«Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании географии»


МБОУ «Селеченская средняя общеобразовательная школа»








Тема

«Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании географии»







Выполнил
Геращенков И.А.- учитель географии,
первая квалификационная категория














2014 год








Содержание





1. Актуальность .

2. Цель и задачи .

3. Основная часть:

3.1 Определение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
3.2 Кому и зачем нужны ЦОР?
3.3 Использование ЦОР на уроках.

4. Заключение.

5. Приложение.

6. Список литературы.


























1. Актуальность


Век компьютерных технологий набирает обороты, и нет уже ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Урок – социальный заказ общества системе образования. Он обусловлен социально - психологическими потребностями, уровнем развития, нравственными и моральными ценностями общества.
О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже немало.
Благодаря государственной программе информатизации, компьютеры появились практически во всех школах. Для многих очевидно, что современный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках. А использование учителем качественных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.
В проекте модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования – формирование «личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа». Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Ученики сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами (например, с MS Word, MS Excel, Paint, MS PowerPoint), ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. На уроках информатики ученики получают как представление о возможностях тех или иных информационно-коммуникационных технологий, так и конкретные практические умения. Следовательно, применение знаний и умений, полученных на уроках информатики, необходимо и на других предметах для обеспечения единого подхода к решению предъявляемых школе задач.
Но для реализации единого подхода необходимо, чтобы учитель – предметник умел:
обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информа-цию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;

создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS PowerPoint и демонстрировать презентацию на уроке;

использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;

самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.


2. Цель и задачи

В утвержденном Министерством образования и науки РФ федеральном компоненте Стандарта среднего (полного) образования, одним из важнейших способов учебной деятельности признается информационно-коммуникативная деятельность. «Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности» закрепляются как ОБЩИЕ учебные умения и навыки, напрямую относящиеся, таким образом, и к ЛЮБОМУ школьному предмету. Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к выработке единых педагогических подходов к разработке и использованию различных цифровых образовательных ресурсов, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники, тренажеры и другие.
Поэтому я ставлю перед собой цель: повышение качества образования учащихся посредством использования цифровых образовательных ресурсов.

Чтобы приблизиться к поставленной цели надо решить следующие задачи:

1.Применение электронных пособий на всех этапах урока.
2.Использование электронных пособий при проведении текущего контроля знаний, в самостоятельной работе учащихся.
3. Повышение учебной мотивации обучающихся.

3. Основная часть

3.1 Определение цифровых образовательных ресурсов
Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Система образования в настоящее время испытывает существенную потребность в качественных цифровых образовательных ресурсах, которые на практике позволили бы:
организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;
привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной информацией прямую информацию, за счет использования возможностей технологий мультимедиа.
объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;
управлять учебной деятельностью учеников адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;
создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности учащихся, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
оперативно обеспечить педагогов, учащихся и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;
Качественных характеристик, выгодно отличающих ЦОР от других средств обучения, по существу, две: мультимедийность и интерактивность.
Современный мультимедийный компьютер представляет собой комплексное техническое средство обучения, значительно расширяющее возможности образовательного процесса. В «компьютерный» урок можно включить как текстовый материал (причем как в «буквенной», так и в звуковой, т.е. «речевой» форме); аудиоэффекты (музыка, фонодокументы и т.д.); видеоряд (графика, схемы, фотографии, видео) и др. Практически неограниченный комплекс медиаобъектов позволяет добиться разнообразия форм подачи материала. Это, в свою очередь, дает возможность, «переключая» уровни восприятия, максимально долго удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая опасности перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания (суть ее в том, что память о событии будет тем прочнее, чем больше сенсорных раздражителей ассоциируется с ним у человека). Естественно, в этих условиях как никогда важна роль психолого-педагогического анализа компоновки урока, рациональное распределение учебного материала по категориям сенсорного воздействия на ученика. В этом смысле, вводить большие текстовые фрагменты с экрана монитора нецелесообразно – читать с бумажного листа удобнее, легче и безопаснее для зрения. Все это, а также множество других факторов необходимо учитывать при разработке мультимедийного урока, желая добиться большей его эффективности.
Другая важная особенность урока с применением компьютера – его интерактивность, т.е. возможность диалога, обратной связи. Традиционно до сих пор такая связь существовала лишь в случае непосредственного контакта учителя и ученика. Компьютер – единственное ТСО, полноправно включающееся в этот процесс. Компьютер имеет возможность осуществлять обратную связь как с учителем, так и с учеником, являясь не просто партнером по «контакту», но и неисчерпаемым источником учебной информации, поток поступления которой, к тому же, можно легко регулировать.
Интерактивность предполагает фактическую возможность создания предельно индивидуализированных учебных комплексов, ориентированных на максимальную оптимизацию учебного процесса. Многие учебные и энциклопедические программы основаны на принципе гипертекстовой разметки материала, что позволяет ученику самостоятельно строить процесс обучения. За ним сохраняется право выбора (что очень важно для подростков и с психологической точки зрения). На деле это означает возможность «стратификации» урока для различных учащихся. Объем предлагаемого материала, темпы изучения варьируются самостоятельно в зависимости от уровня подготовки, способностей и интересов в пределах одного и того же класса и в рамках одного и того же урока. К сожалению, техническая оснащенность школ не всегда позволяет использовать интерактивность.


