Конспект классного часа в 1 классе по формированию гражданской идентичности молодого поколения в условиях социокультурной среды Тема: « Кто я? Какой я?»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа№17 города Феодосии Республики Крым»
Конспект классного часа в 1 классе по формированию гражданской идентичности молодого поколения в условиях социокультурной среды
Тема: « Кто я? Какой я?»
Подготовила:
Филиппова Нина Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Феодосия
23 марта 2017
Тема.  Кто я? Какой я?
Цель. Учить детей осознавать себя как личность, видеть в себе и в других положительные и отрицательные черты характера, создавать условия для формирования терпимости между людьми.
Задачи. Формирование УУД:1. Личностные: 
- способствовать развитию умений исследовать качества своей личности; 
- создавать условия для формирования самостоятельности учащихся;- воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к себе и окружающим,стремление жить в гармонии с одноклассниками.2. Познавательные:
- создавать условия для формирования представлений об индивидуальных особенностях человека; 
- помочь учащимся познать свой внутренний мир;
- способствовать формированию первоначальных представлений о «Я» - концепции как психологической категории. 3. Регулятивные:- развивать умение разрешать внутренние разногласия, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным; - вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;- воспитывать стремление совершать добрые дела.4. Коммуникативные: – представление о том, что важно понимать друг друга;- уметь договариваться и разрешать конфликты;- уметь работать в парах, в группах.
Форма проведения: час общения. Методы: проблемно-поисковый; объяснительно-иллюстративный; практический; рефлексии; ассоциации.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, в парах.
Используемые технологии (элементы): 
интерактивные игры;
технология развития творческого воображения;
технология проблемного обучения;
здоровьесберегающие; 
ИКТ технология.
Оборудование:  запись песни «Улыбка», презентация «Будем добрыми всегда», карточки для работы в парах и группах, цветные карандаши, листы бумаги, вырезанные из бумаги сердечки, разделённые на сегменты, маленькие зеркальца.
Ход занятия
I. Организационная часть.
Приветствие, проверка готовности к занятию.
II. Мотивация познавательной деятельности.
- Отгадайте загадку:
В черном ящичке, друзья,
Поищите-ка меня.
Помогу вам в тот же миг
Рассказать о вас самих.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит.
А любому правду скажет,
Все, как есть, ему покажет. (Зеркало)
- Что же нам может рассказать волшебное зеркальце? Давайте попросим вежливо зеркальце:
«Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи?».
Возьмите зеркальце в руки. Рассмотрите внимательнее себя. Что вы можете рассказать о себе? Какие у вас волосы, глаза, уши, нос? Что вам нравится в себе? А теперь улыбнитесь себе. (Звучит песня «Улыбка»). Приятно вам смотреть на себя улыбающегося? А людям, как вы думаете, приятно смотреть на улыбающегося человека?
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я очень надеюсь, что у нас сегодня не будет грустных лиц. Ведь мы собрались на час общения.
III. Целеполагание. 
- Ответьте, пожалуйста, на непростой вопрос: " Кто ты?». (Я - девочка. Я – мальчик. Я – ученик. Я – человек.). - Что же представляет собой это маленькое слово «Я »? Ещё в древние времена люди пытались понять, «кто они?». Древний мыслитель Цицерон сказал: “ Чаще заглядывай в самого себя”.
- Сегодня мы попробуем заглянуть в себя и концу занятия ответить на 2 главных вопроса: «Кто Я? Какой я?». 
IY. Организация познавательной деятельности.- Человек – это самое простое и самое сложное. Человек – клубок тайн. Мы постараемся сегодня распутать этот клубок, раскрыть тайны человека. Раскрыв тайну, мы будем закрашивать 1 пазл сердечка (у каждого ученика вырезанное сердечко) любым цветом. Тайна 1. Имя человека. 
