Конспект занятия по теме «Праздничная открытка, посвященная Международному Дню приветствий»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества «Гном»
Конспект занятия по теме
1515745391160
Автор:
Педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
Сюзева Вера Ивановна.
Березники 2014 г.
Аннотация
«Люди одиноки потому, что вместо мостов они строят стены»
Станислав Ежи ЛецАктуальность
В современном обществе, в обществе высоких скоростей и новейших технологий, с его тенденциями к разделению, разобщению и изоляции, проблемы одиночества стали заметно острее, а переживания, связанные с ним, стали намного тяжелее. Люди сегодня живут в очень напряжённом ритме, информационные технологии определяют все сферы жизни. Они соединяют мир в одно огромное пространство, влияют на наше сознание, образование, образ жизни. Развитие информационных технологий делает нашу жизнь более совершенной, но в то же время это может стать причиной деградации нравственности, ослабления общественных связей. Телевидение развлекает нас и заменяет настоящие эмоции и чувства суррогатом, приучают людей жить в виртуальном мире. Нашу жизнь невозможно представить без Интернета, мы ищем там разнообразную информацию, знакомимся, переписываемся. Интернет уводит в мир виртуальности, искажает личность, порождает зависимость.
Согласно статистическим данным, в год во всем мире погибает от самоубийства более 2 000 000 человек! Это значит, что через каждые 15 секунд происходит самоубийство. Специалисты утверждают, что эпидемия одиночества расширяется. В России в ближайшие 10-20 лет на 41 миллион семей будет приходиться почти 23 миллиона одиночек. Это значит, что более одной трети населения страны будут жить в одиночестве.
Любое общение начинается с приветствия. Правильно поприветствовать человека — значит показать свое умение вести себя в обществе, продемонстрировать собеседнику, что вы открыты и доброжелательны. 21 ноября - во всемирный день приветствий - принято выказывать свою благожелательность всем, вне зависимости от того, знакомы вы или нет. Приветствие – один из показателей культуры общения. Приветствуя человека, мы выказываем почтение знакомому и одновременно косвенно изъявляем желание продолжать знакомство.
Приветствие позволяет почувствовать, что окружающие замечают нас, и помогает проявлять свое внимание к ним. Если же человек, который никогда с вами не здоровался, вдруг приветствует вас, это значит, что он настроен дружелюбно и хочет завязать общение.
Всемирный день приветствий - это еще одна замечательная возможность получить теплые эмоции, поприветствовать, пожелать здоровья и удачи всем-всем-всем! Это прекрасный день для дружеских приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения. Это отличный способ порадоваться тому, что вокруг живут хорошие люди и поделиться с ними своим хорошим настроением, найти новых друзей.
Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет), в силу своих особенностей – наиболее благоприятный период для воспитательных воздействий, на создание необходимых качеств и свойств личности в контексте трудового воспитания. Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест в общем процессе воспитания детей. Трудовая деятельность в детском возрасте помогает формировать из ребенка социально адаптированную и полностью самостоятельную личность, понимающую, что труд жизненно необходимое средство существования и нравственная потребность человека.
Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Проблема трудового воспитания чаще всего рассматривается в рамках знакомства с технологией, при этом недостаточно внимания уделяется эмоциональному настрою учащихся, их общению.
Научная новизна: в современном обществе появились особые требования к внеурочной деятельности, в связи с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) начального общего образования, которые были введены в Российской Федерации 1 сентября 2011 года (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373).
Эффективность занятия:
Декоративно - прикладное творчество является эффективным средством развития творческого воображения учащихся, пробуждает в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. Изделия, созданные своими руками, создают почву для развития чувства красоты и радости от самостоятельно выполненной вещи, формируют художественный вкус, пространственное и абстрактное мышление, развивают фантазию, мелкую моторику рук.
Результат
Конспект занятия был использован в работе с группами детей 7-10 лет.
Результатом апробации данного занятия стала:
активизация творческой деятельности детей;
расширение знаний об истории праздника «День приветствий»;
осознание добропредлагаемых и внимательных действий по отношению окружающим.
Таким образом, если работа, выполнение трудовых обязанностей вызывает радость, приносит удовольствие, закрепляется в успехе, то у ребенка возникает интерес к труду и занятию, желание активно участвовать в работе, чтобы вновь и вновь испытывать вдохновенное чувство радости. Труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка, проявляется его активность, стремление сделать работу как можно лучше, что способствует формированию активной позиции детей по отношению к окружающему миру. Если в основе детских поступков будет лежать доброта, справедливость, стремление помочь ближнему, то школьники будут настроены на позитив в общении и страх одиночества не будет их преследовать.
