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
9 Православное учение о человеке 1 Разноуровневые задания на выбор (возможна помощь родителей):
Написать предложения о добре и зле
Найти пословицы и поговорки о добре и зле.
Написать сочинение «Добро и зло в православии» 28.10 www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
10 Совесть и раскаяние 1 Красочно оформите Заповеди Христа в свод творческих работ вместе с родителями 11.11 www.kuraev.ru.
11Заповеди 1 . Создайте с родителями собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами). 18.11 www.kuraev.ru.
12 Милосердие и сострадание 1 Сочинение «Золотое правило этики» 25.11 www.kuraev.ru.
13 Золотое правило этики 1 Поисковая работа с родителями на выбор:
«Знаменитые Храмы России»
или с элементами краеведения 02.12 www.kuraev.ru.
14 Храм 1 НРЭО
Экскурсия в православный храм Поисковая работа по теме «Православная икона» 09.12 www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
15 Икона 1 НРЭО
Христианское искусство в храмах Южного Урала Поисковая работа по темам 16.12 www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
16 Творческие работы учащихся 1 23.12 www.kuraev.ru.
17 Подведение итогов. Урок -презентация 1 13.01 www.kuraev.ru.
5 класс 18 Как христианство пришло на Русь 1 Красочное оформление Заповедей блаженства в свод творческих работ 20.01 www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
19 Подвиг 1 Жизнеописания православных святых 27.01 www.kuraev.ru.
20 Заповеди блаженств 1 03.02 www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
21 Зачем творить добро? 1 10.02 www.kuraev.ru.
22Чудо в жизни христианина 1 Письменно оформите интересующие вас вопросы священнику 17.02 www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
23 Православие о Божием суде. 1 «Знаменитые православные монастыри» - поисковая работа 24.02 www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
24 Таинства Причастия 1 Сочинение «В чём проявляется милосердие к животным» 02.03 www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
25 Монастырь 1 Какие традиции есть в твоей семье?
Мини-сочинение 09.03 www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
26 Отношение христианина к природе 1 Реферат на тему «О святых защитниках Родины» 16.03 www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
27 Христианская семья 1 23.03 www.kuraev.ru.
28 Защита Отечества 1 Пасхальные украшения 06.04 www.kuraev.ru.
29 Христианин в труде 1 Вместе с родителями выясните, кто из ваших близких был на войне, о каких подвигах вы знаете? 13.04 www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
30 Любовь и уважение к Отечеству. 1 Поисковая работа по теме «Православный календарь. Почитание святых.»20.04 www.kuraev.ru.
31 Подготовка творческих проектов 1 Поисковая работа по теме 27.04 32 Подготовка творческих проектов 1 Поисковая работа по теме 04.05 33 Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие» 1 11.05 34 Подведение итогов года 1 18.05 Учебно-методический комплекс
1 А. В. Кураев Учебник для 4-5 классов «Основы православной культуры» М.: Просвещение,2010.
2.А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
3.Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред.В. А. Тишкова, Т.А.Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
4.Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
5.Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
Материально-техническое и информационное обеспечение ОПК
Для изучения учебного предмета ОРКСЭ используются следующие объекты и средства материально-технического обеспечения (указываются только те, которые имеются в наличии):
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
экранно-звуковые пособия:
электронное пособие к модулю ОПК;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечный фонд:
учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного предмета ОРКСЭ (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
• печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
• словари и энциклопедии (электронные адреса в сети Интернет):
http://www.ozhegov.org/ Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка;
http://www.vedu.ru/BigEncDic/29939 Большой Энциклопедический Словарь;
http://www.megaslov.ru/html/m/moral5.html Словарь иностранных слов. Происхождение, значение и описание слов
http://www.inslov.ru Словарь иностранных слов;
http://slovari.yandex.ru/~книги/Религия/Религия/ Энциклопедия «Религия»
http://www.megabook.ru/ Мегаэнциклопедия Кирилла и МефодияХарактеристика контрольно-измерительных материалов
В преподавании ОРКСЭ применяется безотметочная система контроля сформированности ключевых компетенций обучающихся. Оценка усвоения знаний и умений в учебном предмете ОРКСЭ осуществляется в процессе выполнения текущих домашних заданий и самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, словарей, творческих работ и исследовательских проектов обучающихся на завершающем этапе.
Эффективным элементом контроля, связанным с использованием проблемно-диалогической технологии, является самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Объектами педагогического наблюдения, позволяющие оценить уровень духовно-нравственного развития учащихся 4 класса являются следующие показатели духовно-нравственного развития:
1. эмоционально-чувственный (нравственные чувства)
2. когнитивный (нравственная позиция)
3. эмоционально-действенный (практический): нравственное поведение, нравственные качества.
