Сценарий педагогического совета «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Сценарий педагогического совета
«Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении.
План педагогического совета:
1.Подведение результатов самоанализа педагогами разных возрастных групп состояния РППС в группе.
2. Результаты анкетирования родителей воспитанников.
3.Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными областями». Обсуждение проблем и поиск путей их решения.
4.Итоги смотра-конкурса предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие»
5. Деловая игра «Мозговой штурм» по теме педсовета.
6. Принятие решений педагогического совета
Предварительная работа:
1.Изучение методической литературы по теме педсовета.
2.Выставка методической литературы по теме педсовета
3. Разработка и заполнение карт самоанализа педагогами разных возрастных групп состояния РППС в группе.
4.Анкетирование родителей воспитанников «Оценка условий предметно-пространственной среды группы»
5. Тематический контроль и оформление аналитической справки «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными областями».
6.Разработка положения и проведение смотра-конкура предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие».
7. Разработка игры «Мозговой штурм» по теме педсовета.
8. Подготовка почетных грамот по итогам смотра-конкурса.
Ход педагогического совета
1.Эмоциональный настрой. Упражнение на активизацию внимания «Дерево знаний» Педагоги пишут на листьях свои ожидания от предстоящего педагогического совета. Что нового и интересного они хотели бы узнать по изучаемой теме. Подписанные листья размещают на дерево (мольберт с изображением дерева)
2.Вступительное слово
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. ( ФГОС ДО п.3.3.)
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды должен продолжаться непрерывно, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия педагогов.
В соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.
Задача педагогов состоит в умении моделировать предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
2. Выступление воспитателей всех возрастных групп - самоанализа состояния РППС в группе ( с презентацией) .3.Итоги анкетирования родителей «Оценка условий предметно-пространственной среды группы»
№ Вопрос Ответы родителей
1. Созданы ли, на ваш взгляд, в группе условия для всестороннего развития и воспитания детей Да-***
Нет-***
Затрудняюсь ответить-***
2. Как Вы считаете, достаточно ли дидактических средств и оборудования для развития детей? Да-***
Нет-***
Затрудняюсь ответить-***
3. На ваш взгляд, присутствуют ли в оформлении интерьера группы творческие работы
воспитателей и детей? ( детские выставки, интерьер группы) Да-***
Нет-***
Затрудняюсь ответить-***
4. Принимаете ли Вы участие в помощи создания предметно- развивающей среды? Да-***
Нет-***
Затрудняюсь ответить-***
4.Выступление старшего воспитателя Т.И.Пыховой с аналитической справкой по итогам тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными областями» (приложение №1), Памятка для воспитателей ( приложение №2).
5. Итоги смотра-конкурса предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие» (приложение №3)
6. Деловая игра «Мозговой штурм»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.
Задачи:
• Расширять представления педагогов ДОО о развивающей предметно-пространственной среде, особенностях её организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
• Развивать творческую активность педагогов в решении разнообразных задач и ситуаций, аналитические способности.
Категория участников: педагогические работники ДОО
Оборудование: мультимедийная установка, презентация с игровыми заданиями, фишки, , листы бумаги для моделирования РППС в группах ДОО, маркеры, набор предметов.
Правила игры
Ведущий объясняет правила игры, которая включает в себя выполнение определённых игровых заданий. Все участники делятся на 2 команды и выполняют по ходу игры определённые задания. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают фишки (баллы). Итоги игры подводятся подсчётом баллов.
1 задание «Разминка».
Закончить утверждение, дав быстрый и правильный ответ:
«В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду называется…» ответ: Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)
Создание развивающей среды предметно-пространственной (РППС) в ДОО – это требований ФГОС к• результатам освоения Программы
• структуре Программы
• условиям её реализации
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность ******* и совместной деятельности детей и взрослых,************ активности детей, а также возможности для уединения. ответ : Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
2 задание «Запутанное слово» расставить буквы правильно
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1 – НАСЫЩЕННОСТЬ
2 – ДОСТУПНОСТЬ
3 – ВАРИАТИВНОСТЬ
4 – ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ
5 – БЕЗОПАСНОСТЬ
6 – ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
3 задание «Вопрос –ответ»
От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе?
ответ: От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.
Почему, среда называется развивающей?
ответ: Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.
о каком центре развития идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта? («Центр физического развития»);
о каком центре развития идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);
какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая деятельность);
как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? (предмет-заместитель);
как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это ………….. ответ: внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде……… (фойе, студии и музеи ДОУ участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород и т.д.);
4 задание практическое «Игровые зоны» Смоделировать компонент предметно-развивающей среды центра по желанию. Оценка- презентация центра, правильно подобранный предмет и насыщенность.
