Презентация Безотметочное обучение в начальной школе
Безотметочное обучение в начальной школеУчитель начальных классов Греховодова Д.В.
Оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса В.М.Полонский
В условиях введения Федерального государственного стандарта каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. В современной школе система работы учителя направлена на максимальное раскрытие и развитие личностных качеств каждого ученика.
Недостатки традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у обучающихся оценочной самостоятельности;затрудняет индивидуализацию обучения;является малоинформативной;часто имеет травмирующий для ребенка характер.Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие к - ухудшению физического здоровья школьников.
Для определения перспектив развития учащихся оценка должна быть практической, а контроль – планирующим. В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:- что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);- как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);- каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);- что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).
Учителя начальной школы, работающие по безотметочной системе, отмечают, что в этих классах: выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное; ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения); задания, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и творческий характер
При безотметочном обучении используются средства оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка:условные шкалы, различные формы графиков, таблиц, "Листы индивидуальных достижений».Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей.
принципы безотметочного оценивания, разработанные Г.А. Цукерман. «Хорошие слова и комплименты»«Сосед по парте» - взаимооценка«Самооценка»(«Волшебная линеечка»Т.В. Дембо и С.Я, Рубинштейн. )
''Линеечки'' Педагогический инструмент оценки и самооценки, разработанный на основе классического метода измерения самооценки, созданного Т.В.Дембо и С.Я.Рубинштейн.Самооценка с помощью ''линеечек'' может быть двух типов – ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).
Выбор шкал К – красивоП -правильноТ - трудноИ - интересноС - я старалсяХ - хочу научиться этомуД - мы работали дружноПозднее вводятся более узкие определения:Б.Гл. –безударные гласныеСл.Сл. –словарные словаСост. – состав слова
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в "Листе индивидуальных достижений" с помощью каких-либо значков или, например, закрашивая определенную клеточку - полностью или частично. В этом же листе можно отмечать ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков и др.
Таким образом, содержательная оценка необходима для того, чтобы сформировать и развить оценочную деятельность младших школьников, обучить их само- и взаимоконтролю, сделать образовательный процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Это условие и результат сотрудничества между учителем и учащимися, закрепление взаимопонимания и взаимодоверия. А переход на безотметочную систему обучения возможен только там, где существуют отношения доверия между учащимися, учителями и родителями.