Инновационные решения в преподавании русского языка и литературы
Инновационные решения в преподавании
русского языка и литературы.
Салимзянова А.З.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ «Шадчинская СОШ».
В процессе работы я пришла к выводу, что детям надоедает однообразие. Всем известно, что лучший метод обучения тот, который нравится детям, которого дети принимают. Поэтому стараюсь обращаться к различным формам, приемам и методам на уроках и во внеклассной работе. Урок в занимательной форме позволяет ребятам раскрыть и активизировать свои способности, развить инициативу, мышление. Стремление разнообразить учебный материал, сделать занятия более интересными, запоминающимися лежало в основе организации и проведения самых разнообразных уроков, построенных по нетрадиционной методике или с включением элементов таких технологий.
Считаю, что имею свою систему работы, основанную на применение элементов разных технологий, помогающих для создания условий развития творческих способностей учащихся. В процессе своей работы стараюсь обеспечивать межпредметные связи и интеграцию предметов, применять наиболее оптимальные методы обучения: проблемный, поисковый, исследовательский. Учитываю возможности и возрастные особенности учащихся, использую различные технологии: дифференцированный подход, разноуровневое обучение, проектная технология. С целью формирования положительной мотивации изучения русского языка и литературы использую активные формы преподавания (деловая игра, соревнование и т.д.), а также привлекаю дополнительные интересные материалы из различных областей языкознания и литературоведения, использую накопленный дидактический материал (таблицы, схемы, карточки).
На методе проектов хотелось бы остановиться более подробно. Тем более он тесно связан с применением компьютера, что очень важно в сегодняшнее время. Несомненно, этот метод нацелен на развитие творческих и аналитических способностей учащихся, что является прекрасным стимулом для поддержания интереса к изучению русского языка. Считаю, что цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач. Они приобретают коммуникативные явления, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление
Включение учащихся в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Каждому человеку природой заложены задатки творческой деятельности. Поэтому нужно создать условия для развивающего обучения одаренных и способных детей. Во-первых, работа должна быть интересной и иметь хороший эмоциональный настрой, во-вторых, трудной, но посильной, в-третьих, результативной. Самая интересная работа на уроке в старших классах – это исследование. Предлагая детям задания, выводящие за рамки урока, стараюсь не перегружать их работой, а как можно облегчить запоминание, упростить, помочь найти рациональные методы исследования. Творческие работы с элементами научных исследований можно давать уже в 5 классе, но деятельность ученика должна быть основанной на усвоенном материале. Так, например, в 5 классе, после изучения загадок, можно дать задание сделать книжечки загадок в разной форме, а в 8 классе, при изучении творчества А.С.Пушкина, подготовить сообщение о лицейских друзьях Пушкина.
Предлагая такие задания на уроке русского языка, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему», «Составить каталог этих пословиц по определенным разделам”, «Составить словарик фразеологизмов», учитель дает учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта.
Когда ученики научатся взаимодействовать между собой, предлагаю задания – проекты. Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя. В решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, рисование иллюстраций, составление кроссвордов (составление кроссвордов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект) и т.д.
Учащиеся старших классов исследуют более серьезные темы и выполняют более серьезные проекты: создают наглядные пособия, пишут рефераты, научно-исследовательские работы.
Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность. Когда учащиеся освоят основные приемы, необходимые при работе с проектом, можно проводить уроки-проекты, такие как «Пушкинские места» в 10 классе, «Толстой и Казань» в 8 классе, «Пейзаж и его художественная функция в романе М.Шолохова «Тихий Дон»» в 11 классе.
Фрагменты проектной деятельности можно использовать на вводных (например, при изучении личности писателя) уроках литературы.
Так же она возможна на уроках сопоставительного анализа и интерпретации текстов. Многие трудности и нерешенные проблемы отчасти реализуются в учебном проекте или элементах проектной деятельности.
Самый важный и трудный этап – это выбор темы. Это процесс интенсивного размышления, серьезной умственной работы.
Например, при повторении синтаксиса русского языка в 11 классе можно взять тему “Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях”, где часто проблемой для учащихся является систематизация материала. Чтобы решить её, можно проанализировать несколько научно-популярных текстов. Затем, всё проанализировав, создать свой проект о расстановке двоеточия и тире.
Общеизвестно, что трудности в процессе усвоения русского языка учащимися нерусских школ объясняются специфическими отличиями родного языка от русского. Одной из распространенных ошибок среди учащихся национальной школы является смешение на письме звуков Ч и Щ. Правил правописания этой буквы нет, но существуют некоторые закономерности, изучение которых заслуживает внимания и может значительно помочь в предупреждении этих ошибок. Исходя из этого, с учащимися можно исследовать эту тему. После тщательного изучения темы они создают презентацию.
Проектная технология - хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин. Поэтому проектную деятельность нужно использовать как дополнение к классно-урочной системе. Проектная технология и метод исследования позволяют не допускать перегрузки учащихся и способствуют созданию оптимальных условий для развития способностей учащихся.
