Урок в 5 классе Многообразие явлений в природе
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28»
Открытый урок в 5 классе по курсу «Природоведение»
на тему:
«Многообразие явлений в природе».
Составитель: Огрина Светлана Юрьевна
Г.О. Саранск
Цель обучения:
1.Раскрыть на примерах понятие явления в природе.
2. Выяснить на практике: чем физические явления отличаются от химических.
Цель воспитания:
1. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний.
2. Воспитание дисциплинированности.
Цель развития:
1. Развитие мышления – (аналитического) формирование умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, развитие умений применять знания на практике.
2.Развитие познавательных умений -формирование умений наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности – частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение).
3. Развитие общетрудовых и политехнических умений - развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.
4. Развитие умений учебного труда - развитие приемов наблюдения – цель, последовательность, состав объектов.
5. Развитие воли и самостоятельности -развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, добиваться намеченной цели, умения действовать самостоятельно.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Вид урока: урок-беседа.
Методы и приемы обучения: эвристический, исследовательский.
План урока:
Оборудование: пружина, спиртовка, спички, медная проволока, зажим, ступка с пестиком, мел, раствор лимонной кислоты, лист бумаги и ножницы, компьютер.
Организационный момент.
1. Актуализация прежних знаний.
2. Формирование новых понятий и способов действия.
3. Формирование умений и навыков.
4. Домашнее задание.
На прошлом уроке мы познакомились с веществами и телами. Сейчас мы с вами проверим , насколько вы хорошо различаете эти понятия.
1. Актуализация прежних знаний.
1.Что такое тело? Приведите примеры.
2. Что такое вещества?
3. Из каких веществ состоят следующие тела? Слайд
4. Игра в «крестики-нолики» Покажите выигрышный путь, который составляют названия
А) тел
вилка графит Воск
Линейка свеча Капля
кислород Соты железо
Б) веществ
Глина полиэтилен Льдинка
Пробирка Свинец Капля
батарея Чугун Провод
5. Какие вещества называют чистыми?
Вещества в природе встречаются в виде смесей. В смеси каждое вещество сохраняет свои свойства. Зная эти свойства, смеси можно разделять на составные части. Например, мы с вами отправились в поход. Но питьевая вода быстро закончилась. Перед нами небольшая речка. Как в походных условиях очистить и обеззаразить воду и сделать ее пригодной для питья?
Речную воду от песка и других тяжелых примесей отстоять, осторожно слить, профильтровать через несколько слоев чистой материи (например, носовой платок), прокипятить, полученную воду можно употреблять для питья и приготовления пищи.
6. Откуда берет свое начало поверье, что рассыпанная соль – к ссоре? Как помирить людей, поссорившихся из-за рассыпанной соли?
Поверье, что рассыпанная соль – к ссоре, берет свое начало с того времени когда соль стоила очень дорого. Рассыпанная соль означала новые расходы на ее покупку, и того, кто рассыпал - за это ругали.
Что бы помирить людей можно собрать всю рассыпанную соль вместе с мусором, попавшим в неё, растворить в воде, отстоять – крупный, тяжелый мусор осядет, осторожно слить раствор, профильтровать, очищенный раствор выпарить. Таким образом, получим туже, но очищенную от мусора соль.
Ребята приготовили сообщения о влиянии соли на организм человека. Даша и Никита.
Соль необходима организму, т.к. содержит натрий, который участвует в водно-солевом балансе организма. Без натрия невозможна нормальная работа нервных окончаний, а также замедляется передача импульса по нервным окончаниям и мышечным волокнам. Кроме того, без натрия невозможно усвоение питательных веществ, особенно в тонком кишечнике и почках.
Особенно важно учитывать то, что влияние соли на организм человека увеличивается при физической нагрузке, когда выделение пота намного больше, а вместе с потом, организм теряет и соль, которую следует пополнять за счет минеральной воды, овощей и фруктов, в которых содержится достаточное количество соли.
Влияние соли на организм человека бывает и отрицательным и это связано с тем, что люди не учитывают наличие соли в продуктах и чем человек больше солит пищу, тем больше ему хочется кушать более соленую пищу. Таким образом, появляются излишки ее в организме, и это приводит к почечной недостаточности, сердце также начинает работать с нагрузкой. Согласно рекомендуемой норме, в сутки соли нужно съедать до 5 грамм.
7. Как разделить смесь серы и железных опилок? С помощью магнита. Клип.
