Внеклассное мероприятие по литературе Путешествие в лукоморье 5-6 класс
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Путешествие в Лукоморье» для 5 и 6 класса
ЦЕЛЬ: Выяснить уровень начитанности школьников. Расширить кругозор учащихся. Воспитать внимательного читателя. Развить эстетический вкус школьников. Сформировать навык работы в группах. Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся.
ОФОРМЛЕНИЕ: мультимедиапроектор (мультимедийная презентация прилагается; на слайдах презентации обозначена последовательность конкурсов и правильные ответы на вопросы игры с иллюстрациями к сказкам), карточки с заданиями, грамоты.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: Идет видеопоказ мультфильма «У Лукоморья» по произведению А.С. Пушкина
1. Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочную страну Лукоморье, где живут персонажи наших любимых сказок. Выясним, что вы знаете о сказках, об их авторах и героях. А так как у нас игра – соревнование, значит, должно быть и компетентное жюри, которое будет оценивать ваши ответы.
Представление членов жюри А теперь давайте разделимся на команды. Волшебный сундучок сам разделит вас на команды. Команда «Золотая рыбка» и команда «Золотой ключик». Представление команд ( девиз).
1. КОНКУРС « РАЗМИНКА» Ведущий задает вопросы командам по очереди. За правильный ответ – 1 балл, если команда называет автора произведения + 1 балл дополнительно. 1. В какой сказке есть страна Жевунов? ( А.Волков, « Волшебник изумрудного города» ) 2. Кто кусал женщин то в глаз, то в нос, а еще князь? ( Гвидон, «Сказка о царе Салтане» ) 3. Если этот герой начнет снимать одежду, то будет тяжело удержаться от слез? ( Чипполино, Дж. Родари ) 4. Что пел золотой петушок из сказки А.С.Пушкина? ( Ку-ка-ре-ку. Царствуй, лежа на боку.) 5. Когда он вертит цветной зонтик, детям снятся цветные сны? ( Оле-Лукойе, Г.Х.Андерсен ) 6. Кто помог главному герою этой сказки добыть жар-птицу, коня-златогрива и Елену Прекрасную? ( Серый волк, « Иван-царевич и серый волк» ) 7. Какое выражение у Карлсона было любимым? ( Дело житейское, Астрид Линдгрен « Малыш и Карлсон» ) 8. Как зовут героиню сказки, которая отправилась в Зазеркалье? ( Алиса, Льюис Кэрролл « Приключения Алисы в Зазеркалье» ) 9. За кого вышла замуж Дюймовочка? ( Принц эльфов, Г.Х.Андерсен ) 10. Как звали Карлика Носа? ( Якоб, Гауф ) 11. На чем передвигалась Баба-Яга? ( Ступа ) 12. Как называлась книга, которую купил папа Карло, продав свою куртку? ( « Азбука» )
2. КОНКУРС « УГАДАЙ СКАЗКУ» Капитаны команд тянут (по очереди) по две карточки, не видя заданий. По перечисленным именам существительным надо угадать название сказки. За правильный ответ – 1 балл, если команда называет автора сказки + 1 балл, за скорость + 1 балл. Задание: по данным именам существительным угадайте название сказки. 1. Лианы, мальчик, река, волки, факел, стадо, джунгли. « Маугли», Р.Киплинг 2. Замок, сапоги, осел, шляпа, лев, маркиз, река. « Кот в сапогах», Ш. Перро 3. Дорога, разбойники, музыка, горящие угольки, дерево, петух, дружба, осел. « Бременские музыканты», Братья Гримм 4. Дворец, морской конек, ведьма, корабль, боль, море, колдовской напиток. « Русалочка», Г.Х.Андерсен 5. Елка, подарки, кукольное царство, орехи, битва, сабля, дворец, короны, мышиный король. « Щелкунчик», Гофман 6. Тыква, граф Вишенка, слезы, налоги, пауки, синьоры, восстание, профессор Груша. « Чипполино», Дж.Родари.
Все сказки чему-либо учатА чему? (дружбе, верности, доброте, состраданию, любви к Родине) 4. КОНКУРС ЧТЕЦОВ ( Стихи о родине)
5.КОНКУРС « ДОПОЛНИ ИМЯ» Ведущий читает первые части имен сказочных героев, командам надо вспомнить полные имена героев сказок. За каждое имя – 1 балл, за скорость + 1 балл. Поочередно! 1. Кощей-(Бессмертный) 2. Елена-(Прекрасная) 3. Василиса-(Премудрая) 4. Сестрица-(Аленушка) 5. Мальчик-(с-пальчик) 6. Финист-(Ясный сокол) 7. Иван-(Царевич) 8. Братец-(Иванушка) 9. Змей-(Горыныч) 10. Крошечка-(Хаврошечка)
6. КОНКУРС « СКАЗОЧНЫЕ ВЕЩИ» Капитаны команд тянут (по очереди) по три карточки с названиями сказочных вещей. Командам нужно назвать сказки, в которых упоминаются данные предметы. За правильный ответ – 1 балл, за скорость + 1 балл. Задание: вспомните названия сказок, где упоминаются эти предметы. СОЛОМИНКА- « Пузырь, соломинка и лапоть» ПЕРЫШКО- « Финист-Ясный сокол» ГОРОШЕК- « Кот, лиса и петух», « Принцесса на горошине» КОЛЬЦО- « Волшебное кольцо», « 12 месяцев» ЯЙЦО- « Курочка-ряба», « Царевна-лягушка» СТРЕЛА- « Царевна-лягушка» РУКАВИЦА- « Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо», « Теремок» ( « Рукавичка» ) МАННАЯ КРУПА- « Лиса и журавль» ИГЛА- « Царевна-лягушка»
ПАЗЛЫ «СОСТАВЬ КАРТИНКУ И НАЗОВИ СКАЗКУ» 1 балл за скорость, 1 балл за правильность, 1 балл за название.
