Статья Опыт использования групповых методов обучения на уроках химии
Педагогические науки/5.Современые методы преподавания
Лушпай И.А., Свиридова Т.А., Попова М.В.*
КГУ Школа гимназия №11 акимата города Усть-Каменогорска
* Восточно-Казахстанский государственный университет им.С.Аманжолова, Республика Казахстан
Опыт использования групповых методов обучения на уроках химии
Стремительно меняющийся мир, колоссальный поток информации, глобальные мировые проблемы, невероятная скорость научно- технического прогресса, постоянно изменяющийся мир, ставят перед образованием ряд задач, одной из которых является задача необходимости преобразования собственной практики учителя. Переосмысление действующей модели практики учителя, с целью внесения изменений, на основе модернизации учебного процесса, сбора и анализа данных, размышлений и рефлексии, выявления проблем, критического осмысления результатов, осуществляются через призму онтологического, эпистомического и методологического понимания ситуаций класса и школы.
Пирамида обучения, наглядно иллюстрирует, что наиболее эффективной и продуктивной работой на уроке, которая приведет к прочному усвоению знаний, является не традиционная лекция, а передача знаний от ученика к ученику, поэтому так важно научить детей взаимодействию. «… на уроках ученикам предстоит активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: они будут формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки – неотъемлемая часть процесса обучения»1. Поэтому так важно научить детей в ХХI веке взаимодействию, сотрудничеству, совместной работе и самостоятельному поиску.
Цель рассматриваемого исследования – «Как групповая работа влияет на результативность обучения учащихся на уроках химии?»
На чём был основан выбор? Химия - предмет, вводимый в учебную программу Республики Казахстан в 8 классе, как известно, является одним из самых сложных в понимании для учащихся. Традиционные методы обучения не всегда являются эффективными в плане достижения результата и потому, на наш взгляд, групповая работа способна в какой-то мере решить данную проблему, разнообразить формы работы и активизировать познавательную деятельность учащихся, вывести процесс обучения на качественно новый уровень.
Данное исследование проводилось на базе многопрофильной школы – гимназии №11 города Усть-Каменогорска.
Объект исследования - коллектив, средний возраст учащихся в котором – 14-15 лет, возраст который принято называть подростковый, или возраст затянувшегося кризиса. В данном классе обучается 25учащихся, 17 девочек и 8 мальчиков. Большинство учащихся воспитываются в полных семьях, где имеет место серьезное влияние родителей на воспитание своих детей, установка на высокие результаты обучения, заинтересованность в жизни школы. В классе обучаются ученики с разными типами темперамента и мышления. Только 10 учеников из класса, учатся вместе 9 лет, все остальные ученики вместе обучаются с 8 класса (то есть второй год). Перед проведением исследования, были поставлены следующие задачи: изучить уровень взаимодействия учащихся, степень контактности и способность к сотрудничеству, психологический комфорт каждого ученика и уровень сплоченности в коллективе. Основная цель - познакомить учащихся с принципами работы в группе, сформулировать совместно выработанные правила групповой работы и как следствие повысить интерес учащихся друг к другу и к изучению предмета. Кроме того, мы планировали научить каждого ученика нести ответственность за коллективное решение, сформировать правильное отношение друг к другу, помочь преодолеть личностные барьеры. Через диалоговое обучение, научить учащихся дискутировать, выдвигать гипотезы и аргументированно отстаивать свою точку зрения; развивать навыки саморегуляции, то есть формировать у учащихся метасознание –навыки обучения тому, как учиться.
Рисунок 1 Работа учащихся в группах
В целом, по результатам анализа успеваемости и психологических тестов (данные предоставили психологи школы) всех учащихся в данном классе можно разделить на 3 категории:
«учащиеся с высоким уровнем достижений» - А – 16% (4 учащихся)
«учащиеся со средним уровнем достижений» - В -52% (13 учащихся)
«учащиеся с низким уровнем достижений» - С -32% (8 учащихся)
Было выяснено, что не все вопросы и темы могут быть изучены в ходе групповой работы. В предмете есть материал, который учащиеся не могут разобрать самостоятельно, в виду его сложности, об этом свидетельствуют результаты контрольных срезов. В одном из оценочных листов урока несколько учеников указывают, что не поняли объяснение, которое они получили в группе. После этого урока часть учеников обратились к учителю за консультацией. Это еще раз подтверждает правильность сформулированных предположений.
