Авторская методика использования игровых заданий для выявления уровня знаний учащихся по предмету технология 5-8 классы
Авторская методика использования игровых заданий для выявления уровня знаний учащихся по предмету технология
5-8 классы
Автор-составитель:
Учитель технологии
МБОУ СОШ № 8 г. Туапсе
Ивакина Наталья Викторовна
Пояснительная записка
Сейчас трудно найти человека, который не слышал бы о технологии. Строится ли новый дом, спускается на воду современный лайнер или готовится к запуску космический корабль. Во всех делах , великих или малых, всюду и везде в различных формах и проявлениях реализуется технология.
Возможности современной технологии так расширились, что еще несколько десятков лет назад трудно было представить себе, какими гигантскими шагами пойдет развитие этой области преобразования материалов, информации и энергии.
На любое производство (промышленность, строительство, связь и др.) строится на фундаменте знаний, интегрированных в технологии. Не усвоив этих знаний, человек не сможет успешно работать во многих областях производства и управления. Не будет преувеличением сказать, что чем выше будет технологическая культура каждого из нас, тем эффективнее мы сможем создать базу нашего государства. Авторская методика предназначена для контроля знаний учащихся по предмету технология с 5 по 7 класс. Методика освещает многие учебные вопросы по предмету технология в различных занимательных формах, и ее содержание связано с государственной программой по технологии В.Д. Симоненко, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования РФ 2009 год. Основанная задача авторской методики –помочь учащимся активно усвоить учебный материал, свободнее ориентироваться в изучаемых вопросах технологии, осознанно представлять себе все разнообразие труда и богатство мира профессий.
Предложенные игровые задания можно использовать и на простых уроках, и на уроках по оценке уровня изученности пройденного материалов. Игровые методы направлены на удовлетворение детской любознательности, расширение кругозора, являясь иллюстрациями широких и самых различных практических технологий в производстве и быту. Выполняя игровые задания, учащийся может пользоваться советом напарницы по парте, учителя. Состязательное проведение игр, конкурсов, викторин позволит учащимся ярче проявить свои способности и знания. Задания комплектуются по различным типовым признакам Загадки, анаграммы, метаграммы, логорифмы, головоломки, ребусы, кроссворды, конкурсы, викторины, игры.
Их выполнение позволит учащимся самостоятельно узнать о качестве знаний а также выявить уровень наблюдательности, внимания, памяти, мышления, а не справившемуся с конкретным заданием предлагаются готовые варианты ответов. Преодоление трудностей, попытка подумать, поразмышлять доставляет не только глубокое познавательное удовлетворение, но и большую радость. Задания целесообразно объединять по критериям раздела, одновременно можно предлагать выполнять учащимся от 1-10 игровых заданий, так как выполнение этих игровых заданий занимает мало времени. Можно использовать эти игровые задания как часть урока, также можно выделять для этих заданий целый урок.
Разделы:
1.Технология обработки ткани.
2.Технология обработки пищевых продуктов.
3.Культура дома.
4.Элементы материаловедения.
5.Профессиональное самоопределение
5 класс
Раздел № 1 «Технологии обработки ткани»
1.Загадки об инструментах и бытовых приборах по уходу за тканью
2.Анаграммы «Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами при работе с тканью»
3.Метаграммы «Виды тканей»
4.Головоломки «Инструменты и приспособления при работе с тканью»
5. Тесты
«Выполнение ручных работ»
«Влажно-тепловые работы»
«Виды ручных стежков и строчек»
«Простые ручные швы»
6.Кроссворды «Инструменты и приспособления при работе с тканью, выполнении ручных работ, виды ткани»
7. Викторины
«Виды ткани»
«Различие ткани по их характеристикам»
Раздел № 2 «Технология обработки пищевых продуктов»
1.Анаграммы «Тепловая обработка блюд»
2.Тесты
«Первичная обработка овощей»
«Способы нарезки овощей»
3.Кроссворды «Первичная и тепловая обработка овощей, приготовление напитков и бутербродов»
4.Сканворд «Найди ключевое слово кулинария»
5.Брейн-ринг
«Кулинарные работы»
Раздел № 3 «Культура дома»
Анаграммы «Электрооборудование жилого дома»
Головоломки «Уход за домом и одеждой»
Тесты «Кухня»
Кроссворды «Мебель кухни и столовой», «Дизайнерские идеи в оформлении жилища»
Сканворд «Моя кухня»
Игра «Интерьер дома»
Раздел № 4 «Культура человека»
1.Анаграммы «Гигиена человека»
2.Головоломки «Гигиенические процедуры по уходу за кожей лица»
3.Тесты «Гигиена девочки»
4.Кроссворды «Гигиена»
5.Сканворд «Процедуры по уходом за телом»
6.Игры «Путешествие по станциям здоровья тела»
Раздел № 5 «Элементы материаловедения»
1.Загадки о тканях
2.Анаграммы «Из чего получают ткань?»
3.Тесты «Элементы материаловедения»
4.Кроссворды «Натуральные и химические ткани»
5.Викторина
«Швейные принадлежности»
6 класс
Раздел № 1 «Технология обработки ткани»
1.Загадки об одежде
2.Аннаграммы (термины по обработке ткани)
3.Метаграммы (различия одежды)
4.Логорифмы ( терминология по обработке ткани)
5.Головоломки (элементы материаловедения, свойства ткани)
6.Тесты
«Выполнение машинных работ»
«Виды машинных швов»
7.Ребус «Виды ткани»
8.Кроссворды «Швейные изделия, различаемые по покрою»
9.Сканворд «Инструменты и приспособления по пошиву одежды»
10.Интеллектуальные игры
«Я- художник и модельер»
«В гостях у Золушки»
«Швейное дело»
11. Викторины
«Из истории ткани»
«Как называется ткань?»
