Фольгопластика – как средство развития творческого потенциала и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №328»
Методическая разработка
«Фольгопластика – как средство развития творческого потенциала и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Воспитатель первой
квалификационной категории
Ахмадеева Нина Витальевна
г.Красноярск, 2016
Аннотация
Данная методическая разработка посвящается проблеме недостаточного уровня умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности детей проявлять свои творческие способности в процессе продуктивной деятельности, неумении творчески подходить к решению каких-либо задач, мыслить «не по шаблону». В наше время дети стали менее чувствительные, меньше думающие, менее творческие. Сегодня дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Данная методическая разработка содержит рекомендации по использованию фольгопластики (художественное конструирование из фольги) как одного из эффективных средств развития творческого потенциала детей дошкольного возраста. Методическая разработка предназначена для организации совместной продуктивной (художественно творческой) и экспериментальной деятельности детей и взрослого, а также для самостоятельной деятельности детей в ДОУ с использованием нетрадиционного материала - фольги. В разработке также описываются техники изготовления различных продуктов деятельности (объемные поделки, аппликации) из фольги. Из фольги можно создавать не только различные поделки с детьми, но и проводить с ней эксперименты (рвать, пробовать рисовать на ней, узнавать ее свойства). Фольга – прекрасный материал для изготовления всяких предметов –полезных и увлекательных, например забавных игрушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности. Серебристость фольги для восприятия детей равносильна волшебству. Фольга - это благодатный материал для творчества детей и взрослых. Желаю всем приятной совместной деятельности и рукотворного волшебства!
Методическая разработка может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования и родителям.
Возможные сферы применения - методическая разработка может быть использована в учреждениях дополнительного и дошкольного образования.
Источник практического опыта, положенный в основу разработки
Опыт формировался в МБДОУ №328 в старшей и подготовительной к школе группах в период с 2016года и по настоящее время ,на основе посещения обучающего авторского семинара «Художественно – эстетическое развитие личности ребёнка дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО». Семинар проводила доктор педагогических наук, автор парциальных программ «Цветные ладошки», «Умелые ручки», «Умные пальчики» И.А. Лыкова. Один из дней семинара был посвящён практическому освоению программы по творческому конструированию «Умные пальчики». После подробного ознакомления с содержанием программы по каждой возрастной группе посредством презентации, педагоги учились изготавливать поделки из салфеток, фольги, конструктора.
После семинара меня очень привлекли занятия с необычным материалом – фольгой, и я решила обязательно применить и расширить данный опыт с воспитанниками своей группы.
"Свобода, радость и успешность - художественное творчество." - И.А. Лыкова.
Актуальность.
Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом – актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин и др. практиков).
Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности. Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т.п. Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно "сваливающихся" на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. В эпоху кризисов и социальных перемен нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслящие люди. Но современное обучение и воспитание сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач.
Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.
От того насколько ребенок будет развит творчески напрямую зависят и познавательная активность и умственные способности ребенка (интерес узнавать новое, задавать вопросы, выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, наблюдать).
К сожалению, многим родителям в виду их загруженности на работе, некогда заниматься собственным ребенком, не хочется отвечать на его бесконечные вопросы, читать книги, играть с ним, проще купить компьютерную игру или включить телевизор с иностранными мультфильмами. Просидев за этим занятием несколько часов, ребенок не только теряет свое здоровье, но и всё это способствует торможению их воображения, сковыванию инициативы, снижению качества результатов их деятельности. Ребенок может стать агрессивным, замкнутым, черствым, не желающим играть со сверстниками.
Ребенок может «потерять» себя как личность, не быть востребованным в нашем стремительно развивающемся обществе, жить « по шаблону», работать «по шаблону».
А каждый ребенок талантлив, индивидуален, он может стать «звёздочкой» и «зажигать» своей неповторимостью, энергией, способностью окружающих. Стать чуткой, доброжелательной, отзывчивой, творческой, успешной личностью. Творческий ребенок – думающий ребенок, у него развито восприятие окружающего мира.
Поэтому проблема развития творческих способностей, по-моему мнению, стоит сейчас очень остро. В процессе поиска решений этой проблемы возникла идея увлечь детей интереснейшим видом художественного творчества – фольгопластикой.
Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка.
По моему мнению, эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование. А если же применять на таких занятиях нестандартные материалы, например такие как фольга ,то эффективность увеличится в разы. Художественное конструирование – это продуктивный творческий вид деятельности, в результате которого из разнообразных материалов создается изображение или объемный образ.
Развивая творческие способности в процессе работы с фольгой, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает определенные знания, умения и навыки. Эта работа, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию творческого мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он получает представления о нетрадиционном материале, который можно использовать для создания интересных поделок. Фольгопластика - это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликация, экспериментирование, конструирование из фольги. Занятия с фольгой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия. Фольга помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и оформительские. Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься фольгой не только интересно и увлекательно, но и полезно.
Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Решаются и другие важные педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества и многое другое.
Именно поэтому я выбрала приоритетным направлением своей работы - работу с фольгой как эффективное средство творческого развития детей.
Цель: Способствовать развитию творческих способностей детей в процессе художественного конструирования с нетрадиционным материалом – фольгой.
Задачи:
-познакомить детей со свойствами и особенностями фольги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;
-познакомить детей с различными техниками работы с фольгой;
-развивать познавательную активность, любознательность, эмоциональную заинтересованность;
-развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук;
-воспитывать чувство взаимопомощи, инициативу, самостоятельность, терпение, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, бережное отношение к результатам труда.
Ожидаемый результат работы:
Предполагается, что организованная работа по художественному
конструированию из фольги будет способствовать повышению развития творческих
способностей детей:
- дети научаться самостоятельно экспериментировать с материалом - фольгой;
- научатся преобразовывать готовые изображения, дополнять деталями;
-самостоятельно создавать задуманные образы из фольги и передавать их характерные особенности.
Новизна
Заключается в использовании нестандартного материала при организации продуктивной (творческой) деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, развитие навыков конструирования творческого характера.
Значимость работы с точки зрения реализации ФГОС
В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.
В своей работе я стараюсь использовать креативный подход, то есть стремлюсь, чтобы дети «открывали» для себя что-то новое, появлялись новые продукты творчества из нетрадиционного материала. Это в свою очередь способствует развитию творческих способностей и воображения, интересов, любознательности и познавательной мотивации, устойчивости внимания, способности к произвольному поведению, что является предпосылкой к формированию нравственно-волевых качеств.
Практическая значимость.
Фольгопластика - разновидность художественного конструирования. Также фольгу можно использовать для аппликаций и экспериментирования. Необычный для дошкольников вид деятельности, в ходе которого решаются задачи образовательных областей:
«познавательное развитие» - у детей развивается творческая активность, интересы, идет формирование представлений об окружающем мире;
«речевое развитие» - обсуждая образы, которые возможно создать при помощи фольги, проводя эксперименты с фольгой, развивая мелкую моторику, дети развивают и свою речь;
«художественно-эстетическое развитие» - у детей развивается самостоятельная творческая деятельность – конструктивно-модельная;
«физическое развитие» - развивается мелкая моторика пальцев рук;
«социально-коммуникативное» - происходит становление самостоятельности, формируется позитивная установка к различным видам труда и творчества.
Содержание методической разработки
Из обычной фольги можно изготовить удивительные цветы, фоторамки или рамочки для детских рисунков, украсить блестящими завитушками шкатулку, подсвечник, сплести из фольги сказочный фонарик или смешных животных.
В общем, границы ставит только ваше воображение.
Большой интерес у детей вызывает работа с фольгой за её уникальные свойства. У фольги хорошая пластичность, это позволяет придавать ей любую форму, устойчивость к воздействию света и влаги, гарантирующая долговечность этого материала, малый вес и красивый внешний вид, обеспечивают высокие эстетические свойства.
Для работы с детьми подойдёт любая фольга. Простая серебряная, которая есть почти в каждом конфетном фантике или в шоколадной обёртке, разноцветная, в неё заворачивают высококачественные конфеты. А ещё есть специальная фольга, предназначенная для запекания в ней кусков мяса, рыбы или курицы. Такая фольга свёрнутая в большие рулоны, продаётся в хозяйственных магазинах. Вот она–то – самая удобная для изготовления поделок, поскольку немного толще конфетной, а значит, прочнее и эластичнее.