Адресная направленность технология применения: занятие может быть использовано учителями начальных классов и педагогами дополнительного образования на внеурочной деятельности. В конспекте занятия указаны приложения и слайды, которые представлены в электронном виде.
Конспект занятия по теме
«Праздничная открытка, посвященная Международному Дню приветствий»
Тип занятия: комбинированное, с применением компьютерных технологий.
Время работы: 1 час.
Изделие: праздничная открытка.
Цель занятия: познакомить учащихся с международным праздником Днем приветствий.
Задачи занятия:
1. Образовательная: расширить знания об истории праздника День приветствий; ознакомить с технологией изготовления праздничной открытки.
2. Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников эмпатии, доброты и внимательного отношения к окружающим.
3. Развивающая: развивать мелкую моторику рук, фантазию детей.
Оборудование:
Для педагога: магнитная доска, мел.
Для детей: цветной картон, цветная бумага, ножницы, трафареты цветов и бабочек.
Наглядность к занятию: карточки с пословицами, компьютер, проектор, экран, диск с компьютерной презентацией, образец поздравительной открытки, фото и рисунки различных цветов.
Целевая аудитория: младший школьный возраст (7 -10 лет)
План занятия:
Организационная часть (3 мин.).
Теоретический материал (7 мин.).
Практическая часть (27 мин.).
Заключительная часть (8 мин.).
Литература:
Григорович, Л. А. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе /Л. А. Григорович, О.С. Ермоленко, Т.Д. Марцинковская. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2000. – 128 с.
Елкина, Н. В. 1000 загадок /Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. – Ярославль «Академия развития», 1997. – 224 с.
Нагибина, М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей /М. И. Нагибина. – Ярославль «Академия развития», 1997. – 192 с.
Васильева–Гангнус, Л.П. Азбука вежливости.- М.:Педагогика,1984.- 128с.
Сбитнева, Г.А. «Здравствуйте! Или день приветствий»// Школьная библиотека.- 2010.-№1.-С.50-54
Структура и ход занятия
№ Этап урока, время
Деятельность педагога Примечания
I. Организационная часть (3 мин)
1. Приветствие
организация внимания;
1 мин.
П.: Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу, а я улыбнусь вам. Тихо садитесь. Тема нашего занятия: праздничная открытка. Мы познакомимся с историей праздника День приветствий и научимся делать красивую открытку.
Педагог организует внимание учащихся
2. Контроль готовности к уроку;
2 мин. П.: Проверим вашу готовность к занятию. На партах у вас должно лежать: цветной картон или цветная бумага, ножницы, простой карандаш, линейка.
П.: Прежде чем мы начнем, давайте вспомним правила безопасности при работе с инструментами, необходимыми для сегодняшних занятий. Отгадайте загадку, какой это инструмент:
- Два конца, два кольца,
- Посредине гвоздик
Д.: ножницы
П.: Давайте вспомним правила работы с ножницами. Я буду называть как «правильно» пользоваться этим инструментом и если я ошибусь, то вы поможете:
- Ножницы надо передавать острыми концами вперед…
Д.: кольцами вперед, концы ножниц находятся в ладони
П.: Бегать и прыгать с ними в руках…
Д.: нет, можно пораниться
П.: Хранить, где попало…
Д.: в определенном месте
П.: Класть, разомкнув лезвия...
Д.: В сомкнутом виде. Педагог организует внимание учащихся
II. Теоретический материал (7 мин.)
1. Вводная беседа; 5 мин.
Сегодня на занятии мы научимся делать праздничную открытку.
А какой праздник у нас приближается?
Д.: День приветствий
П.: Кто знает историю этого праздника?
П.: 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения. Праздник возник в 1973 году. Его инициаторами стали два брата-американца – Майкл и Брайен Маккомак. Свой протест против усиления международной напряженности братья решили выразить оригинальным способом – отправкой писем с приветствиями во все концы света. В этих письмах они просили адресата поприветствовать еще кого-нибудь, хотя бы несколько человек. Так появился новый праздник, который отмечается сегодня во многих странах мира.По сути, это просто игра, причем с очень простыми правилами – каждый участник игры должен в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 незнакомцев.