«Самые любознательные»
Раздел № 2 «Технология обработки пищевых продуктов»
1.Загадки о продуктах питания
2.Анаграмма о продуктах питания
3.Метаграммы о продуктах питания
4.Головоломки о продуктах питания
5.Тест «Зерновые культуры и крупы»
6.Кроссворды о продуктах питания
7.Сканворды о продуктах питания
8.Игры-викторины
«Кулинария»
«Хищники и травоядные»
Раздел № 3 «Культура дома»
1.Анаграмма «Предметы обихода дома»
2.Тесты «Уход за одеждой и домом»
Раздел № 4 «Культура человека»
1.Анаграммы «Гигиена человека»
2.Тесты «Уход за телом» «Строение человеческого организма»
Раздел № 5 «Элементы материаловедения»
1.Загадки «Виды ткани»
2.Анаграммы «Выделка тканей»
3.Тесты «Классы ткацких переплетений»
4.Кроссворды «Как делается ткань, из чего она состоит?»
5.Игра « Ткани»
6.Викторины
«Элементы материаловедения»
«Верите ли вы, что»
Раздел № 6 «Профессиональное самоопределение»
1.Анаграммы «Профессии»
2.Головоломки «Мир профессий»
3.Тесты «Ориентирование в мире профессий»
4.Игра «Устный чайнворд о профессиях»
7 класс
Раздел № 1 «Технология обработки ткани»
1.Анаграммы «Виды ткани»
2.Метаграммы «Мода и стиль»
3.Головоломки «Фактура ткани»
4.Кроссворды «Отделка одежды с помощью рюшей ,лент»
5.Тесты «Подготовка швейной машины к работе»
6.Сканворд «Отделка одежды швами и аксессуарами»
7. Игра «Путешествие в страну тканей»
Викторины «Мир тканей»
1.Анаграммы «Кулинарные блюда и сервировка стола» «Школа модельеров»
Раздел № 2 «Технология обработки пищевых продуктов»
2.Головоломки «Тепловая обработка консервов»
3.Кроссворды «Ингредиенты для приготовления выпечки»
4.Сканворд «Кисломолочные продукты и блюда из них»
5.Игры
«Знаешь ли ты кулинарию?»
«Проверь себя»
«Дай название блюду»
«Что мы едим»
Раздел № 3 «Культура дома»
1.Анаграммы «Средства по уходу за мебелью»
Метаграмма «Интерьер зала в жилом доме»
2.Тесты «Интерьер»
Раздел № 4 «Элементы материаловедения»
1.Анаграмма «Свойства тканей»
2.Тесты
«Элементы материаловедения, синтетические ткани»
«Принцип конструирования»
3.Викторина «Свойства ткани, виды ткани, строение ткани»
Раздел № 5 «Профессиональное самоопределение»
1.Загадки «Мир профессий»
2.Анаграммы «Женские профессии»
Тесты
«Ориентирование в мире профессий»
Приложение
Варианты игровых заданий
Вариант игровых заданий
по технологии 5 класс (девочки)
1.Отгадай загадки.
1) Темечко покрываю,
От солнца защищаю.
2) Верхняя и отрезная,
Нижняя и накидная.
Есть у юбки, у рубашки
И на платье у Наташки..
2.Расшифруй анаграммы:
1) ИЖЕЛТ
2) УФНРТИРУА
3.Ответь на вопрос.
Как называется колпачок, предохраняющий палец от укола иглы? .................
4. Допиши ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Инструмент для раскроя и отрезания ниток называется..
5. Допиши определение:
Острый металлический стержень с ушком.
6.Расшифруй слова- перевёртыши:
1) ЯИРАНИЛУК
2) ТИТЕППА
7. Ответь на вопрос:
Какие формы нарезания овощей используются в кулинарии? ........................
8. Ответь на вопрос:
Как называются тонизирующие напитки, стимулирующие физическую и психологическую активность человека? ..............................................................................
9. Допиши ответ на вопрос:
Платки для вытирания губ называются..
10. Допиши ответ на вопрос:Холодное кушанье из смеси овощей, мяса, рыбы изрезанных на кусочки называется.
11. Ответь на вопрос:
Как называется маленький закусочный бутерброд? ................................................
12. Ответь на вопрос:
Как называется керамический материал для отделки кухни и ванной комнаты?
..
13. Допиши определение:
Внутренний мир дома, складывающийся из отдельных вещей называется
14.Из предложенных вариантов ответа выбери подходящий (шампунь, мыло, гимнастика, гигиена, здоровье)
Тест «Гигиена» напиши ответ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.
Физические упражнения.
2.
Область науки, разработавшая меры профилактики и сохранения здоровья человека.
3.
Средство для мытья тела.
15.Вставь пропущенные буквы. Слова относятся к теме «Материаловедение»
1) В_Л_К_О 4) Т_А_Ь
2) Х_ОП_К
3) Л_Н
Практическое задание:
Нарисовать 5 моделей фартуков с различными нижними частями(моделирование, эскизы в цвете
Ответы
на игровые задания по технологии
5 класс (девочки)
1.
1)панама;2)кокетка.
2.
1)жилет;2)фурнитура
3.наперсток
4.ножницы
5.игла
6.
1)кулинария
2)аппетит
7.брусочки, кубики, треугольники, круги, овалы, звездочки
8.чай, кофе.
9.Салфетки
10.салаи
11.канапе
12.плитка
13.интерьер
14.
1)гимнастика;2)гигиена;3)мыло.
15.
1)волокно;2)хлопок;3)лён;4)ткань
Подсчет балов:
За каждое правильно выполненное задание учащийся получает 1 балл
Вариант игровых заданий по технологии
6 класс (девочки)
1.Ответь на вопрос:
Что такое технология?________________________________________________
2.Ответь на вопрос:
Что такое кулинария?____________________________________________________
3.Из предложенных ответов на загадки выбери подходящий ответ (ножницы, наперсток, утюг, булавка, строчка)
1)Тонка, одноуха, остра____________________________
2)Из этого ведерка
Нельзя воды напиться________________________________
3)По реке Простыне идет пароход.