Только один нюанс – для поделок не следует брать фольгу на белой бумажной основе. Она плохо держит форму, зато может пригодиться для аппликаций. Фольга –прекрасный материал для изготовления всяких предметов – полезных и увлекательных, например забавных игрушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности.
Фольга- это прекрасный материал для изготовления поделок. Она сама по себе выглядит интересно, а сочетание фантазии и умения рождает удивительные поделки своими руками.
При работе с фольгой, как и с другими нетрадиционными материалами, нет жёсткой заданности, строгого контроля, который присутствует на обычных занятиях, зато есть творческая свобода и радость, результат обычно эффективный и почти не зависит от умелости и способности детей. Эксперименты с фольгой - это маленькая игра, в которой раскрываются такие качества, как инициативность, самостоятельность, формируются художественно-творческие способности.
В художественно-продуктивной деятельности реализуется развитие исследовательской деятельности, возможность участия детей в элементарных опытах с фольгой, позволяющими познать её свойства, качества, возможности.
Прежде, чем приступать к изготовлению поделок из фольги, рекомендуется сначала провести экспериментально – исследовательскую деятельность с детьми, для изучения свойств фольги (пластичная, непрозрачная, хорошо держит форму и т.п.)
Приёмы работы с фольгой (эксперименты):
-разрывание
-сминание
-скручивание в жгут
-скатывание
-скрепление частей
-вырезание
-процарапывание
-нанесение на шнур или проволоку
-тиснение (можно отпечатать предмет, например монетку на фольге, фольга лежит на мягкой поверхности)
-гравировка (нанесение на фольгу рисунка и выкалывание узора острым предметом, например зубочисткой)
-рельефный способ (оборачивание фольгой мелких предметов с рельефным рисунком, разглаживание поверхности до появления рисунка)
Техники изготовления поделок:
1. Обёртывание предметов (берётся бросовый, синтетический, природный, текстильный материал и оборачивается фольгой разглаживается по форме. Получаются замечательные игрушки: шкатулки, украшения интерьера. Например: Заворачиваем грецкие орехи в фольгу и подвешиваем за нитку на елку.).
2. Скульптурная лепка или моделирование (объемные поделки из фольги) (игрушки делаются точно так же, как из пластилина - сначала раскатываются отдельные детали в виде обычных шариков и колбасок, которые затем соединяют вместе, образуя нужную поделку. Фольга сама настолько прочно держит форму нужных деталей и их соединения, что порой для работы с ней не требуется никаких инструментов кроме собственных ладоней).
3. Жгутиковое (ажурное) плетение
Из полоски фольги скатывается колбаска, перекручивается по всей длине (получается длинный жгутик). Из этого жгутика изгибаются украшения (кольца,серьги, браслеты, бусы и т.д.). Либо из большого количества жгутиков (путем соединения их между собой) плетутся различные предметы (цветы, подсвечники и т.п)
4. Тиснение (на готовую форму из картона намазывается пластилин толщиной примерно 1-2 мм, затем форма оборачивается фольгой. Сверху вдавливается рисунок (принцип печати). Работы декорируются бусинами, бисером, стеклярусом и т.д.
5. Аппликации
а) Рисуем на листе бумаги фигурку – шаблон с изображением зверька, цветка и т.д. Берем плотный лист фольги, накладываем поверх него наш шаблон с рисунком и обводим, с нажимом шариковой ручкой. Убираем бумагу и вырезаем из фольги по контуру фигурку). Из фигурок создаем задуманную композицию.
б) Из полоски фольги скатывается колбаска, перекручивается по всей длине (получается длинный жгутик). Из этого жгутика изгибается контурное изображение предмета (гриб, яблоко), накладывается на картон и заполняется тонким слоем пластилина (от контура к середине) украшается бисером, поетками; Контурное изображение можно и не заполнять пластилином, а оставить так.
Используемые средства:
-совместная деятельность воспитателя с детьми;
-самостоятельная деятельность детей.
Применяемые методы:
-словесные;
-наглядные;
-практические;
-игровые.
