Программа по дополнительному образованию Гончарная мастерская
Рабочая программа «Гончарная мастерская»
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………...............3
Цели и задачи ……………………………………………………….4
Формы организации учебных занятий………………………………4
Условия реализации программы……………………………………5
Содержание курса……………………………………………………6
Календарно-тематическое планирование……………………………7
В результате обучения обучающие должны…………………………7
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Литература
Пояснительная записка
Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.
Очень важным моментом является развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры.
Глина издавна используется для изготовления предметов обихода, игрушек и украшений. Глиняные изделия всегда кажутся теплее и трогательнее остальных — ведь вместе со следами рук они хранят и частичку души мастера. Лепка из глины успокаивает и умиротворяет, поэтому занятия по керамике считаются очень хорошей арт-терапией. Психологи говорят, работая с глиной, агрессивный человек находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе люди, занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию. Непоседливым и неусидчивым глина помогает - научиться концентрироваться. Работа с глиной прекрасно развивает тактильные и моторные навыки, чувство формы и объема, позволяет приобщиться к древнейшему искусству. Так неживая природа становится детям понятнее, ближе и интереснее.
На занятиях курса «Гончарная мастерская» ребята научатся создавать собственные, пускай сначала несложные глиняные поделки. Занятия будут способствовать развитию у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности личности.
Программа курса «Гончарная мастерская» предназначена для обучающихся 5 класса. Курс рассчитан на 9 часов. Занятия проводятся по одному часу в неделю, в течение одной четверти. Курс позволяет интегрировать такие учебные дисциплины, как история, изобразительное искусство и технология (трудовое обучение).
Цель программы:формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ Предметные
В познавательной сфере:
Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
иметь представление об основных понятиях гончарного дела (глина, состав глины, цвета глины, кисти, краски, обжиг, роспись);
уметь работать в материале пластическим, конструктивным, рельефным способом лепки и применять основные технические приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание и др.);
уметь самостоятельно изготавливать простые изделия из глины;
проявлять интерес к народному творчеству и исследовательской деятельности;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
Личностные
Проявление познавательных интересов и активности в данной области технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
самооценка умственных и физических способностей;
осознание необходимости общественного полезного труда;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
участвовать в детских выставках, конференциях
МетапредметныеПроявление познавательных интересов и активности в данной области технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
самооценка умственных и физических способностей;
осознание необходимости общественного полезного труда;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. участвовать в детских выставках, конференциях.
Формы организации учебных занятий
1.Словесные:
Рассказ
Лекция
Беседа
Дискуссия
2.Практический:
Практическая работа
3.Наглядный:
Демонстрация
Иллюстрация
4.Метод проблемного обучения:
Проблемное изложение материала
Создание проблемных ситуаций
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Материально – техническая база (глина, краски, основной и вспомогательный инструмент).
2.Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей) .3.Методическое обеспечение(методическая и техническая литература; специальная литература по прикладному искусству)
4.Техника безопасности
Результаты изучения курса и критерии их оценивания.
Должны знать:
технику безопасности
технологию лепки разными способами
особенности последовательной работы
Должны уметь:
пользоваться глиной, красками, кистью, стеками, наждачной бумагой
применять придуманный рисунок с листа бумаги на объемном объекте
Ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму оценки» и
если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание.
Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил ее.
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
Какова была цель задания (задачи)?
Удалось получить результат (решение, ответ)?
Правильно или с ошибкой?
Самостоятельно или с чьей то помощью
В результате обучения обучающие должны:
Раздел, тема Личностные МетапредметныеПредметные
Способы лепки: Знакомство с технологией. Практическое занятие - изготовление животных: поросёнка, жирафа, лошадки.
Рельефный способ лепки. Знакомство с технологией. Практическое занятие: настенные глиняные панно. Лепка Праздник урожая
Лепка по выбору обучающихся: копилка, шкатулка и др.
Сушка и покраска изделий.
Изготовление свистулек.
Изготовление украшений – амулеты, бусы и др. Декорирование изделий стразами, бисером...
Практическая творческая работа по изготовлению изделий из глины на свободную тему. Использование всех изученных способов лепки.
