Доклад на тему Шахматы, как инструмент социализации и оценивания социализованности обучающихся


«Шахматы, как инструмент социализации и оценивания
социализованности обучающихся»
Н.С. Эйхвальд
МБОУ ДО «ДДТ «Новое Поколение», педагог дополнительного образования
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
«Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!»
Николай Заболоцкий
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется доклад на тему: ««Шахматы, как инструмент социализации и оценивания социализованности обучающихся».

Шахматное образование является одним из приоритетных направлений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В рамках целевой программы «Электронная Югра», в гп Приобье на базе МБОУ ДО «ДДТ «Новое поколение» был создан Интернет-центр шахматного мастерства (2009 г.), позволяющий, несмотря на отдаленный район находиться в едином шахматном пространстве и привлекать к регулярным занятиям шахматами как можно больше детей.
В чем ценность шахматной игры? Как сказал Бенджамин Франклин: «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни…»
В процессе шахматной игры дети формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, получают практические навыки, необходимые для жизни в социуме, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значить учатся сотрудничеству и сотворчеству. Происходит процесс социализации.
Под социализацией понимаем процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе необходимых для успешного функционирования в обществе.
На примере реализации общеобразовательной программы «Шахматы. Каисса» представляю вашему вниманию как происходит процесс социализации и оценивания социализованности обучающихся. Мне очень близко высказывание Августа Бебеля «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком».
Вопрос в том, как оценивать воспитательную деятельность? Как «измерять» и «управлять» процессом социализации?
В современном обществе растет озабоченность тем, что молодые люди испытывают затруднения в позитивной социализации становятся объектами насилия и субъектами агрессии. «Эффект Герострата» – «не могу, не умею проявить себя в хорошем; проявляю себя в плохом».
Главная проблема – у педагогов нет инструмента, чтобы фиксировать точку и вектор «сползания», обучающегося от хорошего к плохому.
Авторские методики С.Г. Молчанова позволяют:
МЕТОДИКА ОСС-ОУ
(отбора содержания социализации)
производить формирование и формулирование социального заказа «от первого лица, (т.е. самих обучающихся, которые и выступают в качестве «заказчика») в виде желаемых позитивных социальных компетенций;
осуществлять отбор содержания социализации для каждой возрастной группы на основе принципа гендерности;
обеспечить индивидуализацию содержания и организации социализированного (воспитательного) воздействия.
+
МЕТОДИКА ОС-ОУ
(оценивания социализованности мальчиков (юношей) и (или) девочек (девушек)
осуществлять систематическое (в рамках избранных временных интервалов) оценивание степени выраженности социально значимых, позитивных компетенций у каждого обучающегося;
оценивать выраженность каждой компетенции у каждого обучающегося;
осуществлять оценивание с учетом принципа гендерности;
объективизировать результаты оценивания за счет реализации принципа реципрокности (взаимности оценивания);
идентифицировать (определить) социальный статус каждого обучающегося в группе.
=
Результат:
формирование позитивной социальной (мужской и женской) компетентности у мальчиков(юношей) и девочек(девушек);
активизацию участия родителей в воспитании и социализации;
«измеряемость» и «управляемость» процессом социализации.
ДВА ПРИНЦИПА
для организации и содержания воспитания
ПРИНЦИП РЕЦИПРОКНОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ - предполагает взаимное оценивание, но только позитивного в сверстнике (-це).
ПРИНЦИП ГЕНДЕРНОСТИ - предполагает акцент в формировании социальных компетенций с учетом гендерных ролей:
мальчиков (юношей) – будущий отец, глава семейства, «добытчик», защитник;
девочек (девушек) – будущая мать, хранительница «семейного очага», хозяйка дома, воспитательница детей.
Практическая часть: два чистых листа бумаги, ручка, матрица. Знакомство с методиками, рекомендации автора, как мы используем на практике (родительское собрание, социализационное занятие, значение терминов, обсуждение с детьми какие качества будем формировать, план работы и т.д)
Резюме: при помощи методик можно определить совокупность социальных компетенций, значимых для конкретной возрастной группы обучающихся. Это и есть социальный заказ со стороны детей на который должен ориентироваться педагог.
Ребенок, у которого социальные компетенции(положительные) выражены в наименьшей степени (относительно других детей в данной группе) получает рекомендации педагога, например, «Совершай поступки, в которых проявляется это качество. И это –поступки по отношению к другим членам группы. Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе!»
Таким образом, происходит осознанное, целенаправленное формирование у ребенка (им самим) положительных, социально значимых, социально одобряемых качеств. И, поскольку все эти качества взяты из опыта человечества (Матрица), то, следовательно, у обучающихся происходит освоение социально-ценных компетенций.
«Если в голове появится глагол, то в поведении появится действие»
Молчанов Сергей Григорьевич
Доктор педагогических наук, профессор,
академик Российской академии гуманитарных наук
ВЫВОДЫ:
Методики помогают педагогу ответить на вопросы:
Что? формировать (воспитывать);
Какова? социализованность обучающегося, его социальная компетентность, выраженность каждой социальной компетенции.
Методики можно рекомендовать для педагогов дополнительного образования, классным руководителям и педагогам, реализующим ФГОСы-2 поколения.
Список литературы
ФЗ № 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.htmlКонцепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html
Концепция дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
Приказ Министерства образования РФ №2211 от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chess555.narod.ru/MO2211.htm
Молчанов, С.Г. Методики отбора социализации(ОСС-ОУ) и оценивания социализованности мальчиков/юношей и (или) девочек/девушек (ОС-ОУ). Пособие для классных руководителей (изд. 2-е, допол. и испр.).- Челябинск: Энциклопедия, 2013.-60с.
Молчанов, С.Г. «Духовные скрепы»: инновационная технология социализации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/duhovnye-skrepy-innovatsionnaya-tehnologiya-sotsializatsii
Презентация к докладу:
file:///D:/доклад%20Эйхвальд%20НС%202016/Эйхвальд%20НС%20к%20докладу%20шахматы%20как%20инструмент%20социализации.pptxПриложение