Стать по физической культуре Использование в работе с детьми нетрадиционных методов оздоровления.
Использование в работе с детьми нетрадиционных методов оздоровления
Важнейшей характеристикой работы каждого дошкольного учреждения является состояние здоровья детей.
Народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова!» Никакие, даже самые глубокие знания, умения и навыки не будут эффективны у нездорового человека, чувствующего себя ущербным физически, психологически или социально.
Детский возраст-время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей человека.
Таким образом, приобщение к физической культуре - одна из важнейших программных задач воспитания.
Её успешному развитию в работе с детьми способствует организация здорового образа жизни.
Физкультурное занятие-ведущая форма организованного, систематического обучения детей увлекательным умениям и навыкам.
Многие ученые (Н.М.Амосов, И.А.Аршавский, В.К.Бальсевич, А.Г.Щедрина и другие) главным фактором укрепления и сокращения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физ.воспитания.
Именно физ.воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Формирование у дошкольников знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Такой деятельностью являются физкультурные занятия.
В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов. Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье дошкольника и воспитывающего цельное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми и сотрудничества с семьей дошкольное учреждение обеспечивает во схождение дошкольника к культуре здоровья.
Работа интруктора по физической культуре в нашем детском саду строится в трех направлениях:
работа с документацией с целью выделения основных групп детей по состоянию здоровья и другим параметрам:
изучение медицинских карт детей, сбор информации о психологическом состоянии детей.
разработка программы здоровья: режим дня, сбалансированное питание, закаливающие процедуры, оздоровительный комплекс упражнений.
разработка гармонизирующих комплексов для разных групп детей для работы в группах:
- часто болеющие дети;
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети с нарушением эмоционально-волевой сферы (гиперактивные, трудноуправляемые).
4. проведение практических занятий, которые включают в себя разминку, гармонизирующий комплекс, уроки по здоровому образу жизни, анатомии и физиологии согласно возрасту и в интересной форме, лучше игровой.
Упражнения на фитболах являются средством коррекции различных типов нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами - это прежде всего воздействие колебаний мяча на позвоночник, межпозвоночные диски, суставы и окружающие их ткани. При оптимальной, нарастающей и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет вокруг позвоночника, улучшается крово- и лимфообращение, обмен веществ в межпозвоночных дисках . К достоинствам мяча относятся его физические свойства, позволяющие ребенку выполнять с фитболом множество увлекательных упражнений, выступающих в качестве средства решения и оздоровительных и образовательных задач...
Йога – это не только определенные позы (осанны), но прежде всего комплекс этических норм, основы личного поведения, принципы правдивости, ненасилия, чистоты сдержанности, практикуемые в йоге, закрепляют в сознании наших детей общечеловеческих ценностей, развивая их физически и эмоционально.
Йога помогает ребенку стать гармонически развитой, творческой личностью.
Не все осанны просты в исполнении, поэтому они, кроме приобретения хорошей физической формы, помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность, дают возможность узнать много нового о себе.Мы превратим йогу в любую игру.
Главное, это задать детям состояние удовольствия, интереса, любви к движениям.
Занятия для детей в возрасте от 3 до 6 лет-это прежде всего знакомство с телом, его различными положениями, азы осанны, а так же наработка навыков, которые понадобятся в жизни.
Мой личный пример имеет первостепенное значение, поскольку дети обучаются главным образом через наблюдение и подражание.
Дети не воспринимают пространных объяснений, но мгновенно улавливают глазами все особенности движений. Я стараюсь, чтобы указания и инструкции были краткими. Совершенство поз не имеет большого значения для маленького дошкольника. Гораздо важнее помочь ребенку изучить и расширить свои двигательные возможности.
Занятие состоит из 3х частей
Вводная
Основная
Заключительная
Вводная: общая разминка;
Основная: детская оздоровительная йога, динамическая разминка, дыхательная гимнастика, самомассаж, ассаны йоги.для детей.
Заключительная: релаксация ( снятие мышечного напряжения).
«Горизонтальный пластический балет» - это нетрадиционный стиль работы с детьми. Выполняя программу горизонтального пластического балета, дети погружаются в особый мир движений, музыки, ритма, ассоциаций и вызываемых ими эмоций!
Все движения, преимущественно в начале программы, плавные, мягкие, пластичные. Из программы должны быть исключены быстрые, резкие движения. Физические упражнения выполняются под соответствующую музыку, с использованием элементов хореографии. Необходимо выразить движениями характер музыки, для этого в каждой программе подбираются игровые образы, например, цветы, морские волны, лодочки, дельфины. Программы горизонтального пластического балета могут проводиться вместо комплексов пробуждения после дневного сна. Программы оправдывают себя в индивидуальной работе с детьми. А какими интересными, музыкальными, эстетическими могут стать физкультурные развлечения, физкультурные праздники, если в них включить программы горизонтального пластического балета.
Степ – аэробика для детей. В чем преимущество перед обычной аэробикой и чего позволяют добиваться регулярные занятия ею?
Степ-аэробика, наверное, одно из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики. «Степ» в переводе с английского языка буквально означает «шаг». Шаговая аэробика очень проста, она не требует излишнего сосредоточения на правильном усвоении тех или иных движений.
Отличительной особенностью этого вида спорта является: гармоничное развитие тела, прекрасная осанка, вырабатываются красивые, выразительные и точные движения.
В степе используются те же упражнения, что и в классической гимнастике. Все они направлены на тренировку мышц сердца, на выработку лучшей координации движений. Но в степ-аэробике можно достичь гораздо большей нагрузки и, следовательно, результат даст о себе знать намного быстрее. Степ- аэробика воздействует на тело комплексно, оказывает положительное действие на весь организм, укрепляя дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и нервную системы, а также нормализует артериальное давление и деятельность вестибюлярного аппарата.
Весьма важно, что эта аэробика достаточно эффективно для тех групп мышц, которые очень трудно задействовать: ягодиц, задней части бедра и приводящих мышц бедер.
15