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать___________________________
4)Остра, как игла, а шить - не годиться_________________
5)Два конца, два кольца,
Посередине гвоздь,
Да и тот насквозь_________________________________
6)Стежок за стежком
Встали рядком___________________________
4.Расшифруй анаграммы:
1)ПЕРСНАТОК
2)ЦЫНИНОЖ
3)НОЛОКВО
4)ОМЕДИЛОРАВИНЕ
5.Поставь пропущенные буквы, слова относятся к теме: «Ручная обработка ткани»
1) И_Л_
2) Л_К_Л_
3) М_Н_К_Н
6.К данным терминам подбери содержание работы (сметать, наметать, заметать, пришить)
Тест «Ручные работы»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.Временно закрепить подогнутые края детали или складки.
2.Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения.
3.Временно соединить две или несколько деталей по намеченным линиям или копировальным строчкам прямыми стежками.
4.Временно соединить две детали, наложенные одна на другую прямыми стежками.
7.Ответь на вопросы, используя предложенные варианты ответов: ситец, флизелин, синтепон.
1)Что используется для проклеивания деталей?_______________________
2)Что служит для утепления пальто и курток?___________________________
3)Как называется хлопчато - бумажная ткань?_____________________________
8.Тест «Первичная обработка овощей». Расставь в правильной последовательности варианты ответов (Отрезают, очищают, нарезают, сортируют, моют, удаляют)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.Сначала овощи ___________________ по размеру
2.Далее овощи_______________________
3.Морковь, картофель_______________________________
4.В картофеле ____________________глазки
5.При обработке капусты ____________________верхние листья
6.А затем овощи______________________
9.Ответь на вопрос:
Родина огурцов и томатов_____________________
10.Ответь на вопрос:
Ломтик хлеба с сыром, маслом, ветчиной называется__________________________
11.Найди ответ:
Процесс поступления в организм питательных веществ называется_______________
12.Тест «Культура дома»
Варианты ответов: кухня, миксер, , дом, сервиз, мойка, холодильник)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.Помещение для хранения и приготовления пищи
2.Шкаф для хранения продуктов
3.Оборудование для приведения в порядок грязной посуды
4.Прибор для быстрого перемешивания холодных напитков
5.Прибор для приготовления поджаренных ломтиков хлеба
6.Место, где человек живет и отдыхает
13.Ответь на вопрос:
Как называется совокупность предметов, которыми обставляют комнату?_____________
14.Вставь пропущенные буквы. Слова относятся к теме: « Уход за телом»
1) К _ СМ _ Т_ _ А
2) К _ СМЕ _ _ Л _ Г
15.Отгадай загадку:
Голубой глазок,
золотой стебелек,
скромный на вид,
на весь мир знаменит.
Кормит, одевает
И дом украшает__________________________
Практическое задание:
Нарисовать 5 моделей различных юбок - моделирование, эскизы в цвете.
Ответы на игровые задания по технологии 6 класс
1.Наука о мастерстве и искусстве.
2.Искусство приготовления пищи.
3.
1)игла;2)напёрсток;3)утюг;4)булавка;5)ножницы;6)строчка.
4.
1)наперсток;2)ножницы;3)волокно;4)моделирование.
5.игла, лекало, манекен.
6.
1)заметать;2)пришить;3)сметать;4)наметать.
7.
1)флизелин;2)синтепон;3)ситец.
8.
1)сортируют;2)моют;3)очищают;4)удаляют;5)отрезают;6)нарезают.
9.Индия
10.бутерброд
11.питание
12
1)хухня;2)холодильник;3)мойка;4)электромиксер;5)электрогриль;6)дом.
13.мебель
14.косметолог, косметика
15.Лен.
За каждое правильно выполненное задание учащийся получает 1 балл
Вариант игровых заданий по технологии
7 класс (девочки)
1.Ответь на вопрос:
Что такое технология?________________________________________________
2.Расшифруй анаграммы:
1)ИВКСЗАО
2)ПАЛПКИЦАЯИ
3)ЕТНХЛОГОЯИ
3.Ответь на вопрос:
Какая страна занимается шелководством?__________________
4.Назови ткани растительного происхождения?_______________________________
5.Тест «Материаловедение».
Из предложенных вариантов ответов выбери подходящие.(ситец, атлас, оборка, шов, волокно)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.Ниточное соединение деталей
2.Сырьё для получения ткани
3.Вид отделки
4.Плотная шёлковая ткань
5.Хлопчатобумажная ткань
6.Вставь пропущенные буквы.
Это знаменитая марка швейных германских машин.
З_ _ Г_ Р
7.Ответь на вопрос:
Деталь изделия, вырезанная из бумаги_________________
8.Ответь на вопросы:
1)Законодательница в одежде___________________
2)Фото или топ____________________
3)Бывает творческий и архитектурный___________________
4)Ножницы - это___________________
5)Расчет и построение чертежа изделия______________________
9.Продолжи определение:
Кусочки ткани, укрепленные на изделии пришиванием либо приклеиванием______________________________________
10.Ответь на вопрос?
Какое сырье используется для производства синтетических волокон?
11.
Ответь на вопросы:
1)Название маленьких закусочных бутербродов_________________________
2)Имя французского повара, работавшего в Москве во второй половине 19 века прославившегося фирменным салатом___________________________
3)Родина макарон_______________________
12.Тест «Интерьер жилого дома»
Варианты ответов: стиль, плита, дизайн, сервиз
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.Единство и взаимосвязь предметов и украшений жилья
2.Набор посуды
3.Установка для приготовления пищи
4.Создание новых видов изделий, проектов квартир
13.Тест «Элементы материаловедения»
Варианты ответов: хлопок, растяжимость, износостойкость.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.Ручной инструмент для вязания
2.Прозрачная белая бумага для копирования рисунка
3.Приспособление для копирования рисунка с изменением его размера
4.Декоративное изделие,
на тканной основе
5.Графическое украшение, художественно оформляющее вышивку
3.Отгадай загадки по теме: «Мир профессий»
1)Суп, салат, рагу, гарнир.
