Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему С. Есенин Белая берёза. УМК Школа России


МКОУ Лаптево-Логовская СОШ Угловского района Алтайского края
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ТЕМА: С. ЕСЕНИН «БЕЛАЯ БЕРЁЗА»
2 КЛАСС
ШКОЛА РОССИИ
Подготовила и провела: учитель начальных классов
Ветчинкина Людмила Владимировна
январь 2017 год
Тема урока: С. Есенин «Белая берёза»
Планируемые результаты:
Предметные: Понимать возможности литературы в передаче настроения , чувств при созерцании природы.
Метапредметные:
регулятивные УУД - формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, осуществлять самопроверку и самоконтроль усвоения учебного материала, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок, учатся обнаруживать отличия и отклонения от эталона;
познавательные УУД - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, определять тему и главную мысль стихотворения, принимать установленные правила работы с текстом стихотворения , определять возможности урока, учатся выделять существенную информацию из предложенных упражнений;
коммуникативные УУД - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, проявлять самостоятельность в построении коммуникации, уметь взаимодействовать с одноклассниками, слушать учителя, умение вслушиваться в высказывания одноклассников и оценивать работу группы, уметь вступать в диалог с учителем.
3.Личностные- выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности, отношении к природе Родины.
Цели:
Познавательные: Углубить представления учащихся о лирике, как особом роде литературы, изображающем чувства; работать по определению и осмыслению главной мысли произведения.
Развивающие: Содействовать развитию системы читательских умений.
Воспитательные: Прививать любовь к природе Родины через лирическое произведение С. Есенина.
Оборудование и материалы для урока:
Карточки для работы в парах и в группах, портрет С.А. Есенина, берёза и снежинки для рефлексии, карточки с иллюстрациями для словарной работы.
Ход урока
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Примеча ние1.Мотивацион ный блок Добрый день, добрый час!
Очень рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
- Поиграем в игру «Да-нетка»
-Вы верите в то, что зима может петь и аукать?
-Вы верите в то, что зима может убаюкать лес?
-Вы верите в то, что по двору метелица ковром шелковым стелется?
- Чьи это строки? Кто вам поведал об этом?
- Как поэту удалось донести это до читателей?

- Какие приёмы вы знаете?
- Для чего поэты пользуются приёмами?
- Какие чувства передал С. Есенин? Дети отвечают.
С. Есенин
Пользовался приёмами.
Сравнение
Олицетворение
Звукопись
Эпитеты
Чтобы передать свои чувства от увиденного.
Восхищение, таинственности, сказочности 2. Проверка д/з - Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает». 3-4 ученика
- Какие деревья в лесу может баюкать зима?
- Какое из этих деревьев является символом России? Почему?
Предлагаю несколько заданий в группах:
Подберите слова из песни к этой картинке.

Чем похожи эти картины?

А. Саврасов. Грачи прилетели.

И. Грабарь. Февральская Лазурь.
Чем похожи эти стихи?

