Информационный материал для родителей Осанка вашего ребенка


Осанка вашего ребенка

Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия. К сожалению, на сегодняшний день около 70% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки (это пока не болезнь, а лишь нарушение развития костно-мышечного аппарата). Однако на фоне этого, как многим кажется, безобидного дефекта развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз, которые уже с трудом поддаются лечению. Кроме того, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.
Формирование осанки – процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся к 20-25 годам. В связи с этим особое значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. Лечебная физкультура и массаж – наиболее подходящие способы воздействия на детский организм. Кроме того, они относительно просты, их в состоянии освоить любой взрослый человек даже без специального образования.
Лечебно – физкультурная коррекция (ЛФК) в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля.
Проведение занятий ЛФК в условиях ДОУ позволяет своевременно и эффективно воздействовать на организм при формировании осанки и свода стопы. Именно своевременность использования физических упражнений с лечебной целью является значимым фактором внедрения лечебной гимнастики в практику коррекционной работы.
ЛФК дает возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана все детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Противопоказания имеют лишь временный характер (общее недомогание, высокая температура и т.п.).





Общие задачи лечебной физкультуры для дошкольников.

Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка.
Своевременная коррекция патологического и предпатологического состояния.
Формирование и закрепление навыков правильной осанки.
Повышение неспецифической сопротивляемости организма.
При различных видах нарушения осанки, плоскостопии, других заболеваниях существуют частные задачи, для решения которых используется весь арсенал средств ЛФК. Лечебная физическая культура организуется на основе следующих принципов.
1.Индивидуализация методики и дозировки физических упражнений, определяемая особенностями заболевания и общего состояния ребенка.
2.Системность воздействия, которая обеспечивается определенным подбором упражнений и последовательностью их применения.
Регулярность воздействия, необходимая для восстановления и развития функциональных возможностей организма.
3. Длительность применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь в результате многократного повторения упражнений (занятия ЛФК целесообразно проводить через день).
4.Разнообразие и новизна физических упражнений (через каждые две – три недели целесообразно обновлять 20 - 30% упражнений.
Умеренность воздействия физических упражнений (продолжительность занятий – 25-30 минут, дробная физическая нагрузка).
Чередование упражнений с отдыхом, упражнениями на расслабление.
Всестороннее воздействие на организм ребенка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам.
Учет возрастных особенностей при комплектовании групп детей с одинаковой патологией (возрастной шаг должен составлять один год).
В физической реабилитации дошкольников необходимо учитывать характер патологического процесса, протекающего в организме, а также степень и длительность снижения двигательной активности.

Причины формирования неправильной осанки.

Отсутствие крепкого и достаточно развитого мышечного корпуса.
Последствия рахита.
Продолжительная болезнь или хронические заболевания, ослабленный организм.
Недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения.
Недостаточное пребывание на воздухе.
Неправильное привычное положение тела во время сна, работы («калачиком»).
Мебель, не соответствующая возрасту.
Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.
Неудобная обувь и одежда.
Нарушение осанки чаще развивается у малоподвижных, ослабленных детей.
Применяемое оборудование и упражнения:

Ортопедический станок. Отрезок стены без плинтуса и деревянная поверхность на стене. Ребенок стоит у стены и прижимается к ней пятью точками тела: пятками, икроножными мышцами, ягодицами, лопатками, затылком.
Большое зеркало напротив стены, чтобы ребенок мог видеть свое отражение и фиксировать правильную осанку.
Гимнастические палки. Лежа на животе, ребенок два – четыре раза поднимает палку над головой (статическое напряжение). Упражнение можно усложнить: руки вверх и за голову. Важно, чтобы ребенок не опускал голову.
Мешочки с песочком (весом 200г). Дети ходят с мешочком на голове, сохраняя правильную осанку. Хорошо применять после сидячих занятий.
Стульчик. При сутулости, круглой спине ребенок, сидя на стульчике, руками перебирает перекладины его спинки. Задание можно усложнить, добавив поднимание выпрямленных ног. Можно сидеть на стульчике, плотно прижавшись к его спинке.
Ручные массажеры. Используем для взаимомассажа спины, самомассажа рук.
15