Методическая разработка поэтического вечера Свеча горела…
Методическая разработка
литературного вечера
«Свеча горела…»
Пояснительная записка
В формировании общих компетенций важную роль играет художественная литература разных жанров, особенно поэзия.
Обращение к вечным ценностям способствует воспитанию у студентов стремления к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовывать свои творческие возможности. Данное мероприятие позволяет студентам познакомиться с произведениями, не входящими в основной курс литературы, а также принадлежащих к разным эпохам, культурам.
Тема литературного вечера дает возможность обратиться как к русской, так и к зарубежной поэзии: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Толстого, И. С. Тургенева, А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Ю. Друниной, В. Тушновой, В. Высоцкого, Э. Асадова, В. Шекспира, А. Данте, Ф. Петрарки и других писателей. На примере творчества писателей есть возможность увидеть и осознать гармонию чувств и слов; пробудить стремление познавать прекрасное; развивать потребность в реализации собственного творческого начала.
Целью проведения данного мероприятия является развитие познавательных и творческих интересов у студентов, формирование общечеловеческих ценностей.
Способность к эстетическому восприятию произведений искусства, пониманию их идейного своеобразия помогает формированию у студентов таких профессионально важных качеств личности, как любовь, доброта, милосердие и сострадание, сочувствие, толерантность, ответственность и добросовестность, отзывчивость, чуткость, понимание, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Подготовка к литературному вечеру способствует:
- развитию умений работать с дополнительной литературой и другими информационными ресурсами;
- повышению интереса студентов к изучаемой теме;
- развитию умений выступать перед аудиторией, участвовать в ролевых играх.
Мероприятие представляет собой литературный экскурс в мир художественной литературы о вечных ценностях, о тонких струнах человеческой души. В рамках литературного вечера проводится конкурс, включающий две номинации:
- художественное исполнение стихотворений;
- исполнение стихотворений собственного сочинения.
Использование сюжетно-ролевых игр, истории рассказчиков об интересных страницах жизни русских поэтов и композиторов, заслушивание романсов и произведений классической литературы способствует созданию атмосферы салона 19 века.
Знакомство с жизнью и творчеством великих писателей отражено в рамках литературного вечера и в творчестве поэтов 20 века.
Вид мероприятия: литературный вечер-конкурс
Продолжительность: 60 минут
Задачи:
1.Совершенствовать навыки выразительного чтения;
2.Способствовать формированию коммуникативных навыков и профессионально-важных качеств личности: милосердие, ответственность, толерантность.
3.Способствовать формированию умения самостоятельно добывать информацию, используя дополнительную литературу;
4.Способствовать формированию нравственных качеств личности на примере жизни и творчества русских писателей.
Ожидаемый результат:
- У студентов повысится интерес к изучаемой дисциплине;
- Студенты расширят знания по разделам «Поэзия 19 века», «Проза 19 века»;
- Студенты совершенствуют навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, умения сравнивать, обобщать, анализировать.
- Студенты совершенствуют коммуникативные навыки.
Внутрипредметные интегрированные связи:
Поэзия 19 века
Поэзия 20 века
Проза 19-20 веков
Зарубежная литература 19-20 веков
Межпредметные интегрированные связи:
Профессиональная культура устной и письменной речи
Информатика
История
Методическое и материально-техническое оснащение:
1. Методическая разработка для преподавателя.
2. Выступления студентов.
3. Видеофрагменты
4. Музыка с компакт-диска «Golden Instrumental»
5. Ноутбук
6. Проектор
Технологическая карта
I. Вступительное слово преподавателя - 3 мин.II. Основная часть - 55мин.
1. Инсценировка - 5 мин.
2. Стихи и проза о любви с видефрагментами - 15 мин.
3. Чтение стихотворений (1 номинация конкурса) - 17 мин.
4. Чтение собственных стихотворений (2 номинация конкурса) -8 мин.
5. Сценка из повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» - 3 мин.