- Откуда у человека имя? ( Его дают нам наши родители).Люди, которые подарили нам жизнь, мама и папа, дарят нам в подарок имя. В нашем классе 28 учеников, а имён – 23. Почему? В нашем классе 3 Дмитрия, 2 Богдана, 2 Ульяны, 2 Арины. - А для чего человеку нужно имя? А что вы знаете о своём имени? А вам нравятся ваши имена? 
Очень много в нашем классе греческих имён: 
Полина – благословение. 
Арина – мир. 
А это имя в переводе с греческого переводится "всё будет хорошо" - Надя. 
Есть у нас мальчик, чьё имя с латинского переводится как великий – Максим. 
Удалось разгадать первую тайну? Закрасьте любой пазл сердечка. Тайна 2. Я – это Я! 
Практическая работа “ Учимся ценить индивидуальность”.
Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. Потом нижний левый уголок. Потом кусочек посередине по линии сгиба.
Разверните свои листы. Сравните листы друг друга.
Вывод: в природе нет ничего абсолютно одинакового. То же можно сказать и о человеке. Каждый человек неповторим и уникален. Вы вправе про себя сказать:
«Я такой один!».
- Чем люди отличаются друг от друга?
- Что в каждом человеке общего? (живое существо, разумное, испытывает чувства).
Упражнение “ Вот я какой!”. Представьте себе, что вы находитесь дома. Вдруг раздается телефонный звонок, вы берете трубку, раздается голос: “ Здравствуйте, с вами разговаривает редактор детской телевизионной программы “ Почемучка”. Я приглашаю вас к сотрудничеству. Мне бы хотелось узнать немного о вас”. Вам необходимо рассказать редактору о себе. Чтобы вам легче это было сделать, я предлагаю анкету « Вот я какой!»:
1. Меня зовут…
2. Мне… лет.
3. У меня…глаза
4. Мой любимый цвет…
5. Мое любимое животное…
6. Мои увлечения …
- Удалось разгадать вторую тайну? Закрасьте второй пазл.
Тайна 3. Много я.
- Мы с вами уже говорили о том, что каждый человек уникален. Уникальность наша состоит ещё и в том, что жизнь требует от нас, чтоб мы одновременно играли множество ролей.
Групповая работа (каждая группа собирает из букв слово и соотносит его со словами, записанными на доске).
1 группа школа – ученик
2 группа дорога – пешеход
3 группа библиотека – читатель
4 группа театр – зритель
5 группа магазин – покупатель
6 группа страна – гражданин
- Послушайте ещё стихотворение о тех ролях, которые мы играем ежедневно (заранее подготовленный ученик читает стихотворение): Я – ребёнок, сын и дочь, Внуками мы быть не прочь. Музыкант, художник, друг.Оглянись- ка ты вокруг. Забияки, храбрецы, И танцоры, и певцы. Хохотушки и болтушки, вредины и попрыгушки. Много – много разных « я» Знаешь ты, и знаю я. Разгадали эту тайну? Закрасьте третий пазл. Физкультминутка.
Игра: «Какой я».
Сейчас я буду зачитывать разные утверждения. Действие должен выполнить тот, кто обладает качеством, которое я назову.
• Встаньте те, кто считает себя добрым.
• Сожмите кулачки те, кто заботится о своем здоровье.
• Поднимите руки вверх те, кто помогает друзьям в беде.
• Присядьте те, кто считает себя сильным.
• Повернитесь направо те, кто любит учиться.
• Улыбнитесь те, кто считает себя симпатичным.
• Повернитесь налево те, кто выполняет свои обещания.
• Выпрямите спину и расправьте плечи те, кто уверен в себе.
- Молодцы, дружно выполняли все упражнения. В такой дружной компании мы и продолжим наше занятие.
Тайна 4. Тайна самого себя. 
-- Давайте познакомимся с интересным персонажем. Он живёт среди нас. Идеальный ребёнок. Отличный ученик. Прекрасный сын. Но иногда с ним происходят чудеса. Давайте выслушаем его и постараемся ему помочь.
