Рабочая программа Проектная деятельность по экологии для школ при исправительных учреждениях
10 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Основы проектной деятельности по экологии» в 10 классе составлена на основе
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г., ст 12, 13);
Приказа от 5 марта 2004 г № 1089 об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования
- Приказа МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»;
- Приказа МОиНРФ № 413 от 17.05.2012г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Устава КОУ УР «РЦОМ» .Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность.
Цели и задачи программы
Цель:
формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
привить обучающимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;
воспитать экологическое мировоззрение и культуру;
развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
развить творческие и коммуникативные способности научить обучающихся правильно оформлять результаты работы, защищать.
Используемые технологии, методы и формы работы.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу обучающихся.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную исследовательскую работу обучающихся. В программе отводится индивидуальной работе приоритетное место. Групповая работа позволяет ориентировать учеников на создание так называемых «творческих» пар или подгрупп с учетом их возраста и опыта исследовательской деятельности.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное исследование, защита проекта
Требования к уровню подготовки выпускников в соответствии с государственным образовательным стандартом.
По окончании курса учащиеся должны знать:
--Основы методологии исследовательской и проектной деятельности
--Структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны уметь:
- Формулировать тему проектной работы, доказывать ее актуальность
- составлять индивидуальный план проектной работы
- четко ставить цели и задачи, а также обоснованность выбранной методики исследования;
- в полном объеме освещать выбранную тему;
- делать выводы в соответствие с поставленными задачами;
- использовать литературные источники и интернет;
- делать анализ полученных данных и выводы по ним;
- качественно оформлять работы;
- проявлять самостоятельность при выполнении исследований и работы в целОбщая характеристика проектно-исследовательской деятельности учащихся
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса.
В основе проектно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход.
Результатом проектно-исследовательской деятельности на старшей ступени обучения является итоговый проект.
Место проектно-исследовательской деятельности в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 36 часов для проектно-исследовательской деятельности на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне . По БУП КОУ УРЦОМ» на данный предмет отводится 1 час в неделю.
Содержание программы.
Моделирование.
Понятие проекта. Проект как средство разрешения социальных проблем.
Социальная сфера. Социальная стратификация. Целевая группа проекта и ее потребности.
Способы обоснования желаемой ситуации (ситуации должного): техники работы со СМИ, законодательными актами и нормативными документами, изучения общественного мнения.
Проектная деятельность учащихся:
Определение целевой группы проекта.
Составление рабочего описания проблемы.
Составление и реализация плана информационного поиска
Описание желаемой ситуации
Проекты
1.Экология жилища и здоровье человека.
2.Воздействие шума на организм человека
3.Пищевые добавки и здоровье человека.
4.Влияние мобильных телефонов на организм человека.
5. ГМО –панацея или бич божий.
6.Здоровье и экология человека.
Тематическое планирование по «основам проектной деятельности по экологии»
№
урока Тема Содержание (дидактические единицы0Характеристика основных видов деятельности Кн Контроль и оценка Планируемые результаты
Моделирование-4 ч
1 Вводное занятие. Знакомство с проектной деятельностью. История метода проектов..Проект, классификация проектов. Лекция учителя. Презентация «Проектная деятельность в школе» Ответы на вопросы по лекции Должны знать: понятие проект и проектная деятельность, классификацию проектов.
2 Основные требования к проектам. Структура и стадии учебного проекта Требования к проектам: достоверность полнота, научность, логичность, современность Работа с различными источниками информации, лекция Ответы на вопросы по лекции Должны знать: порядок работы над проектом, основные характеристики проекта. Должны знать: структуру проектов
3 Классификация учебных проектов. Терминология проектной деятельности Мини-проекты, недельные, годичные, краткосрочные проекты Работа с различными источниками информации Ответы на вопросы по лекции Должны знать: классификацию проектов
4 Возможные выходы проектной деятельности Газета, игра, макет, чертеж, праздник, сценарий, презентация. Работа с различными источниками информации Ответы на вопросы по лекции Должны знать возможные выходы проектов.
Краткосрочный групповой проект
5 Особенности краткосрочных проектов Особенности краткосрочных проектов: работа в течении 1-5 уроков. Работа с различными источниками информации Темы краткосрочных проектов Думеть: работать в группах, сравнивать проекты различных типов, отбирать проекты для решения конкретной проблемы.
6
Проект № 1. «Экология жилища и здоровье человека». Экологическая обстановка жилища человека для оценки ее пригодности в качестве среды обитания и поиск некоторых путей ее улучшения.
Формулирование темы проекта, определение актуальности темы, проблемы. Сформулированная тема Д. знать: порядок работы над проектом, основные характеристики проекта
7 Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Работа с текстами, предложенными учителем в рамках темы, актуальной для выбранного учащимися проекта. Выработка плана действий. План Должны уметь: работать с источниками информации, выбирать главное, конспектировать.
8 Исследовательская деятельность по теме «Экология жилища и здоровье человека.»Экологическая обстановка жилища человека для оценки ее пригодности в качестве среды обитания и поиск некоторых путей ее улучшения.
Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала. Результаты исследовательской работы. Должны знать: приёмы первичной обработки информации
9 Анализ экологического состояния жилой комнаты Источники загрязнения жилища Организация экспериментов: анализ внутренней отделки помещения. Оценка качества мебели и отделки комнаты
Комнатные растения. РеРезультаты экспериментов Доджны уметь: компактно организовать предоставленную информацию в соответствии с задачами и содержанием деятельности учащихся по индивидуальным проектам.
10
Презентация проекта «Экология жилища и здоровье человека.»Презентация в ряду различных форм делового общения. Публичность как основная характеристика презентации. Основные типы презентации. Организационные формы презентации. Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны.
Презентация Должны знать роль презентации в работе над проектом. знать: цели презентации, основные типы презентаций
11 Проект № 2. «Воздействие шума на организм человека»
Виды шума, уровень шума, шумовое загрязнение, шумовая болезнь. Сила звука. Формулирование темы проекта, определение актуальности темы, проблемы. Сформулированная тема Должны знать: порядок работы над проектом, основные характеристики проекта
12 Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения эксперименты. Работа с текстами, предложенными учителем в рамках темы, актуальной для выбранного учащимися проекта. Наличие информации по теме Должны уметь: работать с источниками информации, выбирать главное, конспектировать.
13
Исследовательская деятельность по теме «Воздействие шума на организм человека.»Острота слуха, уровни громкости звука от разных источников, звуковое давление, оказываемое на ухо.
Основные формы работы: Выявление уровня громкости, тестирование Результаты исследовательской работы Должны знать: приёмы первичной обработки информации
14 Анализ полученной информации Действие шума: трудности взаимопонимания, слабая сосредоточенность, рассеивание внимания, потеря сна, раздражительность, снижение работоспособности
Тестирование Определение остроты слуха.
Результаты теста Должны уметь: компактно организовать предоставленную информацию в соответствии с задачами и содержанием деятельности учащихся по индивидуальным проектам15 Презентация проекта «Воздействие шума на организм человека.»Презентация в ряду различных форм делового общения. Публичность как основная характеристика презентации. Основные типы презентации. Организационные формы презентации. Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны.
Презентация Должны знать роль презентации в работе над проектом. знать: цели презентации, основные типы презентаций
16 Проект№3 «Пищевые добавки и здоровье человека.»Натуральные и синтетические пищевые добавки. Формулирование темы проекта, определение актуальности темы, проблемы. Сформулированная тема Должны знать: порядок работы над проектом, основные характеристики проекта
17
Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения эксперименты. Работа с текстами, предложенными учителем в рамках темы, актуальной для выбранного учащимися проекта опрос, анализ этикеток продуктов питания).Наличие информации по теме Должны уметь: работать с источниками информации, выбирать главное, конспектировать.
18 Исследовательская деятельность по теме 3 «Пищевые добавки и здоровье человека.»Влияние пищевых добавок на человеческий организм. Изучение содержания пищевых добавок в продуктах питания. Опрос школьников с целью изучения знаний о пищевых добавках.
Результаты опроса. Должны знать: приёмы первичной обработки информации
19
Анализ полученной информации Влияние пищевых добавок на человеческий организм. Оценка знаний школьников о влиянии пищевых добавок на человеческий организм, а также изучение и оценка содержания пищевых добавок в продуктах питания Результат изучения этикеток пищевых продуктов. Д. уметь: компактно организовать предоставленную Информацию в соответствии с задачами и содержанием деятельности учащихся по индивидуальным проектам20
Презентация проекта «Пищевые добавки и здоровье человека.»Презентация в ряду различных форм делового общения. Публичность как основная характеристика презентации. Основные типы презентации. Организационные формы презентации. Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны.
Презентация Должны знать роль презентации в работе над проектом. знать: цели презентации, основные типы презентаций
21
Проект №4 «Влияние мобильных телефонов на организм человека» История мобильной связи. Электромагнитные поля Работа с текстами, предложенными учителем в рамках темы, актуальной для выбранного учащимися проекта опрос, анкетирование Сформулированная тема Должны знать: порядок работы над проектом, основные характеристики проекта
22 Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения эксперименты. Работа с текстами, предложенными учителем в рамках темы, актуальной для выбранного учащимися проекта опрос, анализ этикеток продуктов питания).Наличие информации по теме Должны уметь: работать с источниками информации, выбирать главное, конспектировать.
23 Исследовательская работа Влияние сотовых телефонов на организм человека на мозг, зрение, слух, кровь, сердце
Анкетирование, опрос о значении телефонов на здоровье человека. Результаты опроса, анкетирования, графики. Должны знать: приёмы первичной обработки информации
24 Анализ полученной информации Влияние сотовых телефонов на организм человека на мозг, зрение, слух, кровь, сердце
Наблюдение, поисковый, исследования метод публицистических и научных источников, работа с литературой, анкетирование, анализ, обобщение.