Кто над этим командир?___________________
2)Зуб заноет, заболит.
Кто его «заговорит»?___________________
3)Его и боятся, и уважают.
А он и штрафует, и закон охраняет___________________
4.Тест «Ориентирование в профессиях»
Варианты ответов: швея, вязальщица, кулинар, технолог.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.Изготовляет различные изделия из нитей
2.Он знает содержание рецептов приготовления пищи
3.Он умеет приготовить пищу
4.Из отдельных деталей она изготавливает различные изделия из ткани
5.Расшифруй анаграммы
1)АФТКРУА
2)ТААЛС
6.Ответь на вопрос:
Как называются нити, расположенные поперек ткани?__________________
7.Тест «Технология обработки ткани»
Варианты ответов: ярлык, атлас, стойка шёлк, жабо лён.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.Плотная шелковая ткань
2.Внутренняя невидимая часть воротника
3.Листок, с наименованием изделия пришитый к одежде
8.Ответь на вопрос:
Как называется создание новых видов и типов изделия?_____________________
9.Продолжи определение:
Показатель размеров фигуры человек называется_______________________
10.Продолжи определение:
Техника создания изделий из кусочков ткани называется_____________________
11.Тест «Элементы материаловедения»
Расставь ответы по порядку: Китай, усадочность, стежок, растительного.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.Расстояние между двумя последовательными проколами ткани иглой
2.Свойство ткани изменить линейные размеры под различными воздействиями
3.Какого происхождения волокна льна и хлопка?
4.Страна, в которой был изобретен шёлк.
12.Ответь на вопросы:
1)Мука, замешанная на жидкости называется - ______________________
2).Разрыхлители для приготовления пышного теста___________________
3).Приспособление для изготовления фарша ________________
4).Навар, образующийся в результате варки мяса_________________
5).Говядина, свинина - одним словом ___________________________
13.Объясни происхождение слова:
Кулинария______________________________________________________
14. Ответь на вопрос:
Кто придумал двойной бутерброд?_________________________
15.Ответь на вопросы:
1)Где хранят и обрабатывают пищу?__________________________
2)Что нужно одевать во время приготовления пищи?___________________________________________________________
3)С использованием какого электрооборудования готовят салаты?_______________
4) С помощью чего убирают с ножа и разделочной доски запах рыбы?_______________________
____________________________________________________________________________________
Практическое задание
Начертить чертёж ночной сорочки в масштабе 1х4 (размер даёт учитель)
Ответы на игровые задания
по технологии 8 классы (девочки)
1)копирование
2)пяльцы
3)калька
2.
1)крючок;2)калька;3)Пантограф;4)салфетка;5)орнамент
3.
1)повар;2)зубной врач;3)милиционер
4.
1)вязальщица;2)технолог;3)кулинар;4)швея
5.
1)фактура;2)атлас
6уток
7.
1)атлас;2)стойка;3)ярлык
8.Дизайн
9.Мерка
10.Лоскутная мозаика
11.
1)стежок;2)усадочность;3) растительного; 4)Китай
12.1)тесто;2)дрожжи;3)мясорубка;4)бульон;5)мясо
13.От имени греческой богини «Кулини»
14.Имя автора двойного бутерброда лорд Сандвич 15.1)на кухне;2)специальная одежда;3)кухонный комбайн,салаторезки;4) уксус, сок лимона, моющее средство.
За каждое правильно выполненное задание учащийся получает 1 балл
Варианты игровых заданий по технологии
7- 8 класс (мальчики)
1.Из приведенных операций резания выберите ту, которая применяется для чистовой обработки поверхностей деталей:точение, сверление, строгание, фрезерование, шлифование_____________
2.Из приведенных показателей режима резания на токарном станке назовите такой, который зависит от скорости вращения ходового винта: скорость резания, величина подачи, глубина резания, чистота поверхности.
3.Выберите из нижеперечисленных типов клея наименее водостойкий :
Эпоксидный, казеинговый,карбамидный,резиновый,костный_________________________________
4.При пайке твердыми припоями в качестве флюса используется: канифоль, хлористый цинк, бура, нашатырь _________________________________________
5.Назовите инструмент, который используется для окончательной отделки поверхности металлических деталей: бархатный напильник, доводочный брусок, тонкая шлифовальная шкурка, тонкодисперсионные пасты _________________________________
6.Выберите материал, который применяют для стойкой прозрачной отделки изделий из древесины: воск, эмаль, политура, лак________________________
7.Основную часть используемой людьми электроэнергии создают: атомные электростанции, ветровые электростанции, тепловые электростанции, солнечные электростанции, приливные электростанции _____________________________________________
8.Сила тока измеряется в: вольтах, ваттах, киловаттах, амперах _______________________________
9.В радиовещании осуществляется передача: изображения, звука, изображения и звука, периодических сигналов_____________________________________
10.В приведенном списке только одна машина является в полном смысле технологической: трактор, токарный станок, автомобиль, подъемный кран________________________
11.Устройства управления и защиты в электрических цепях: выключатели, предохранители, магнитные пускатели, трансформаторы__________________________________________
12.В телевидении осуществляется передача: звука, изображения, изображения и звука, периодических сигналов _______________________________________________
13.Из приведенных показателей режима резания на токарном станке назовите такой, который зависит от скорости вращения ходового винта: скорость резания, величина подачи, глубина резания, чистота поверхности________________________________________
14.Выберите то направление строгания древесины, которое позволяет получить более гладкую поверхность: поперек волокон, против волокон, вдоль волокон, под углом к направлению волокон.
