Конспект урока литературного чтения «А.С. Пушкин Зима!.. Крестьянин, торжествуя…. Три вида рифмы – три разных образа»
Конспект урока литературного чтения «А.С. Пушкин "Зима!.. Крестьянин, торжествуя...". Три вида рифмы – три разных образа»
Цели урока: познакомиться со стихотворением А. С. Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”, с особенной формой рифмовки – “онегинская строфа”.
Задачи: рассмотреть виды рифмы (парная, перекрестная, охватная) в “онегинской строфе”, их сочетание и содержательность; учить детей видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, воссоздавать по ним образ, создаваемый автором произведения, понимать его мысль, почувствовать настроение; учить выразительному чтению стихотворения; развивать словесное рисование, обогащать и развивать чувственный опыт учащихся, расширять их словарный запас; формировать способность содержательно, точно, ярко, образно выражать собственные мысли и чувства; прививать любовь к чтению;
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения С. Маршака “Как поработала зима!”.
На доске оформлена выставка детских рисунков.
Вопросы по прочитанному:
– Какой вид рифмы использует автор в каждой строфе?
– Что вы скажите о рифмах?
– Какое настроение создает каждая рифма?
– Почему поэт использует в одном стихотворении разные виды рифм?
– Постарайтесь самостоятельно сформулировать тему урока. (Три вида рифмы – три разных образа).
3. Актуализация опорных знаний.
Для некоторых людей создание стихов – дело жизни. Эти люди – поэты.
Рассказ учителя о раннем творчестве Пушкина.
Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, урожденная Пушкина (1745-1818г.г.), была первой наставницей А. С. Пушкина в русском языке. По словам П.И.Бартенева, "...любила вспоминать старину, и от нее А.С.Пушкин наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии".
Люблю от бабушки московскойЯ слушать толки о родне.Об отдаленной старине.Могучих предков правнук бедный.Люблю встречать их именаВ двух-трех строках Карамзина.
В сельце Захарове (или Захарьине), о котором Пушкин долго сохранял приятные воспоминания, он слышал песни, видел хороводы и другие народные увеселения.
Интерес будущего поэта к народному творчеству окреп благодаря няне Арине Родионовне. Яковлева Арина Родионовна (1758 – 1828),крепостная. В 1799 году получила вольную, но предпочла остаться в семье Пушкиных. Когда–то она вынянчила мать Пушкина, а теперь нянчила всех ее детей. Женщина честная, преданная и очень умная, она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно рассказывала их своему питомцу.
4. Объявление темы и цели урока.
На этом уроке мы снова окунемся в поэтический мир произведений А. С. Пушкина. Жизнь поэта, как и любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлетов и падений, удач и промахов. Однако гению труднее, чем всем остальным, так как он наблюдательнее, видит то, что совсем близко, рядом, чего мы в повседневной жизни не замечаем, и рассказывает об этом в своих произведениях. Задача читателя, а значит, наша, – понять все, что стоит за словом.
– Постарайтесь самостоятельно сформулировать задачи урока. (Учиться выразительному чтению стихотворения; развивать словесное рисование, обогащать и развивать словарный запас)
5. Изучение нового материала.
1) Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”. (Аудиозапись)
2) Проверка восприятия. Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? Сколько их? (Словесное рисование)
3) Словарная работа. Этот отрывок из романа “Евгений Онегин” знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи Пушкина, тем сложнее учить детям это стихотворение наизусть, а это будет вашимдомашним заданием. Почему? Потому
что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых нам трудно нарисовать в воображении картину, запечатленную поэтом. Все непонятные слова необходимо объяснить.
Дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов. В известной детской песенке Р.Кудашевой “В лесу родилась ёлочка” мы уже встречались с этим словом: “Везёт лошадка дровенки, а в дровнях мужичок…”
Бразды – борозды, следы от полозьев на снегу.
Кибитка – крытый экипаж, повозка.
Ямщик – возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.
Облучок – толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.
Тулуп – долгополая меховая шуба (преим. овчинная, заячья).
Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.
Салазки – маленькие деревянные ручные санки.
4) Анализ стихотворения.
Вопрос Ответ Дополнение
Кто главный участник действия в первой картине? Крестьянин.
Почему крестьянин торжествует (радуется, ликует)? Стало ли крестьянину легче ездить? Почему “обновление пути” по свежевыпавшему снегу связано у крестьянина с каким-либо особым торжеством? Ответы детей Пушкин знал крестьянскую жизнь, и все, что связано в его поэзии с деревней, очень точно и совсем не случайно.
“Торжество” крестьянина относится не к “обновлению пути” по первопутку, а к выпавшему снегу вообще. В предшествующей первой строфе той же главы говорится:
В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа, Снег выпал только в январе На третье в ночь.
Если бы осенняя погода без снега простояла дольше, озимые бы погибли. Крестьянин торжествует и радуется снегу, ибо выпавшим снегом “на третье в ночь” спасен урожай.
Что ещё в этом отрывке подтверждает радость людей приходу зимы? На это указывает восклицание – Зима!..
