Использование программы «Hot Potatoes v 6.0» для создания интерактивных заданий, тестов и кроссвордов
Тема: «Использование программы «Hot Potatoes v 6.0» для создания интерактивных заданий, тестов и кроссвордов».
Цель: познакомить с программой «Hot Potatoes v 6.0» и научить создавать тесты, кроссворды, интерактивные задания для дальнейшего практического применения в педагогической деятельности.
Преподавателям очень часто приходится адаптировать уже имеющиеся учебные пособия к конкретным условиям обучения и образовательным потребностям, а также разрабатывать собственные учебные материалы. Современные компьютерные технологии позволяют не только эффективно выполнять подобную работу, но и дают возможность преподавателям самостоятельно создавать интерактивные учебно-методические материалы, не прибегая к помощи программистов.
Использование интерактивных компьютерных материалов на уроках позволяет:
Повысить мотивацию к изучению предмета и познавательную активность;
Интенсифицировать процесс отработки нового материала;
Регулировать объем и скорость выполнения заданий, что способствует более качественному усвоению учебного материала;
Провести контроль в игровой форме, сделав его незаметным для учеников, что помогает создать благоприятную психологическую обстановку на уроке;
Обеспечить регулярную обратную связь и объективную развернутую оценку их деятельности.
В своей работе я использую интерактивные задания, созданные с помощью инструментальной программы-оболочки Hot Potatoes. Hot Potatoes - инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учащихся без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования.
Эта универсальная программа широко используется во всем мире для создания заданий на различных языках при изучении любых дисциплин. Данная программа рассчитана на обычных пользователей, т. е. для того чтобы работать с этой программой не нужно быть специалистом в области программирования.
Программа Hot Potatoes разрабатывалась в 1997-2003 гг. в Центре информационных технологий Университета Виктории, Канада (http://web.uvic.ca/hcmc). Государственные некоммерческие образовательные учреждения могут использовать данную программу абсолютно бесплатно, скачав ее на сайте университета. Регистрация и лицензия на использование программы не требуются.
Авторы программы:
Stewart Arneil – HTML, JavaScript, программирование для MacintoshMartin Holmes – HTML, JavaScript, программирование для Windows (http://www.mholmes.com)
Hilary Street (компания «Interdesign Media») – графика.
Martin Holmes является автором последней, 6 версии программы, выпущенной в октябре 2003 года.
Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы, поэтому для выполнения заданий необходим только веб-браузер (сама программа не нужна, она требуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений). И что немаловажно, при создании и выполнении заданий подключение к Интернету не является обязательным.
С помощью программы можно создать 10 типов упражнений на различных языках с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации, ссылок на ресурсы Интернета. Кроме того, созданные упражнения и ответы можно распечатывать и объединять в тематические разделы и уроки.
В состав Hot Potatoes входят 5 блоков программ для составления заданий и тестов разных видов. Каждый блок может быть использован как самостоятельная программа.
JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий).
JCloze – Заполнение пропусков.
JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий).
JCross – Кроссворд.
JMix – Восстановление последовательности.
Все упражнения выполняются в режиме самоконтроля (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки.
Данная версия программы содержит также дополнительный блок The Masher (Инструменты), позволяющий объединять созданные задания и другие учебные материалы в тематические блоки, уроки и учебные курсы.
Первый блок «JQuiz» – «Викторина» (вопросы с множественным выбором ответа) позволяет создать задания четырех типов:
вопросы с выбором одного правильного ответа (multiple choice);
вопросы с выбором нескольких правильных ответов (multi-select);
вопросы с кратким ответом открытого типа (short answer);
вопросы со «смешанным» вариантом ответа (hybrid), т. е. вопросы с ответом открытого типа и множественным выбором ответа: после неоднократного ввода неверного ответа (возможное количество неверных ответов устанавливается при создании упражнения) задание с кратким ответом трансформируется в задание множественного выбора.
Второй блок «JCloze» применяется для создания упражнений на заполнение пропусков.
Третий блок «JMatch» («Установление соответствий») позволяет сконструировать задания трех типов:
задания на установление соответствий с помощью перемещения элементов мышью;
выбор варианта соответствия из раскрывающегося списка;
карточки для запоминания соответствий.
Четвертый блок «JCross» используется для создания кроссвордов.
Пятый блок «JMix» служит для создания упражнений на восстановление последовательности.
Во все упражнения можно включить текст для чтения, а также преподаватель имеет возможность заложить в упражнение комментарии ко всем вариантам ответов и ввести подсказку (перевод, синоним, антоним, толкование).
Создание упражнения включает несколько этапов:
1. ввод данных;
2. настройка конфигурации упражнения;
3. преобразование данных в упражнение – формат веб-страницы (HTML) – для последующей работы обучающихся и сохранение упражнения;
4. сохранение файла данных упражнения в формате конкретного блока программы (для возможного внесения изменений).
Созданные преподавателем упражнения выполняются в тренировочном режиме или режиме тестирования. Результат выполнения задания выражается в процентах. Проценты можно перевести в оценку по следующей шкале:
«5» = 80 – 100%,
«4» = 60 - 80%,
«3» = 30 – 60%
Шестая версия программы Hot Potatoes содержит также дополнительный блок «Masher» («Инструменты»), который позволяет объединять созданные упражнения и другие учебные материалы в тематические блоки, уроки и учебные курсы.
Использование интерактивных упражнений на уроках предоставляет преподавателю большую свободу в выборе средств, соответствующих специфике преподаваемой дисциплины, конкретным условиям и задачам обучения и индивидуальным предпочтениям преподавателя и обучаемых.