Практическое задание: прочитать технологическую карту этапов изготовление детского деревянного совка (технологическую карту даёт учитель)
Ответы на игровые задания по технологии
7-8 классы (мальчики)
1.шлифование
2.Величина подачи
3. костный
4.Бура
5.тонкодисперсионные пасты
6. лак
7.тепловые электростанции
8.амперы
9.звуки
10.токарный станок
11.выключатели, выпрямители, магнитные пускатели,
12. Изображения и звук
13.величина подачи
14.вдоль волокон
За каждое правильно выполненное задание учащийся получает 1 балл
ВВЕДЕНИЕ
Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого общества.
Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует формированию творческого потенциала учащихся. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности. Но самореализация в образовательном процессе всегда несет в себе противоречия между необходимостью передачи молодому поколению все возрастающего запаса социально-значимого знания и соответствием его индивидуальному потенциалу каждого учащегося; между массовостью обучения и индивидуальным стилем учения; между усвоением знаний и способов действий и готовностью к творчеству.
Разрешение этих противоречий как переход из сферы возможного в сферу действительного осуществляется в процессе межсубъектных отношений, в которых происходит становление творческого потенциала учащегося.
Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей его формирования. Трудности, связанные с достижением цели воспитания творчества в учебном процессе, обусловлены тем, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным сторонам творчества, в настоящее время творчество как понятие сохраняет в себе некую неопределенность. Это накладывает отпечаток на решение проблемы становления творческой личности в жизни вообще и в процессе образования в частности.
Активность и новизна - это только поверхностные и вторичные характеристики творчества. Они обязательно проявятся в процессе межсубъектных отношений, если человек будет способен к поиску своего места в мире через осмысление и переосмысление своего опыта, выходя за рамки общепринятых шаблонов и основываясь на доказательной реальной взаимосвязи вещей и отношений. Творческий потенциал как характеристика, присущая каждому человеку, может выступать в этом случае мерой творчества и рассматриваться как готовность к самосозиданию.
Проблема творчества традиционно поднимается в философии, психологии, педагогике. Исследование проблемы творчества в философии и психологии велось то с позиции бессознательного, интуитивного, «высшего деятеля» (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, Я.А. Пономарев и др.), то сводилось только к сознательному, к активности личности, к получению нового результата (К.А. Абульханова-Славская, Д.Б. Богоявленская, Г.А. Давыдова, С.Л. Рубинштейн и др.), что не позволяло выработать критерий сочетания в творчестве логического и образного, сознательного и бессознательного.
Также проблема творчества поднимается в трудах современных ученых, таких как В.Г. Рындак, Л.В. Мещерякова, В.И. Андреев, С.Д.Смирнов.
Особую роль в развитии творческого потенциала отводят учителю. Доктор наук, профессор В.В Кузнецов в своей работе «Введение в профессионально-педагогическую специальность» четко смог изложить требования, предъявляемые к личности педагога, а также приводит конкретные формы и методы освоения квалификации.
Анализ педагогической литературы и изучение реальной педагогической практики показывают, что при ясном понимании необходимости научной разработки понятия «творческий потенциал» осмысление сущности этого понятия в рамках педагогической науки осуществляется односторонне, без опоры на широкую трактовку творчества как процесса межсубъектных отношений. Вопросы же, связанные с развитием творческого потенциала учащихся в учебном процессе как меры творчества, трактуемого в широком смысле слова, не были предметом специального исследования. В научной литературе недостаточно исследована заявленная тема, а также способы ее разрешения. Появление новых технологий усиливает актуальность нашего исследования: определение дидактических условий, соблюдение которых позволяет развивать творческий потенциал учащихся в учебном процессе.
Цель работы - раскрыть особенности развития творческого потенциала учащихся в учебно-воспитательном процессе по предмету «Технология».
Объект - развитие творческого потенциала личности школьника.
Предмет - формы и методы развития творческого потенциала личности учащихся.
Для достижения поставленной цели в соответствии с указанным объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ формирования и развития творческого потенциала учащихся по предмету «Технология».
2. Анализ условий развития творческого потенциала учащихся в процессе изучения предмета «Технология».
3. Определить потенциальные возможности внеучебной деятельности по предмету «Технология» в развитии интеллекта и творческих возможностей личности учащихся.
Глава I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
1.1. Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития
К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.
Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.
Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.
Можно сказать, что творчество - это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.
Потенциал (от лат. - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.
Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
В основе современной педагогической науки лежит понимание о человеке как о существе творческом. Именно в творчестве раскрывается его сущность как преобразователя мира, творца новых технологий и идей. В обществе все чаще и чаще, в связи с проблемой творчества, говорят о творческой личности, которую наделяют такими чертами, как направленность, самопознание, умение видеть проблему, анализировать ситуацию, мобилизовать знания, выдвигать гипотезы, оценивать результаты, критически мыслить и т.д.
Основным признаком творчества, как правило, считается доступный наблюдению продукт деятельности, имеющий характерные свойства: новизну, редкость, необычность, оригинальность, полезность и т.д. Сама же творческая деятельность, которой неизбежно касаются все исследователи проблемы творчества, определяется как процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества с наименьшей затратой времени и сил. Современная школа ищет новый контур понимания сути и назначения образования в целом. Должна ли она формировать у индивида научную картину мира, или обеспечивать профессиональную квалификацию, или учить мыслить, или «готовить к жизни»? При этом исследователями все чаще подчеркивается та мысль, что все эти цели частичные по отношению к целостности человека, исчерпываемые рамками социальной адаптации, и равнодушие к творческому потенциалу личности. Поэтому потенциальные способности многих учеников остаются нереализованными.
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммируемым нормам, что часто приводит к протесту против требований общества.
Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее. Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей учащихся.
Возрастные особенности - это наиболее характерные для каждого возрастного периода учащихся, особенности их физического, психического и социального развития.