Ученик (с табличкой «Идеальный ребёнок») читает стихотворение: В школе я всегда прилежен, Вежлив я и не небрежен. Хвалят все учителя, Говорят, что лучший я. Прихожу я лишь домой, Что случается со мной? И одежда, и тетрадки – Все со мной играют в прятки. На столе всё кувырком, Всё разбросано кругом. Могу прыгать по дивану 
И совсем не слушать маму… Могу папе нагрубить, Как такое может быть? Говорит моя семья, Что домой пришёл не я, Не прилежный ученик – Грубиян и озорник.Помогите мне, друзья, Где ж на самом деле я? 
- Давайте успокоим нашего героя, ведь такое бывает с детьми. А почему такое случается? ( В нашем «Я» есть положительные и отрицательные стороны). 
Работа в парах. "Город добрых поступков". - Поступки делаются на благо и пользу человеку. То, что вредит человеку, нарушает его права – плохие поступки. Сейчас проверим, сможете ли вы разобраться в плохих и хороших поступках. Карточки нужно распределить в две группы.
Хорошие поступки:• учить уроки• помогать друзьям• слушать учителя• говорить правду• быть вежливымПлохие поступки:• обижать младших• обзываться• жаловаться на кого-то• мешать кому-либо.- Есть ли люди без отрицательных черт?
От отрицательных черт надо постараться избавиться, нужно научиться владеть собой. Положительные надо воспитывать, развивать, взращивать.Золотое правило общения: «Относись к людям так, как ты хотел, чтобы люди относились к тебе». Надо быть внимательным по отношению к старшим, добрым, вежливым, воспитанным, тогда ваша жизнь и жизнь других людей станет веселей.Закрасьте пазл. 
Тайна 5. Тайна роста. 
- Сейчас осталось разобраться, что происходит с нашим «я» со временем.
Я вчера, я сегодня, я завтра. Если сравнить себя сегодняшнего с собой вчерашним, то в нас точно что – то изменилось.  Рост и развитие человека должно происходить без остановок. Нет предела совершенству.   Можем ли мы сразу изменить большое, общее «Я»? Почему? Вывод: Если каждый из нас изменится к лучшему, то станет лучше на всей земле. Закрасьте последний пазл.
Презентация «Спешите делать добро».  
Игра «Какие мы?»
- Собирайся, детвора: начинается игра.
Отвечайте хором «да», если согласны с ответом, и «нет» — если не согласны.
Вы смелые?
Вы умелые?
Вы красивые?
Вы ленивые?
Вы милые?
Вы счастливые?
Вы драчливые?
Вы послушные?
Y. Итог занятия.- Что вы сегодня о себе узнали? 
YI. Рефлексия.
- Покажите свои сердечки. Я рада, что вы свою жизнь видите в ярких красках. Пока маленьким является ваш мир, ваше « Я». Маленьким, хрупким, но таким красивым. Каким станет этот мир в будущем, зависит теперь только от вас. Всё в ваших руках! 
Прикрепите свои маленькие сердечки на наше одно большое сердце.
Молодцы, ребята, у нас получилось замечательное, красивое, доброе сердце.
 Успехов вам! Спасибо!


Чтение и обсуждение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное»
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Товарищей он бил. Девочек обижал. Собаке Пушку на хвост наступал. Кота за усы дергал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже бабушке грубил. Никого не боялся Вова. И этим очень гордился. Гордился, но недолго. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его все. Он побежал к девочкам. Но и девочки отвернулись от него. Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом поиграть, а кот на шкаф забрался. Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался. Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Наступило самое страшное, что бывает на свете: Вова остался один.
Вопросы для обсуждения:
— Почему Вова остался один?
— Какие поступки он не должен был совершать?
— Каким надо быть, чтобы не оставаться одиноким, чтобы у тебя было много друзей?