Урок информатики Метод координат

Арзамасцева Ирина Васильевна,
учитель информатики МБОУ «Основная общеобразовательная школа №23»

Метод координат

Класс :5

Тип урока: «открытия» нового знания

Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация урока (ЦОР издательства БИНОМ – Антонов А. М., 2012 (к учебнику Л. Босовой 5 класс) - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Цели для учителя:
- познакомить учащихся с сущностью понятия «метод координат» как с одним из наглядных способов кодирования графической информации с помощью чисел;
- научить искать координаты в прямоугольной системе координат в измененных условиях и нестандартных ситуациях;
- показать практическую значимость этого метода.
Цели для ученика:
- научиться определять координаты точек в прямоугольной системе координат;
- преобразовать координаты точек в рисунок.
Предметные:
сформировать у обучающихся представление о методе координат, как способе кодирования графической информации;
умение находить точки на декартовой системе координат.
Метапредметные:
закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
иметь представление о подходах к кодированию информации;
применение координатной плоскости для представления графической информации.
Личностные:
стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;
формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
осуществление контроля и самоконтроля;
развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
навык построения графиков с применением координатной плоскости


Ход урока

Этапы урока
Действия учителя

Действия ученика

Доска и оборудование

Формируемые
УУД

Самоопределение к деятельности
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Дети проверяют свою готовность к уроку (наличие принадлежностей)

Принадлежности к уроку.
Коммуникативные, личностные.

Актуализация знаний.
Цель: вспомнить ранее изученный материал, необходимый для восприятия нового материала.
Учитель задает вопросы
1)Что такое код?
2)Что такое кодирование?
3)Какие способы кодирования вы знаете?
А теперь работаем в парах вы получаете на парту карточку с заданием. Декодируйте данное вам сообщение.
Проверяем как выполнено задание.
Как мы с вами убедились любая информация может быть представлена в виде чисел.
А графическую информацию мы можем закодировать в виде чисел?
А как вы думаете, каким образом?
-Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?
Сегодня мы с вами рассмотрим «связь» чисел и точек, используя систему координат. Кто знает, как она называется?
- какую цель мы наметим?

Дети отвечают на вопросы 1-3, и получают карточку с заданием.


Работают в парах.










- Да


- Варианты ответов








- Прямоугольная система координат
Слайд2




































Познавательные:
- структурирование знаний, - рефлексия способов и условий действий,
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные:
- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка
Коммуникативные:
- ориентация на партнера по общению,
- умение слушать собеседника, - умение аргументировать свое мнение,
- убеждать и уступать
Личностные:
- развитие логического мышления,
- знание основных моральных норм


Создание проблемной ситуации. Цель: с помощью подводящего диалога сформулировать тему урока
В виде чисел на слайде закодирована текстовая информация, связанная с темой нашего сегодняшнего урока.

Слайд 3
Регулятивные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- структурирование знаний;
Познавательные УУД:
- формирование понятия координатной плоскости
- поиск и выделение необходимой информации
Личностные:
- развитие внимания, зрительной и слуховой памяти;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирование границ собственного знания и «незнания»
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- планирование учебного сотрудничества.

Формулирование проблемы
Записывает тему урока на доске.
Формулируют и записывают тему урока в тетради.
Доска.
Личностные.

Постановка учебной задачи.
Актуализация опорных знаний и способов действий
– Что мы с вами сейчас сделали?
– Какой способ кодирование здесь был применен?
– Какой вид информации мы будем кодировать сегодня?
– Так что же будет являться целью нашего урока?
Декодируют словосочетание «Метод координат»
Числовое кодирование
Графический
Кодирование графической информации с помощью метода координат



Первичное усвоение новых знаний. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

На уроках математики вы уже сталкивались с простым видом системы координат числовой осью. Но сегодня мы познакомимся с декартовой системой координат.
Идет обсуждение сообщения, задаются вопросы.
Учащиеся смотрят на слайд
Один ребенок читает сообщение о Рене Декарте. Остальные слушают. Общаются, отвечают на вопросы.
Слайд 4




Слайд 5
Регулятивные:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя
Коммуникативные:
- умение слышать и слушать

Создание проблемной ситуации Спрогнозировать предстоящую деятельность

Давайте посмотри как же выглядит декартовая (прямоугольная) система координат.
Что вы видите?
Что вы можете сказать про ось X? Про ось Y?
На сколько частей делится плоскость?
Правильно, молодцы, это 4 четверти, мы с вами будем работать с первой частью, где используются положительные числа.
Если я поставлю точку на плоскости, то как я смогу ее закодировать?
Учащиеся отвечают на вопросы, идет обсуждение
Пересечение двух прямых.
Х – горизонтальная, Y – вертикальная.
На 4 части.
 