На необходимость изучения и учета возрастных особенностей детей обратил внимание еще великий чешский педагог Ян Амос Коменский, который выдвинул требование строгого учета в учебно-воспитательной работе возрастных и индивидуальных особенностей детей и учащихся. Более того, это требование он возвел в ранг принципа природосообразности, согласно которому учитель должен, обучая и воспитывая ребенка, строго следовать природным законам его развития.
В том случае, если не будут учитываться особенности развития психики детей, будет невозможно правильно соотнести цель, мотивы и средства для достижения цели. Особого внимания требуют к себе мотивы деятельности, ведь собственно они определяют интерес к работе, возникновении проблемной ситуации и стремление к достижению цели. Однако учителю и руководителю внеклассной работы необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путем созерцания, но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.
В.А. Сухомлинский говорил: «Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту».
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.
В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
Однако творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
А детское творчество - это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы - все это в совокупности и составляют творческие способности.
Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя технологии - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся деятельности.
Практика показывает, что развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий.
1. Раннее начало.
2. Умная, доброжелательная помощь взрослого.
3. Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества
4. Мотивация задания.
Уроки технологии и творчества немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Сама комната или класс, где проходят уроки творчества, должна напоминать «мастерскую-Храм», куда ребенок спешит, чтобы созидать, выдумывать, творить и получать от этого удовольствие. Ведь все это является составным элементом для развития духовной и творческой личности. Весь арсенал средств должен работать на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить учащихся. Только тогда можно говорить о результатах творческой деятельности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных творческих способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной деятельности.
При организации трудового процесса на уроках технологии необходимо также учитывать следующие условия:
– учебный творческий цикл должен укладываться в определенное время;
– содержание творческой деятельности должно соответствовать уровню знаний, трудовых умений и навыков учащихся для определенного возраста;
– для поддержания нормального творческого процесса должна быть создана соответствующая современному уровню производства материально - техническая база и подобраны нужные кадры, владеющие методикой творческой работы с учащимися.
Данные условия требуются для того, чтобы создать для учащихся тот микроклимат, который позволит успешно выполнить поставленную перед ними задачу.
Процесс творчества есть выход за пределы стереотипов. Исследователи убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и убежденность.
Таким образом, у творческих людей можно выделить следующие черты:
- независимость -- личностные стандарты важнее стандартов группы;
- беспристрастность оценок и суждений;
- открытость ума -- готовность поверить своим и чужим фантазиям;
- восприимчивость к новому и необычному;
- высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям;
- конструктивная активность в этих ситуациях;
- развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - чувство тайны, которую хочется разгадать. Командные методы в творчестве не срабатывают, эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества - огромная радость, которая дает и ученику, и учителю новые нестандартные решения творческих задач.
Особую роль в развитии творческого потенциала учащихся играет личность учителя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу подрастающего поколения. Школа должна научить не только логическому, но и творческому мышлению, развить чувства.
Во-первых, задача учителя заключается в том, чтобы повысить уровень детского восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А, во-вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога - научить ребенка творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя. В.А. Сухомлинский считал, что дух исследования, пытливости и любознательности - вот что пробуждает у детей интерес к труду. Он считал, что умение только тогда станет интересным увлекательным, «если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры». Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Профессионально-педагогическая деятельность творчески работающих учителей связана с качеством выполнения следующих функций: формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, исследовательской, общественно-политической, аналитической.
Изучение готовности учителя к реализации указанных функций на творческом уровне осуществлялось методом моделирования, наблюдения за реальным учебно-воспитательным процессом, проведением деловых игр различных модификаций, методом экспертных оценок. Установлено, что, реализуя формирующую функцию, учитель строит учебно-воспитательный процесс на методологической основе; свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и использует их как основу в своей практической деятельности; имеет прочные и разносторонние знания по своему предмету, значительно превышающие знания программы; свободно ориентируется в специальной и методической литературе, творчески ее использует; преподает с увлечением, испытывает потребность в педагогической деятельности; творчески использует формы и методы учебно-воспитательного процесса и создает свои; умело стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся; обеспечивает глубокие и прочные знания учащихся по своему предмету, стремится к достижению высокого уровня воспитанности учащихся.
Творчески работающий учитель проявляет большой интерес к диагностической деятельности. При изучении личности учащегося и коллектива он руководствуется методологическими принципами, использует различные методы и конкретные методики, может всесторонне охарактеризовать личность и коллектив. Функция прогнозирования реализуется на основе владения глубокими знаниями из области закономерностей формирования личности и коллектива; учитель знает «зону ближайшего развития» каждого ученика и на этой основе строит свое взаимодействие с ним, подходит к нему с «оптимистической гипотезой»; строит учебно-воспитательный процесс с учетом диагностических данных и перспектив.
Учитель, реализующий на творческом уровне конструктивную функцию, обнаруживает стремление к целевому комплексному планированию своей деятельности на основе знания теории управления, психологических и дидактических основ построения учебно-воспитательного процесса.
Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка.
1. Интересы ученика, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.
2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный, характерный образ, он решает истинно творческую задачу.
3. При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность. А именно, детское творчество особенно ярко проявляется в игровых уроках, в уроках - сказках.
4. Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.
Таким образом, с педагогической точки зрения, понятие «творческий потенциал» можно рассматривать, как совокупность знаний, умений, способностей и стремлений человека преобразовать окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. При этом в процессе формирования и развития этих качеств личности необходимо учитывать особенности первичной и вторичной креативности. Первичная креативность предполагает достижение состояния «творческого озарения», «душевного подъёма», в результате которого могут появиться творческие идеи. Вторичная креативность требует доведения результата «творческого озарения» до стадии завершенного продукта творчества. Для формирования первичной креативности необходимыми качествами являются: развитие воображения, душевно-эмоциональный порыв, творческая рефлексия и пр. А для достижения состояния вторичной креативности к перечисленным качествам необходимо добавить профессиональное владение «инструментарием», доскональное знание дела, а также трудолюбие, самоотверженность и волевые качества. Поэтому процесс формирования и развития творческого потенциала учащихся необходимо строить с учётом этих особенностей первичной и вторичной креативности.
