Статья Современные образовательные технологии как средство формирования у обучающихся универсальных учебных навыков
Современные образовательные технологии как средство формирования у обучающихся универсальных учебных навыков: от действия к мысли
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. Что же такое «универсальные учебные действия»?
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного получения нового социального опыта. В более узком психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая умение учиться, обеспечивается тем, что УУД открывают учащимся возможность ориентироваться как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций.
К функциям универсальных учебных действий можно отнести:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
УУД носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
По Б. Т. Лихачёв педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические технологии обучения. Традиционные педагогические технологии, укоренившиеся в нашей школе, не смотря на звучащую в последнее время критику, имеют свои положительные стороны:
четкая организация учебного процесса,
систематический характер обучения,
воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке.
Большое внимание при данной технологии уделяется использованию наглядных пособий, таблиц, технических средств обучения.
Апробированные годами традиционные технологии позволяли решать актуальные задачи, поставленные индустриальным обществом. Для данного исторического периода значимыми были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Данные технологии позволили за сравнительно короткий промежуток времени выучить поколение людей, обладающих необходимым объемом знаний и навыков, требуемых для их привлечения в процесс массового производства. Развивающееся производство нуждалось в большом количестве квалифицированных рабочих, служащих и инженеров, владеющих современными технологиями. Все это ставило перед образованием конкретные задачи, с решением которых оно успешно справилось.
Постиндустриальное общество изменило приоритеты в отношении образования людей. Оно в большей степени стало заинтересованным в том, чтобы его граждане были способны быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, самостоятельно и активно действовать, самостоятельно принимать решения.
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике для решения возникающих проблем, иметь возможность на протяжении всей жизни найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (собирать данные необходимые для решения определенной проблемы, анализировать их, делать обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать коллективно в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Традиционный подход к образованию не позволяет в полной мере воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий.
В настоящий момент применяются различные виды личностно ориентированных технологий: универсальные, частнопредметные (например, система поэтапного обучения физике, технология обучения математике на основе решения задач и т. п.), узкоспециальные (например, «школа-парк», Агрошкола и другие), а также альтернативные (предполагающих всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся).В основе личностно ориентированных технологий, лежит активизация деятельности учащихся и повышении эффективности учебного процесса.
Личностно ориентированное обучение открывает возможность использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, направленных на раскрытие субъектного опыта школьников.
При данном подходе перед учителем возникают новые задачи:
создание атмосферы вовлеченности каждого ученика для работы в классе;
побуждение учащихся к высказываниям своих способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
выбор дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
производить оценку деятельности ученика по процессу достижения им конечной цели, не только по результату его деятельности;
поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать способы, предложенные другими учениками в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание обстановки для естественного самовыражения позволяя каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее полно отвечающими поставленным целям являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению.
Перечисленные направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании. Их отличительной особенностью, является обращение особое внимания к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Обучение в сотрудничестве
Данная технология основана на коллективном способе обучения, когда обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, или группах, при этом каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
развиваются навыки мыследеятельности;
актуализируются полученные опыт и знания;
каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
повышается ответственность за результат коллективной работы;
совершенствуются навыки логического мышления;
формируется собственная точка зрения и способность ее отстаивать.
Этот метод обучения недостаточно технологичен, так как сложно управлять учебным процессом. Роль педагога здесь сводится к тому, что он задает тему для учащихся (ставит учебную задачу), а далее он должен создать такую благоприятную среду общения, психологический климат, при которых учащиеся могли бы работать в сотрудничестве. При этом, в отличие от других технологий обучения, педагог является полноправным участником процесса обучения – соучеником (что, разумеется, не снимает с него ответственности за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем).
На начальных этапах работы по технологии обучения в сотрудничестве учителю придется потратить немало времени на разнообразные психолого-педагогические тренинги, направленные на следующее:
сплочение ученического коллектива в целом, отдельных групп учащихся;
освоение азов межличностной и групповой коммуникации;
развитие умений участвовать в диалоге, вести дискуссию;
изучение индивидуальных стилей обучения, социально-психологических типов учащихся, работающих в одной группе.