6. Работа жюри по подведению итогов и объявление победителей - 5 мин.
III. Заключительное слово преподавателя - 2 мин.
Содержание литературного вечера и методические указания к его проведению
Под музыку песни на слова Б. Пастернака «Зимняя ночь» участники вечера входят в зал и рассаживаются за столиками. Зал оформлен в стиле вечернего салона.
На протяжении всего вечера на экране заставки горящих свечей, которые сменяются видео к некоторым романсам.
1. Вступительное слово преподавателя.
«Литературный вечер-конкурс, посвящённый поэзии, весне, любви и дружбе…». Что может быть прекрасней? Представьте себе ... мир, где существуют только тёплые чувства, любовь, весна! Об этом писали люди всех времен и народов.
II. Основная часть
На фоне музыки Вальса «Метель»
Ведущий Тихий, морозный зимний вечер. В высоком небе сияют далёкие звёзды. Светит луна. Слегка серебрится снег… А в гостиной слышатся звуки музыки (Вальс Свиридова «Метель»).
Ведущий Добрый вечер, дамы и господа! Мы пригласили вас в нашу уютную гостиную на литературный вечер - конкурс «Свеча горела…», посвящённый всему прекрасному, удивительному, пленительному, чарующему и волнующему самые потаённые струны нашей души. Тихими зимними вечерами представители интеллигенции собирались в уютных гостиных, делились светскими новостями, раскладывали пасьянс, музицировали. И мы сегодня постараемся передать, воссоздать ту атмосферу. Из мира повседневной суеты и обыденности мы перенесемся в атмосферу таинственного, загадочного и поэтического.
Ведущий Часто музыкальные гостиные посещали именитые гости. И сегодня нас почтила своим вниманием великолепная графиня Сен-Жермен, родственница знаменитого мага, алхимика и астролога графа Калиостро. Она прибыла к нам из тех времён, когда романс только зарождался.
Графиня: Я приветствую вас, господа. Я просто счастлива, что могу присутствовать в таком блистательном обществе.
Ведущий Графиня, мы надеемся, что вы расскажите нам об истории романса.
Графиня: Как же я могу отказать вам? Романс – это песня, исполняемая на романском языке. Ведь он родом из солнечной Испании. Отсюда он распространился по всей Европе. А в начале XVIII века он попал в Россию из галантной Франции. И здесь по -настоящему расцвёл. Ведь это был золотой век русской поэзии. Жуковский, Пушкин, Лермонтов… Ах, какие были времена…
Под мелодию песни «Только раз»
Графиня: Мне помнится, граф Орлов привёз из Молдавии цыганский хор, пение которого, ему весьма полюбилось. Но цыгане имели мало личных песен, и тогда они стали петь песни русских авторов. Но так мастерски, что их, право, можно было принять за их собственные. Вот, к примеру, «Мой костёр», «Только раз».
Ведущий Графиня, душечка, я знаю, что ваш родственник Калиостро открыл вам множество своих тайн и научил читать звёзды. Может, Вы расскажете нам, что обещают нам небесные светила в этом году.
Графиня: Я с удовольствием открою Вам эту тайну.
Всем участникам литературного салона я дарю литературный гороскоп на 2017 год. На этом разрешите проститься с Вами. До свидания.
Ведущий Прощайте, графиня! А мы продолжим наш вечер, послушаем истории о рождении некоторых романсов.
Видео «Я помню чудное мгновенье»
Рассказчик: Осенью 1825 г. А. С. Пушкин находился в своём селе Михайловском Псковской губернии в ссылке. Здесь он испытал незабываемые минуты счастья и творческого вдохновения. Когда - то, ещё в 1819г., в Петербурге поэт встретил на балу у Олениных 19 - летнюю красавицу Анну Керн. Когда бал окончился и гости разъезжались, влюблённый Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз, чтобы проводить Керн, и стоял на крыльце, пока она не уехала. С тех пор А. С. Пушкин и А. П. Керн больше не виделись. И велика была радость поэта, когда у своих друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн, такую же обаятельную и красивую. Они вспомнили Петербург, юношеские годы. На следующий день Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить Керн и передал ей недавно напечатанную главу романа «Евгений Онегин». Между страницами был вложен небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновение…», посвящённое А. П. Керн.