П.: Приветствие – обычай, пришедший к нам с древних времен, с ним мы чаще всего встречаемся в повседневной жизни. Слова приветствия мы произносим по нескольку раз в день. С приветствия начинается любой разговор. Первое впечатление о человеке самое запоминающееся.
П.: Люди придумали много пословиц и поговорок о приветствиях, встречах и гостеприимстве. Я называю начало пословицы, а вы попробуйте продолжить: П.: По одежке встречают…
Д.: по уму провожают.П.: За пустой стол…
Д.: гостей не сажают.П.: Дорогому гостю…
Д.: и хозяин рад. П.: Каков привет…
Д.: таков ответ.П.: Красному гостю…
Д.: красное место.П.: Не будь в людях приметлив…
Д. а будь у себя приветлив.П.: Умел в гости звать…
Д.: умей гостей встречать.П.: Приветливое слово…
Д.: гнев побеждает.П.: Гостю почет…
Д.: хозяину честь.П.: Доброе слово…
Д.: и кошке приятно.П.: Не дорог обед…
Д.: дорог привет.
П.: Молодцы, угадали почти все пословицы. А знаете ли вы приветственные слова?
Д.: Здравствуйте! Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер! Привет! Салют! Хай! Приветствую Вас! Мое почтение! Доброго здоровья! Бог в помощь! С легким паром! Приятного аппетита! Здравия желаю!
Существуют слова приветствий и прощаний.
П.: Обратите внимание на следующий слайд, разные народы по разному приветствуют друг друга…
Cм.слайд №1-4
Сопровождается показом карточек с пословицами на магнитной доске
См. слайд №5-8
См. слайд №9
2. Динамическая пауза «День приветствий»;
2 мин.
П.: Предлагаю поиграть в игру, повторяйте движения за мной:
- Поднимите все ладошки
- И потрите их немножко.
- Дружно хлопните раз пять: 1,2,3,4,5.
-Продолжайте потирать!
-Мой сосед такой хороший -Я ему пожму ладоши.
- И другой сосед хороший - И ему пожму ладоши.
- Руки вверх поднять пора.- Дню приветствия -
-Дружное, троекратное: Ура! Цель: снятие напряженности
III. Практическая часть (27 мин.)
1. Анализ работы; 2 мин. П.: посмотрите на открытку и скажите как можно использовать эту открытку?
Д.: можно подарить друзьям и товарищам.
П.: Какой она формы?
Д.: Прямоугольная.
П.: Какие использованы украшения?
Д.: Цветы и бабочка, разные приветствия.
П.: Цветы оживляют и украшают нашу жизнь и окружающую нас обстановку, они незаменимые спутники праздников, ярких событий, будней. Цветы – символ любви и верности, нежности и внимания, а также символ памяти. Поэтому украсим открытки цветами, а кто хочет, может добавить к цветам бабочку и написать добрые пожелания. Демонстрация готового изделия
Демонстрация фото и рисунков различных цветов
Трафареты цветов и бабочек (см. Прил.4)
2. Презентация; 5 мин. «Этапы изготовления поздравительной открытки». См. слайд №10-16
3.
Динамическая пауза
«Солнышко;
2 мин. П.: Дети, чтобы ваши глаза не устали давайте выполним гимнастику для глаз.
- Солнышко с тучками в прятки играло (смотреть глазами вправо- влево, вверх- вниз).
- Солнышко тучки - летучки считало: серые тучки, черные тучки, легких – две штучки, тяжелых – три штучки (мысленно считают)- Тучки попрятались, тучек не стало (закрыть глаза ладонями)
- Солнце на небе вовсю засияло! (поморгать глазками). Цель: снятие усталости глаз
4. Самостоятел. работа;
20 мин. Практическая работа учащихся. Педагог помогает детям, если возникли затруднения. Дети выполняют работу по инструкционному плану
(см. Прил.3)
Заключительная часть (8 мин.)
1. Итог занятия;
2 мин.
П.: Ребята, вы сегодня поработали очень хорошо. Я видела, что старались все, в связи с этим у вас получились очень хорошие, разнообразные открытки. Вы старались и получили хороший результат. Можете подарить их своим друзьям и товарищам.
Критерии оценивания:
1.Аккуратно приклеенные части изделия
2.Творческая фантазия
3.Навык резания бумаги
2. Выставка работ;
3 мин.
П.: Посмотрите на выставку работ. Какие получились красивые композиции! Я думаю, что ваши открытки с приветствиями всем очень понравятся. Вы не забыли основное правило дня приветствий, надо поздороваться с 10 незнакомыми людьми?