В ходе проведения исследования, были выявлены барьеры для внедрения групповой формы работы в учебный процесс, как со стороны учащихся, так и со стороны учителя. Со стороны учеников: 1) отсутствие опыта групповой работы. По результатам анкетирования 79% учащихся отметили, что групповая форма работы не проводилась в ходе учебного процесса ни на уроках химии, ни на уроках по другим предметам. 2) Личностные барьеры, связанные со стереотипами мышления, неправильным отношением друг к другу и отсутствием внимания и интереса к другому. 3) Физические барьеры: барьер страха и волнения. Со стороны учителя препятствиями явились: отсутствие опыта организации и проведения групповой работы, стереотип мышления, заключающийся в убежденности в том, что на предметах естественно-математического цикла ученикам достаточно сложно постигать основы наук самостоятельно, в группе или паре, у учителя нет уверенности, что ребята при работе будут двигаться в правильном направлении и справятся с поставленными задачами при минимальной поддержке учителя, смогут разобрать изучаемый вопрос с достаточной глубиной и пониманием и использовать полученные знания для решения задач демонстрирующих функциональную грамотность и прикладной характер.
Рисунок 2 Итог работы учащихся
Для формирования объективной картины результативности обучения и возможности составления мониторинга качества знаний учащихся, были проведены: входной срез по предыдущим темам, которые изучались учащимися в традиционной форме. Так же оценивалась эффективность и результативность взаимодействия в группе, успешность выполнения домашнего задания, контрольный тест по изученным темам, который содержал вопросы на знание фактического материала, решение заданий по сравнительной характеристике, решение творческих задач на формирование функциональной грамотности.
Полученные результаты показывают динамику изменения качества знаний в ходе ряда уроков и указывают более высокий уровень знаний на входе, падение успеваемости при изучении нового материала, и улучшение результатов на заключительных уроках. Это еще раз подтверждает предположение о том, что не всегда групповая работа способствует повышению результативности обучения (рисунок 3).
Рисунок 3 Изменение среднего балла контрольных срезов учащихся
Аналогичная зависимость была получена и при контроле ведения конспекта в рабочей тетради (рисунок 4). Когда учащиеся выполняют работу в группе, они основное внимание уделяют составлению общей опорной схемы, постера, модели или презентации, а рабочая тетрадь остается без должного внимания, и только с наработкой навыков групповой работы учащиеся возвращаются к ведению рабочей тетради и составлению конспекта.
Рисунок 4 Оценивание конспектов в тетради
Не всегда удачным было выполнение домашнего задания (рисунок 5), это обусловлено успешностью усвоения темы, если учащийся не разобрался в новой теме, то и домашнее задание не может претендовать на высокий балл.
Рисунок 5 Результативность выполнения домашнего задания
Стабильной на протяжении ряда уроков оказалась результативность групповой работы, что демонстрирует интерес учащихся к групповой работе, их способность к сотрудничеству и взаимодействию (рисунок 6).
Рисунок 6 Результативность группового взаимодействия
В результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы: во-первых, не вызывает сомнения необходимость внесения изменений в действующую учебную практику и эти изменения должны способствовать позитивной динамики процесса обучения. Несомненно, эти изменения, должны касаться внедрения в действующую практику учителя новых подходов к образованию. Проведение практики в школе, показало эффективность групповой работы и возможность ее результативного применения для развития коммуникативных, мыслительных и речевых навыков, при условии правильного комплектования групп. Но групповая работа может быть использована не на всех уроках химии, она оказалась не эффективной и не результативной на уроках изучения новой темы, когда учащиеся не смогли самостоятельно справиться с поставленной задачей. Поэтому при планировании своей деятельности, учителю, внедряя в работу новые подходы, в частности, групповую форму организации работы, необходимо учитывать возможности ее применения на уроках различных типов, в разных возрастных группах и в воспитательной работе.
Литература:
1. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г. Руководство для учителя. (второй уровень)
2. Тренинги http://trepsy.net/training/stat.php?stat=2495http://festival.1september.ru/articles/530702/3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебн. пособие./И.Г.Захарова.-5-е изд.,стер.-М: Академия, 2008.
4. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М. Вита-Пресс, 2000.
5. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка.-М.: 1980.
6. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников; Учебно-методическое пособие. Под общ. Ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2008
7. Шадриков В. Д. Способность, одаренность, талант [Текст] / Развитие и диагностика способностей. -М.:Наука, 1991