На экране проецируется портрет М. И. Глинки
Видео «Я встретил вас…»
Рассказчик:
Прошло почти 15 лет. В марте 1839 г. Композитор М. И. Глинка, удручённый разладами в своей семье, часто навещает свою сестру Марию Ивановну Стунееву в Смольном монастыре, где управляющим работал её муж Дмитрий Степанович. Там композитор встретил молодую девушку. Это была дочь Анны Петровны Керн – Екатерина Ермолаевна. М. И. Глинку поразила её печальная задумчивость, созвучная его настроению. Однажды композитор обратился к А. П. Керн и попросил слова стихотворения А. С. Пушкина, посвящённого ей. Он написал романс «Я помню чудное мгновение…», в котором выразил чувства, владевшие поэтом.
Рассказчик: На стихи Ф. И. Тютчева создано много красивых, лирических романсов. В 1823 г. находился на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он знакомится с 16 -летней Амалией фон Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха – Вильгельма III. Она была побочной сестрой дочери этого короля – русской императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Ф. И. Тютчев влюбляется в юную красавицу. В 1824 г. он написал стихотворение «Твой милый взор, невинной страсти полной…», посвящённое Амалии. В нём есть строки:
Как жизни ключ, в душевной глубине
Твой взор живёт и будет жить во мне:
Он нужен ей, как небо и дыханье…
В 1825 г. поэт уезжает в отпуск в Россию. А красавица Амалия, чьи портреты висели в галерее европейских красавиц у баварского короля Людвига I, чьей красотой и обаянием восхищались Г. Гейне, А. С. Пушкин и царь Николай I, выходит замуж за сослуживца Ф. И. Тютчева – А. С. Круденера. Поэт по- прежнему любит её и всю свою жизнь будет дружен с ней. В 1870 г. в немецком курортном городе Карлсбаде произойдёт встреча Ф. И. Тютчева и Амалии Круденер. После этой встречи поэт написал стихотворение «Я встретил вас…». Положено на музыку, оно стало популярным романсом.
Видео «Утро туманное»
Рассказчик: Я хочу рассказать о замечательном произведении Ивана Сергеевича Тургенева. Его перу принадлежат прекрасные стихи, ставшие впоследствии романсом:
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые…
Рассказчик: Да, романс удивительной красоты, пронизанный грустью.
Рассказчик: Создание его обычно связано с именем французской певицы Полины Виардо, с которой Тургенев познакомился во время её гастролей по России. Впервые увидев в опере 22 -летнюю примадонну, Иван Сергеевич внезапно ощутил, как чем-то несказанно близким повеяло на него от глубокого чистого голоса. Так зарождалась любовь, которой суждено было продлиться всю оставшуюся жизнь Тургенева.
Рассказчик: Тургенев и Виардо познакомились, и с тех пор, когда это было возможно, Иван Сергеевич сопровождал Полину на гастролях как «добрый и дорогой друг». Он всегда был готов разделить с ней торжество успеха или беду неудачи. Когда же Тургенев находился далеко, Полина получала от него письма, полные искреннего восторга и, конечно, любви. Так продолжалось без малого 40 лет.
Рассказчик: Семья Виардо приглашают И.С. Тургенева в свой старинный, живописный замок в Париже. Тургенев жил в комнате с зелеными обоями. На столе деревенские цветы. Звучала музыка. Полина пела. Иван Сергеевич с ее мужем ходил на охоту. Здесь, как писал Тургенев, он провел самое счастливое время своей жизни.