8. Какие агрегатные состояния веществ вы знаете?
2. Формирование новых понятий и способов действия.
С телами природы постоянно происходят изменения. Тает снег, кипит вода, разрушаются горы,ржавеет железо, гремит гром. И цель нашего сегодняшнего урока раскрыть многообразие этих изменений, понять, какие явления происходят в природе.
Давным –давно , ещё в 6 веке до н.э. в Греции жил философ Гераклит .Вот посмотрите на фотографию бюста, на которой запечатлён учёный муж в раздумьях. Прожил он длинную жизнь. Однажды, созерцая природу, он сказал: «Всё течёт, всё изменяется». С тех пор прошло 26 столетий. Сегодня я предлагаю обсудить верность этих слов. Но на веру мы ничего принимать не будем, а будем проводить эксперименты и доказывать.
Давайте рассмотрим примеры:
Вот перед вами пружина . Её можно растянуть, сжать, изогнуть. Что изменится? ( Длина, расположение в пространстве).
2. А сейчас я возьму белый лист бумаги, сложу его и вырежу красивую снежинку. Что сейчас изменилось? ( Форма, размеры)
3. Каждое утро мы пьем чай. Для этого нужно вскипятить воду. Что происходит с водой?
Вот какие изменения могут происходить.
4. Вот сейчас вы сидите и внимательно слушаете меня. А теперь я говорю: « Встали дети из-за парт, подняли руки кверху, потянулись, потянулись, опустили руки. присели, подпрыгнули и сели за парты. Что же сейчас с нами происходило? ( Изменение тел в пространстве).
5. Ну а теперь у меня вопрос. Чтобы изменения произошли, нужно обязательно перемещаться? А если тело находится в состоянии покоя могут ли в нем происходить изменения? ( да, могут) Например, яблоко спокойно лежало и вдруг превратилось из сочного и вкусного в гнилое.
6. Многим из вас нравится чай с лимоном. Что происходит с чаем, если в него положить лимон? Изменится цвет.
7 .А вот кусочек медной проволоки. Она красная и блестящая. Сейчас мы её нагреем на пламени спиртовки. Что произошло? (Она почернела и изменила свой внешний вид)
Мы рассмотрели разные виды изменений . Все изменения происходящие в природе называются явлениями. ( Записываем правило в тетрадь).
Если это химические изменения, то это химические явления.
Если это физические изменения, то это физические явления
Следовательно, мы наблюдали сегодня несколько видов явлений. Давайте вспомним, примеры каких явлений мы сегодня изучили? Для этого заполним таблицу.
Химические явления Физические явления
1.Почернение медной проволоки.
2. Изменение цвета чая, в присутствии лимона
3. гниение яблока. 1.Изменнения длины пружины
2.Вырезание снежинки.
3.Физические упражнения.
4. Кипение воды.
Признаки химических реакций:
Изменение цвета;
Изменение запаха;
Выпадение (растворение) осадка;
Выделение газа;
Выделение (поглощение) теплоты.
Правила ТБ
Вещества в лаборатории на вкус не изучаются –
Это строго-настрого запрещается.
Нельзя смешивать или сливать
Все химические вещества подряд.
С едкими веществами (кислоты, щелочи) работать можно,
Но крайне осторожно.
Если кислоты или щелочи на тебя попадают,
Их большим количеством воды немедленно смывают.
Кислоту в воду добавляют –
Только так кислоту разбавляют.
Если жидкость воспламеняется легко,
Работаешь с ней от огня далеко.
С приборами нагревательными
Работай очень внимательно.
На рабочем месте – порядок и чистота,
Правило это выполняешь всегда.
3. Формирование умений и навыков.
А сейчас мы на практике рассмотрим физические и химические явления. Опыты выполняют учащиеся
Опыт 1. Растирание в ступке мела.
Какое явление наблюдаете?
Опыт 2. Приливание к растертому мелу слабого раствора кислоты (лимонной).
Какое явление наблюдаете?
III. А сейчас проверим свои знания.
а. Что такое явления природы?
б. Чем физические явления отличаются от химических?
в. Работа с ТПО,упр.6, с.40. Проанализировать список: Химические явления- встаем.
Вывод:
Мысль Гераклита верна: окружающий мир постоянно меняется.
Изменения, происходящие в природе, называют явлениями.
4. Домашнее задание.
Стр.67-71.
2.Нарисовать на альбомном листе примеры физических и химических явлений.