Игровые технологий в системе начального общего образования.
Игровые технологий в системе начального общего образования.
Актуальной проблемой в условиях реализации ФГОС НОО является нахождение оптимальных сторон преемственности в системе дошкольного и начального общего образования. На этапе дошкольного образования образовательный процесс организуется исходя из основных характеристик этапа предметных действий и возрастной периодизации психологического развития детей Д.Б. Эльконина. В дошкольный период происходит первичное осознание ребенком внешних воздействий окружающего мира, поэтому его развитие связано с формированием в ходе дидактической игры познавательных процессов и способностей к основным мыслительным операциям на основе предметных действий. Это означает, что помимо традиционного для дошкольного образования развития памяти, внимания и мышления, речи, у детей должны быть сформированы мыслительные операции: анализ свойств исследуемых объектов или явлений; сравнение свойств предметов; обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе; распределение предметов в группы по выбранному свойству; классификация по выбранному свойству; синтез на основе выбранной структуры; конкретизация; аналогия, а также умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Учителя начальных классов на протяжении года ведут занятия с дошкольниками, что позволяет им ближе познакомиться со своими будущими учениками, а дошкольникам видеть своих будущих учителей. Поэтому, приходя в 1 класс, ребенок быстро привыкает к новому виду деятельности – учению, которое осуществляется в условиях психологической комфортности.
В работе по формированию личности в детском саду и школе важно установить преемственность не только по содержанию обучения и воспитания, но и по формам, методам и приемам обучения. Широкое использование игровых технологий в обучении и воспитании как в детском саду, так и в начальных классах школы имеет ряд преимуществ. Игра занимает значительное место в жизни малышей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Игра должна органично сочетаться с темой занятий, уроков, направленной на освоение правил, владение понятиями. Такая двигательно-мозговая «встряска» снимает утомление, а эмоциональный фон усвоения материала делает процесс обучения живым и интересным. В значительной мере этому содействуют физкультминутки. Из своего опыта работы могу сказать, что наибольшая эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда их форма и содержание разнообразны.
Одну минуту посвящаем добрым словам. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.
Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала.
Например, для лучшего усвоения новых букв предлагаю ученикам такие варианты игровых заданий:
1. Построй букву из палочек.
2. Переделай (сконструируй) из одной буквы другую, (из «Г» в «П»).
3. Фокусы с буквами. Если закрыть часть буквы куском бумаги, получится другая буква.
4. Конструирование из мелкой цепочки длиной 15-20 см.
5. Игровое конструирование предметов из букв.
Современные исследования физиологов показали, что нервные окончания пальцев рук и всей ладони широко связаны с корой больших полушарий. При работе с предметами происходит слабый массаж ладоней и пальцев рук, что обеспечивает повышение функциональной деятельности головного мозга, развивает мыслительную деятельность, память, внимание, слух и зрение ребенка.
Игровым материалом для занятий в школе могут являться загадки, скороговорки, ребусы, веселые стихи. Они несут в себе не только эмоциональный заряд, а, забавляя, учат, развивают речь, совершенствуют фонематический слух.
На уроках и занятиях по математике дети с большим удовольствием решают задачи, преподнесенные в игровой форме. Они удачно разнообразят работу, вносят оживление, помогают развивать воображение, память, логическое мышление учеников.
При знакомстве с цифрой помогают веселые стихи, нахождение ассоциаций с предметами.
При формировании представления о признаках сходства и различия между предметами по определенному свойству используется игра «Волшебный мешочек».
Проблемы, характерные для той или иной игры, побуждают первоклассников усваивать необходимые знания.
Итак, подготовка детей к школе, обучение в школе – дело важное и серьезное. Однако, это только часть общей цели подготовки подрастающего поколения к предстоящей взрослой жизни. Главное же состоит в том, чтобы мы, взрослые, не забывали, что ребенок не только готовится к жизни, но уже живет, и его жизнь должна быть радостной, полноценной и счастливой. Обеспечить детям такую жизнь нам помогает игра.
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок».