План-конспект для 5 класса: Атмосфера -воздушная оболочка Земли


Тема: Атмосфера – воздушная оболочка Земли, воздух, его состав.
Дата:
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы со свойствами воздуха, составом и строением атмосферы, значением воздуха для жизни на Земле.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация, видеоролик на тему Видеоролик «Зачем нужен воздух?» Формула Ума, Видеоролик «Атмосфера: состав и строение».
Ход урока:
Этап урока Содержание урока Методы, ФОУД
I. Орг. момент Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие. Знакомство с требованиями учителя, структурой, изучаемого предмета. Напоминание правил поведения на уроке, нормы выставления отметок. II. Всесторонняя проверка знаний - Какие оболочки Земли вы знаете?
- Что такое литосфера?
- Каково внутреннее строение Земли?
- Что такое гидросфера?
- Состав гидросферы. Фронтальная беседа. Слайд 2.
Проверка домашнего задания - Что было задано для работы домой? Кто не выполнил домашнее задание? Почему? Какие затруднения у вас возникли при подготовке к уроку? Что вы сделали, чтобы их преодолеть?
«Блиц- опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй- третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ- несколько секунд. 
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний. Сегодня мы приступаем к изучению новой темы – «Атмосфера – воздушная оболочка Земли, воздух, его состав».
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
- Какова цель нашего урока?
- Давайте вспомним, что вы уже знаете о воздухе?
- Где можно встретить воздух?
- Что вам известно о свойствах воздуха?
- А знаете ли вы о границах атмосферы?
- Можете ли вы назвать слои атмосферы?
Фронтальная беседа.
Запись в тетради темы урока. Слайд 2.
IV. Усвоение новых знаний. - Я всю землю обнимаю и от Солнца защищаю.(атмосфера)
- Атмосфера - воздушная оболочка, окружающая Землю (с древнегреческого «атмос»- пар, «сфера»- шар). Атмосфера существует и у других планет СС, но по своему составу они очень отличаются от нашей планеты.
Состав атмосферы:
Воздух – это смесь газов.
78% - азот;
21% - кислород;
1% - другие газы (углекислый газ, водяной пар, аргон и др).
- Зачем нужен воздух?
Значение атмосферы:
1. Дыхание живых организмов.
2. Защита от перегревания и от переохлаждения.
3. Защита от попадания небесных тел.
4. Защита от ультрафиолетовых лучей, губительных для всего
живого.
- Сегодня в отдыхе нам поможет воздух. Все упражнения выполняются стоя.
«Упрямая свеча». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую свечу ( на счёт 1, 2, 3, 4, 5).
Строение атмосферы:
Толщина воздушной оболочки Земли более 2000 км.
Тропосфера – 10-18 км. Самый нижний слой, прилегающий к земной поверхности, имеет толщину 10-18 км. За пределы этого слоя не залетают птицы, да и облака редко поднимаются выше. В этом слое атмосферы протекает жизнь всех живых организмов. В этом слое формируется погода.
Стратосфера - 50-60 км. На высоте 20 км находится озоновый слой, так называемый защитный экран, который поглощает часть ультрафиолетовой радиации Солнца. В стратосфере сосредоточено 20 % массы атмосферы. человека, животных и некоторых видов растений.
Мезосфера – до 80 км.
На высоте 80 км начинается термосфера. 
За термосферой – безвоздушное пространство. Здесь начинается космос. Загадка. Слайд 3.
Слайд 4-5. Запись в тетради.
Видеоролик «Зачем нужен воздух?» Формула Ума.
Слайд 6. Запись в тетради.
Физкультминутка.
Видеоролик «Атмосфера: состав и строение»
Слайд 7. Запись в тетради.
V. Закрепление - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Что такое атмосфера?
- Что такое воздух? Каков состав воздуха атмосферы?
- Каково строение атмосферы? Что вы можете сказать о тропосфере?
- Где находится озоновый слой? Какова его основная функция? Фронтальный опрос. Слайд 8.
VI. дом. задание § 16, стр 68-73, читать, пересказывать. Подготовить мини-доклад на темы: Смог, кислотные дожди, озоновые дыры, атмосферы других планет Запись в дневнике.
VII. Итог урока Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок.
- Какова была цель урока? Удалось ли её достигнуть?
- Какие затруднения возникали сегодня на уроке? Почему?
- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Фронтальная беседа.