Рассказчик: Тургенев выстроил себе дом в швейцарском стиле: нижний этаж в нем занимали гостиная и столовая, второй – кабинет, спальня была на третьем. Дом был увит зеленью, а из окна кабинета открывался великолепный вид на долину Сены. Полина Виардо и ее дочери ухаживали за больным Тургеневым как за родным человеком.
Рассказчик: Вот еще сведения о Полине Виардо: « Она вышла в черном кружевном платье. Я была поражена и гибкостью, и стремительностью, и грацией, разлитой во всей фигуре Полины Виардо, далеко не безукоризненно сложенной. Я сразу поняла то обаяние, которое вызвала эта великая артистка и очаровательная женщина. Прекрасны были у нее нос, лоб, волосы, придававшие верхней части лица вид камеи. Общий облик был пленителен. Немолодая женщина заслоняла собой и южную прелесть своих молоденьких дочерей».
Ведущий
Картины спроецированы на экране
Это всё этюды о любви, художественные зарисовки, соприкосновение с прекрасным. Любовные истории из жизни великих людей помогали создавать им картины, стихотворения, художественные произведения. Кто же не видел картину «Мона Лиза», «Девочка на шаре», «Мадонну с младенцем» и другие картины, ставшие достоянием всего человечества.
Ведущий
Вспомним флорентийца Данте Алигьери, 13 век. Неиссякаемая любовь к Беатриче с девятилетнего возраста. « Я испытал такую сладость, что уединился в своей комнате и начал размышлять об Учтивейшей. Так появилась книга» Новая жизнь». Известный поэт серебряного века посвящает сонет Беатриче.
Чтец: Сонет К. Д. Бальмонт «Беатриче»
Я полюбил тебя, лишь увидал впервые.
Я помню, шел кругом ничтожный разговор,
Молчала только ты, и речи огневые,
Безмолвные слова мне посылал твой взор.
За днями гасли дни. Уж год прошел с тех пор.
И снова шлет весна лучи свои живые,
Цветы одели вновь причудливый убор.
А я? Я все люблю, как прежде, как впервые.
И ты по-прежнему безмолвна и грустна,
Лишь взор твой искрится и говорит порою.
Не так ли иногда владычица - луна
Свой лучезарный лик скрывает за горою, –
Но и за гранью скал, склонив свое чело,
Из тесной темноты она горит светло.
Ведущий
Человек мечтает найти свою любовь. Она – источник жизни и вдохновения. Именно благодаря ей ученые делали открытия, люди физического труда совершали невозможное, художники писали картины, поэты слагали стихи…
Ведущий
Каков? – Таков: как в Африке, курчав и рус, как здесь, где вы и я, где север,
Когда влюблен – опасен, зол в речах.
Когда весна – хмур, не здоров, рассеян.
Конечно, это А. С. Пушкин. Как можно было не любить Наталью Гончарову?
Чтец: Н. Доризо «Наталья Пушкина»
Как девочка, тонка, бледна,Едва достигнув совершеннолетья,В день свадьбы знала ли она,Что вышла замуж за бессмертье?Что сохранится на векаТам, за супружеским порогом,Все то, к чему ее рукаВ быту коснется ненароком.И даже строки письмеца,Что он писал, о ней вздыхая,Похитит из ее ларцаЕго вдова. Вдова другая.Непогрешимая вдова –Святая пушкинская слава,Одна на все его словаТеперь имеющая право.И перед этою вдовойЕй, Натали, Наташе, Таше,Нет оправдания живой,Нет оправданья мертвой даже.За то, что рок смертельный был,Был рок родиться ей красивой…А он такой ее любил,Домашней, доброй, нешумливой.
Поэзия и красота –Естественней союза нету.Но как ты ненавистна свету,Гармония живая та!Одно мерило всех мерил,Что он ей верил. Верил святоИ перед смертью говорил:«Она ни в чем не виновата».