Командам раздаются круги-сектора: центр физического развития, центр искусства и творчества, центр сюжетно-ролевой игры, центр экологии и экспериментирования. Игрокам необходимо заполнить сектора атрибутами, соответствующими данному центру ( картинки ).
5 задание «Выбрать правильный ответ»
Вопрос ответ
Выбрать 4 правильных ответа
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяют следующие типы игрового материала:
предметы-оперирования;
прототипические;
игрушки-персонажи;
сборные;
маркеры игрового пространства;
реалистические;
полифункциональный материал предметы-оперированияигрушки-персонажи
полифункциональный материал
маркеры игрового пространства
Выбрать 4 правильных ответа
Основными требованиями к организации предметно-пространственной среды ДОУ являются:
гигиенические
этические
эстетические
психологические
ограничение возможности самостоятельно моделировать среду
отсутствие пространственной и визуальной изоляции гигиенические
этические
эстетические
психологические
Выбрать 2 правильных ответа
Разработчики концепции построения развивающей предметной среды в ДОУ (В.А. Петровский, С.Л. Новоселова) опираются на подходы:
личностно-ориентированный;
средовой;
деятельностно-возрастной;
комплексный;
индивидуально-дифференцированный. личностно-ориентированный
деятельностно-возрастной
Выбрать 2 правильных ответа
Динамика изменения содержания развивающей предметной среды зависит от:
развития каждого вида деятельности в онтогенезе;
личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми возможности изменения среды;
полифункциональности;
соответствия возрастным и психофизиологическим особенностям детей. развития каждого вида деятельности в онтогенезе
соответствия возрастным и психофизиологическим особенностям детей.
Рефлексия : Педагоги выбирают по цвету листьях и прикрепляют на дерево, на свои листочки зачитывая вслух и подводя итог ожидаемого результата. Зеленые листочки - ожидания выполнены в полной мере, желтые- частично, красные - не реализован. Какое дерево получилось. Итог.
Сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали наши знания в области ФГОС ДО. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Благодарю, коллеги, за активность и проявленный профессионализм.
Проект решения педагогического совета.
1. Признать работу по созданию развивающей предметно пространственной среды удовлетворительной.
2.Педагогическому коллективу необходимо использоватьновые педагогические технологии, которые способствуют развитию творческого потенциала дошкольников, самовыражению и раскрытию дошкольников, ориентирует педагога на профессионально – личностное развитие и повышение его профессиональной компетенции.
3.Своевременно обновлять и пополнять развивающую предметно пространственную среду групп ДОУ в соответствии с ФГОС.
4. Старшему воспитателю оказывать консультативную методическую помощь педагогам.
приложение №2
Памятка для воспитателей
Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГОС.
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жёсткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации.
В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольной организации строится с учётом принципа интеграции образовательных областей, согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривает не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведение режимных моментов.
Таким образом организация развивающей среды в ДОО с учётом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Важно правильно подойти к вопросу создания развивающей предметно-пространственной среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребёнком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовывать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения, рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом.
Принцип дистанции позиции при взаимодействии.
Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребёнком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность даёт соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребёнка и взрослого.Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).
Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребёнка в создании окружающей среды, которая может измениться и легко трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стёкла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.
В них должны быть:
* сборно-разборная мебель;
* игрушечная мебель;
* ёмкости для хранения игрушек;
* игрушки;
* мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель как часть игровой).
Следует предусмотреть:
*использование игрового спортивного оборудования;
*использование игровых столов сложной конфигурации;
*мебель-трансформер;
*использование вертикальных разделителей;
*кукольный театр;
*костюмерную;
*игрушки-заменители.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.Важно иметь большое количество «подручных» материалов (верёвок, коробочек, проволочек, колёс, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестёр, атрибуты для игр в школу.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.
Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Принцип этапности и учёта возрастных особенностей ребёнка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом и ориентируется на зону «ближайшего развития».
Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:
игровых зон;
зон уединения;
современных игрушек;
развивающих игр;
дидактического и демонстрационного материала;
материала для продуктивной деятельности;
атрибутики для творческой деятельности;
уголков экспериментирования;
уголка природы;
логопедического уголка;
фонотеки, видеотеки;
спортивного инвентаря и оборудования и т.д.
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе.
Развивающая предметно-пространственная среда должна подбираться с учётом принципа интеграции образовательных областей, материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться м в ходе реализации других областей.
В условиях перехода к ФГОС игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельности. Какие же атрибуты игры необходимы для развития ребёнка?
Типизируя материал для сюжетной игры, мы, прежде всего, будем ориентироваться на его сюжетообразующие функции, т.е. на то, как он обеспечивает сюжет – воображаемую ситуацию.