В условиях безотметочного обучения целесообразно выделить 3 уровня духовно-нравственного развития:
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Показатели Планируемые результаты образовательной деятельности
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Нравственные чувства Имеет представления о базовых гуманистических, духовно-нравственных ценностях, знает нравственные правила, принципы, нормы этики
но не всегда проявляет эмоциональную отзывчивость, критичную нравственную самооценку, затрудняется в правильной аргументации различных точек зрения на безнравственные поступки, проявлении положительных и нравственных чувств в ситуациях высокого эмоционального напряжения. Позитивно относится к базовым ценностям общества. Самостоятельно контролирует нравственные качества и мотивы своих поступков на основе нравственных правил, способен тормозить безнравственные (нежелательные) действия во взаимоотношениях с другими людьми на основе нравственной самооценки и самопроверки, самостоятельно и правильно аргументирует свою точку зрения, оценивая свои и чужие поступки, стремится к проявлению нравственных поступков и осуждает и безнравственные Сформировано осознанное ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, уважительно относится к народным традициям, защитникам Родины, старшему поколению, родителям, имеет опыт переживания высоких нравственно-этических чувств, искренне проявляет положительные нравственно-этические чувства в обсуждении вопросов духовно-нравственной культуры народов России.
Нравственная позиция Преимущественно при поддержке учителя в игровой форме и беседах проявляет интерес получению знаний о нравственных нормах и ценностях, к идеям добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе.
При этом с целью решения познавательных задач бессистемно использует различные способы поиска
информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках. Активно интересуется знаниями о нравственных нормах и ценностях, идеями добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе, систематически использует различные способы поиска
информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках.
Самостоятельно выполняет творческие работы, посещает факультативные занятия и внеурочные мероприятия духовно-нравственной тематики. Проявляет повышенный интерес к урокам духовно-нравственной культуры народов России, внеурочной и внешкольной деятельности по вопросам, гражданского и патриотического воспитания. Проявляет интерес к общественным явлениям и межкультурной коммуникации, активно обсуждает вопросы нравственного поведения и основ религиозной культуры с родителями, учителем и другими участниками воспитательного процесса. Самостоятельно выполняет творческие работы, участвует в организации и привлекает одноклассников к проведению внеурочных мероприятий, акций милосердия, выставок творческих работ и т.п.
Нравственное поведение В основном выполняет правила нравственного
поведения на основе понимания их необходимости,
проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.
Преимущественно под непосредственным руководством учителя участвует в просмотре кинофильмов и другой внеурочной и внешкольной коллективной деятельности гражданского и историко-патриотического содержания. Вместе с тем иногда допускает безнравственные поступки. Всегда выполняет правила нравственного
поведения на основе понимания их необходимости,
проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.
С желанием участвует в туристической деятельности, краеведческой работе, просмотре кинофильмов, путешествиях по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых играх гражданского и историко-патриотического содержания под руководством учителя. Ответственно относится и обязательно выполняет творческие задания Является образцом нравственного
поведения. Инициирует и активно участвует в сюжетно-ролевых играх, литературно-музыкальных праздниках, спектаклях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности. Проводит беседы, экскурсии для младших школьников по вопросам нравственного поведения, отношения к национальным святыням и духовной культуре Отечества.
Как правило, активно участвует в поисковой деятельности, различных интеллектуальных, творческих ученических конкурсах и нередко является победителем.
Для оценки уровня духовно-нравственного развития младших школьников, можно применить:
«карту знаний» учащихся;
способы и умения осуществления сотрудничества учащихся в классе и с учащимися 1-5-х классов;
личные достижения учащихся и класса в целом;
самостоятельную работу учащихся с целью коррекции своих знаний или освоения новых знаний и способов деятельности;
работу ученика в паре, малой группе детей;
заполнение и совместное с детьми составление всевозможных (тематических, итоговых, диагностических) оценочных листов, с учётом принципа предельной дифференциации умений;
творческие находки и уникальные «продукты» детской деятельности как формы признания их социальной значимости, «портфель» ученика и его презентацию.
Формы фиксации достижений ученика:
Тетрадь «Мои творческие работы» (эссе по итогам экскурсий, бесед, просмотра видеофильмов и т.п., кластеры).
Рефлексивный «Дневник», в котором фиксируются «карты знаний» по разным темам программы.
«Словарь» для фиксации новых слов, понятий, явлений, т.п.
Рабочая тетрадь (журнал) для осознанного чтения и письма при изучении новых текстов (по технологии ТРКМЧП).
«Листы самооценки» (оценочные листы) – для отражения личных оценочных суждений за каждое умение по предмету до и после выполнения определённого вида работы.
«Портфель» ученика, который представляет собой форму и процесс накапливания образцов продуктов учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов о результатах освоения образовательных программ. Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной, качественной оценки по четырём уровням. А в конце года организовывается его презентация.
Анкета для изучения мнения родителей.
Анкета для изучения мнения учителя (карта наблюдений за учеником).
Анкеты для учащихся.
Тесты.

РЕАЛИЗАЦИЯ НРЭО
Содержание национальных, региональных этнокультурных особенностей на первой ступени общего образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью ОБУП.
Количество часов, отводимое на реализацию НРЭО по учебному предмету основы православной культуры составляет в объёме 10 % или 3 часа в год, что способствует более глубокому ознакомлению школьников с традициями, обычаями народов родного края.