Ведущий
Именно она, Наталья Гончарова, вдохновляла Пушкина! Как красиво, нежно и восторженно писал сам Александр Сергеевич Пушкин о Наталье Гончаровой! Натали… Первая красавица в России, поэта, его Мадонна…
Чтец: Сонет А. С. Пушкин «Мадонна»
Не множеством картин старинных мастеровУкрасить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,Одной картины я желал быть вечно зритель,Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,Пречистая и наш божественный спаситель–
Она с величием, он с разумом в очах –Взирали, кроткие, во славе и в лучах,Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. ТворецТебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,Чистейшей прелести чистейший образец.
Ведущий:
А кому же принадлежало сердце Михаила Юрьевича Лермонтова? Вареньке Лопухиной. (Звучит «Аве-Мария)
Чтец: А. Дементьев «Лермонтов и Варенька Лопухина»
Они прощались навсегда,
Хотя о том пока не знали.
Погасла в небе их звезда,
И тихо свечи догорали.
«Я обещаю помнить вас…
Дай бог дожить до новой встречи…»
И каждый день, и каждый час
Звучать в нём будут эти речи.
Она его не дождалась,
С другим печально обвенчалась.
Он думал: «Жизнь не удалась…»
А жизнь лишь только начиналась.
Он ставит в церкви две свечи.
Одна – за здравие любимой,
Чтоб луч её мерцал в ночи,
Как свет души его гонимой.
Свечу вторую он зажег
За упокой любви опальной
И может, пламя горьких строк
Зажглось от той свечи печальной?
Две горьких жизни…
Два конца…
И смерть их чувства уравняла,
Когда у женского лица
Свеча поэта догорала.
«Тайна сия велика есть…», – повторяем мы порой старинную, возвышенную формулу о любви, повторяем часто бездумно, а нередко и иронично.
А это действительно тайна. И она, в самом деле, велика. Эта тайна явственно живет в стихах и письмах великих поэтов и писателей…
Чтец: Сонет 56 В. Шекспира
Проснись, любовь! Твое ли острие
Тупей, чем жало голода и жажды?
Как ни обильны яства и питье,
Нельзя навек насытиться однажды.
Так и любовь. Ее голодный взгляд
Сегодня утолен до утомленья,
А завтра снова ты огнем объят,
Рожденным для горенья, а не тленья.
Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки,
Пусть двое, выходя на берега,
Один к другому простирает руки.
Пусть зимней стужей будет этот час,
Чтобы весна теплей пригрела нас.
Ведущий
Да, это Шекспир. А кто ещё? Кто осмелится сравниться с Шекспиром и Пушкиным в поэзии о любви?
Великий Пушкин писал. А свеча все горела. Свеча – от слова «свет», своеобразный символ жизни. А воск, стекающий слезами, измеряет время и поэтических вдохновений, и любовных встреч…
Ведущий
Самое трогательное откровение можно написать только, когда и сам спрятан в полумраке комнаты, когда свеча освещает скрытые тайники твоей души.
И вот она одна. Все тихо. Светит ей луна. Облокотясь, Татьяна пишет и все Евгений на уме. И в необдуманном письме любовь невинной девы дышит.
Но день протек, и нет ответа.
Другой настал; все нет, как нет
Татьяна ждет; когда ж ответ?
Чтец: Отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (письмо Татьяны Онегину)
Ведущий
Свеча… Она горела и в летнюю ночь у Александра Пушкина, и в зимнюю ночь у Бориса Пастернака.
Видео «Зимняя ночь»
Издавна считается, что хранительницей домашнего очага, основой мира и согласия в доме была женщина. Она защищала своих домочадцев от любой скверны, была их наставницей и опорой.
У каждой эпохи своя женщина – женщина-воительница, женщина-просветительница, гражданка (в великом смысле этого слова), женщина-муза, идеал.
Ведущий
Все чувства женщины направлены к доброму началу, терпению и любви к ближнему. Литература, поэзия, живопись, музыка – все виды искусства того времени находили слияние в прекрасном поиске идеала, воплощенного в современнице.
Но разве о любви писали только мужчины?
