Безотметочное обучение и система оценивания в начальной школе.


Безотметочное обучение в начальной школе.
О безотметочном обучение первый заговорил Амонашвили »Для одних детей отметка Баба Яга ,а для других –добрая фея»
В первые Дни учебного года дети с желанием идут в школу, хотят учиться, но через некоторое время это желание у них пропадает. По целому ряду объективных и субъективных причин(способности, уровень подготовки, здоровье, психологические особенности)дети по разному усваивают материал ,соответственно, имеют разную успеваемость.
Для маленьких школьников «5» означает не только»Я хорошо пишу»,а ещё «Я хороший, меня любят».»2» означает «Меня не любят, я плохой».Тем самым с помощью отметки закладывается ложная основа самооценки .Ребёнок перестаёт думать о содержании обучения, а в первую очередь»зарабатывать хорошие отметки .Для «слабых» учеников отметка травматична , потому что фиксирует их не успешность в классе и создаёт эмоциональное напряжение в отношении с родителями Для «сильных» учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус становится главной задачей учёбы.
Всем известно ,что пятибалльная или какая-либо другая количественная шкала оценок является травмирующим элементом начального обучения.
Сегодня я хочу рассказать о безотметочном обучении в 1 кл.
Безотметочное обучение(оценивание)-система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников. Она предполагает отказ от пятибалльной системы отметки как формы количественного выражения результата оценочной деятельности учителя. Контроль и самоконтроль должны отражать качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учениками знаний по предметам ,но и уровень его развития.
В первом классе безотметочное обучение является обязательным. Однако имеет целый ряд затруднений в выборе способа и средств процессуального оценивания ,выделение критериальной базы для оценки достижений детей ,выстраивания схемы анализа результатов. Оцениваться должны не только знания ,умения и навыки ,но и творчество, инициатива. Оцениванию не подлежат личные качества учении кА. Оценивается работа ,а не её исполнитель.
С первого класса учитель должен создать определённое мнение в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично»,правильно ли она оценена,каково общее впечатление от неё. Таким образом,система контроля и оценки становится регулятором отношений школьников и учебной среды..Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов,но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего дости г, а что ещё предстоит достигнуть. Отметкой больше оценивается процесс обучения , отношение ученика к выполнению конкретной учебной задавчи. Оценочную деятельность учителю здесь необходимо сосредоточить вокруг развёрнутого словесно-описательного анализа процесса учения школьника и формирование его самооценки.
Словесная оценка(оценочное суждение) позволяет показать ученику динамику результатов учебной деятельности ,проанализировать его возможности и старания. Словесная оценка должна быть содержательной,с анализом работы, чёткой фиксации успешных результатов и раскрытием причин неудач. Оценочное суждение на первых этапах обучения заменяет, а далее сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также способы устранения недочётов и ошибок.
При отказе от выставления отметок ученикам 1-х классов нужно перестроить всю оценочную деятельность. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем не сразу. До их введения не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания_звёздочки, цветочки, разноцветные полоски и др.,так как они принимают на себя функции отметки и отношение ребёнка к ним адекватно цифровой оценки .Кроме того, отметкой оценивается результат какого –либо этапа обучения.В нашем случае ,дети только начинают познавать азы счёта, письма, чтения.
Переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы вызывает неоднозначное отношение детей, родителей ,учителей.
Десятилетиями сложившаяся система обучения даёт свои результаты. Дети идут в школу за пятёрками .Родители ,со своей стороны ,хотят видеть результат учёбы своего ребёнка в баллах .Очень удобно родителям и легко. За хорошую оценку -поощрение, например шоколад, за плохую-угол.
Особую роль в оценивании учебной деятельности отводится самооценки. Это не простое выставление себе отметок: при самооценке ученик даёт содержательную и развёрнутую характеристику своих результатов по заданным критериям, анализирует свои достоинства и недостатки ,а также ищет пути устранения последних, выстраивает собственную программу дальнейшей деятельности.
Самооценка включает:
-разработку учителем чётких эталонов оценивания и ознакомления с ними учащихся;
-создание необходимого психологического настроя учеников на анализ собственных результатов;
-обеспечение ситуации,когда эталоны оценивания учащимися известны и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты;
-составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учётом полученных результатов.
Таким образом, организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:
-оценивание должно начинаться с первого дня обучения;
-при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;
-оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке её содержания;
-оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;
-оценка должна осуществляться на основе чётких ,понятных ребёнку критериев;
-оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания, умения ,навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка ,его прилежание и старание;
-оценивание должно проводиться в системе.
Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки ,позволяющий реализовать все требования к оцениванию .Я остановлюсь на тех, которые непосредственно применяю в своей работе.
Оценочные суждения должны быть построены на поощрении тех шагов ,которые удались ребёнку, и обозначение тех шагов ,которые необходимо сделать. Всегда опираюсь на памятку:
-выдели то, что должен делать ребёнок;
-найди и подчеркни то, что у него получилось;
-похвали его за это;
-выяви то ,что не получилось ,определи то, на что можно опереться, чтобы получилось;
-сформулируй то ,что ещё нужно сделать, чтобы получилось.,что из этого ребёнок уже умеет, чему надо научиться, кто или что ему поможет.
Подобные оценочные суждения позволяют показать ученику динамику результатов учебной деятельности, роанализировать его возможности и прележание.
Словесное оценивание(при устных ответах):если очень хорошо-«Умница!»,»Молодец!»,»Отлично»,если есть маленькие недочёты –«Хорошо» и т.д.
Светофор-оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный -я умею сам ,жёлтый- я умею ,но не уверен, красный- нужна помощь.
Лесенка -ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька -не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь ,верхняя ступенька-ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Символы -фиксация оценки производится следующим образом: +ученик хорошо знает материал ,умеет использовать знания в нестандартной ситуации; ! ученик испытывает затруднения в выполнении задания; ? ученик не знает материал и не справляется с заданием.
Вывешивание детских работ придаёт детской работе новый статус-значимость в классе. Обсуждение детьми вывешенных работ позволяет выделить существенное ,интересное ,ценное в каждой работе.
Для показания достижений ученика, их оценки, уровня развития используются накопительные папки» Портфолио ученика» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребёнка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, безотметочное обучение позволяет избежать наказания за недочёты процесса ученической деятельности ,развивает объективную самооценку ;развивает оценочные умения; снижает уровень общей и учебной тревожности ;способствует осуществлению дифференциации не только по процессу ,но и по результату обучения; усложняет работу учителя ,но является более гуманным и результативным.