Презентация методическая разработка«Межпредметные связи – важнейший фактор качества учебной деятельности, формирования самостоятельной и познавательной деятельности обучающихся»


ГБПОУ «Семеновский индустриально-художественный техникум»Методическая разработка«Межпредметные связи – важнейший фактор качества учебной деятельности, формирования самостоятельной и познавательной деятельности обучающихся»Выполнила Яшина В.А. преподаватель физики “Большую роль играют межпредметные связи при обучении любому предмету. Они, во-первых, представляют опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и развития умений; во-вторых, позволяют обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт и, в-третьих, обеспечивают полноту знаний”.(Онищук В.А.) Сущность понятия межпредметных связей « Межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественно-научных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе» . (В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин) « Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками». (Ф.П.Соколова): «…это педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших своё отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции» (Г.Ф. Федорец) Типы межпредметных связейУчебно-междисциплинарные прямые связи. Исследовательско-междисциплинарные Ментально-опосредованные Опосредованно-прикладные Уровни организации учебного процесса на основе межпредметных связей• урочный (обобщающие уроки, учебные темы); • тематический - вся система занятий учебной темы подчиняется решению крупной междисциплинарной проблемы (связь с другими дисциплинами, курсами); • сквозной - система занятий, охватывающих несколько учебных тем разных курсов; • внутрицикловой (например, одна и та же тема в разных дисциплинах); • межцикловой (разные дисциплины имеют общие темы и дополняют друг друга) - конкретизация учебного материала в ракурсе межпредметной системы. Межпредметные связи позволяют:• развивать у обучающихся навыки использования знаний общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин для усвоения и понимания спецдисциплин; • оптимизировать учебный процесс, используя элементы современных педагогических и информационных технологий; • преподносить учебный материал, активизируя мыслительные способности обучаемых с использованием потенциала их знаний; • создавать возможности для интеграции наук, необходимых в будущей деятельности специалистов в производстве и научной сфере. Классификация межпредметных связейФормы межпредметных связейТипы межпредметных связейВиды межпредметных связей1) По составу1) содержательныепо фактам, понятиям законам, теориям, методам наук2)операционныепо формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям3) методическиепо использованию педагогических методов и приемов4) организационныепо формам и способам организации учебно-воспитательного процесса2)По направлению1) односторонние,2) двусторонние,3) многосторонниеПрямые; обратные, восстановительные3) По способу взаимодействия связи образующих элементов (многообразие вариантов связи)Временной фактор1) хронологические1)преемственные 2)синхронные 3) Перспективные2)хронометрические1) локальные2) среднедействующие 3) длительно действующие Функции межпредметных связейМетодологическая функция Образовательная функция Развивающая функция Воспитывающая функция Конструктивная функция Роль преподавателя в организации межпредметных связейДля реализации межпредметных связей преподаватель должен: • знать основные принципы организации учебно-методической работы по реализации межпредметных связей в процессе обучения; • понимать роль межпредметных связей в системе современного образования и видеть перспективы их развития;• иметь представление о структуре, классификации и особенностях реализации межпредметных связей в учебном процессе; • иметь представление о проблемах межпредметных связей на современном этапе развития системы образования;• знать психолого-педагогические проблемы реализации межпредметных связей в процессе обучения;• понимать психолого-педагогические аспекты обучения с использованием межпредметных связей;• иметь представление о структуре построения и функционирования дидактической системы межпредметных связей;• знать формы, методы и средства реализации межпредметных связей в процессе обучения;Преподаватель должен обладать:• знаниями программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;• умениями применять эти знания на практике, то есть соответствующей технологией обучения;• навыками ведения педагогического исследования; Ступени использования МПС в учебной деятельности Первая ступень- воспроизводящаяОсновная цель преподавателя - приучить обучающихся использовать знания, полученные в естественнонаучных дисциплинах. Вторая ступень - ступень использования знанийОбучение переносу знаний из предмета в предмет. Если на первой ступени преподаватель требовал воспроизведения знаний того материала смежной дисциплины, который он привлекал в процессе объяснения, то теперь основное внимание уделяется самостоятельному применению обучающимися сведений из родственных курсов. Третья ступень-обобщающая Основная цель третьей ступени заключается в том, чтобы обучить применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений, изучаемых на уроках. Значение межпредметных связейМежпредметные связи, применяемые в преподавании в процессе общеобразовательной и профессиональной подготовки обучающихся средних профессиональных учреждениях дают возможность использовать знания основ наук при изучении дисциплин профессионально-технического цикла по избранной профессии, способствуют повышению научно-технической, политехнической и профессиональной подготовки . Одновременно профессиональная подготовка помогает закрепить знания обучающихся , полученные ранее по общеобразовательным предметам, дополнить и углубить их. Связь физики со спецдисциплинамиСвязь физики со спецдисциплинами может осуществляться по таким направлениям : 1.