Формы работы с детьми:
-игра-экспериментирование по заданному образцу
-экспериментирование на занятиях
-изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, развлечений
-продуктивная деятельность (создание различных поделок)
-организация выставок детского творчества
-свободные творческие игры
Список рекомендуемой литературы:
1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1999г.
2.Бобкова Т.И., Красносельская В.Б., Прудыус Н.Н. Художественное развитие детей 6 - 7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
3.Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160с.
4. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.
5.Котова Е.В, Кузнецова С.В, Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
6.Кузнецова Е.М. Художественное моделирование и конструирование: программа, практические занятия с детьми 5-6 лет. - Волгоград: Учитель, 2011.
7.Лыкова И.А. «Умные пальчики» - парциальная программа познавательного и
художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в творческом
конструировании. – Москва, «Цветной мир»,2016
8. Н.В. Шайдурова «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности»,
2008 -125с
9. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.
10.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности на неделю по фольгопластике.
Тема занятия: Волшебная фольга.
Цель занятия: Познакомить детей с приемами работы с фольгой. Развивать творческое воображение, используя нетрадиционный материал.
Задачи:
Образовательные:
-расширять творческий опыт в использовании нетрадиционного материала для создания различных поделок, заинтересовать детей изготовлением поделок из фольги
- дать представления о свойствах фольги,
-учить технологии работы с фольгой.
-сформировать умение по скручиванию в жгут фольги.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук, осязательную чувствительность к хрупкому материалу, глазомер, внимательность и логическое мышление.
- способствовать развитию воображения
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию аккуратности и любознательности.
- способствовать воспитанию трудолюбия и усидчивости.
Необходимое оборудование: фольга, ножницы, белый и цветной картон, деревянные палочки (можно использовать кисточки с круглым концом или палочки для суши), шаблон (машинка) , альбом (или мягкий материал для подложки – вискозные салфетки).
Дни недели НОД Задачи
Пн 1.Познание+ речевое развитие: Беседа – обсуждение: «На что похожа фольга?», «Где встречается?»
Занести в группу красивую шкатулку. Привлечь внимание детей. Дети открывают шкатулку, там фольга.
Воспитатель подталкивает детей к размышлениям вопросами:
-Это волшебная бумага, Кто знает, как она называется? на что похожа? где дети могли видеть фольгу?
2.Познавательно – исследовательская деятельность: «Свойства фольги» (дети исследователи, задаем лишь наводящие вопросы: какая фольга? Непрозрачная. Как проверить? (посмотреть сквозь нее) Как сделать ее прозрачной? (сделать дырочку, скрутить в трубочку). Можно ли ее мять и что с ней происходит? (фольга легко деформируется и принимает нужную форму). Пробуем резать, отрывать полоски, скатывать в жгутики и шарики, пробуем проводить по ней линии палочкой (рвется, а если подложить под фольгу что мягкое, образуется рисунок). Пробуем делать отпечатки на фольге (например монетками).
Главное условие не торопить детей – они накапливают опыт (сделать что – то с фольгой).
- Познакомить детей поближе с материалом – фольгой
- Дать детям представления о свойствах фольги (пластичная, непрозрачная, хорошо режется и отрывается, прекрасно держит форму,
-сформировать умение скручивать фольгу в жгутики и шарики).
Вт 1.ФЭМП – Взять любой полезный предмет, обозначить функцию (коробочку, объемные небольшие геометрические фигуры). Метод оборачивания (каркасный) – узнать объем предметов.
Задание: Оторвать 2 не равные части от целой фольги и сделать 2 шара, сравнить их. Попробовать сделать пустотелый шар (обернуть круглый предмет).
2.Социально – Коммуникативное развитие
Предложить детям природный материал – грецкий орех, шишку), Задание: сделать предмет нарядным с помощью фольги.
Предложить детям сделать украшение для себя, для группы, для мамы (бусы, сосульки).
Затем предложить сделать живых существ(птичек, бабочек, стрекоз и т.п.) (шаблон не давать! Ребенок инициатор!) -приложение 1
После пробуем сделать образ человека (если у ребенка возникают трудности, ненавязчиво помогаем (у нас есть готовые шарики – берем квадрат фольги – шарик кладем в центр, оборачиваем квадратом, дальше формируем ноги, руки, используя дополнительно кусочки фольги).
Играем с человечком и мячиком. Проигрываем ситуации с человечками
( футбольная команда, отправились в поход, полетели на луну и т.п.)
- формирование элементарных математических представлений (предметы имеют форму и объем)
- продолжить формировать представления о том, что фольга хорошо держит форму
- сформировать представления, что при помощи фольги можно сделать предметы блестящими, нарядными.
-сформировать представления детей о использовании фольги, как для подарка взрослому, игрушки для себя.
- способствовать развитию воображения, моторных навыков.
- заинтересовать детей изготовлением поделок из фольги.
-формирование коммуникативных навыков, умение общаться, организовывать общую игру.
Ср Рисование: ««Машинка» (работа в техники чеканка)
-приложение 2
Кладем шаблон на фольгу, предварительно подложив что-нибудь мягкое (альбом).
Обводим рисунок по контуру кисточкой или палочкой.
Убираем шаблон, получается рисунок на фольге.
Берем кисточку и начинаем выстукивать точки вокруг контура.
Затем начинаем чеканить отдельные детали (окошки, фары, колеса).
Затем переворачиваем работу и обводим по контуру детали, которую отчеканили.
Переворачиваем работу и обводим весь контур и детали еще раз.
Переворачиваем работу изнаночной стороной вверх и берем картон. Накладываем картон на работу - и загибаем края работы на картон
Переворачиваем, наша работа готова. Можно оформить в рамку для фото и подарить на праздник папам.
- закрепление изученных свойств фольги (возможность делать отпечатки)
-развитие художественно-творческих способностей
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
- формировать и развивать навыки ручного труда;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость.
Чт Аппликация (из жгутиков): «Жар – птица»
-приложение 3
Детям предоставляется наглядный материал – картинки, фотографии с изображением Жар – птицы.
Из фольги скатывается достаточное количество жгутиков. На цветной картон выкладывается и приклеивается силуэт Жар – птицы. Для хвоста жгутики закручиваются, придается волнистая форма (завитки). Работа дополняется элементами из оставшихся жгутиков и шариков.
- закрепление изученных свойств фольги (скручивается в жгутики, хорошо держит форму)
- развитие мелкой моторики, творческих способностей, художественного вкуса, навыков работы с нетрадиционным материалом для аппликации с использованием фольги.
- воспитание любви к художественно-творческой деятельности, аккуратности, трудолюбия, усидчивости.
Пт Художественный труд (конструирование): «Подсвечник»
-приложение 4
Берем консервную крышку, диаметр ее может быть разный. Оборачиваем ее фольгой.
Отрезаем полоску фольги. Длина полоски должна быть на 5 см. длиннее окружности крышки. Скручиваем жгутик. Сворачиваем его в кольцо. Хорошо скручиваем место соединения. Должен получиться обруч с таким же диаметром, как у крышки.
Затем отрезаем 5-7 полосок Скручиваем жгутики.
Каждый складываем пополам. И крепим к обручу.
Делаем каждый раз по три скручивания. Вкладываем обруч в крышку, так удобнее будет плести. Теперь плетем сеточку, соединяя жгутики между собой. Четкой заданности плетения нет, все зависит от желания и фантазии детей.
(Если не нашлось крышек по количеству детей, дно можно сделать так же из жгутиков).
Подсвечник готов! Благодаря своим термостойким свойствам подсвечник из фольги можно использовать по своему прямому назначению. - закрепление изученных свойств фольги (скручивается в жгутики, хорошо держит форму)
- развивать творческое мышление и фантазию;
- воспитывать трудолюбие и усердие в работе.
После проведения предложенной недельной НОД, когда дети познакомились со свойствами фольги (путем экспериментальной деятельности), с некоторыми техниками создания поделок из нее, можно включать процесс фольгопластики в дальнейшую продуктивную совместную и самостоятельную (материал должен быть в доступе) деятельность детей, и постепенно применять более сложные техники работы с фольгой (тиснение, ажурное плетение цветов, насекомых, создание объемных композиций и т.д. – приложение 5) дополнять и декорировать их бусинами, бисером, стеклярусом и т.д.