Докажите, что крестьянин в этом году выезжает на санях в первый раз. Поскольку установившегося санного пути ещё нет, то “крестьянин обновляет путь”.
Как ведёт себя лошадка? Ответы детей. Малопонятны сейчас и следующие слова — “снег почуя”. Почему лошадь “чует снег”, а не видит? Почему она “плетется рысью как-нибудь”? Вот как отвечает на этот вопрос Дмитрий Михайлович Урнов – российский литературовед, доктор филологических наук, автор книг о конном спорте: “„Как-нибудь" означает здесь, как я понимаю, нехотя, боязливо, осторожно. Лошадь не любит неверной и незнакомой дороги, а снег только что выпал, под копытом ползет, попадается чернота — земля незасыпанная, и даже какой-нибудь знакомый пень или камень выглядит по-новому, пугает.
“Снег почуя”— лошадь, прежде всего и преимущественно все чует. Глаза у нее сравнительно слабые, слух неплохой, но главное — чутье”.
Итак, Пушкин знал крестьянский быт не как горожанин, а как житель деревни.
О чём говорится во второй части? Ответы детей.
Встречается ли в ней упоминание о лошадях? Кто же везёт кибитку? Прямо не говорится. Но мы понимаем, что кибитку везет лошадь или лошади.
А почему кибитка “удалая”? Кибитка движется очень быстро, поэтому Пушкин написал “летит”. Чтобы передать стремительность движения, поэт определяет слово кибитка эпитетом удалая, имея в виду не сам зимний экипаж, а лошадь, его везущую (метонимический перенос: кибитка удалая – лошадь удалая). На быструю езду указывают и слова “Бразды пушистые взрывая…”
Кто управляет кибиткой? Ямщик. Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях; на ямских станциях путникам и почтальонам меняли лошадей. Место ямщика, как мы уже знаем, находилось впереди крытой повозки, на облучке, и одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху.
Кто главный участник в третьей части? Дворовый мальчик. Кого же в те времена называли дворовыми? Не все крестьяне жили в деревнях и занимались полевыми и другими работами. Некоторые из них не пахали землю, не растили и не убирали хлеб, а прислуживали в барском доме, работали на господском дворе. Их называли дворовыми. Дворовый мальчик – сын крепостной прислуги сам маленький крепостной.
Чем занят дворовый мальчик? Катает на санках собаку.
Почему слово “жучка” написано с маленькой буквы? Ответы детей. Жучка – это не имя собственное, не кличка собаки, а только обозначение беспородной крестьянской собаки, поэтому Пушкин и пишет это слово с маленькой буквы.
Как вы считаете, будет ли мать ругать его за первые зимние проказы? Почему? Ответы детей.
5) Наблюдение над рифмами стихотворения – “Поэтическая мастерская”. Работа в группах.
Задание: какой рифмой Пушкин пользуется в первом четверостишии? Во втором? В третьем? В заключительном двустишии? Сопоставьте содержание картины, чувство и ритм. Сделайте вывод.
Вывод: В этом стихотворном отрывке перед нами, как мы выяснили, три картины, героями которых являются разные “лошадки”. Для каждой картины поэт выбрал свою рифму. Для первой лошадки, которая “плетётся …как-нибудь”, поэт выбрал перекрёстную рифму, может быть, чтобы подчеркнуть вялую монотонность её шага. Вторая лошадка несётся, летит – и поэт выбирает парную рифму для передачи её энергичного бега. Третья “лошадка” – дворовый мальчик – не плетётся монотонно, как первая лошадка, и не летит, как вторая, но бегает свободно, как хочет. Для создания этой картины автор использует охватную рифму, чтобы передать свободу передвижения. Последнее двустишье написано парной рифмой, которая сообщает строфе энергичный, подводящий итоги, характер.
Как вы думаете, почему А.С.Пушкин не захотел писать роман “Евгений Онегин”, с отрывком из которого мы сегодня познакомились, используя только одну какую-то рифму? Ответы детей. Роман – это крупное произведение о жизни многих людей, значит, в нём описываются разнообразные события, различные переживания, судьбы разных людей. Поэт не захотел писать одной рифмой, поскольку это сделало бы его роман однообразным. С тех пор весь поэтический мир называет эту строфу “онегинская строфа”
Сколько строчек составляет эта строфа, названая “онегинской”? 14
6) Выразительное чтение стихотворения. Несколько детей, по желанию, читают выразительно стихотворение.
7) Заключительное слово учителя. В знаменитом пушкинском отрывке всего 14 строчек и на весь текст только два эпитета (бразды пушистые, кибитка удалая). Других изобразительных средств в нём нет, но выразительность стихов от этого не становится слабее. Каждое слово в этом отрывке является значимым, имеет определённый смысл, выражает какие-то эмоции, а вместе слова создают образные, яркие, до мельчайших деталей выписанные картины русской зимы. Такой её видел А.С.Пушкин в XIX веке.
8) Домашнее задание. Выучить отрывок наизусть.