Ведущий
Век XX, век бурь, потрясений и потерь, принес в литературу два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе переносили тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие свои стихотворения.
Лирика Ахматовой почти исключительно лирика любви. Сочетание нежности, которая могла показаться беззащитной, с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонацией отчаяния и веры, молитв и проклятий – все это отозвалось в ее творчестве.
Ведущий
«Ты шелест нежного листка»Ты – шелест нежного листка,Ты – ветер, шепчущий украдкой,Ты – свет, бросаемый лампадкой,Где – брезжит сладкая тоска.Ведущий
Мне чудится, что я когда-тоТебя видал, с тобою был,Когда я сердцем то любил,К чему мне больше нет возврата.
Чтец: А. Ахматова «Песня последней встречи»
Ведущий
Другая поэтесса, такой же огромной лирической силы – Марина Цветаева. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви в XX веке. Никто лучше, чем Цветаева, не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных любящих.
Глубина мысли в стихах Цветаевой подчеркивает: женщина всегда права, когда страдает, женщина всегда прекрасна, когда любит.
Ведущий Сколько б ни писали, ни говорили о любви, всегда есть что-то недосказанное, что-то очень важное.
Чтец: М. Цветаева «Вот опять окно»
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - песнь поют.
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Крик разлук и встреч
Ты окно в ночи.
Может - сотни свеч,
Может - три свечи.
Нет и нет уму
Моему покоя
И в моем дому
Завелось такое.
Помолись, дружок,
За бессонный дом,
За окно с огнем.
Ведущий Так могли писать о любви лишь поэты «серебряного века». В суровый 20 век российские женщины, были не только поэтессами, прошли всю войну санинструкторами, медсестрами и врачами. Это Юлия Друнина и Вероника Тушнова. Эдуард Асадов посвящает искренние строчки большой любви Веронике Тушновой и Александру Яшину – известным поэтам 20 века.
Чтец: Э. Асадов Веронике Тушновой и Александру Яшину
Бывает так: спокойно, еле-еле
Живут, как дремлют в зиму и жару.
А вы избрали счастье. Вы не тлели,
Вы горячо и радостно горели,
Горели, словно хворост на ветру,
Пускай бормочет зависть, обозлясь,
И сплетня вслед каменьями швыряет
Вы шли вперед, ухабов не страшась,
Ведь незаконна в мире только грязь,
Любовь же «незаконной» не бывает!
Ведущий
Сергей Есенин совершенно прав:
«Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют».
Первая зародившаяся строфа поэзии была о любви, первая нота песни и романса – о любви, ещё Петрарка в своих стихах пел любовь:
Я вижу, я люблю. И здесь ты или нет –
Ты предо мной всегда. Всё тьма.
Один лишь свет – любовь! Любить всегда.
Чтец: С. Есенин «Заметался пожар голубой»
Заметался пожар голубой,Позабылись родимые дали.В первый раз я запел про любовь,В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь как запущенный сад,Был на женщин и зелие падкий.Разонравилось пить и плясатьИ терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,Видеть глаз златокарий омут,И чтоб, прошлое не любя,Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,Если б знала ты сердцем упорным,Как умеет любить хулиган,Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабакиИ стихи бы писать забросил,Только б тонко касаться рукиИ волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобойХоть в свои, хоть в чужие дали...В первый раз я запел про любовь,В первый раз отрекаюсь скандалить.
Картины изображаемого мира спроецированы на экран.
Под музыку «Венского вальса»
Рассказчик: Тысячи лет назад в человеческом жилище царил полумрак. В той жизни, открытой днем и погруженной в темноту вечером, был свой особый мир с блеском звезд и луны, было особенное сближение следящих при трепетном огоньке свечи.
Рассказчик: Никакие новшества и изобретения не смогли уничтожить желание погрузиться в созерцание живого пламени свечи. Кто же мог подумать, что у маленькой свечи есть своя судьба, своя история. Свечи в их теперешнем виде появились еще на заре средневековья. Они освещали старинные замки и кельи.