1.2. Разнообразие приемов и методов развития творческого потенциала по предмету «Технология»
Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.
Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.
Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.
Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.
Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач. Естественно, любой риск таит в себе массу опасностей, в том числе и для физического здоровья. Но здесь встает вопрос, который Я. Корчак (1979) сформулировал как проблему выбора между физически здоровой, но неразвитой личностью (недоличностью) и созданием условий для личностного развития, но с риском ущерба для здоровья, а иногда и жизни человека. Исследования показывают, что склонность к решению рискованных задач - одна из фундаментальных черт творческой личности (Петровский В.А. - 1992).
Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения.
Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.
Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа (Ильясов И.И. - 1992; Соколов В.Н. - 1995, и др.). Именно эвристическое образование, направленное на открытие, актуализацию ресурсов развития личности, утверждение смысло-жизненных мотивов, формирование креативных установок деятельности и т.д., способствует рождению творческой индивидуальности субъектов воспитания и обучения, выполняет главное предназначение образования.
Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником.
Для формирования творческого потенциала учащихся на занятиях трудового обучения, как правило, используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.
- репродуктивный (обяснительно-иллюстративный);
- воспроизводящий;
- проблемное изложение;
- частично поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими. Он основан на получении информации, которую ученик анализирует, самостоятельно прибегая к частично-поисковому методу. В ходе этого анализа возникают проблемные ситуации, решение которых может привести к исследованию.
В практике работы лучше всего методы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс более эффективным, а, следовательно, и творческим. В настоящее время определен ряд эффективных методов, использование которых в определенной системе позволяет развивать творческие способности учащихся и пробуждать их интерес к труду.
Большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает при-менение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.
Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:
1. Объяснение педагога. Этап теоретического осмысления работы.
Показ. Этап инструктажа.
Проба.
Выполнение работы - это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особое внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.
Контроль. На этом этапе работы учащихся проверяются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания, а также проявление творческого мышления (Е.Я.Гальперин).
Практические методы лучше других способствует приуче-нию учащихся к добросовестному выполнению задания, спо-собствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д. У учащихся формируется привычка тща-тельной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Рассмотрим подробнее содержание некоторых практических методов:
Конструирование - основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.
Решение творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, - побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.
Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта и т.д.) способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могут быть предложены учащимися и на этапе изготовления изделия.
Мыслительный эксперимент - один из наиболее эффективных методов формирования способности к исследованию у учащихся старших классов. На практике применяются два вида мыслительного эксперимента: первый является частью предварительной работы для проведения реального эксперимента, второй представляет собой организацию и проведение идеализированного эксперимента, который на практике осуществить невозможно. Мыслительный эксперимент важен для развития творческого воображения и эвристического мышления. Школьник оперирует пространственными образами, мысленно ставит то или иное изделие в различные положения и подбирает такие ситуации, в которых, как и в обычном опыте должны проявиться наиболее важные особенности данного предмета.
Одним из результативных методов решения творческих задач является мозговая атака или мозговой штурм. Суть данного метода основывается на следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5-8 человек и каждому предложить независимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской и рационализаторской задачи, то в сумме получим идей меньше, чем, если предложить этой группе коллективно высказать идеи по этой же задаче. Во время сеанса мозговой атаки происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву, что позволяет найти решение той или иной задачи. Универсальность метода мозговой атаки позволяет с его помощью рассматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере она не возникла.
В середине 50-х годов Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска творческих решений - синектика. Этот метод актуален и на сегодняшний день. В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнообразных элементов». Суть метода заключается в том, чтобы найти близкий по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действия (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических. Данный метод помогает учащимся путем сравнения с аналогичным предметом из другой области знаний получить необычные решения.
При выборе методов работы преподаватель должен хорошо представлять себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы.
Для этого удобно использовать шкалу, отражающую пять уровней творческой подготовленности учащихся:
1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.
2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему.
3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.
4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление.
5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.
Необходимо отметить, что сформулированные уровни творческой подготовленности следует использовать не для оценки творческого потенциала школьника, а для учета преподавателем возможностей творческого продвижения каждого учащегося и дифференцированного подхода к использованию имеющихся методов и приемов включения учащихся в творческий процесс.
Одним из наиболее эффективных методов формирования творческого потенциала является метод проектов. Творческий проект на уроках технологии - это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.
В образовательной области “Технология” (трудовое обучение) использование метода проектов способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации.
Использование данных методов привело к нестандартным подходам организации учебных занятий, используя инновационные технологии.
Формы организации обучения (организационные формы) -- это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Нестандартные занятия -- это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее рас-пространенные типы нестандартных уроков:
- уроки-соревнования
- уроки типа КВН
- уроки с групповыми формами работы
- уроки творческие отчеты
- уроки-конкурсы
- уроки-фантазии
- уроки-игры
- интегральные уроки
Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии, хотя сегодня мы встречаем их и в списке нестандартных уроков. Экскурсия -- древняя форма учебной работы, поэтому требования к экскурсиям хорошо разработаны.
Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы обусловливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также соображениями безопасности и охраны здоровья учащихся. Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и комплексные, включающие тематику нескольких смежных дисциплин.
Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен всесторонне подготовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскурсии указывается тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжения, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов экскурсии. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану -- наблюдение, составление соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала и т.д.
Такие формы обучения позволяют способствовать развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия.
Таким образом, можно сделать вывод, что многообразие форм и методов, рассмотренных в научной литературе, дает право использовать их в практике на любом из разделов предмета «Технологии», а также во внеучебное время.