Сообщение фактов, приведение примеров из технологии для иллюстрации изучаемых физических явлений ;2. Рассмотрение физических принципов приготовления пищи или работы оборудования для переработки и хранения продуктов ;3. Решение задач с производственным содержанием ;4. Применение качественных задач и вопросов ориентированных на профессию 5. Разработка средств текущего, промежуточного и итогового контроля в виде физических диктантов, карточек-заданий, тестов, экзаменационных билетов;6. Проведение урока или системы уроков, на котором рассматривается использование физического явления для обработки продуктов питания;7. Создание учебных телефильмов, презентаций, показывающих и рассказывающих о физических явлениях, протекающих в технологических процессах при обработке продуктов питания;8. Написание учебных пособий, занимательной научно-популярной литературы по физике с профессиональным уклоном для обучающихся профессии повара или кондитера, для преподавателей;9. Проведение внеурочных мероприятий по физике совместно с преподавателями оборудования, кулинарии, технологии, товароведения. Примеры использования на уроках физики физических явлений при приготовлении пищи, работы оборудования , для переработки и хранения продуктов Тема урока: "ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МКТ И ИХ опытные ПОДТВЕРЖДЕНИЯ" ДИФФУЗИЯ – явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества .Вспоминаем,что между молекулами вещества в твердом состоянии можно разместить 2-3 молекулы того же вещества,в жидкости уже 5-6 молекул,а в газе в тысячи и миллионы раз больше,в зависимости от плотности газа (пара).Из-за этого и скорость диффузии в различных агрегатных состояниях вещества отличается: наименьшая в твердых телах и наибольшая в газах. При засолке рыбы, мяса, при приготовлении окрошки главную роль играет молекулярная диффузия, самая медленная. Для ускорения приготовления первых блюд используют ТЕРМОДИФФУЗИЮ, т.е. продукты нагревают и в результате увеличения расстояния между молекулами продуктов и их скорости, молекулы быстрее диффундируют из продукта в продукт или в жидкость, в которой они варятся или маринуются. Так , например ,борщ ,варенье приготавливают на теплонагревателе, для ускорения засолки огурцы заливают горячим рассолом или маринадом. Тема урока: Влажность воздухаВлажность воздуха играет большую роль в обеспечении пищевых качеств продуктов, их товарного вида и сохранности, в смысле уменьшения массы и пищевой годности. Недостаток влаги /паров/ в воздухе приводит к усыханию продуктов. Например, всем горожанам знакомо, что картофель, хранящийся в квартире в большом количестве, через некоторое время усыхает-уменьшается в размерах, и сморщивается, становится вялым, неудобным для обработки; сыр в холодильнике, завернутый в газопроницаемый материал /в бумагу не вощенную/ высыхает. Могут высохнуть при длительном хранении яйца. Если относительная влажность высока, то в такой среде могут развиваться микроорганизмы, усиливаются химические и биологические процессы в результате чего теряются или ухудшаются пищевые качества При высокой влажности ржавеет стальная тара, в которую упакованы продукты. Продукты с высоким содержанием воды /влаги/ больше чем 40 % : мясо, рыба, плоды, овощи, следует хранить при повышенной относительной влажности воздуха 75 % - 95 % , они не гигроскопичны, т.к. отдают влагу легче, чем поглощают ее из воздуха. Зеленые овощи хранятся при относительной влажности 100 % Продукты со средней влажностью от 10 % до 40 % : шоколад, карамель, какао, фруктово-ягодные изделия, колбасы полугигроскопичны, поэтому их хранят при относительной влажности 75 % - 85 % . В этих продуктах большая часть воды связана с компонентами сухого вещества поэтому они хуже отдают воду чем впитывают ее. Продукты с низкой влажностью, менее 10 % : сахар, чай, соль и д.р. хранятся при относительной влажности 65 % - 70 % . Вода в них находится в связанном состоянии, поэтому они хорошо поглощают водяной пар из воздуха, быстро намокают. Тема урока: Электромагнитная инукция"Явление электромагнитной индукции используется в индукционных конфорках. Принцип работы индукционной конфорки основан на индуцировании магнитным полем частоты 16 - 40 000 Гц в металлической посуде индукционного тока, который вызывает мгновенный нагрев дна и стенок ее, от которых тепло с помощью теплопроводности и конвекции передается содержимому посуды. Преимущество индукционной конфорки перед обычными резисторами в том, что она практически безинерционна, тепловые потери минимальны и КПД конфорки 80 % , время тепловой обработки сокращается на 25-40 % , автоматизирована и легка в управлении, обладает высокой безопасностью от ожогов, и поражения током, т.к. стеклокерамическая поверхность не нагревается /в ней не индуктируется ток/ и не проводит ток, обладает высокими гигиеническими свойствами, ее гладкую поверхность легко отмыть.