Дети формируют выставку работ.
3. Рефлексия;
2 мин.
П.: Я раздам кружочки, а вы нарисуете одну из трех мордочек. Если занятие понравилось – мордочка улыбается; мордочка грустная – не понравилось, прямая линия – безразлично. Выяснить,
что понравилось, запомнилось на занятии.
715645109855-8255109855
352425183515
4. Уборка рабочего места; 1 мин.
П.: На этом занятие окончено. Наведите порядок на рабочем месте. На память о нашем занятии я оставляю вам вот такую памятку: «Правила приветствия!» Заключительный слайд презентации (см. слайд17)
Приводят в порядок рабочее место.
Демонстрация памятки, (см.прил.4).
Приложение 1.
Презентация к занятию по теме «Поздравительная открытка»
№ Слайд Содержание
1. 2. 21 ноября – международный день приветствий
3.
«Доброе утро!» -
Скажешь кому-то,
И будет ему
Очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра!
О. Бундур4.
Начиная с 1973-года - Всемирный день приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения.
Праздник изобрели братья-американцы Майкл и Брайан Маккормак.
Более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре.
Смысл празднования - в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 незнакомцев. Сделать это можно по-разному, как вам угодно.
5.
Слова приветствия:
Здравствуйте
Добрый день (утро, вечер);
Приветствую (вас);
Разрешите вас приветствовать;
Позвольте вас приветствовать;
Рад вас приветствовать;
Мое почтение;
Нижайший поклон;
Доброго здоровья.
6.
Слова прощания:
До свидания;
До встречи;
Прощайте;
Всего хорошего (доброго);
Счастливо;
Разрешите попрощаться;
Позвольте попрощаться;
Разрешите откланяться;
Позвольте откланяться.
Разрешите вас приветствовать;
7. Здравствуйте! – Поклонившись, мы друг другу сказали,Хоть были едва ли знакомы.- Здравствуйте! –Что особого тем мы друг другу сказали?Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
В. Солоухин
8 9. Виды приветствий:
Древние греки при виде друг друга говорили друг другу «Хайре! », что в переводе на русский язык: «Радуйся!»
Русские и американцы при встрече пожимают друг другу правую руку.
В Новой Зеландии коренные жители приветствуют друг друга, потираясь носами.
Латиноамериканцы - обнимаются.
В Бразилии - хлопают друг друга по плечу.
В Зимбабве, местные жители - африканцы - трутся спинами.
Японцы – соединяют ладошки и кланяются.
В Сингапуре - кладут правую руку на сердце, чтобы показать доброе расположение к собеседнику.
10.
Этапы изготовления праздничной открытки
11. Складываем цветной лист пополам.
12. Обрезаем один край фигурными ножницами
13. Вырезаем из цветной бумаги цветы и бабочек
14. Декорируем открытку цветами и бабочками.
15. Вот, что у нас получилось!
16. Пишем приветствия на открытке!
17.
Я желаю вам солнечного и радостного настроения!
Спасибо за работу!
Приложение 2.
Памятка «Правила приветствия!»
При встрече сверстников мальчик первым здоровается с девочкой, но первым руку не подает, ждет, когда подаст руку девочка. Если твой друг здоровается со своим другом, это же надо сделать и тебе: друг моего друга – мой друг
Младший первым здоровается со старшим.
Если заметил знакомого на другой стороне улицы, не кричи на всю улицу, а кивни, улыбнись, помаши рукой.
Если вы не помните, знаком ли вам человек, всегда лучше кивнуть или поздороваться, чем оказаться неучтивым. В театре, кино, если представление уже идет, уместно ограничиться улыбкой или кивнуть, а разговаривать когда сеанс окончится
Приветствия «Привет!» и «Салют» уместны только со сверстниками, но, ни в коем случае не со старшими. Надо желать здоровья и добра другим. Долг всех людей – делать так, чтобы не было в людях ненависти и не было зла.
Приложение 3
План изготовления поздравительной открытки (по количеству детей)
Складываем цветной лист пополам.
Обрезаем один край фигурными ножницами
Вырезаем из цветной бумаги цветы и бабочек.
Декорируем открытку цветами и бабочками.
Пишем приветствия на открытке!
Складываем цветной лист пополам.
Обрезаем один край фигурными ножницами
Вырезаем из цветной бумаги цветы и бабочек.
Декорируем открытку цветами и бабочками.
Пишем приветствия на открытке!
Приложение 4.
Трафареты цветов и бабочек