Презентация: Детское экспериментирование как средство познавательно — речевого развития детей дошкольного возраста
Старшая группа «Русачок»Воспитатель: Ахмадеева Н.В., Детское экспериментирование как средство познавательно - речевого развития детей
Что я слышу – забываю.Что я вижу – я помню.Что я делаю – я понимаюКонфуций.
Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь. В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.
В процессе детского экспериментирования дети учатсяВидеть и выделять проблемуПринимать и ставить цельАнализировать объект или явлениеВыделять существенные признаки, связиВыдвигать гипотезы, строить сложные предложенияДелать выводы Отбирать материал для самостоятельной деятельности
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.Для удовлетворения этих потребностей мы активно проводим следующую работу:
Наблюдения в природеПокорми птиц зимойЭкскурсии к метеостанции
Наблюдения в природеОсень наступила…Сбор природного материала для будущих поделок
В нашей группе мы также создаём условия для развития познавательной и речевой деятельности ребёнка по средствам экспериментальной деятельности. Для проведения опытов, экспериментов и наблюдений мы создали уголок исследований «Любознайка».
Уголок «Любознайка»: Комнатные растения
Уголок «Любознайка»Приборы для проведения опытов и экспериментовПриродный и бросовый материал
Панно для самостоятельной поисковой деятельности детей
Уголок «Любознайка»: Панно для самостоятельной поисковой деятельности детей.Отмечаем изменения происходящие в природеЗакрепляем знания о перелетных и зимующих птицах
Уголок «Любознайка»:Мини – музей поделок из природного материала
Знакомство детей с лабораторным оборудованиемЗнакомство с песочными часамиЗнакомство с лупой
Мы проводим следующие опыты:- с объектами живой и неживой природы (с растениями, воздухом, водой, песком, землёй);Опыт с водойОпыт: Извержение вулкана
-Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);Выявление свойств сыпучих веществ Выявление свойств камней
-Развиваем географические представления – знакомим с глобусомРабота с глобусомРабота с глобусом
При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности. Для этого созданы карточки, помогающие детям в закреплении правил проведения опытов и КГН.
Опыты и эксперименты проводятся разные: -демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами).
-фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) Те и другие опыты учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.
Дидактические игры в уголке «Любознайка»«Волшебный сундучок»Угадай по запаху
Дидактические игры в уголке «Любознайка»«Ящик ощущений»Угадай на ощупь
Дидактические игры в уголке «Любознайка»«Разбери по форме и размеру»«Различи морские и речные камешки»
Создай коллекцию«Коллекция камней»«Коллекция ракушек»
В уголке экспериментов в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.Картотека занимательных опытов и экспериментовКартотека опытов для самостоятельного проведения детьми (картинки – схемы)
Поделки из природного материалаПоделки из листьевПоделки из камней
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий мы рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Благодаря проводимой нами работе удается: поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек»; направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.