Бытовые электроприборы на кухнеБытовой холодильникМикроволновая печьПосудомоечная машинаКофемашина, кофеваркаМультиваркаМиксер, блендерЭлектрочайник Тема урока: «Работа и мощность постоянного тока» Тема урока: "УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫЕ ЛУЧИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ»ПродуктЦвет годного продуктаЦвет негодного продуктаХарактеристика негодного продуктаМясо (говядина)Тёмно-красныйЯрко-розовые точкиМясо заражено личинками глистовЗерно пшеничноеЗеленыйЖелтыйПострадало от сыростиМука пшеничнаяСиневатыйФиолетовыйС присутствием спорыньиКуриные яйцаКрасныйБледно-желтыйХранившиеся более двух недельЛуковица в разрезеФиолетовыйЖелтовато-белыйЗаболевшая серой гнильюКартофель в разрезеЯрко-желтый или серовато-коричневыйПятна черного цветаСильная степень поражения фитофторойРыбаЗеленовато-синее свечениеОранжевые участки или красные пятнаЯвно порченный продукт Тема урока: «ИНФРАКРАСНЫЕ ЛУЧИ» С помощью ИК-лучей в жарочных шкафах жарят, запекают мясо, рыбу, различные запеканки, выпекают кондитерские изделия. В пекарных шкафах выпекают хлебобулочные изделия, сушат сухари; в электрогрилях обжаривают цыплят, сосиски, мясо. В шашлычных печах и переносных мангалах, а также на костре от тлеющих углей, температура которых 500-700 ' C , ИКЛ идут к поверхности мяса, быстро испаряют влагу, и на поверхности образуется корочка, далее за счет теплопроводности тепло передается к внутренним слоям. С продукта стекает на угли жир и сок, испаряется и их компоненты поднимаясь вверх оседают на поверхность мяса, адсорбируются и диффундируются в него, придавая особый аромат и вкус. Время жарки шашлыка в ИКЛ 10-12 минут.
Тема урока : «ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ СВЧ – ДИАПАЗОНА»В СВЧ-печи сохраняется первоначальная форма продукта, его вкус, правда незначительные потери пищевых качеств. СВЧ - нагрев размораживает рыбу, мясо и др., в 25 раз быстрее, чем в воде и в 50 раз быстрее, чем в воздухе. Замороженные продукты или полуфабрикаты можно ставить в печь и получать через несколько минут горячую пищу.СВЧ - нагрев используется для пастеризации и стерилизации, выпекает хлеб, сушит влажные продукты - бобы кофе и какао, хрустящий картофель, семена и др. Установлено, что чем выше частота СВЧ колебаний, тем меньше глубина проникновения поля в нагреваемый продукт, но возрастает скорость нагрева продукта. Если напряженность электрического поля в электромагнитной волне больше, чем электрическая прочность продукта, то возникает электрический пробой и продукт портится.