В работе большое предпочтение отдается технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения. Ведь успешность усвоения учебного материала, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, которые обусловлены многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием.
При изучении нового материала и его практическом применении для учащихся первого уровня такие задания: воспроизвести учебный материал, ответить на вопрос, выбрать правильный ответ, заполнить таблицу примерами из правила, выполнить упражнение по образцу; для учащихся второго уровня (их большинство) уже вопросы, позволяющие анализировать изученный материал, сравнить его с ранее изученным, показать сходство. Задания третьего уровня поднимают учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Здесь предусмотрены сведения углубленного характера. Этот уровень позволяет выйти на исследовательскую деятельность.
Создалась определенная система преподавания русского языка и литературы, тесная связь уроков русского языка и литературы, единство и взаимосвязь разделов курса. Известно, что использование интегрированных уроков наполняет взаимосвязанные понятия более глубоким теоретическим содержанием, способствует формированию у учащихся обобщенных умений. Можно организовать исследовательскую лингвистическую работу учащихся на текстовом материале. Эта работа является и подготовкой к ОГЭ. Например, можно употреблять рассказы А.И.Солженицына из цикла «Крохотки» для комплексного анализа текста:
Часть 2.
Прочтите текст и выполните задания 1 – 14 на основе данного текста.
Мы-то не умрем
1) А больше всего мы стали бояться мертвых и смерти.
2) Если в какой семье смерть, мы стараемся не писать туда, не ходить: что говорить о ней, о смерти, мы не знаем…
3) Даже стыдным считается называть кладбище как серьезное что-то. 4) На работе не скажешь: «На воскресник я не могу, мне, мол, моих надо навестить на кладбище». 5) Разве это дело – навещать тех, кто есть не просит?
6) Перевезти покойника из города в город? – блажь какая, никто под это вагона не даст. 7) И по городу их теперь с оркестром не носят, а быстро прокатывают на грузовике.
8) Когда-то на кладбищах наших по воскресеньям ходили между могил, пели светло и кадили душистым ладаном. 9) Становилось на сердце примирённо, рубец неизбежной смерти не сдавливал его больно. 10) Покойники словно чуть улыбались нам из-под зелёных холмиков: «Ничего!.. Ничего...»
11) А сейчас, если кладбище держится, то вывеска: «Владельцы могил! Во избежание штрафа убрать прошлогодний мусор!» 12) Но чаще - закатывают их, равняют бульдозерами - под стадионы, под парки культуры.
13) А ещё есть такие, кто умер за отечество - ну, как тебе или мне ещё придётся. 14) Этим церковь наша отводила прежде день - поминовение воинов, на поле брани убиенных. 15) Англия их поминает в День Маков. 16) Все народы отводят день такой - думать о тех, кто погиб за нас.
17) А за нас - то - за нас больше всего погибло, но дня такого у нас нет. 18) Если на всех погибших оглядываться - кто кирпичи будет класть? 19) В трёх войнах теряли мы мужей, сыновей, женихов - пропадите, постылые, под деревянной крашеной тумбой, не мешайте нам жить! 20) Мы-то ведь никогда не умрём.
2. В каких предложениях содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «В каком предложении выражается горькая ирония автора к жестокому отношению современного общества к кладбищам?». Выберите номер и запишите его.
1) И по городу их теперь с оркестром не носят, а быстро прокатывают на грузовике.
2) Становилось на сердце примирённо, рубец неизбежной смерти не сдавливал его больно.
3) Этим церковь наша отводила прежде день - поминовение воинов, на поле брани убиенных.
4) Мы-то ведь никогда не умрём!
3. В каком предложении употребляется эпитет? Выберите номер и запишите его.
1) А ещё есть такие, кто умер за отечество - ну, как тебе или мне ещё придётся.
2) Когда-то на кладбищах наших по воскресеньям ходили между могил, пели светло и кадили душистым ладаном.
3) Но чаще - закатывают их, равняют бульдозерами - под стадионы, под парки культуры.
4) Разве это дело – навещать тех, кто есть не просит?
4. Из предложений 11-12 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставках на – З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С».
5. Из предложений 17-20 выпишите слово, правописание суффикса которого не определяется общим правилом (является исключением).
6. Замените слово брань из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «на поле брани» (предложение 14), построенное на основе УПРАВЛЕНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 7.
9. Среди предложений 8-10 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
В трёх войнах теряли мы мужей, (1) сыновей, (2) женихов - пропадите, (3) постылые, (4) под деревянной крашеной тумбой, (5) не мешайте нам жить!
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Если в какой семье смерть, (1) мы стараемся не писать туда, (2) не ходить: что говорить о ней, (3) о смерти, (4) мы не знаем…
13. Среди предложений 8-10 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 13-16 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной союзной связью. Напишите номер этого предложения.
Из всего сказанного следует, что активное использование инновационных технологий образования позволяет формировать личность одарённого ученика, готовить его развиваться творчески.