Дети выдвигают свои версии, идет обсуждение.
Слайд 6
Личностные:
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания;
Познавательные:
- самостоятельное решение проблем творческого и поискового характер
Коммуникативные:
- умение слышать и слушать

Изучение нового материала
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы
Для кодирования точки есть определенное правило. В скобках записывается через запятую два числа, первое по оси X, второе по оси Y.

Учащиеся слушают и отвечают на вопросы.
 

Слайд 7
Познавательные:
- осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя
Коммуникативные:
-умение слышать и слушать

Первичная проверка понимания Умение выделять главное, существенное логически излагать свои мысли


Давайте теперь потренируемся определять координаты.
А теперь, наоборот, по заданным координатам построим изображение.
В рабочих тетрадках выполните задание № 99 на странице 69.
Сравните полученный результат с изображением на слайде. Те, кто быстро делают работу получают дополнительно задание.
Учащиеся определяют координаты геометрических фигур
 
 
Выполняют задание.
 

Слайд8-10



Слайд11






Слайд12

Личностные:
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания;
Регулятивные:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя
Познавательные:
- осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Динамическая пауза
Включает электронную физкультминутку для глаз
Выполняют физкультминутку для снятия утомления
Слайд13
Здоровьесберегающая методика для снятия утомления

Контроль усвоения. Работа за компьютером
Тренировать навыки работы с «Координатной плоскостью»
Совместно с учащимися рассматриваем интерфейс новой программы, знакомимся с ее возможностями.
Раздаю карточки с заданием. Тот, кто быстро работает, получает карточку с дополнительным заданием или помогает отстающим.
Проверяем полученные результаты.
Пересаживаемся за парты.

Пересаживаются за компьютеры, запускают программу «Координатная плоскость»
Выполняют задание
 
 
 
 
 
Определяют координаты точек





Слайд 14









Личностные:
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств ИКТ (компьютера);
Коммуникативные:
-умение слушать, вести диалог;
Регулятивные:
-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; достижения цели при помощи фиксированного набора средств
Познавательные:
-выполнение задания в программе «Координатная плоскость»

Вывод. Домашнее задание

Приведите примеры, где еще в быту используется метод координат?
Домашнее задание
Придумать и нарисовать рисунок в тетради, и написать к нему программу.
Закрепить, повторить полученные знания по темам «Кодирование информации». «Метод координат»
 
 
Учащиеся записывают домашнее задание
Слайд 18-20






Слайд 21
Личностные:
-самоорганизация
Регулятивные:
- оценка и осознание уровня и качества усвоения; контроль
Коммуникативные:
- умение выражать мысли, слушать, вести диалог

Рефлексия
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Задает вопросы:
Можете ли вы назвать тему урока?
Вам было легко или были трудности?
Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
Какое задание было самым интересным и почему?
Как бы вы оценили свою работу?
Отвечают на вопросы учителя

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные:
- контроль и оценка своей деятельности в рамках урока
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения
Личностные:
- рефлексия способов и условий ;
- действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Литература
Босова, Л. Л. Информатика: учебник для 5 класс/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова// М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2015. 184 с.: ил.
Босова,Л.Л. Методическое пособие. 5 класс/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова// metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/mp-
5kl-fgos.pdf
Босова, Л. Л. .Рабочая тетрадь для 5 класса /Л. Л. Босова, А. Ю. Босова //М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 152 с.
Программа «Координатная плоскость» txt.ensayoes.com/docs/index-4128.html
Физкульминутка videouroki.net/


15