Примеры задач с производственным содержанием 19.Какую силу надо приложить для того ,чтобы передвинуть по чугунной конфорке алюминиевую кастрюлю с борщом общей массой 15 кг, если коэффициент трения алюминия по стали равен 0,2 ?103.Какой силы ток потребляет электросковорода, если три ее тэна сопротивлением 21 Ом каждый соединяются параллельно, а напряжение в сети 380 В ?120.Оцените электроэнергии ,потребляемой холодильником за месяц работы, если его мощность 5кВт,а время работы 8 часов в сутки. Стоимость кВт час брать по действующему тарифу.124.Составить уравнение гармонического колебания ложки,которой перемешивают лук при пассировке на сковороде диаметром 30 см, если рука совершает 2 колебания за 5 сек..131.Для размораживания мяса используются радиоволны с частотой 2200 МГц .Определите период и длину волны.134.Определить энергию кванта инфракрасного излучения в гриле от инфракрасного излучателя светлого типа генерирующего волну длиной 0,7 мкм. Примеры вопросов и качественных задач63. Почему овощи, хранящиеся на кухне в открытой таре, такие как картофель, морковь, свекла, уменьшаются в объеме ? 64. При сушке яблоки режут на пластинки. В чем смысл этого ?65. Для чего помещение для сушки фруктов проветривается ?91. На банке с соком, вынутой из холодильника, образуются капельки воды. Почему ?98. Почему в холодильнике быстро усыхают сыр, колбаса, яйца ?114. Почему ручки кухонных инструментов и оборудования изготовляют из дерева или пластмассы , а не металла ?228. При ремонте электроплиты часть электроспирали удалена. Как изменилась мощность электроплитки ?229. При ремонте электрик сложил спираль электронагревательного элемента вдвое и снова подключил к электрошнуру. Изменилась ли мощность электроплиты ? Контроль знаний Проверочная работа Проверочная работа «Механика»1.Нож электромясорубки совершает 600 оборотов в минуту. Определите период вращения,частоту и линейную скорость режущей кромки,удаленной на 10см от оси вращения.2.Какую силу надо приложить к кастрюле массой 1 кг с 10 литрами воды ,чтобы переставить её с одной конфорки на другую?3.Какие силы действуют на картофелину в работающей картофелечистке?4.С какими видами деформации Вы встречаетесь при приготовлении пельменей?5.Для чего скорость вращения блендера гораздо больше чем у машины для взбивания крема? Ток в средах{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Соотнесите1.Для получения тепла в тэнах используют 2.В реле «сухого хода» и «реле уровня « 3.Для копчения рыбы применяют 4.В аппаратуре контроля технологического процесса 5. В магнетроне микроволновки используюта) ток в жидкостиб) ток в металле в) ток в газег) ток в вакууме д) ток в полупроводниках ЭлектродинамикаВставьте пропущенные слова: 1.………. электрооборудования позволяет уравнять ……. оборудования, земли и человека, что уменьшает …… через человека, касающегося рукой электрооборудования, а …… позволяет отключить электропитание от оказавшегося под напряжением оборудования. а) потенциалы б)заземление в) ток г) зануление д) сопротивление2.При последовательном соединении 2-х тэнов по 10кВт их суммарная мощность …….а при параллельном соединении станет…..а) в два раза больше б) в два раза меньше мощности одного тэна в)будет равна мощности одного тэна Используемая литература1. Блинова Т.Л. Подход к определению понятия «Межпредметные связи в процессе обучения» с позиции ФГОС СОО [Текст] / Т.Л. Блинова, А.С.Кирилова // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. Науч. конф. (г.Москва, июнь 2013г.). – М.: Буки-Веди, 2013. – с.65-66.2. Варковецкая Г.Н. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах: Метод. пособие. – М.: Высш.шк. 1989.- 128с.: ил.3. Жданов В.Г. Методика реализации межпредметных связей технических дисциплин с физикой при обучении студентов в сельскохозяйственном колледже: Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук: 13.00.02. / - Челябинск, 2005.4. Монако Т.П., Белогуров А.Ю. Роль дисциплин общеобразовательного цикла в профессиональном становлении современных специалистов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. –2005. – № 15. – С. 160-169.5.Федорец Г.Ф., Межпредметные связи в процессе обучения: учебное пособие / Г.Ф.Федорец. – Ленинград: ЛГПИ им.А.И. Герцена, 1983.- 88 с Спасибо за внимание