Презентация готовых работ Проявление познавательных интересов и активности в данной области технологической деятельности;
Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
Самооценка умственных и физических способностей;
Осознание необходимости общественного полезного труда;
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. участвовать в детских выставках, конференциях; Проявление познавательных интересов и активности в данной области технологической деятельности;
Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
Самооценка умственных и физических способностей;
Осознание необходимости общественного полезного труда;
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. В познавательной сфере:
Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
иметь представление об основных понятиях гончарного дела (глина, состав глины, цвета глины, кисти, краски, обжиг, роспись);
-уметь работать в материале пластическим, конструктивным, рельефным способом лепки и применять основные технические приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание и др.);
-уметь самостоятельно изготавливать простые изделия из глины;
-проявлять интерес к народному творчеству и исследовательской деятельности;
Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
ДИАГНОСТИКА
начальная диагностика – анкета
промежуточная диагностика – игра
итоговая – тест
участие в выставках: внутришкольных, районных, областных.
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с технологией гончарного дела. Правила работы с глиной, советы по лепке. Свойства глины. Инструменты для лепки из глины. Изготовление простейших изделий из глины: сердечко, солнышко и др.
Тема 2. Способы лепки: конструктивный и пластический. Знакомство с технологией. Практическое занятие - изготовление животных: поросёнка, жирафа, лошадки.
Тема 3. Рельефный способ лепки. Знакомство с технологией. Практическое занятие: аппликация, настенные глиняные панно. Лепка рыбки, птички и других животных.
Тема 4. Лепка путём выбирания глины. Знакомство с технологией. Лепка по выбору обучающихся: копилка, шкатулка и др.
Тема 5. Сушка и покраска изделий. Знакомство с правилами и ТБ сушки и покраски изделий. Практическое занятие.
Тема 6. Изготовление свистулек. Практическое занятие.
Тема 7. Изготовление украшений – амулеты, бусы и др. Декорирование изделий стразами, бисером...
Тема 8. Практическая творческая работа по изготовлению изделий из глины на свободную тему. Использование всех изученных способов лепки.
Тема 9. Презентация готовых работ. Выступление обучающихся на итоговом занятии, выставка детского творчества. Рефлексия. Подготовка к школьной конференции.
Учебно-тематическое планирование
№ Тема Кол-во часов Вид деятельности
1 Вводное занятие.
1 Рассказ учителя, изучение правил работы с глиной, практическое занятие.
Индивидуальная работа обучающихся.
2 Способы лепки: конструктивный и пластический. 1 Лекция. Практическое занятие. Работа в парах.
3 Рельефный способ лепки.
1 Рассказ учителя. Практическая работа.
Работа в группах.
4 Лепка путём выбирания глины. 1 Рассказ учителя. Практическая работа.
5 Сушка и покраска изделий. 1 Изучение ТБ сушки и
покраски изделий из глины.
Практическая работа. Работа в парах и группах.
6 Изготовление свистулек. 1 Практическая работа.
Работа в парах.
7 Изготовление украшений. 1 Практическая работа.
8 Лепка из глины на свободную тему. 1 Практическая работа в парах, в группах, индивидуально.
9 Презентация готовых работ. 1 Выступление обучающихся на итоговом занятии, подготовка к конференции.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
1.Глина, гуашь, краски, кисти, палитра.
2.Стеки, наждачная бумага.
3.Деревянные доски.
4.Клей ПВА ,лакИнструкционные (технологические) карты
ИК-1 – Инструменты для лепки из глины. Изготовление простейших изделий из глины: сердечко, солнышко и др.
ИК-2 – Рельефный способ лепки. Знакомство с технологией.
ИК 3 – Сушка и покраска изделий. Знакомство с правилами и ТБ сушки и покраски изделий.
ИК 4 – Изготовление украшений.
ИК 5 – Технологическая последовательность приготовления панно «Праздник урожая».
Технические средства обучения
Экспозиционный экран на штативе или навесной
Видеомагнитофон (видеоплейер)
Телевизор с универсальной подставкой
Цифровой фотоаппарат
Мультимедийный компьютер
Сканер
Принтер
Копировальный аппарат
Мультимедийный проектор
Средства телекоммуникации
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.patlah.ruhttp://stranamasterov.ruhttp://glina.teploruk.ruУроки рукоделия. Пэчворк и квилт. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2010.(Образцы рисунков)