- Проверим работу в группах.
Сосны, осины, берёзы.
Берёза. В каждом уголке России можно встретить это дерево, оно связано с образом русской девушки… Работа в группах
Песня «Во поле берёза стояла»
3.Целеполагание.
- Кто догадался, какая тема урока?
- Чтобы узнать автора, который написал о берёзе, прочту вам стихи Николая Брауна:
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет,
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нём
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты
- Как вы думаете, о какой фамилии поэта идёт речь? Ответить на этот вопрос вам помогут звуки этого стихотворения.
 Только скажут –
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты…
- Где мы подтвердим тему урока?
- Почему на доске мы видим снежинки?
- Какие задачи определим на урок?
- По какому плану мы работаем над произведением?
Возможно, о берёзе.
В учебнике на с. 196-197
Потому что Сергей Есенин написал о зимней берёзе
Продолжить знакомство с творчеством Есенина, проанализировать стихотворение по плану, сделать новые открытия, учиться выразительно читать.
1.Слушание.
2. Словарная работа.
3. Анализ стихотворения по вопросам
а) Почему так названо?
б) О чём написано?
в) Для чего написано?
4. Выразительное чтение. Вывешиваю портрет С.А. Есенина
Запись на плакате
4.Исполнительский блок.
Музыкальная физминуткаЧтение текста стих. учителем.
- Какое настроение возникло?
- Какие картины вы смогли представить себе в воображении?
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Какие строки подходят к этой иллюстрации?
- Прочитайте стихотворение в парах и найдите непонятные по смыслу слова.
Словарная работа
Бахрома - тесьма для обшивки чего-нибудь, свободно свисающих кистей. Используется как обшивка краев одежды, скатерти, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.
Кайма - обшивка по краю.
Кисть – украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.
Заря - яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца.
- Почему так названо стихотворение?
- О чём это стихотворение?
- Для чего оно написано?
- Как удаётся С. Есенину передавать такие чувства?
- Настало время немного отдохнуть.
- А теперь продолжим работу.
- Какие чувства лирического героя стихотворения вы передадите при выразительном чтении?
- Выразительное чтение стих. уч-ся.
- Какие приёмы заметили? Подтвердите словами стихотворения.
- Что вы можете сказать о поэте С. Есенине?
- Сергей Есенин великий русский поэт, который  своим творчеством  прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу. И это отразилось в стихах Сергея Александровича Есенина. Мы сегодня познакомились со стихотворением «Белая берёза». Оно было опубликовано первым  в Московском детском журнале  «Мирок», когда Сергею Есенину было только 19 лет.
- Составим синквейн.
1. Берёза
2. Белая, пушистая.
3. Стоит, принакрылась, серебрится.
4. Очень красивое дерево.
5. Символ России.
Яркое, волшебное, спокойное, радостное, ожидание чуда.
Ответы детей.
Принакрылась снегом, точно серебром)Дети задают вопросы.
Берёза покорила лирического героя своей красотой, он не мог отвести глаз от такого чуда.
О красоте берёзки в зимнее время года, нет зелёных листьев, но есть блестящий белый снег, есть солнце – это вызывает восторг, наполняет душу счастьем.
С. Есенин поделился чувством восхищения красотой родного края, хочется любить Родину, каждый уголок её красив, только всмотрись, красота рядом за твоим окошком, наблюдай и удивляйся.
Он использует приёмы.
Восхищение природой России, удивление зарёй, солнцем, сиянием и чистотой снега, украсившего берёзку.
Несколько человек читают вслух стих.
1.сравнение «Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром» (снег-серебро)
2.олицетворение «А заря лениво ,обходя кругом ,
Обсыпает ветки новым серебром» (заря живая , действует, дарит надежду на движение вперёд, на радость и счастье)
3.эпитеты «горят снежинки в золотом огне» - кругом солнечный свет, снег сверкает, переливается
Он любит красоту природы, свою Родину, он наблюдательный. Карточки с иллюстрациями к словарной работе
Включаю физминут ку
Работа в группах.
5.Контроль и оценка - Посмотрите на план работы над произведением и вспомните задачи урока.
- Как узнать сделали ли вы новые открытия?
1.Слушание.
2. Словарная работа.
3. Анализ стихотворения по вопросам
а) Почему так названо?
б) О чём написано?
в) Для чего написано?
4. Выразительное чтение.
Задачи урока: Продолжить знакомство с творчеством Есенина, проанализировать стихотворение по плану, сделать новые открытия, учиться выразительно читать.
Мы можем придумать вопросы по стихотворению (Где находилась берёза?, Чем принакрылась берёза?, С чем сравнивается снег?, На каких ветках распустились кисти?)
6.Рефлексия.
- Ребята, посмотрите, у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, но это пока.
- На доске снежинки. Если вы на уроке сделали для себя какое-то открытие и считаете, что урок прошёл с пользой для вас, то возьмите снежинку и украсьте ею нашу берёзку. А если вам урок не понравился, осталось много непонятных вопросов, то прикрепите снежинку на поляне, а не на березе.
- Выберете и продолжите любое предложение.
- На уроке я узнал….
- На этом уроке я похвалил бы себя за …
- После урока мне захотелось….
- Сегодня я сумел…..
Прикрепляют снежинки. Берёзка, снежинки
7. Домашнее задание с. 196-197, наизусть; найти интересные сведения о берёзе Записывают Запись в дневнике