Содержание НРЭО, заявленное в теме, может быть реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов. Обе формы равнозначны.
При НРЭО используются пособия, рекомендованные Министерством и образования и науки Челябинской области и другие издания, включающие краеведческий материал.
Распределение национально-регионального компонента по основам православной культуры

урока Тема урока Содержание НРЭО
(тема)
1. Россия – наша Родина Наша Родина -Южный Урал
14. Православный храм. Экскурсия в православный храм
15. Икона Христианское искусство в храмах Южного Урала
При реализации образовательных программ можно использовать информационно-коммуникационные средства, рекомендованные образовательной программой Челябинской области (электронный ресурс).
Электронная гуманитарная библиотека– http://www.gumfak.ru.;
Государственный музей истории религии – http://www.gmir.ru.;
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://www.fcior.edu.ru.
http://svetoch-opk.ru/load/serii/opk_a_kuraev/85www.eroshka.ru/news.php?cat.18- сценарии праздниковhttp://www.spasi.ru/www.kuraev.ru.
www.diak-kuraev.livejournal.comwww.pravoslavnoe-obrazovanie.ru. сайт Екатеринбургской епархии,
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessonsЛитература (основная и дополнительная)
1 А. В. Кураев Учебник для 4-5 классов «Основы православной культуры» М.: Просвещение,2010.
2.А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
3.Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред.В. А. Тишкова, Т.А.Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
4.Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
5.Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
Важные понятия
Благода́ть (др.-греч.χάρις, лат. gratia) — в христианском богословии понимается как нетварная Божественная сила или энергия, в которой Бог являет Себя человеку и которая даруется человеку для его спасения. С помощью этой силы человек преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обо́жения. Также благодатью называется незаслуженная милость и благоволение Бога по отношению к людям.
Благодать, как спасительная сила Божия, действует на человека невидимо и прежде всего в Та́инствах.[1]Добро — понятие этики, характеризующее нравственность и противоположное изначально понятию худа (т.е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т.е. становится близким релевантному понятию "хорошо", которое является оценкой только отдельных субъектов и не распространяется на всех субъектов. В религиозном смысле Добро абсолютизируется, — например, в христианской морали Добро является характеристикой явлений с точки зрения их соответствия Божьему промыслу, общему для всех.
Долг — внутренне принимаемое (добровольное) моральноеобязательствоДуховные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.
Доброде́тель — философскийтермин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.
Дру́жба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями
За́поведь — религиозно-нравственное предписание. Заповеди, данные Богом, составляют основу религии. Обычно это краткое назидание в виде изложения основных тезисов, но в иудаизме, например, свод обязательных правил настолько разросся, что слово «талмуд» даже стало нарицательным, обозначая свод разносторонних указаний, которым проблематично следовать. Можно считать их моральными советами.
Милосе́рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу. И также, зависит от умения прозревать в любом нуждающемся человеке «образ Божий» (независимо от его недостатков).
Отве́тственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Православие – это перевод сложного греческого слова ортодоксия. Первый из греческих корней вам знаком по слову орфо-графия. Орто означает «верный, правильный». А вот слово докса в греческом языке имеет два значения. Первое – «учение», «мнение». Второе – «прославление». Значит, слово ортодоксия, как и слово православие, имеет еще оттенок: «правильная вера», «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому выражение православный христианин точнее, чем просто слово православный. Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры православной религии. Например, русское слово « спасибо » – это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.
Раскаяние (или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый.
Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
Свято́й (от праслав.svętъ, svętъjь;[1] мн. ч. — святы́е) — мифическая или историческая личность, особенно чтимая в различных религиях за благочестие, праведность, богоугодность, стойкое исповедание веры, посредничество между Богом и людьми[2][3].
В христианстве (за исключением некоторых протестантских конфессий) благочестивый и добродетельный человек, канонизированныйТрадиции (от лат. T radere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые — поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.
Трудолюбие - С точки зрения христианства, - неотъемлемая часть жизни христианина, искореняющее лень, которая порождает другие пороки, и пагубные деяния. Трудолюбие необходимо христианину также в отношение помощи, не только себе, но и другим людям, так как одной из главных заповедей является "Возлюби ближнего как себя самого"; поэтому христианство требует от верующих жертвенной жизни, то есть трудолюбия как альтруистической добродетели.
Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод.
— Преподобный Антоний Великий (82, 31).
Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа.
Христианство – это учение Христа. А жил Иисус две тысячи лет назад… Точнее, от дня Его Рождества и стали отсчитываться годы нашего календаря. Дата любого события говорит о том, в какой год от Рождества Христова оно произошло.
Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.
Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности.
Словарь В. И. Даля, отражая это разделение, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».Честь в христианстве
В христианстве существует термин благочестие. Честь — создание сосуда, крепкое сдерживание себя в достойном, создание сосуда для достойного. Благочестие — созидание сосуда для благодати, для света. Святых в православии зовут подвижниками благочестия.