Дифференцированный подход к обучению
Принцип дифференцированного образовательного процесса наиболее лучшим образом способствует личностному развитию учащихся и отражает сущность и цели современного образования.
Цель дифференцированного обучения – создать каждому ученику все необходимые условия для максимального развития его способностей, в соответствии с его познавательными потребностями. Обучение каждого ученика должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.
Для осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп обучающихся. При этом деление на группы осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки.
Принципы дифференцированного обучения позволяет создать необходимые комфортные условия для получения образования. Данная технология позволяет учителю работать со всеми учениками класса, без необходимости усреднять уровень знаний учеников, что позволит слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. При использовании данной технологии ученик становится субъектом процесса обучения и ему отводится активная роль.
Достичь этой цели позволяет дифференциация заданий по объему и сложности, а также реализация различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке. Иными словами, цель дифференцированного обучения – это оказание психологической и методической помощи учащимся, в достижении успеха в учебной деятельности. Среди достоинств данного способа обучения можно отметить то, что при в процессе обучения в какой-то степени решается проблема неуспеваемости. Каждый учащийся получает задание по своим силам и возможностям, что не может не сказываться на психологическом комфорте учеников и, как следствие, позволяет снизить перегрузки, снимает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства учащихся, повышает мотивацию обучения.
Дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя хорошего знания своих учеников, вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, основанной на последовательности и систематизации. Только при выполнении этих условий можно добиться заданных результатов в усвоении учебного материала, сформировать познавательную деятельность учащихся в соответствии с их различными индивидуальными возможностями, развить их творческую активность и самостоятельность.
Игровые технологии
Игра – самым древним способ обучения. С момента зарождения человеческого общества появилась и потребность, а значит и проблема обучения детей жизненным и социальным приемам и навыкам. По мере развития цивилизации менялись предметы и социальные сюжеты игр.
Отличительной чертой педагогический игры заключается в наличии четко поставленной цели обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Занятия в игровой форме проводятся при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.В методике выделяются следующие виды педагогических игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие,
познавательные, воспитательные, развивающие,
репродуктивные, продуктивные, творческие,
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т. д.
По характеру игровой методики выделяют: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры драматизации.
Преимущества игровых технологий:
позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс;
осуществляются межпредметные связи и интеграцию учебных дисциплин;
меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, а для обеспечения непосредственных игровых успехов, обучающихся в реальном для них процессе);
сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течении короткого времени).
К недостатку игровых технологий можно отнести то, что в процессе игры участники акцентируют внимание на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.
Тем не менее игра позволяет:
без опаски выражать эмоции;
понять себя и испытать на пределе возможностей свои внутренние ресурсы;
осваивает новые способы поведения;
быть задействованным в игре зачастую более интенсивно, нежели в повседневной действительности4обретает возможность оперативно анализировать собственные реакции.
Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога У. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Группа российских педагогов под руководством С.Т. Шацкого работала по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931г. постановлением ЦК ВКП(б)метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию и в настоящее время метод становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес обучающихся к решению определенных проблемам, через овладение некоторой суммой знаний необходимых для решения этих проблем в рамках реализуемого проекта, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Метод проектов – это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, давать возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми».
Таким образом, главными достоинствами проектного метода обучения, является следующее:
актуальность. В центре технологии – ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
формирование исследовательских умений;
мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.
К недостаткам метода можно отнести следующее:
невероятно большой объём работы для учителя и ученика;
отсутствие системности в знаниях и умениях учащихся;
предопределённость конечного результата, и опасность превращения творческой работы в шаблонное «производство проектов».
Таким образом, рассмотренные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГолуб Г.Б. Метод проектов технология компетентностно ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов руководителей проектов учащихся основной школы / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. – Самара : «Учебная литература», 2006.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.
ФГОС: Основное общее образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.