3.2 Кому и зачем нужны ЦОР?

ЦОР необходимы для самостоятельной работы учащихся потому, что они:

облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
допускают адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
дают возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
выполняют роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.
ЦОР удобны для преподавателя потому, что они:
позволяют выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЦОР то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
позволяют индивидуализировать работу с учащимися, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
позволяют преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

Использование ЦОР на уроках
На уроках в основной школе работа с ЦОР нами ориентирована на овладение умениями и навыками работы с различными источниками информации, использования полученных данных для решения конкретных учебных задач, а также на сочетание индивидуальных и групповых форм познавательной активности. Ключевое значение здесь приобретает умение различать саму типологию источников информации, соотносить тип источника с уровнем его достоверности, а также непосредственное овладение информацией – усвоение базовых дидактических единиц и изучение основных содержательных линий конкретного курса. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся основной школы, важно сочетать изучение текстовых материалов с использованием всего спектра мультимедийных возможностей ЦОР, в том числе анимаций, иллюстраций, картографических материалов. В старшей школе основную роль приобретает формирование умений и навыков разнообразной работы с самой информацией. Причём для базового уровня обучения это, прежде всего:
овладение навыками поиска и систематизации специальной информации,
работы с конкретным материалом, представленном в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд),
умение целенаправленно подбирать сведения для аргументации своей позиции в ходе полемического обсуждения тех или иных проблем,
формы их представления для публичной презентации результатов своей познавательной работы.

С 5 по 9 классы ЦОРы использую на уроках в виде:
уроков с использованием компьютерных презентаций. Они могут быть разных типов: уроки объяснения нового материала, урок – обобщение, урок – защита проектов. (Приложение№9)
тестовой формы контроля, используя материалы дисков мультимедийного приложения к учебнику А.А, Плешакова и Н.И.Сонина «Природоведение» 5 класса, или дисков «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - уроки географии для разных классов; ( Приложение № 1, №4).
собственное составление контрольных измерительных материалов. В 2009 году я проходила подготовку в ОГУ «Областной центр мониторинга образования» г. Новосибирска по программе «Технология проведения оценки качества предметных достижений» и получила квалификацию разработчика тестовых материалов. Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер);
с 5 класса практикую работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока. В этот период диски по предметам и электронные энциклопедии воспринимаются учащимися в основном как источники информации. Используя материал дисков «Уроки географии Кирилла и Мефодия» на разных этапах урока, я переключаю внимание школьников, что способствует более полному восприятию материала, повышению интереса учащихся к теме урока. Очень нравится ученикам смотреть видеофрагменты, включенные в материалы дисков. Например, очень хорошо воспринимаются видеофрагменты при изучении темы «Природные зоны России» на диске 8 класса, тема «Растительный и животный мир».
знакомство с программой Power Point позволяет строить уроки на основе защиты проектных работ учащихся с использованием ИКТ. С помощью MS Word ребята учатся оформлять свои рефераты и исследования. Ученикам 7 классов очень нравится работать с компьютером, создавая характеристику природы того или иного материка. Например, создаются презентации по темам: «Евразия», «Южная Америка» и т.д.(Приложение №8) Урок защиты проектных работ – уникальный способ реализации творческого потенциала учащихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. Использование ИКТ на уроках подобного типа – одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей, отражение структуры выступления.
В 9 классе традиционный экзамен по предмету может проводиться в форме защиты проектной, исследовательской, творческой работы с обязательным мультимедийным сопровождением. В этом году я предложила ученикам, собирающимся сдавать экзамен по географии, такую форму экзамена. Это их заинтересовало, т.к. данная форма работы предполагает не простое переписывание учебной литературы по географии, а творческий подход к работе. Ученик думает не только о том, какой материал выбрать, но и как его разместить в презентации. Это тоже способствует лучшему усвоению и запоминанию материала.
В старших классах ИКТ дает возможность ученикам самосовершенствоваться, участвуя в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах; через Интернет получать дополнительную информацию и выполнять определённые задания на информационном поле преподавателя. На данном этапе я – лишь помощник учащихся, дающий возможность в полной мере проявлять и развивать их потенциал. Но в тоже время, ученики старших классов с удовольствием работают на уроках, в которых используются материалы дисков «Кирилла и Мефодия», тестовые задания на компьютере. Чаще всего эта работа проводится на уроках по изучению региональной географии, например при изучении темы «Япония». На этом уроке ученики сначала воспринимают материал диска о Японии, а затем отвечают на вопросы теста по изученному материалу.

4. Заключение

Использование цифровых образовательных ресурсов :

расширяет возможности предъявления учебной информации, применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности;
компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильно выполненных заданий;
ЦОР вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;
использование ЦОР в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений;
качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;
компьютер способствует формированию рефлексии у учащихся.









13PAGE 15


13PAGE 14415