Глава II. ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
2.1. Методы формирования творческого потенциала личности в процессе обучения по предмету «Технология»
Как известно, главный труд детей - учеба и для того, чтобы воспитать у учащихся творческие черты личности, нужно делать его творческим. Повышение творческой активности во многом зависит подготовки школьников к творческой деятельности. Огромную роль в этой деятельности играет учитель технологии. На своих уроках, во внеклассной работе он должен формировать у школьников знания, развивать творческие способности, воспитывать у них черты личности, необходимые в дальнейшей жизни.
Урок как основная форма организации обучения школьников прошел длительный путь своего становления и совершенствования. Многие ученые, учителя обращали внимание на его недостатки (передача готовых знаний, отсутствие связи между различными уроками, доминирующая роль учителя на уроке, отсутствие диалога в обучении, недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся и др.). Поэтому всегда продолжались поиски совершенствования структуры урока, его организации и проведения, обращалось внимание на согласование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока.
В настоящее время совершенствование урока обусловливается современными целями обучения, воспитания и развития творческой, высоко нравственной личности, особенностями совместной деятельности учителя и учащихся по достижению запланированной цели. Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний по тому или иному учебному предмету, приобретение умений и навыков, но в большей мере на развитие у них творческих способностей и склонностей, учет интересов и стремлений каждого учащегося. Он отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения.
Уроки технологии - это особые занятия и требования к ним особые. Они должны строиться по законам искусства. Отсюда и ряд особенностей, где решаются нравственно-эстетические задачи воспитания. Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока в осмысленной творческой деятельности - это первые шаги, начальный этап вхождения в «Храм искусства».
Школьный учитель должен тонко чувствовать своих учеников, бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в этот прекрасный и разнообразный мир. Как важно, чтобы маленький творец поверил в свои силы, не вздрагивал, не прятал свою работу от посторонних глаз, а уверенно и спокойно вел ее к завершению. Ведь творчество - это сокровенный процесс, в ходе которого человек обнажает свою душу.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии выделены следующие виды работ: конструирование и моделирование одежды, вязание, вышивка, лепка, аппликация, проектная деятельность, изонить, работа с природными материалами.
Выполнить все работы, запланированные по этим разделам, при обычной часовой сетке невозможно. Ведь на уроки технологии отводится 2 часа в неделю. И если все эти разделы изучать последовательно, один за другим как самостоятельные, то для запланированного результата этого времени, конечно, недостаточно. Однако есть путь, который позволяет большое количество учебного материала успешно усвоить за сравнительно небольшое количество времени: выделить в каждом разделе общие знания, принципы, правила работы, используемые в различных видах деятельности, и сосредоточить на них основное внимание. Таким образом, будет реализовываться общедидактический принцип межпредметных связей, учитывая возможности и содержание учебного материала уроков технологии.
Особенностью обучения на уроках технологии является то, что существуют два основных подхода: академический и свободный (творческий).
В первом случае детей учат создавать объекты в соответствии с требованием профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети приобретают практические навыки, полезные для многих специальностей, развивают мелкую моторику, что полезно в житейских ситуациях. Но они не получают опыта решения творческих задач, не приобщаются к искусству, как таковому. Это нужное обучение. На таких уроках ученики осваивают новую технику - работу красками и кистью, графическими материалами (карандаш, перо, уголь), материалами для работы в объеме (бумага, ножницы, пластилин, природные материалы, картон), то есть получают те основные навыки, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно на каждом этапе обучения. Но это обучение без творчества.
Во втором случае детям создают благоприятные условия и среду для творчества, не оказывая особого академического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общение с уже известными художественными материалами, при помощи которых создаются интересные образцы. При таком подходе развивается воображение, эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир. Но творчество без обучения особым графическим навыкам невозможно.
Для того чтобы ученик «вступил во владения» собственным творческим потенциалом нужно использовать оба подхода, чтобы путь творческого развития был целенаправленным и полным, а ребенок смог использовать весь арсенал художественных средств и свое воображение, мог не только фантазировать, но и воплощать задуманное путем изобразительных навыков, полученных на академических уроках.
В ходе данного обучения нужно отметить несколько моментов, важных для обучения на уроках.
1. Перед детьми с первых шагов обучения должна ставиться задача на «выразительность», все более усложняющаяся по содержанию, касающаяся цвета, формы, материала. Решая такие задачи, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий профессионал.
2. Творческое развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает технологию искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.
3. Необходимо пробуждать у ребенка личную заинтересованность в творчестве. В этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла ребенка.
На уроках технологии решаются вопросы эстетико-познавательного воспитания открываются широкие возможности для творческого развития учащихся, формируются эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление. Задача таких уроков разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем творческое начало.
Для проявления интереса к творчеству на практике использовались следующие принципы:
1. Принцип гуманизации воспитания. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. Очень важным было то, чтобы на уроках технологии звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда, процесс восприятия искусства, в общем, и творческой задачи в частности, приобретает желанную форму и помогает ученику раскрыть себя.
2. Принцип толерантности. Сюжет работы учащихся никогда не должен подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить. Если учащийся затруднялся творить, ему предлагалось создать, то, что было ему посильно.
3. Принцип осознанности. Знакомство с различными материалами. Ребенок, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. В различных технических средствах ребенок находит удовольствие, обогащая свои познания о мире. Каждый ребенок в детстве строит, изображает, украшает. Умение фантазировать и созидать - это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой ученик уверенно и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить его этими знаниями для его открытий.
4. Принцип самостоятельности. Использование элементов творческой игры на уроках. Здесь можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры - это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и даже страсть.
5. Принцип личностного подхода. Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности.
Практика показала, что все эти принципы развивают интерес к творчеству. Если через уроки технологии добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научить ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полной. Именно тогда развивается нравственный и духовный аспект, а также творческий потенциал ученика, что немаловажно. И каждый раз вместе с детьми нужно радоваться их маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее. Что делается в душе ребенка на уроке? Только педагогическая проницательность и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать эту великую работу - труд души, которая поднимает еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры.
15