Рассказчик: Пряный запах свечей витал над бесконечными маскарадами, освещая белоснежный фарфор отражаясь в венецианских зеркалах. Плавно колышутся полутени, льется мелодия тихого танца и что-то небесное, божественное есть в этих легких движениях, в этих скользящих улыбках, которые можно уловить лишь в отблесках свечей.
Видео к романсу «Было так – я любил и страдал»
Рассказчик: Многие романсы, написанные на стихи поэтов серебряного века стали известны во многом благодаря кинофильмам, в которых они прозвучали«Генералам 1812 года» одноимённый, «Под лаской плюшевого пледа», «Мне нравится».
«Было так я любил и страдал» из к/ф «Опасные гастроли»Рассказчик: Талантливый человек талантлив во всём. Высоцкий был выдающимся актёром, но и кроме того не менее талантливым исполнителем. Благодаря кинематографу, у нас есть возможность увидеть и услышать в его исполнении романс «Было так я любил и страдал» из к/ф «Опасные гастроли».Рассказчик:
Взойдет звезда, ей, как врачу
Поверишь юность, жизнь сначала
Все ж не спеши задуть свечу,
Что скромно быт твой освещала
Припомни: в вечер голубой
Ты сам нашел ее, дикарку
Ведь она была звездой
Лучистою, манящей, яркой.
Рассказчик:
Ты песни ей давно не пел
От сквозняков метались тени
Порою просто руки грел
Не видя пламени сиянья
Не грейте руки над свечой
Не в том ее предназначенье
Она всегда в родстве с мечтой
Она - источник вдохновенья.
Ведущий: Свеча - символ всего чистого и возвышенного, что есть в душе каждого человека и пока жива эта часть души, пока горит свеча, всегда есть место надежде, вере и любви.Видео. Слова и музыка Аллы Пугачёвой «Две свечи»
Ведущий И совсем юные исполнители включают в свой репертуар трогательные строчки о жизни и любви.
2 номинацию конкурса представляют начинающие авторы, студенты 1 курса:
1. «Метели в феврале».
2. «Первый снег».
3. Стихи о любви в стиле «рэп»
4. «Луч надежды».
Ведущий У нас на вечере еще одна именитая гостья. Это героиня из повести Александра Куприна «Гранатовый браслет».
Под звуки музыки Бетховена «Appassionato»
На сцене темно, имитация горящей свечи, девушка за столиком склонилась над письмом Желткова из «Гранатового браслета» Куприна и читает:
«Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.
Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Если Вы обо мне вспомните, сыграйте сонату D-dur N2, ор. 2.
Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки».
Девушка закрывает глаза. С последними звуками музыки гаснет свеча.
Ведущий Эта тайна явственно живет в стихах и письмах великих поэтов и писателей…
Звучит песня Андрея Макаревича «Пока горит свеча». Подведение итогов (жюри объявляет победителей).
Ведущий Литературный вечер подходит к концу. Мы благодарим наших рассказчиков, чтецов, начинающих авторов, жюри и, конечно, гостей. Наша гостиная закрывает свои двери. Но мы надеемся на новую встречу.
3.Заключительное слово преподавателя
На экране спроецирована репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Наверное, первые поэтические строки о любви были написаны при свечах. Мерцало пламя свечи, скрипело гусиное перо, а на листе белой бумаги появлялись слова искренних признаний. А впрочем, ничего не изменилось и сейчас…Борис Пастернак пишет:
Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочащая слякоть Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен Чрез благовест, чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.
Песня на слова Б. Пастернака «Никого не будет дома», муз. М. Таривердиева
Пока горит свеча – в нашем сердце живет надежда. Вспыхивает огонек свечи – и загорается в нашей груди внутренний свет доброты, веры и любви.
Разрешите завершить вечер замечательной песней на слова Б. Пастернака «Никого не будет дома» о способности любить и дарить счастье.