Презентация на тему Проектная деятельность как средство формирования и развития творческих способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Проектная деятельность как средство формирования и развития творческих способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО Исаева Г. К., учитель начальных классов I квалификационной категорииМБОУ Барвихинская СОШ «Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я научусь». Китайская пословица Цель работы над проектами в начальной школе: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: Направлены на достижение конкретных целей.Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий.Имеют ограниченную протяженность во времени. С определенным началом и концом.В определенной степени неповторимы и уникальны. Проект – одна из форм исследовательской работы.Проект – совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Что такое проект для учителя? Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: -проблематизация, -целеполагание,- планирование деятельности,- рефлексия и самоанализ, -презентация и самопрезентация. Что такое проект для обучающегося?-раскрытие творческого потенциала;-умение работать в группе; -деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися-умение презентовать свою работу. Классификация проектов групповыеиндивидуальныеколлективные внутриклассные внутришкольные Региональныемеждународные монопроекты межпредметные Типы учебных проектов Исследовательские Творческие Информационные Социально -значимые Телекоммуникационные Типы учебных проектов по затратам времени краткосрочные (2-6 ч),среднесрочные (12-15 ч),долгосрочные (триместр, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д Требования к проекту Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы Практическая, теоретическая значимость предполагаемыхСамостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельностьСтруктурирование содержательной части проектаИспользование исследовательских методов Какими могут быть темы проектов? Теоретические -темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов содержащихся в разных книгах, фильмах и других источниках. Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментовФантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях. Правильный выбор темы – залог успеха Тема предлагается преподавателем:- по учебному предмету;- в соответствии с естественными профессиональными интересами;- с учетом интересов и способностей учащихся.Тема выбирается учащимися в соответствии с личными интересами.Предпочтение отдается какому-либо практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни, требующему привлечения широкого спектра знаний и умений, творческих решений. Выбор тематики проекта Педагогические условия организации проектной деятельности в начальной школе Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Выбрать тему не сложно, если знаешь, что тебя интересует.Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы: Что мне интересно больше всего?Чем я занимаюсь больше всего в свободное время?Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?Чем я хочу заниматься в первую очередь (музыкой, искусством, поэзией, окружающим миром) Этапы проектной деятельности: мотивационный планирующий информационно-операционный рефлексивно-оценочный Этапы работы над проектомПодготовительный этап Проблема и выбор темы.Актуальность темы.Замысел и идея исследования.Объект и предмет исследования.Цель и задачи исследования.Гипотеза. Методы исследования.Критерии оценки результатовПрогноз возможных негативных последствий.Способы коррекции, компенсации негативных последствий. Барьер и трамплин исследования Краеугольный камень любого исследования – определение проблемы(установление несоответствия между желаемым и действительным)«Проблема, надлежащим образом поставленная, более чем наполовину решена». Ф. Содди. «Почему?» и «Для чего?» Актуальность исследования: -научная, -социальная, -личностная значимость Практическая значимость исследования:- использование полученных данных в различных видах деятельности,- решение практических задач. Объект и предмет исследования Объект – С кем и с чем работать? Предмет – Что буду исследовать? Цель Задача Гипотеза Зачем мы проводим исследование Уточнение цели. Основные шаги для достижения цели Догадка, не доказанная логически: «предположим…» «допустим…» «возможно» Этапы проекта 1 этап. Погружение в проектформулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. 2 этап. Организационный выбор и организация группы участников проекта,определение направления работы, распределение ролейформулировка задачи для каждой группы, способы источников информации по каждому направлению. составление детального плана работы 3 этап. Осуществление деятельности поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.Изготовление продукта 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация) на этом этапе определяются способы обработки полученных данных. демонстрация творческой работы. 5 этапОбсуждение полученных результатов (рефлексия) Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию, выставку и т.д. Защита проекта – один из этапов работы над проектом, который пропустить невозможно. Необходима подготовка к защите проекта:Выделить из текста основные понятия и дать им определения.Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.Предложить примеры, сравнения и сопоставленияСделать выводы и умозаключения.Указать возможные пути дальнейшего изучения.Подготовить текст сообщения.Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.Приготовиться к ответам на вопросы. Защита проходит публично, присутствуют родители, слушатели –учащиеся, гости. Учащиеся учатся излагают добытую информацию, доказывают свою точку зрения.Основные моменты проекта формулируют кратко и четко.Выступление регламентировано: 8-10 минут.Малосущественные вопросы снимает педагог, напоминает о регламенте выступления. Форма предоставления защиты проекта: веб-сайт и презентация проекта;печатная публикация;буклет, газета. Виды презентационных проектов: игра с заломтелепередачаделовая играпутешествиеспектакльотчет исследовательской экспедициинаучная конференциядемонстрация видеофильмадиалог персонажейслайд-шоуконцертстендовая презентация Критерии успеха над проектом. Достигнут конечный результатСоздана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущемРезультат проекта использован другими коллективамиИнформация о проекте широко распространенаПолучено удовольствие от своей деятельности Дети стали больше читать энциклопедическую литературу, в поисках необходимой информации пользоваться интернет-ресурсами. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Барвихинская средняя общеобразовательная школаЖИТЬ ЗДОРОВО! Использование метода проектов в начальной школе приноситдетям удовлетворение, что способствует совершенствованию у нихличностных качеств, стремления получить знания, а главное – желанияучиться и получать от этого радость. Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!