Урок Повторительно — обобщающий урок «Правописание безударных гласных в корне слова. (5 класс).
Тема урока: Повторительно - обобщающий урок «Правописание безударных гласных в корне слова». (5 класс).
Цели урока: повторение и обобщение правописания орфограммы «Безударная гласная в корне слова».
Задачи:
Образовательная:
закрепить навык правописания проверяемых безударных гласных в корне слова;
отработка навыков выделения корня и постановки ударения;
Развивающая:
совершенствовать умение анализировать языковой материал при разрешении учебных проблемных ситуаций;
развивать орфографическую зоркость;
развивать познавательную активность на уроках русского языка.
Воспитательная:
воспитывать терпение и прилежание в учебной деятельности;
прививать интерес к русскому языку.
Универсальные учебные действия:
коммуникативные: формировать коммуникативную культуру: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
регулятивные: развивать самостоятельность при совершении учебных действий; приучать к саморегуляции и самоконтролю при выполнении учебных заданий;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, распечатанный дидактический материал, диск «Русский язык» (универсальный мультимедийный тренажер)
Ход урока
Хронометраж Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1мин 1. Орг. Момент.
— Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Мы работаем с вами впервые, но я очень хочу подружиться с вами и надеюсь на плодотворную работу. Я желаю вам хорошего настроения и, конечно, успехов. Дети приветствуют стоя
6 мин 2. Актуализация прежних знаний - Ребята, вы сидите за столами по структуре Менедж Мэт по сингапурской системе. Посмотрите на таблички в центре столов. Партнеры по лицу, поприветствуйте друг друга! Теперь партнеры по плечу, приветствуйте друг друга!
Молодцы! А сейчас, используя структуру «Конерс» выполните задание на повторение некоторых орфограмм. Возьмите, пожалуйста, карточки на ваших столах, заполните их (вставьте пропущенные буквы) и подумайте, какое правило нужно применить при написании этих слов. А теперь обратите внимание на углы вашего класса: в каждом углу имеется табличка с названием орфограммы. После того, как вы определите к какой орфограмме относятся слова на ваших карточках, подойдите в углы с такой же табличкой. Всем понятно задание? Начинайте. Теперь разбейтесь на пары и сообщите, почему вы встали именно в этот угол. Начинает первым тот, кто пониже ростом. А теперь один из команды сообщит об этом всему классу. Ученики заполняют карточки, выбирают нужный угол, встают в этом углу.
Дети обмениваются информацией, один ученик из каждого угла сообщает и доказывает свой выбор.
4 мин 3. Работа по теме урока.
Выполне-
ние задания на доске. Итак, мы вспомнили, что в слове могут встретиться самые разные орфограммы. А сегодня мы поработаем с очень уважаемой и часто обижаемой нами незнанием безударной гласной. Слово гласная означает глас, голос. Гласная в русском языке имеет первый голос. Только с ее помощью слова соединяются в слоги. С ее помощью поют песни. И ей посвящают стихи.
Дыхание свободно в каждой гласной.
В согласных прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив, будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
(Самуил Маршак)
- Это урок – обобщение. И сейчас мы с вами вспомним, как же правильно написать слово с безударной гласной в корне. Запишите в ваших тетрадях число, классная работа. Я приглашаю к доске участника №3 стол №2. Учитель диктует слова: снежинка, февраль. Слово снежинка разобрать по составу. Что мы будем делать вначале? (Выделяем корень, ставим ударение).
- Действительно, мы можем воспользоваться советом из рифмовки:
Если в корне гласная вызвала сомненье,
То ее немедленно ставь под ударение.
- Ребята, если мы не можем проверить букву постановкой ударения, что мы можем сделать, чтобы правильно написать ее в слове?
- Правильно, проверить написание этого слова в словаре. Ребята, для вашего удобства в образовательном портале EDU. TATAR, где у каждого из вас имеется своя страничка, электронный дневник, имеется ссылка на сайт www.gramota.ru , где вы можете проверить написание любого слова. Т.е. этот сайт заменяет вам множество словарей русского языка. Это очень удобно. Запомните, пожалуйста, как можно выйти на этот сайт. С вашей странички в образовательном портале нажимаете вкладку «Ученику», после этого выходят наименования различных школьных предметов, выбираете русский язык и литература; несколько разделов: ЦОР, Полезные ссылки и т.д. Вам нужно выбрать «Полезные ссылки», где вы и встретите адрес сайта. Просто кликнете не него и вы окажетесь на сайте.
Ученик выполняет на доске задание
Ученик работает на доске, выделяет корень, ставит ударение.
Ученик доказывает, что к слову «февраль» нельзя подобрать проверочное слово. Это слово с непроверяемой гласной.
4 мин выполнение задания на интерактив-
ной доске - Ребята, вы заметили, что с которыми мы работали на одну тему. Какая же это тема? Кончено, зима. сейчас мы с вами потренируемся на интерактивной доске.
Послушайте, что пишет о богатстве «снежных слов» в русском языке писательница Н. Надеждина.
Русский язык богат «снежными словами». Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твердые белые шарики больно секут щеки, мы говорим «крупка». Свежий, только что запорошивший землю снег зовется «пороша». Подул ветер, и снег зашевелился, ожил, струится, течет по земле. Это низовая метель — «поземка». Если ветер кружит, вьет в воздухе снег — это «вьюга». А в степи может разыграться и настоящая снежная буря — «буран».
В марте снег не разлетается с руки, он загрубел, стал плотным. Ступишь на него, и не провалится нога. И для этого черствого снега есть в русском языке свое жесткое слово «наст».
«Снежные слова» придумал народ, и они по-народному метки.
- Сейчас я предлагаю вам вставить в тексте пропущенные буквы. Один участник разбирает два слова и объясняет, почему он вставил ту или иную букву. За ним другой участник выходит и разбирает только два слова и т.д.
- Молодцы! 3-4 ученика выполняют задание (вставляют нужные буквы в слова)
4 мин Подведение итогов. Рефлексия Давайте подведем итоги. Вы должны в течение 3 мин составить синквейн, используя любое понятие, с которым у вас ассоциируется безударная гласная в корне слова. Составьте его у себя в тетрадях.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза, т.е. обобщения информации.
Существительное (правописание корней)
прилагательное прилагательное (проверяемая, непроверяемая
Глагол глагол глагол (находим, выделяем, отмечаем)
фраза из 4 слов (Проверяем ударением и с помощью словаря)
существительное (вывод) (Орфограмма)
А теперь представьте свои работы
Вы просто молодцы. Отличного вам дня! Я была рада с вами встретиться и так продуктивно поработать.
Учитель ставит оценки за урок учащимся Ученики составляют синквейн, затем с места по вызову учителя называют части синквейна (участник №4 стола №3 называет 1-ю часть, участник № 3 стола №1 - 2–ю часть и т.д.)
1 мин Дом. задание 1. Подготовить слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне для словарного диктанта на тему «Красавица - зима». Запись в дневнике