Результаты опроса, анкетирования Должны уметь: компактно организовать предоставленную информацию в соответствии с задачами и содержанием деятельности учащихся по индивидуальным проектам25
Презентация проекта «Влияние мобильных телефонов на организм человека» Презентация в ряду различных форм делового общения. Публичность как основная характеристика презентации. Основные типы презентации. Организационные формы презентации. Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны презентации, буклеты
Презентация, буклет Должны знать роль презентации в работе над проектом, знать: цели презентации, основные типы презентаций
26
Проект № 5 «ГМО –панацея или бич божий.»
Генномодифицированные продукты, трансгенные организмы, Основные требования к маркировке ГМО -продуктов.
Формулирование темы проекта, определение актуальности темы, проблемы Сформулированная тема Должны знать: порядок работы над проектом, основные характеристики проекта.
27 Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения эксперименты. Работа с текстами, предложенными учителем в рамках темы, актуальной для выбранного учащимися проекта опрос, анализ этикеток продуктов питания).Наличие информации по теме Должны уметь: работать с источниками информации, выбирать главное, конспектировать.
28 Исследовательская работа Вред генетически модифицированных продуктов питания вредны для здоровья человека.
Наблюдение, исследования публицистических и научных источников работа с литературой, анкетирование, анализ, обобщение, социологический опрос.
Результаты исследовательской работы Должны знать: приёмы первичной обработки информации
29
Анализ полученной информации Отношение к ГМО в мире, Позиция Гринпис, противники и сторонники ГМО
Изучение и анализ этикеток продуктов питания, состава
Продуктов питания.
Результаты опроса, анкетирования, графики Должны знать: приёмы первичной обработки информации
30
Изготовление коллажа Коллажирование как способ обработки первичной информации Знакомятся с коллажированием как способом обработки первичной информации.
Отработка на практике составление коллажа Коллаж Должны уметь: создавать коллаж из текстовых фрагментов, создавать коллаж из объектов и рисунков
31
Проект №6 «Экология и здоровье человека.»Химические загрязнения и здоровье человека, биологические загрязнения и болезни человека, питание и здоровье человека, ландшафт как фактор здоровья. Природно-очаговые болезни Работа с текстами, предложенными учителем в рамках темы, актуальной для выбранного учащимися проекта опрос, Сформулированная тема проекта. Должны знать: порядок работы над проектом, основные характеристики проекта
32
Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения эксперименты Работа с текстами, предложенными учителем в рамках темы, актуальной для выбранного учащимися проекта опрос, анализ этикеток продуктов питания).Наличие информации по теме Должны уметь: работать с источниками информации, выбирать главное, конспектировать.
33 Исследовательская работа Влияние химического, биологического загрязнения на здоровье человека, питание и здоровье человека, ландшафт как фактор здоровья. Наблюдение, исследования публицистических и научных источников работа с литературой, анкетирование, анализ, обобщение, социологический опрос. Беседа с врачами санчасти ИК-3 о статистике природно-очаговых болезней
Результаты анкетирования и беседы. Должны уметь: работать с источниками информации, выбирать главное, конспектировать.
34 Анализ полученной информации Влияние химического, биологического загрязнения на здоровье человека, питание и здоровье человека, ландшафт как фактор здоровья. Конспектирование, «инсерт», «денотатный граф «о влиянии окружающей среды на здоровье человека. Таблица З-Х-У Должны уметь: компактно организовать предоставленную Информацию в соответствии с задачами и содержанием деятельности учащихся по индивидуальным проектам.
35 Презентация проекта «Экология и здоровье человека.»Презентация в ряду различных форм делового общения. Публичность как основная характеристика презентации. Основные типы презентации. Организационные формы презентации. Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны презентация , буклеты
Презентация, буклет Должны знать роль презентации в работе над проектом. знать: цели презентации, основные типы презентаций
36
Изготовление коллажа Коллажирование как способ обработки первичной информации Знакомятся с коллажированием как способом обработки первичной информации.
Отработка на практике составление коллажа по изученным темам Коллаж Должны уметь: создавать коллаж из текстовых фрагментов, создавать коллаж из объектов и рисунков
Критерии оценки проектов по экологии:
четкость поставленной цели и задач; тематическая актуальность и объем использованной литературы; обоснованность выбранных методик для проведения исследований; полнота раскрытия выбранной темы проекта; обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам; уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости); анализ полученных данных; наличие в работе вывода или практических рекомендаций; качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, и т. д.).
Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:
обоснованность структуры доклада; вычленение главного; полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите; использование наглядно-иллюстративного материала; компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы. Задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией); уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.
Общие требования к оформлению проекта по экологии:
При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт, это позволит во многом, ограничить включение в работу лишних материалов второстепенного ранга, которые помешают вычленить главное, основное или засоряющих работ
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Учебник «Основы экологии» авт. Н. М. Чернова, В. М. Галушин. Дрофа 2015г.
2. «Основы общей экологии» авт. Н. М. Мамедов. Москва 2015г.
3. «Глобальная экология» авт. Н. Ф. Винокуров просвещение 2010г.
4. Методическое пособие авт. О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
1. СD «1С: Образование. Экология. 10-11 кл.