5. КОНКУРС « ВОССТАНОВИ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ» На карточках напечатаны названия сказок, но все буквы стоят не на своих местах. Из перепутанных букв надо составить названия восьми известных сказок. За правильный ответ – 1 балл, за скорость + 1 балл. Задание: из разрозненных букв составьте название сказки ( буквы переставлены местами). « Шаам и двеемьд»-« Маша и медведь» « Шокупет-лозойто бекошерг»-« Петушок-золотой гребешок» « Рьяам Ернавмо»-« Марья-Моревна» « Инкасв-олозяат ещкатин»-« Свинка-золотая щетинка» « Аялеб токчау»-« Белая уточка» « Кагошекорпоти»-« Покатигорошек» « Ивакс-Каруб»-«Сивка-бурка» « Вочмокайдю»-« Дюймовочка»
6. ИЗОБРАЗИ ГЕРОЯ СКАЗКИ (подручные средства) (2балла за узнаваемость)
7. А ТЕПЕРЬ НЕМНОГО МАТЕМАТИКИ! КОНКУРС « СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАЧИ»
Капитаны команд тянут (по очереди) из рук ведущего карточки с задачами. За правильное решение задачи – 1 балл, за скорость + 1 балл. Задание: решите сказочные задачи. 1. В школе для бесенят было 10 учеников. На дом каждому задали совершить 3 мелких пакости. Один бесенок не выполнил задание. Сколько мелких пакостей было сделано бесенятами? ( Ответ: 27) 2. Змей Горыныч вызвал на бой 3 богатырей. Сколько голов должен отсечь каждый богатырь, если у змея их 12, а богатыри поделили их поровну? ( Ответ: 4) 3. Чудо-Юдо рыба-кит проглотило новгородского купца Садко вместе с лодкой. Купец весил 100 кг, лодка - вдвое больше. На сколько килограммов потяжелело Чудо-Юдо , если Садко оно выплюнуло обратно? ( Ответ: 200)
7. КОНКУРС « КТО ЭТО?» Ведущий зачитывает отрывки из сказок. Нужно угадать, о каком сказочном герое идет речь. За правильный ответ – 1 балл + 1 балл за название сказки. Задание: угадайте, о ком идет речь. « Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным» ( Кай, « Снежная королева» ) « Появился на птичьем дворе маленький птенец-утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птенцы не приняли его в свою семью» ( Лебедь, « Гадкий утенок» ) Ночь настала, Месяц всходит, Поле все герой обходит, Озираючись кругом, И садится под кустом. Звезды на небе считает и краюшку уплетает. ( Иван, « Конек-горбунок» 4. « Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку-настоящего друга. Но мама была почему-то против. И все-таки друг у меня появился. Самый лучший друг в мире: в меру упитанный мужчина в самом расцвете лет, лучший в мире специалист по паровым машинам, лучший в мире поедатель пирогов, лучшая в мире нянька» ( Малыш, « Малыш и Карлсон» ) « Маленькие дети, ни за что на свете Не ходите, дети, в Африку гулять. В Африке-разбойник, в Африке-злодей» ( Бармалей, « Бармалей» ) В этой книжке именины, много было там гостей. А на этих именинах, появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил, Но коварному злодею кто-то голову срубил. ( Комарик, « Муха-цокотуха» )
Дополнительные вопросы ведущий задает зрителям, когда команды работают, жюри подводит итоги. За правильный ответ зрителя на вопрос команда, за которую он «болеет», получает 1 балл. Уплетая калачи ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. ( Емеля )
У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы. Высоко они летят, далеко они глядят. ( гуси-лебеди )
Был друг у Ивана немного горбатым, Но сделал счастливым его и богатым. ( конек-горбунок )
Эта скатерть знаменита, тем, что кормит всех досыта, Что сама собой она вкусных кушаний полна. ( скатерть-самобранка ) Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнем, и светло в ночи, как днем. ( жар-птица ) Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом Кем же были эти маленькие дети? ( 7 козлят ) Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовет и в дороге слезы льет. Он сумел поймать воришку, он поймал лису и мишку. Он поймал их не сачком, а поймал он их бочком. ( бычок-смоляной бочок ) Объявление результатов игры, награждение.
ТЫКВА, ГРАФ ВИШЕНКА, СЛЕЗЫ, НАЛОГИ, ПАУКИ, ВОССТАНИЕ, ПРОФЕССОР ГРУША.
« ШААМ И ДВЕЕМЬД»
« ШОКУПЕТ-ЗОЛОЙТО ГРЕКОШБЕ»
« РЬЯАМ ЕРНАВМО»
« ИНКАСВ - ОЛОЗЯАТ ЩЕКАТИН»
_____________________________________________
« АЯЛЕБ ТОКЧАУ»
« КАГОШЕКОРПОТИ»
« ИВАКС-КАРУБ»
« ВОЧМОКАЙДЮ»
В школе для бесенят было 10 учеников. На дом каждому задали совершить три мелких пакости. Один бесенок не выполнил задание. Сколько мелких пакостей было сделано бесенятами?
Змей-Горыныч вызвал на бой трех богатырей. Сколько голов должен отсечь каждый богатырь, если у змея их 12, а богатыри поделили их поровну?
Чудо-Юдо рыба-кит проглотило новгородского купца Садко вместе с лодкой. Купец весил 100 кг., лодка-вдвое больше. На сколько килограммов потяжелело Чудо-Юдо, если Садко оно выплюнуло обратно?